Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знаки избыточности




У хантов, которые рассказывают, что их письменность, положенную на пень, съел лось (русский догадался свою спрятать за пазуху), есть другая странная мифологема письма. В этой версии говорится о бумаге, которая прилипла к ладони правой руки сына бога Нум-Торума, находившегося на земле, и подняла этого человека еще выше — в небеса к его дедушке. О направлении снизу вверх, означенном первой буквой финикийского алфавита, мы говорили выше. Где же исходный пункт того движения вверх, которое маркируется в архетипе письма?
Его указывает уже хантыйская мифология: бог, записывающий деяния человека, находится в подземном мире. Письмо составляется, складывается в хтоническом подземном мире, в царстве смерти В зороастрийских представлениях письмо было изобретено чертом. В Китае это лисы «с того света» хранят старопечатные книги и жадно читают И не случайно в Древнем Египте бог Тот, руководитель погребального обряда, был изобретателем письма. Многозначно также то, что культ мудрого бога Тога развился из культа зайца, причастного через порождение смерти «тому свету». Вот и умерший в Древнем Египте помещался в камеру, все стены которой исписаны, — он возвращался в лоно письма Хранители письма — умершие.
Исключительное свойство умерших — видеть Русский запрет работать в праздничные дни объясняется тем, что «засоришь глаза родителям». У нганасан покрывание лица покойного специальной маской из ровдужной кожи с бусинками-глазами объясняется тем, что умерший должен видеть. У тибетцев маска (или лицевое покрытие) дает возможность умершему видеть в загробном мире, чтобы там найти своих сородичей. Становится понятен древнеегипетский обряд «вставления глаз» в статую умершего — он оживлялся, но не для этой жизни, а потусторонней. Обряд, очевидно, столь же древний, как возраст человечества: в палеолите Франции (Мас Д'Азиль) найден череп женщины, в глазницы которого вставлены кружочки из кости.

Письмо хтонично: оно пишется «на том свете». Мертвый читает эту письменность и забывает мир живых. Вот суть погребальных обрядов, особенно ясная на материале древнеегипетских обычаев захоронений. Соприкосновение с прошлым — это погружение в реку забвения. В европейской сказке поцелуй матери заставляет героя забыть предназначенную ему в жены девушку. Бог смерти Тот изобретает письмо, чтобы умершие забыли о мире живых. Забвение настоящего — архетип письма.
В 1985 г. зимние снегопады надолго задержали меня высоко в Кавказских горах у хевсуров — горных грузин. В селе Барисохо мне довелось познакомиться с тронутым умом человеком. Он был начитан, и односельчане его звали «филозофом». Этот человек занимался тем, что тайком писал письма Мао Дзэдуну и прятал их у реки под камнем. Письма в никуда. Но совершенно определенно откуда — из хтонического подземного мира, где течет река забвения.
Страшный взгляд мифологических чудовищ — это взгляд забвения. Да и покойнику поэтому не мешает закрыть глаза. Умершие предлагают живым читать свои письмена. Знаком «того света» является посох (или просто палочка). Это она, палочка-выручалочка, указывает на близость запретной черты в детских играх. Дух-хозяин посоха следит за дорогой в загробный мир у народов Амура. Своими культовыми посохами пробивали в скалах дороги тотемные предки австралийцев и прокладывал путь народу Моисей. Посох с черно-белыми полосами в Африке — знак ритуальной смерти. От этого посоха происходил полосатый царственный посох в Древнем Египте. Свой жезл — кадуцей Гермес, сопроводитель мертвых душ, получил от Зевса. Он его кладет на очи душ умерших. Таким же посохом-палочкой можно пробуждать к жизни, как это сделал с обоими Аяксами бог Посейдон или делается в современной Абхазии при спасении от укуса змеи. Снятие покрывала с лица невесты у многих народов палочкой или стрелой — образ пробуждения ее жизни.
Мир мертвых бывает не только опасен для живых, но он дает живым спасательные средства, как посох Моисея и та же палочка-выручалочка, и не только в детской игре. Воткнутая палка — паспорт чужой территории, куда нельзя заходить, у австралийцев. Но это же и посох в руке свата, будь то ненцы, карелы или русские. Этот посох соответствует палочке в руках австралийского

