Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основных терминов курса




Агностицизм - полностью или частично отвергает возможность познаваемости мира.

Аксиология -учение о ценностях.

Альтернатива (фр. alternative - чередование) – наличие взаимоисключающих друг друга возможностей и необходимость выбора между ними.

Альтернативистика – рассмотрение альтернативных вариантов истории развития объекта.

Анализ - разложение, расчленение предмета или явления на составные части с целью изучения этих частей.

Аналогия – прием исследования, при котором на основе сходства объектов в одних признаках, делаются выводы об их сходстве в других.

Антисциентизм подчеркивает ограниченность возможностей науки, рассматривает ее как силу враждебную подлинной сущности человека. Всю ответственность за негативные социальные последствия антисциентизм возлагает на науку (технику), отвергая их положительную роль.

Бытие (лат. esse - быть, есть, существовать) – существование чего-либо вообще, т.е. это все существующее в мире: все виды материи со всеми видами идей, с ними связанными.

Дуализм -признает равноценность, независимость двух первоначал мира: материи и сознания.

Виртуальная реальность. В широком смысле - в это понятие включают человеческие сны, образы, которые возникают в сознании людей во время слушания сказок, просмотра кинофильмов и телепередач, прослушивания музыкальных фантазий и т.п. В узком смысле - под виртуальной реальностьюпонимается иллюзорный, искусственный, синтетический мир ощущений, созданный с помощью компьютерной техники и соответствующих ей высоко информационных технологий.

Возможность и действительность. Возможность - то, чего еще нет (явление, процесс, предмет), но что может появиться в силу объективных тенденций развития данного явления. Действительность - то, что уже возникло, реально существует и действует. Иными словами, действительность - это осуществленная (состоявшаяся) возможность.

Волюнтаризм отрицает объективный характер законов общественного развития, считает, что развитие общества зависит только от воли людей.

Восприятие –целостное отражение органами чувств человека свойств и признаков рассматриваемого предмета.

Гипотеза – научно обоснованное предположение о закономерной связи и причинной обусловленности изучаемых явлений, научное допущение или предположение относительно сущности объекта, сформулированное на основе ряда известных фактов.

Глобалистика (от франц. global - всеобщий, и от лат. globus – глобус, шар) – исследовательская программа, анализирующая всемирные проблемы развития и их последствия для дальнейшего существования человечества.

Глобальные проблемы - проблемы, которые охватывают весь мир и представляют угрозу существованию человечества.

Г носеология (эпистемология) – теория познания, изучает источники и средства научного познания.

Государство - орган управления, защиты экономической и социальной жизни.

Гуманистика – понимание живого через понимание человека. (Человек – голограмма одушевленного космоса).

Дедукция - метод познания основанный на следовании oт знания большей степени общности к званию меньшей степени общности, от общих положений к частным случаям.

Диалектика - учение об универсальных связях и всеобщих законах развития природы, об­щества и познания.

Дуализм -признает равноценность, независимость двух первоначал мира: материи и сознания.

Единичное и общее. Единичное - индивидуальное, неповторимое в предметах и явлениях. Общее - то, что присуще всем предметам и явлениям.

Закон единства и борьбы противоположностей свидетельствует о том, что развитие представляет собой процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многочисленных противоречий. Внутренняя противоречивость, борьба противоположностей дает толчок к развитию, к нарастанию противоречий, к исчезновению старого и возникновению нового.

З акон перехода количественных изменений в качественные показывает, что количественные изменения постепенно накапливаясь, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям, протекающим в виде скачка.

З акон отрицания отрицания, выражая сложный, спиралеобразный характер развития,показывает, что на определенном этапе развития повторяются на качественно новой основе некоторые особенности пройденных этапов.

Знание – связи и отношения бытия, которые отражает, осознает или воспроизводит человек (общество) в своем сознании.

Идеализм первичным считает сознание, вторичным – материю.

Идеализация - мысленное конструирование объекта, которого нет в действительности и который в принципе не осуществим, но подобие которому имеется в материальном мире («абсолютно твердое тело», «точечный электрический заряд», «идеальная жидкость»).

Идеология - целостная система идей и взглядов, отражающая условия жизни людей, их общественное бытие с позиции определенных социальных сил, а также цели (программы), направленные на укрепление или развитие (изменение) существующих в обществе отношений.

Идея –обобщенное знание, объясняющее сущность того или иного процесса или явления (идея развития мира, идея существования сверхъестественных сил и т.п.)

Индивид -единичный представитель человеческого рода, без учета его биологических особенностей, специфики реальной жизни и деятельности.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека.

Индукция - метод познания, основанный на следовании от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности, от фактов к обобщениям.

