Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические судьбы философии марксизма




 

История развития марксистской философии после смерти Маркса и Энгельса достаточно сложна и многообразна. Последователи основоположников диалектического и исторического материализма стали по-разному трактовать принципы этой философии, особенно марксистского учения об обществе, по-разному преломлять их в политической деятельности. Как подчеркивают известные итальянские историки философии, «дело кончилось тем, что Маркса пришлось спасать от марксистов (как раньше Аристотеля от его учеников)»[76].

Постепенно сформировалось несколько различных теоретических направлений, считающих себя продолжателями марксистской теории. Чем обусловлено такое различие?

Во-первых, известной противоречивостью марксизма. Ведь эта теория - не застывшее и во всем гармонизированное собрание окончательных истин. Марксизм - это совокупность взглядов Маркса и Энгельса, формировавшихся на протяжении всей их творческой жизни. А эти взгляды развивались, менялись вместе с углублением их теоретических исследований. Поэтому, к примеру, взгляды молодого Маркса и Маркса зрелого имеют известные различия, нередко весьма существенные.

Во-вторых, разной глубиной и степенью обоснования конкретных проблем в марксизме. К примеру, основоположники марксизма выступали против «казарменного коммунизма», однако предлагали после социалистической революции осуществление таких мероприятий, которые при известных условиях как раз и приводят именно к казарменному социализму: всеобщее огосударствление, централизованное управление экономикой и т.д.

В-третьих, начало ХХ века - время особенно бурного распространения марксизма вширь - было связано с глубокими изменениями в жизни человечества. На стадии империализма в капиталистическом мире достаточно четко проявились две тенденции:

· тенденция к стабилизации и мирному прогрессу на основе некоторого улучшения социального положения рабочего класса и появления новых путей обогащения средних слоев (к примеру, через акционерную форму капитала);

· тенденция усиления революционных настроений трудящихся в условиях усиливающейся противоположности между положением трудящихся масс и богатеющей верхушки общества, как это случилось в России.

Сложились и другие социальные явления, которых не было при жизни Маркса и Энгельса и которые, следовательно, не могли быть исследованы ими, в частности, в рамках философского знания.

Таким образом, и сама специфика марксистского анализа, и изменившиеся социальные условия оставляли возможности разного толкования философии марксизма.

Развитие марксизма на рубеже XIX – XX вв. связано, прежде всего, с именами Франца Меринга (1846-1919), Поля Лафарга (1848-1911), Антонио Лабриолы (1843-1904), Димитра Благоева (1856-1924).

Начало распространения марксизма в России связано с именем Георгия Валентиновича Плеханова (1856-1918), который выступил как материалист-диалектик, страстный проводник марксизма и непримиримый борец с попытками ревизии этого учения. В 1883 г. в Женеве несколько марксистов во главе с Г.В. Плехановым образовали первую русскую марксистскую организацию – группу «Освобождение труда».

Разделяя идею Маркса об определяющей роли экономического базиса в жизни общества, он выступал против упрощенного понимания этого тезиса, подчеркивая, что экономика «торжествует не сама собой», она опосредуется известными политическими отношениями. Вместе с тем Плеханов предостерегал против преждевременных коммунистических экспериментов при отсутствии зрелых экономических предпосылок для перехода к новому экономическому строю, в противном случае дело придет «к обновленному царскому деспотизму на коммунистической подкладке».

Особое направление развития теории и практики марксизма, в частности его философии, составила западная социал-демократия, в недрах которой развивается идея о демократическом социализме, при этом упор делается на мирный, без кровопролитий, переход к новому обществу на основе соответствующих социальных реформ. Социал-демократы особое внимание уделяют необходимости полного вызревания необходимых социально-экономических предпосылок для социализма.

Долгое время в советской литературе как синоним предательства интересов рабочего класса рассматривался ревизионизм – попытка пересмотра классического марксистского наследия, его ревизии в соответствии с изменившимися общественными отношениями. Так, немецкий социал-демократ Эдуард Бернштейн (1850-1932) критиковал вывод Маркса об обнищании пролетариата как относящийся к раннему капитализму, полагал, что число собственников увеличивается и возрастает роль среднего класса в обществе. Он высоко оценивал роль демократии, которая в капиталистическом обществе не позволяет ни одному классу пользоваться политическими привилегиями по отношению ко всему обществу. Оптимистичнее Маркса он смотрел на перспективы капитализма, считая, что разрушительных революционных потрясений можно будет избежать путем политики постепенных реформ, которые позволяют капитализму трансформироваться в социалистическом направлении. Во многих отношениях идеи Бернштейна ныне представляются весьма дальновидными и по сути дела развивают дальше марксистские идеи в новых условиях.

Особую роль и влияние в ХХ столетии приобрело развитие теории марксизма В. И. Ульяновым-Лениным (1870-1924), который весьма резко выступал против ревизионизма Э. Бернштейна. Вместе с тем он сам пересмотрел ряд идей социальной философии Маркса (по сути дела, подвергнув их ревизии) применительно к конкретным условиям тогдашней России, дополнил социальную философию марксизма собственными теоретическими выводами. Среди них идеи о неравномерности экономического и политического развития стран при капитализме и в соответствии с этим невозможности победы социализма во всех капиталистических странах одновременно, о возможности “прорыва капитализма” в его наиболее слабом звене. В споре с Плехановым и западной социал-демократией Ленин считал, что пролетариат может вначале завоевать власть, а затем с помощью государственных рычагов формировать экономический фундамент социализма[77].

