Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия как наука и способ духовного освоения мира




 

Термин «философия» древнегреческого происхождения и буквально означает любовь к мудрости. Таким образом, философия по первоначальному смыслу слова – любомудрие, или любовь к мудрости. Первоначально российских философов X-XVIII вв. так и называли - любомудры. Близким по смыслу является и древнеиндийское название философии – «даршака», что буквально означает «видение истины».

По преданию, великий Пифагор, из скромности не желая, чтобы его называли мудрецом, утверждал, что он лишь «любитель мудрости», т.е. философ. Этим термином в антич­ном мире обозначалась вся совокупность нерасчлененного (синкретического) знания мудрецов-философов о мире, обществе и человеке. Особенностью философского знания до сих пор выступает разумная мудрость, которая отличается от мудрости житейской, обыденной.

Великий древнегреческий мыслитель-энциклопедист Аристотель (IV в. до н. э.), известный миру как основатель Ликея (школы фи­лософов) и учитель полководца А. Македонского, так писал по поводу мудрости: «Во-первых... мудрый, насколько это возмож­но, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека... В-треть­их, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин...»[3].

В отличие от мифологических и религиозных представлений философская мудрость базировалась на разумном (логическом, понятийном) анализе и обоб­щении жизненных наблюдений, доказательстве истинности выводов вместо фантастических сюжетов и безоглядной веры в богов. «Платон мне друг, но истина дороже», - дошли до нас слова Аристотеля – лучшего ученика Платона, выпускника основанной Платоном в древних Афинах «Академии» (школа-сад в честь мифического героя Академа), где юноши обучались искусству размышления. Древние философы-мудрецы советовали людям довольствоваться немногим, чтобы все блага жизни не заслоняли главных вопросов.

Такие главные вопросы они формулировали, в частности, следующим образом: что есть окружающий нас мир? как он устроен и мож­но ли его познать? что представляют собой жизнь, смерть и бес­смертие? как устроены природа, общество и человек? в чем состо­ит смысл человеческой жизни? Эти и другие вопросы остались за философией и тогда, когда от единого древа человеческой мудрости постепенно отпочковались конкретные науки - физика, математика, медицина, астрономия и т.п.

К нынешнему времени сложилось пони­мание философии в трех основных аспектах.

Аспект первый касается философии как особого способа духовного восприятия мира, общества и человека. Здесь филосо­фия выступает не наукой, а одной из форм общественного и ин­дивидуального сознания, своеобразным типом мировоззрения об­щества и человека. Специфика философского восприятия мира состоит в его освоении с позиций предельно общих и наиболее универсальных принципов, законов и категорий человеческого бытия.

Мудрый, философски развитый человек всегда может рас­смотреть в простоте упавшего с дерева листка всю сложность природного и человеческого бытия, пользуясь принципами всеоб­щей связи и развития для подъема на Олимп философских обобще­ний и выводов. С другой стороны, высшая мудрость состоит и в том, чтобы с высоты философского Олимпа рассмотреть и вы­делить в сложном многообразии природных и социальных процес­сов самое главное, непреходящее и вечное, жизненно необходи­мое. Наличие этих двух потоков человеческой мудрости свиде­тельствует о философском складе ума и мировоззрения человека.

Поскольку каждый человек в известной мере способен к духовному освоению мира, постольку каждый из нас по-своему мудр и в такой же мере философ. Однако с философской мудростью ничего общего не имеют абстрактные, «голые» демагогические рассуждения, удаленные от реальной жиз­ни. Нередко под философией понима­ются рассуждения «чем непонятнее, тем интереснее», подобно тому, как один из героев комедии югославского сатирика Б. Нушича «Доктор философии»[4] утверждает, что «философия - это когда я не понимаю, о чем ты говоришь, а ты не понимаешь, о чем говорю я».

Философское отра­жение мира не только абстрактно как предельно обобщенное понимание мира, но и конкретно с точки зрения универсальной возможности проявле­ния в природе, обществе и мыслительной деятельности человека. Постижение общего в философии позволяет человеку глубже по­знать внутреннее существо вещей и процессов, которое скрыва­ется за внешними свойствами и признаками.

Второй аспект понимания философии заключается в пред­ставлении ее научного статуса и содержания. Существует, по крайней мере, три точки зрения на соотношение философии и науки.