Информатизация и компьютеризация (кибернетизация) –проникновение ЭВМ (компьютеров), вместе с этим и методов их применения, а так же способов функционирования и хранения информации в различные сферы научной и практической деятельности, дающие возможность решать сложные научно-исследовательские задачи.

Иррационализм - отвергает или принижает роль разума в познании.

Искусство - форма отражения действительности в художественных образах.

Исследовательская программа – совокупность вопросов, исходящих из общего начала, а так же цели поисковой деятельности и средств ее достижения.

Истина - образ, адекватный отражаемому объекту. Образ, не соответствующий своему объекту, рассматривается как заблуждение.

Историческое и логическое. Исторический метод требует воспроизводить конкретное развития объекта со всеми мельчайшими деталями и второстепенными признаками. Логический метод является отражением исторического, но он не повторяет историю во всех деталях, а берет главное существенное в ней.

Комплексный подход (от лат. complexus – связь, сочетание) - требует при проведении того или иного исследования объединения усилий представителей различных дисциплин.

Концепция - научно обоснованное истолкование основного содержания теории, которой еще предстоит пройти всестороннее обоснование в системе научного знания.

Культура - совокупность ценностей, созданных человеком, а также процесс человеческой деятельности и отношения между людьми.

Личность – отдельный человек с определенными чертами характера, индивидуальными способностями и наклонностями, социальными установками и ценностями.

Материализм утверждает, что первичным является материя, а вторичным - сознание.

Материя - это объективная реальность, существующая независимо от сознания и предстающая перед нами в виде вещества, поля и других ее объективных состояний.

Метод - способ воспроизведения в мышлении изучаемого объекта; система принципов, приемов и требований, которыми руководствуются в процессе познания.

Методология (от гр. methodos - исследование; logos - слово, понятие, учение, наука) - учение о методах познания.

Мировоззрение - система обобщенных знаний о мире в целом, о месте в нем человека, о его отношении к миру.

Мифология - тип мировоззрения, в котором различные представ- ления о природе, обществе, человеке и его мышлении увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, знание и веру, мысль и эмоции.

Моделирование – средство познания, при котором вместо объекта исследованию подвергает условный образец или модель, а данные опыта переносятся на объект.

Монизм - ф илософский принцип, согласно которому все существующее имеет один источник, едино в своей основе. Различают материалистический и идеалистический монизм. Первый - единство мира видит в его материальности. Второй - за основу всего принимает духовное начало (сознание).

Мораль - совокупность взглядов, представлений, норм и оценок поведения людей в обществе с точки зрения добра, зла, справедливости, несправедливости, чести и бесчестия.

Наблюдение - систематическое, целенаправленное восприятие исследуемых объектов.

Наука - система знаний, знаний, логически непротиворечивых, прошедших проверку на практике; совокупность социальных институтов, удовлетворяющих потребности общества в знаниях; специфическая сфера человеческой деятельности и непосредственная производительная сила.

Научная картина мира -система теоретических взглядов о свойствах и закономерностях мира, вырабатываемая путем обобщения важнейших знаний, накопленных научным сообществом на определенном этапе развития науки. Она представлена господствующими научным теориями, гипотезами, установками, принципами.

Научное познание – сложный, неразрывно связанный с практикой, процесс отражения (осознания) в человеческом мышлении объективной реальности.

Необходимость и случайность. Необходимость - явление, которое имеет причину в самом себе, и, при наличии определенных условий, обязательно происходит. Случайность - явление, причина возникновения которого лежит во внешних обстоятельствах. Она может произойти, а может и не произойти.

Общественное бытие - реальный процесс жизни людей, те общественные отношения, которые складываются в обществе на основе данного способа производства и культуры.

Общественная психология - система чувств, эмоций, убеждений, установок, в которых отражаются, в первую очередь, ближайшие условия бытия людей.

О бщественное сознание - совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений отражающих бытие людей, условия их жизни.

Объект и субъект познания. Объект познания - вещи, явления, процессы, на которые направлена познавательная деятельность людей. Субъект познания – человек (колектив), осуществляющий процесс познания.

Основной вопрос философии - вопрос об отношении человека к миру, сознания к бытию, субъективного к объективному.

Ощущение -отражение органами чувств человека отдельных свойств вещей (цвет, звук, запах, твердость).

Познание - совокупность процессов, благодаря которым человек получает, перерабатывает и использует информацию о мире и о самом себе.

Политическая система общества - совокупность государственных и общественных организаций, с помощью которых осуществляется власть в обществе, а также политических и правовых отношений и соответствующих им норм.

Политическое сознание - совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающих отношения к власти социальных групп, партий, общества.

Понятие -отражает существенные признаки вещей.

Правосознание -совокупность убеждений людей относительно правомерности или неправомерности обязанностей, прав и поступков людей в обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.