Учение Маркса о диктатуре пролетариата Ленин дополняет, включая в состав движущих сил социалистической революции беднейшее крестьянство. Он делает выводы о новой форме власти - Советах, развивая марксистское учение о государстве. Эти положения ленинизма вытекают из его социальной философии. Так складывалось учение марксизма-ленинизма - наиболее радикальное течение в марксизме, в некоторых позициях существенно отличное от «аутентичного» марксизма.

Что касается собственно философских идей, то Ленину принадлежит заслуга защиты материалистических философских принципов в его знаменитой работе «Материализм и эмпириокритицизм». Здесь Ленин дал философский анализ современного ему естествознания, показал, как открытия в этой области подтверждают известные положения диалектического материализма. Ленин раскрыл методологическую роль материалистической философии и диалектического философского метода для дальнейшего развития естествознания. В философских работах Ленина много внимания уделено анализу и развитию диалектики, в частности диалектики процесса познания, диалектики общественной жизни.

После смерти Ленина ленинизм стал официальной идеологией СССР, а затем и ряда западноевропейских стран, претерпевая ряд упрощений и искажений, особенно в такой его форме, как сталинизм.

Долгие десятилетия в марксизме-ленинизме нельзя было изменить ни буквы без того, чтобы заслужить обвинения либо в оппортунизме (соглашательстве с идейным классовым противником), либо в ревизионизме как попытке протащить немарксистские элементы в марксистскую философию. Это нанесло серьезный ущерб как философскому наследию Маркса и Энгельса, так и процессу развития философии в нашей стране.

 

Есть ли будущее у марксизма? Официальный марксизм-ленинизм, особенно в его сталинской трактовке, подвергался критике западными марксистами, которые призывали вернуться к “подлинному марксизму”, очищенному от догматических и упрощенных искажений. В их числе итальянский марксист Антонио Грамши (1891-1937), который выступил против абсолютизации «железных законов истории». История предоставляет человеку спектр возможностей, из которых личность осуществляет свой выбор, а потому ответственна за свои поступки.

Теоретики постмарксизма – современного направления западной философии (иногда называют неомарксизм) – развивают, прежде всего, гуманистические принципы марксистского учения. Неомарксисты считают, что положения Маркса: свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех; тезис об удовлетворении подлинно человеческих потребностей; требование преодоления эксплуатации и отчуждения - сохраняют свое значение и поныне. Вместе с тем они считают, что условия их осуществления, выдвинутые Марксом, носят утопический характер. Это, прежде всего, бесклассовая и безгосударственная организация общества, упразднение частной собственности и товарно-денежной экономики. Постмарксизм активно ассимилирует идеи немарксистской философии и поэтому представляет собой достаточно широкое и разнородное движение. Среди его представителей следует назвать венгерского философа Дьердя Лукача (1885-1971), Франкфуртскую школу немецкой философии (Юрген Хабермас, р. 1929; Герберт Маркузе, 1898-1979), получивший широкое распространение в 60-70-е годы фрейдомарксизм с его попыткой синтеза представлений о личности во фрейдизме[78] с социальной проблематикой марксизма, а также ряд других направлений.

Видимо, правы те, кто считает, что в марксизме наряду с устаревшими положениями сохраняют свою актуальность многие идеи, обращенные к будущему: о социальной справедливости, преодолении отчуждения человека, коллективной солидарности, ведущей роли отношений собственности, экономической сферы в целом для всей жизни общества. Еще более важны не конкретные выводы, а философская методология марксизма, его последовательно материалистическое мировоззрение и диалектический метод. «Миропонимание Маркса, - подчеркивал Ф. Энгельс, - дает не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования и метод для этого исследования»[79].

Подобного рода выводы делает в недавней книге и наиболее глубокий отечественный знаток марксизма акад. Т.И. Ойзерман [80].

Показательно, что в рамках ХХ Всемирного философского конгресса (август 1998 г., Бостон, США) прошло заседание Общества философских исследований марксизма. И как всякая великая теория, марксизм заслуживает изучения и широкого исследования, подобно творениям другим великих умов. Так, в Германии действует Институт Гегеля, Институт Канта. В связи с этим, по меньшей мере, нецелесообразным представляется закрытие в нашей стране Института марксизма-ленинизма, в стенах которого изучалось теоретическое наследие трех выдающихся мыслителей и их последователей.

Краткие выводы. Возникновение философии марксизма явилось закономерным процессом обобщения предыдущей философии, откликом на запросы развития естествознания, было обусловлено необходимостью разработки теории общественного развития с учетом интересов нового класса - пролетариата.

Как философия, марксизм имеет открытый творческий характер. Став идеологией ряда социалистических государств, он проявил склонность к упрощению, вульгаризации и догматизации.

Ныне развитие марксизма реализуется во многих формах, в том числе и в русле «постмарксизма».

Как несомненное достояние духовной культуры человечества, марксизм требует обстоятельного изучения, а его творческое содержание остается, безусловно, жизнеспособным и методологически ценным, касается ли это его мировоззренческих аспектов или его диалектического метода.

 

Основные вопросы для самоконтроля

1. Покажите, почему философию Гегеля и Фейербаха можно считать теоретическим источником марксизма.

2. Каковы предпосылки становления и развития марксистской философии?

3. Какова сущность марксистской философии?

4. Покажите исторические судьбы философии марксизма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 6155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.