Первая исходит из утверждения, что философия — это наука. Этот взгляд берет свое начало от Ари­стотеля и характеризует философию как науку о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Эта позиция опирается на следующие аргументы:

· философия имеет единые с наукой принципы освоения действительности: объективность, систем­ность, проблемность;

· философия выполняет единые с наукой функции: позна­вательную, прогностическую, методологическую, мировоззрен­ческую, воспитательную и др.;

· как и любая научная система знаний, имеет свои законы, свой кате­гориальный аппарат;

· имеет свой объект и предмет иссле­дования, представляет собой объективно истинное, систематизи­рованное и практически действенное знание о закономерностях развития мира, общества и человека.

Вторая точка зрения заключается в доказательстве того, что философия не является наукой в силу следующих ее характеристик:

· выводы философии всегда гипотетичны, а научные знания должны быть точны, определен­ны и однозначны;

· философия субъективна, ибо, сколько философов, столько и философий;

· философские знания аксиологичны – они всегда содержат в себе оценку, которая не может не быть субъективной;

· философские знания, как правило, нельзя ни подтвердить опытом, ни опровергнуть, поскольку эти знания абстрактны, предельно обобщенны;

· в отличие от научных понятий категории философии неопределен­ны, многозначны, разные философы в одно и то же понятие вкладывают различный смысл (например, многозначно тракту­ются понятия материи, души, человека, мира, познания и т.д.).

Эти аргументы приводят к выводу о том, что фи­лософия — это не наука, а мировоззрение, модернизирован­ный миф или своеобразная религия.

Третья точка зрения сводится к тому, что философия и наука как две самостоятельные системы знаний взаимопереплетаются, взаимопроникают друг в друга, неразрывно связаны между собой. Таким образом, их противопоставление условно, философия одно­временно может рассматриваться и как научная, и как ненаучная система знаний[5].

На наш взгляд, справедлива точка зрения тех авторов, которые считают, что «в русле современного понимания сущности и особенностей философии можно утверждать, что философия — это научное мировоззрение. Или, другими словами, с одной стороны, это наука мировоззренческого, предельно общего, уровня, а с дру­гой – это мировоззрение, основывающееся на рациональном, научном знании»[6]. Иными словами, философия отражает и выражает теоретическую сторону научного мировоззрения.

Как любая другая наука, философия является сферой познавательной деятельности, проявления творческих сил человека. Она обладает всеми необ­ходимыми признаками науки: имеет свой объект и предмет иссле­дования, представляет собой объективно истинное, систематизи­рованное и практически действенное знание о закономерностях развития мира, общества и человека.

Объектом изучения философии является весь окружающий нас мир во всем богатстве его проявлений. В мире нет ничего, что не могло бы стать объектом философского познания. Но это вовсе не означает, что философия претендует на решение всех научных проблем. Она решает лишь те вопросы, которые касаются ее предметной области, а потому не подменяет собой другие науки.

Предмет философии обусловлен тем, что она изучает лишь наиболее общие связи и отношения человека с миром, природой, общест­вом и самим человеком, а также возможности и общие проблемы познания этих связей. Исследуя всеобщие связи человека с окружающим миром, философия выявляет и формулирует всеобщие законы развития природы, общества и человека с его духовным миром.

 

Длительное время, когда отечественная философия была марксистско-ленинской, под предметом философии понималось материалистическое решение основного вопроса о соотношении материи и сознания и изучение на этой основе наиболее общих законов развития природы, общества и человеческого мышления. Жесткое противопоставление материального и духовного было необходимо для выявления в философии двух противоположных направлений - материалистического и идеалистического, между которыми идет непримиримая борьба. Эта борьба двух «партий» в философии использовалась в марксизме-ленинизме как теоре­тическое обоснование непримиримости классовой борьбы в об­ществе и неизбежности революционного перехода от капиталис­тического общества к коммунистическому. При этом утверждалось, что материа­лизм всегда олицетворял интересы прогрессивных классов, а идеализм был знаменем реакционных слоев общества.

 
 

 

 


 

Рис. 1. Предмет философии.

 

Современная отечественная философия освобождается от давления «основного вопроса» и однозначной приверженности материалистическому направлению. И это можно только приветствовать. Однако авторы многих учебников по философии не упоминают даже само понятие «основной вопрос философии», очевидно потому, что впервые в явном виде его сформулировал Фридрих Энгельс, определив как вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи.

Однако задолго до Энгельса было подмечено, что философская мысль тесно связана с тем или иным соотнесением духа и природы, мысли и действительности. В зависимости от того, как философы понимали это соотношение, что они принимали за исходное, определяющее, сложились специфические направления философской мысли:

· материалистическое мировоззрение, признающее за первооснову мироздания материальное начало;

· идеалистичес­кое мировоззрение, утверждающее приоритет духовных начал в мироздании;

· дуалистическое миропонимание, которое берет за первооснову одновременно материальное и духовное.

