Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жесты и символика ног




Кинесический опыт человека

Это явление довольно хорошо изучено, но мало обращалось внимания на кинесику как на тест, который раскрывает образно эстетическое содержание личности. И в этом плане кинесика обладает основньши тремя уровнями теста — связностью цельностью и эмотивностью Кинесическая ритмика удалена от удовлетворения непосредственных витальных потребностей. Ее задача другая — устойчивость общих психофизиологических характерно тик личности. Задача эта актуальна для детей в большей мере чем для взрослых, они способны десятки и сотни раз повторять одни и те же действия, единственным смыслом которых (разу меется не осознаваемых ребенком) является тренировка их психофизиологического аппарата. Подражание, игра и обряд — все это явления одного порядка с точки зрения фасцинации поскольку это разные формы кинесической жизнедеятельности.
Раскрытию значения кинесических движении помогает обращение к танцу — одному из главных видов кинесики. Не случаен постоянный к ним интерес со стороны семиотиков. Теоретики танца отмечают огромную роль позиционных рефлексов тела, которые не полностью отражаются в сознании. Благодаря этому расширяются возможности образного восприятия в танце. В нем субъективно ощущается как бы увеличение числа органов тела. То же самое происходит при оптическом восприятии танца, наблюдаемого со стороны феномен танца заключен в освобождении и изменении образа тела. Можно сказать что танцующее тело не скульптурно (если под скульптурой понимать создание образа путем отсечения лишней материи) а пластично, ибо развивается вовне, изнутри как бы из точки как луч света. Это же можно выразить театральным термином «вес тела», который в случае положительных эмоции сопровождаемых соответствующей мимикой, позами, «летящей» походкой интонациями речи становится «легким».
Здесь вполне уместно провести аналогию между таким пониманием кинесики и концепцией внутренней речи, развивавшейся в трудах Льва Выготского. Но мы только должны помнить что кинесическая внутренняя «речь» лежит в более глубоких пластах психики чем вторая сигнальная система. В кинесике гораздо меньше контроль сознания. При молчании человека его напряженное

состояние могут выдать постукивающие по чему то пальцы, движение ногами или дрожание каких либо мышц.

В европейских культурах в сравнении с восточными кинесика ног контролируема гораздо меньше. Постукивание ступней сопровождает здесь раздражение и страх, мышцы ног напрягаются при целеустремленном выражении желания позы с расслабленными ногами говорят о безразличии, хождение и походка наполнены разнообразным значением, кинесика ног чрезвычайно важна в любовном ухаживании, ногами отбивают музыкальный ритм. Венгерский лингвист Армин Вамбери был почти разоблачен в прошлом веке в Турции из за того, что непроизвольно отбивал ритм музыки в начале своего тайного путешествия по стране под видом странствующего монаха дервиша.
Причину развития кинесики ног в сторону кинемоморфем у многих индоевропейских и исторически близких им народов следует связывать с тем, что здесь ноги не участвуют в орудийной деятельности. В отличие от этого, к примеру у многих народов Азии, активно используют ноги для удержания обрабатываемого предмета (плодов, кузнечного или ювелирного изделия, станины токарного станка и т.д.), для натягивания пальцами ног основы тканья, даже для удержания инструмента (например на Шри-Ланке кладут большой нож на землю лезвием вверх закрепляя его рукоять ногой и разрубают кокос держа его в руках).
Ношение теплой обуви на Евразийском Севере скорее всего и предопределило то, что ноги были устранены из узкопроизводственной сферы. В то же время условия Севера привели к необходимости сидеть на подстилках из того или иного материала. В результате образовались полюса того поля на котором смогли раскрыться значимые аспекты кинесики ног. В пользу этих положении говорит огромная роль подстилок в камлании сибирских шаманов усаживание на солому в некоторых славянских обрядах вроде полазника и т.д. О северном происхождении свидетельствует на наш взгляд как сама символика сидения, развитая в брахманизме так и ориентация стеблей подстилки по линии север — юг Владимир Топоров показал, что индоевропейская этимология важнейшего концептуального термина «брахман» указывает на

