Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI.5. Интерпретация факторов, ограничивающих развитие туризма




Еще один фрагмент исследования, выполненного при подготовке Программы развития туризма в Ханты-Мансийском автономном округе.

В публикациях, посвященных оценке туристских ресурсов, центральные районы Западной Сибири редко упоминаются в положительном плане. Так, в монографии Ю.С.Путрика и В.В.Свешникова “Туризм глазами географа” (1986) приводятся различные классификации, характеризующие территориальную неоднородность условий для развития туризма в пределах России. Во всех случаях Ханты-Мансийскому округу достается одно из последних мест, его территория в целом оценивается как малоблагоприятная для туризма.

Такие оценки имеют под собой основания, однако бесспорными их признать трудно. Действительно, регион отличается чрезвычайно слабым развитием туристской инфраструктуры. Мало железных и автомобильных дорог, что ограничивает передвижение туристов. По условиям для строительства путей сообщения округ относится к категории особо сложных территорий (необходимость большого объема земляных работ по сооружению водоотводов, эстакад, плотин, дамб, мостовых переходов). Транспортная ситуация здесь, несмотря на все усилия, по-видимому, изменится не скоро. Однако, как было уже было показано, регион имеет уникальную по протяженности и разветвленности (десятки тысяч километров) сеть связанных воедино водных транспортных путей. Они соединяют более 200 населенных пунктов региона. Это может быть учтено при выборе приоритетов при развитии туристского транспорта. Обсуждая его проблемы, можно заметить и то, что в округе получил большое развитие авиатранспорт, в т.ч. вертолетный. Этот вид передвижения относится к числу не самых дешевых, но в ряде случаев воздушные перелеты с возможностью сверху обозревать объекты туристского показа оказываются более интересными, чем езда на поезде или автобусе, особенно по равнинам Сибири.

Главное, что на самом деле способно ограничить число желающих приехать в Ханты-Мансийский округ - это суровые гидроклиматические условия. Речная система способна служить для судоходства не более 4-5 месяцев. Сроки очищения рек ото льда: 30.04-10.05 (Иртыш); 10.05-20.05 (Обь). Начало ледостава - 25-30 октября. В пределах навигационного сезона есть неблагоприятные периоды. Летняя межень (вторая половина лета) ограничивает доступ к верховьям Обских и Иртышских притоков. Это необходимо учитывать при определении сроков эксплуатации туристских маршрутов.

Продолжительность и температурный режим осенне-зимнего сезона - еще один ограничитель туристского освоения территории. В зимнее время повторяемость неблагоприятных погод в округе (низкая температура, сильный ветер) превышает 50%, а количество дней с крайне суровой погодой (- 25о и ниже) в районе Ханты-Мансийска составляет около 25%. Рекорды холода во всех населенных пунктах округа характеризуются цифрами ниже -50 о (Сургут, например, -55 о). Скорость ветра за три самых холодных месяца года составляет 3,9 м/сек. Метели в различных районах бывают от 10 до 30 раз за зиму. В этих климатических условиях заболеваемость, связанная с дискомфортностью климата, примерно в 2 раза превышает аналогичные показатели Центрального районов России.

Подобные данные можно было бы рассматривать как основание для запрета туристского использования территории в зимнее время. Однако это было бы слишком стандартным решением. Горные районы Гималаев тоже не отличаются комфортностью погодных условий, однако привлекают к себе сотни тысяч туристов. Значит, дело не в холоде, а в степени готовности и желании людей, в частности, спортсменов-альпинистов, испытать себя и обрести новые впечатления именно в экстремальных условиях. В связи с этим понятно, что сибирская зима, о которой ходят легенды во всем мире, это не запретная зона, а, может быть, особо притягательное поле туристского освоения, хотя и доступное не для каждого.

В условиях Ханты-Мансийского округа, где устойчивый снежный покров держится до 200 дней в году, весьма вероятна популярность сверхдлинных лыжных походов для спортсменов высших квалификационных разрядов. Кого-то привлекут путешествия на оленьих и собачьих упряжках. Может быть, главными событиями туристской жизни округа станут международные ралли на снегоходах, “серфинг-туры” на лыжных катамаранах по обскому льду или по насту гигантских болотных массивов. Речь идет о формировании новых туристских программ, способных своей необычностью, в т.ч. по причине особо сложных климатических условий, привлечь сюда представителей многих стран.

Несложно предвидеть контингент спонсоров подобных программ. Это могут быть фирмы, производящие инвентарь для зимних видов спорта, снегоходы и другие транспортные средства, зимнюю спортивную и рабочую одежду.

Еще одна легенда Западной Сибири, способная и отпугнуть, и привлечь сюда туристов, - это кровососущие насекомые (комары, мошка, мокрецы, слепни). В округе их обитает до 70 видов, а активность их в пик сезона в некоторых районах достигает поистине мировых рекордов - до нескольких сотен укусов в секунду. Не каждому дано выдержать подобные испытания. Здесь на помощь придут репелленты. Кстати, их производители - потенциальные спонсоры для развития летних туров.

Для тех, кто боится комаров, можно порекомендовать безопасные периоды: до начала массового вылета гнуса (между 24.05 на юге округа и 18.06 на севере), либо после спада его активности (со второй половины августа). Именно на безопасные периоды приходятся такие туристские “приманки”, как весенняя и осенняя охота на водоплавающую дичь, а также массовое созревание даров сибирского леса. После середины августа заканчивается формирование урожая брусники, черники, голубики, красной и черной смородины, клюквы, кедрового ореха.

Среди факторов, серьезно ограничивающих развитие туризма, следует назвать медико-биологические условия региона. В долине реки Оби и других крупных рек известны районы с предпосылками природно-очаговых болезней: описторхоза, дифиллобатриоза, туляремии, клещевого энцефалита и риккетеноза, трихинеллеза, тенниоринхоза. Такие болезни (случаи заражения людей) фиксировались в Ханты-Мансийском, Березовском, Белоярском, Октябрьском, Нижневартовском и Сургутском районах. Особенно велика степень поражения описторхозом - 50-70% населения.

Это тревожные факты, однако их не следует драматизировать. Известны меры предосторожности, предотвращающие опасность заболеваний. Повышенный риск связан с посещением кустарниково-травяных болот, использованием в пищу сырого и плохо проваренного мяса и рыбы. Туристское обслуживание на территории округа должно осуществляться под наблюдением медиков. Впрочем, это обязательное условие развития туризма и в любом другом регионе

Завершая обзор факторов, лимитирующих перспективы развития туризма в Ханты-Мансийском округе, следует подчеркнуть, что природные условия данной территории достаточно специфичны и действительно суровы, что делает необходимым их тщательный учет при планировании туристских программ, маршрутов и сервиса. Однако необходимость в этом существует повсюду, даже на южных курортах, где тоже не все сезоны благоприятны, и есть свои опасности. Важно их знать и предвидеть, чтобы в одних случаях предусмотреть профилактические мероприятия, а в других - специально “обыграть” заранее дозированную степень риска для привлечения тех категорий туристов (например, спортсменов), для которых именно сложность и опасность маршрута является достоинством.

ЗАДАНИЕ: Назовите характерный для Вашего региона фактор, лимитирующий развитие туристской деятельности, и предложите путь преодоления этого ограничения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.