Каждое из названных направлений имеет право на свое место в филосо­фии, на аргументацию своей позиции, а также может быть под­вергнуто критике со стороны оппонентов. Как справедливо подчеркивал акад. Иван Тимофеевич Фролов (1929-99), «существование этих противоположных направлений – факт истории философской мысли»[7]. Он продолжает далее: «важно понять, что полярность «материальное – духовное», «объективное – субъективное» составляет некий нерв любого конкретного философского вопроса или размышления, независимо от того, отдают ли себе в этом отчет те, кто философствует»[8].

Определяя широкий круг проблем, которые являются сущностными для философского знания, выдающийся английский философ, логик, математик, общественный деятель Бертран Рассел (1872–1970) первые две проблемы формулирует следующим образом: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями?»[9]

На какой философской позиции стоять – это дело личных убеждений каждого человека, форми­рующего свое мировоззрение на основе глубокого постижения различных философских позиций, теорий и взглядов. Следует, однако, обратить внимание читателя на один существенный момент. Ныне зачастую критикуют теорию марксизма не только за её действительные грехи, но и за то, чего в ней нет. Подобной критике подвергается и материализм, а попытки его защиты нередко являются довольно неуклюжими.

Так, в одной из публикаций утверждается, что философский материализм «выигрывает в реалистичности суждений, оценок, в практичности, а идеализм берет верх в отстаивании активности личности, обусловленной её творческими способностями, зависимыми от ума и фантазии человека»[10]. Нетрудно видеть, что здесь под материализмом понимается стремление объяснить все явления исключительно материальными причинами, а под идеализмом - исключительно идеальными причинами. Но ведь и самый последовательный идеалист не станет искать причины несварения желудка в происках абсолютной идеи, а станет припоминать, что он съел на обед, то есть выявлять материальные причины. Лишь глупый, вульгарный материализм не признаёт идеальных причин конкретных явлений. Именно эту сторону дела и подчеркивает Ф. Энгельс, формулируя «более острую форму» основного вопроса философии: «Создан ли мир Богом или он существует от века?»[11]

На самом деле единственным основанием различия материализма и идеализма является их ответ на вопрос о происхождении мира, о том, что существует изначально: материя или сознание? За пределами этого вопроса, при решении конкретных философских проблем различия между двумя материалистами или двумя идеалистами могут быть гораздо большими, чем между материалистом и идеалистом. Так, И. Ньютон является идеалистом в том смысле, что ему понадобился Бог для создания Вселенной, которую он потом «завел», подобно часовому механизму. Все последующие мировоззренческие рассуждения Ньютона относительно устройства и закономерностей Вселенной - вполне материалистичны.

Другое дело, что далеко не все философские системы и далеко не все философы в центр своих построений сознательно ставили проблему взаимосвязи материи и сознания. Для одних центральными были проблемы нравственности и «основной вопрос» такой философии лежал в сфере морали, для других на первый план выходили проблемы понимания мира и «основной вопрос» приобретал форму герменевтики, для третьих главной проблемой были закономерности развития общества и «основной вопрос» перемещается в сферу философии истории.

В центре современной философии стоит человек во всем богатстве его связей с окружающим миром. Уникальность человека - в его сознании, мышлении, что дает ему возможность познания и обобщения мировых связей до высоты философского Олимпа. Поднимаясь на эту высоту, человек выявляет и формирует фило­софские, т.е. предельно общие и универсально применимые понятия (категории), законы и принципы жизнедеятельности.

Тем самым система современной философии оказывается предельно близкой идейно-теоретическим основаниям современной социальной работы, центральным принципом которой выступает принцип гуманизма, безусловной ценности человека.

Третий аспект касается понимания философии как учебной дисциплины. Поскольку в центре исследования философии стоит человек, она относится к совокупности социально-гуманитарных учебных дисциплин, подлежащих обязательному изучению в системе высшего специального образования. Развиваясь на протяжении тысячелетий, философия в лице ее многочисленных творцов-философов выдвинула большое количество оригинальных философских концепций развития природы, общества и человека, разработала свои принципы, зако­ны и категории, усвоение которых способствует успешному решению всех задач теоретической и практической деятельности специалис­тов любого профиля.

Поэтому философия как учебная дисциплина в ВУЗе представ­ляет собой совокупность исторически конкретных философских теорий и взгля­дов, относительно устоявшихся и признанных положений и выводов, разработанных принципов, законов и категорий, которые подлежат обязательному изучению в процессе гуманитарного образования будущего социального работника.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 7320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.