деревянные части конструкций, выполняющие функцию связи: «толстая доска», «перекладина, соединяющая полозья», «поперечный брус в бороне», «грядило плуга», «стропило», с одной стороны, и «подушка», «перина», «подстилка (соломенная)» — с другой.
В средиземноморских и индоевропейских культурах сложились благоприятные условия для наполнения кинесики ног значимым содержанием. Египетская богиня Исида первоначально была божественным троном (имя Исет по-египетски означает «трон», «место»).
В районах, удаленных от Средиземноморья, ритуальный характер поз сидения стал развиваться значительно позже. Для Юго-Восточной Азии, максимально удаленной от Средиземноморья, характерны разнообразные бытовые позы сидения на уровне земли и пола. Но сидение на возвышенном месте со спущенными ногами стало сакральным и в древности было приурочено к мегалитическим сидениям. Этнографам удалось зафиксировать сакральную роль каменных скамей у нага в Северо-Восточной Индии, на Филиппинах, в Индонезии. Культовое сиденье может быть не обязательно каменным, а деревянным (как скамья пепадон на Филиппинах), но сам обычай сидеть со спущенными ногами явно связан в Юго-Восточной Азии с мегалическим комплексом. Весельная гребля с лодочной банкой не могла быть источником рассматриваемой позы сидения, ибо в Юго-Восточной Азии гребут руками, стоя на колене, или ножным веслом (орудийное использование ног).
Хтоническая символика ног также связывается с североевразийской и соседними зонами. Это прямо доказывается многочисленными запретами показывать ноги солнцу. Например, герой осетинского эпоса Сасырыко боится, что солнце подсечет ему ноги. В европейской культуре вплоть до недавнего времени существовал строжайший запрет на обнажение ног. В отношении женщины эта тема поэтически была развита А.С. Пушкиным. Очень строгое отношение к обнажению ног существовало на Кавказе. В Сибири у якутов есть обычай, по которому юноша, желающий жениться на дочери хозяйки юрты, не снимает там обуви — мать девушки не должна видеть его ноги. Материал, характеризующий хтоническую символику ног, разнообразен и обширен. Сошлемся

еще только на японские керамические изображения (догу) богини солнца Аматерасу, где отсутствуют ноги.
Особой хтонической чертой многих персонажей является одноногость и хромота. В фольклористике иногда эта черта интерпретируется через аналогии со змеей. В связи с этим укажем также на китайские представления о том, что люди-драконы обладают специфической, слегка вихляющей «драконьей» походкой.
Сидячая или стоячая поза со скрещенными ногами в ритуально-символическом смысле равна хтонической одноногости. У индоевропейских народов первоначально она была бытовой стоячей позой пастухов и детей. У пастухов она естественным образом дополнялась опорой на посох. Акцентирование на скрещенных ногах в сидячей позе отражает социально-ранговую семантику. В позе со скрещенными ногами и опущенной ступней изображались персидские цари (позднее раннехристианские апостолы и епископы). В «Метаморфозах» Апулея сходная поза характеризует главное лицо. А во времена Аристотеля такие позы считались непристойными для юношей. Позы со скрещенными ногами в античности иногда характеризовали и женщин в особых ситуациях, связанных с печалью и ожиданием. К. Тикканен подробно описал эту позу как «позу Пенелопы”.
Стоячая или сидячая поза со скрещенными ногами в Византии была свойственна персонажам, обладавшим властью. В Европе еще в XVIII в. она была кое-где запрещена детям и низшим слоям населения. В европейском искусстве XVI—XVII вв. стоячая поза со скрещенными ногами характеризовала пастухов.
В европейском ареале сидячая поза со скрещенными «по-турецки» ногами, очевидно, была культовой у кельтов в Ирландии и Галлии. Она изредка встречается на культовых изображениях на Кипре, на греческих терракотах из Малой Азии.
Эта поза, распространенная на Ближнем Востоке и в Южной Азии и в наши дни, предполагает все же сидение на каком-либо возвышении, глинобитном или деревянном. Скорее всего, она является историческим вариантом сидения на возвышенном месте со спущенными ногами и поэтому — стадиально поздней.
В Индии близкая поза стала позой медитации. Она связывается с Буддой, который просидел в таком положении семь дней у подножия древа познания. Позы «падмасана» и «паллака» вместе с культурным влиянием Индии широко распространились в Азии

и даже Океании Падмасана стала обязательной для китайских буддистов и считалось благом для монаха умереть в такой позе (в традиционно бытовой китайской культуре основной позой сидения было положение на коленях с ягодицами на пятках).
Английский антрополог А. М. Хоккарт, посвятивший позе паллака (ткача) специальную работу, отметил, что на Тонга (Океания) она используется во время церемонии потребления ритуального напитка — кавы. О сравнительно недавнем ее распространении в Океании (в частности, через о-ва Тонга) говорит ее название у ротуманцев («тонганская») обыденная поза сидения океанийцев аналогична описанной выше в Китае. Поза со скрещенными ногами на Самоа также может свидетельствовать об индийском культурном влиянии.
Судя по приведенным материалам, поза сидения со скрещенными ногами первоначально выступала в ранге значащей единицы (кинемоморфемы). Войдя в плоть народных культур ряда регионов (например, на Ближнем Востоке), она становится кинемой. Распространение ее в явно вторичных зонах (как в Океании) обязано прежде всего ее ритуальной значимости, до конца не объясненной предположением о возникновении этой позы где-то на евразийском севере. Здесь утилитарной функции недостаточно.
Для более глубокого понимания такой позы сидения мы должны обратиться к позе со скрещенными руками. Нам важно только отметить ее повсеместное значение запрета, траура, смирения и т.д. Эта поза («знак косого креста»), изображенная на сосудах перуанской культуры мочика, была проанализирована Юрием Березкиным. Им она интерпретирована как символ человеческой жертвы и воплощение космологической схемы. Скрещенные руки в таком положении несут хтоническую семантику. Как знаки рождения и смерти они легко превращаются в запретительные знаки. Это мы обнаруживаем не только в Европе, но и повсюду в Азии — от народов Сибири до джунглей Индокитая Важная черта позы со скрещенными предплечьями — растительный (часто древесный) коннотат она легко заменяется деревянными палочками, бамбуковой плетенкой, узлами нити или веревки. В языке китайских тайных обществ предплечья, сложенные на животе означают знак «дерево». О хтонизме, выраженном через прикрепление к деревянной раме человека жертвы, говорит приведенный выше пример обряда в древнеперуанской культуре.

Рассмотренные аналогии причинно не раскрывают сами по себе значение сидячих поз. Но скрещенные руки и близкие позы помогают лучше представить хтоническую направленность сидячих поз, как поз отдыха и наполнения силами. Обращают на себя внимание растительные коннотации сидячих поз со скрещенны ми ногами. По-видимому, то же можно сказать о позе сидения «по европейски», на стуле Не случайно в Египте было обожествлено деревянное сиденье трон. В Абхазии мы обнаружили развитую систему представлений о соотношении тех или иных состоянии человека с изделием из особой породы дерева. Так, сидеть полагалось на ольховых скамьях, при этом «человек набирается сил».
Сидячие позы со спущенными ногами предполагают готовностъ действовать. Если позы сидения «по-турецки» закрепились в ряде восточных культур а аналогичная поза с перекрещенными ногами (падмасана) стала в Индии основной позой сосредоточенного восприятия сил, то позы со спущенными ногами были усвоены повсюду в европейском ареале что соответствовало особым психофизиологическим установкам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.