вестника. Посох-палочка равен другому человеку не только в таких сообщениях. У таджиков с умершим хоронят посох, это его alter ego. А у марийцев в старину в могилу клали палочку, якобы чтобы отогнать лютых псов, населяющих «тот свет».
Во многих европейских языках термин для понятия «буква» звучит так же, как «палка, посох». Этот факт довольно часто дискутируется в науке. Принимается гипотеза Фердинанда де Соссюра о том, что в древности до появления письма фонемы подсчитывались посредством палок. Семиотик Вячеслав Иванов привел в пользу этой гипотезы ряд существенных соображений. Но фонологические доказательства нуждаются в семантически-смысловом понимании. Его и дает приведенный материал: животное становится неким избыточным дубликатом человека, который берется из царства смерти, избыточного по отношению к жизни.
Значит, знаки письма из подземно-хтонического мира поднимаются вверх, как бумага в приведенном мифе хантов. Момент в этом поднятии знания снизу вверх — ноги. Уже происхождение немецкого глагола «знать» от названия ног говорит о многом. Но мифы оживляют сухую доказательность фактов. Царь Одиссей на охоте получил от вепря рану на колене. Когда он возвращался домой после многолетних странствий, старушка Евриклея узнает его по рубцу на колене. В одной исламской легенде пророк Мухаммед узнает труп своего врага по шраму на плече. А вот Золушку в известной сказке без туфелек не узнают ни отец, ни мачеха, ни сестры, ни сам принц. Почему эта исходная человеческая способность к различению, к сближению связана с ногами? Именно об этом: «Кем были подобраны обе ноги человека?», — спрашивается в древнейших сочинениях Индии. Ответ был нами дан выше. И очевидно, что видеть в стоптанном башмаке (трансформации грязи) носителя счастья в связи с его медиативной функцией между культурой и природой, как это делает Леви-Строс, еще недостаточно. Грязь, ботинок, отпечаток на земле, сухожилие задних ног — все это знаки избыточности. Опасные, но необходимые знаки письма. Входя в коммуникативное пространство, человек предъявляет не знаки своей недостаточности, а знаки избыточности. Единичное он выражает через всеобщее. Учась читать, обретая всеобщность, человек достигает субъектности,

своего непременного качества как личности. Несомненно также что на пути к личности человек учился забвению. Без забвения культура оказалась бы в перегретом или в интоксицированном состоянии.
5 Скифское послание
В 514 г до н.э. персидский царь Дарий предпринял поход против скифов обитавших в причерноморских степях. Углубившись в страну враждебных скифов, Дарий получил от них странное послание. Оно состояло из птицы, мыши лягушки и пяти стрел. Смысл послания обсуждался всеми персидскими начальниками. В конце концов его поняли как угрозу если царь со своим войском не уйдет из страны скифов то персов ждет суровая воина. Возможно стрелы были восприняты персами как указание на скифскую тактику ведения боя эти степные воины приближались к врагам на своих лошадях на расстояние выстрела из лука и выпустив запас стрел, отступали.
Аналогию загадочному посланию скифов мы находим в Южном Китае и в Индокитае. Исследователи середины прошлого — начала текущего столетия обнаружили, что у горных воинственных племен тех регионов были в ходу отдельные послания для общения с китайскими властями где речь шла о недовольстве и объявлении воины французский путешественник П. Терриен де Лакупери в середине прошлого века писал что у народа луцзы живущего на китаиско-тибетской границе посылают в таких случаях печень курицы куриный жир и жгучий перец чили завернутыми в красную бумагу. Это послание означало: «Готовьтесь сражаться немедленно». У народа лису в провинции Юньнань знаком восстания служила отправка властям деревянной дощечки с зарубками пера обугленного куска дерева и рыб. Упомянутый автор расшифровывал сообщение таким образом зарубки — это число солдат (не ясно чьих) перо — что все произойдет быстро уголь — что будут поджоги рыба — что всех врагов побросают в воду. Автор сообщения дает и такие интерпретации вещей в посланиях народов Юго-Западного Китая перец — это «сердце внутри человека» (очевидно аллегория страстных желании) уголь — «идти с факелом» перья — «лететь как птица». Примечательно что предметы

в посланиях угрозах бывают связанными, как, например, у лису деревянный меч (очевидно, замена дощечки с зарубка ми), перо, уголь и перец были обмотаны веревкой. Нечто аналогичное сообщает о датаках Индонезии историк письма И. Фридрих: письмена с угрозой на бамбуке посылались вместе с орудиями убийства, обернутыми трутом и кокосовым волокном. Такое послание предназначалось личному врагу.
Отметим здесь один очень важный атрибут знаков письма — они должны быть укрыты, в чем то храниться, чтобы при их развертывании вызвать по меньшей мере аффект изумления, если не ужаса. Но тем не менее, разные виды хранилищ (пеналы, шкатулки переплеты, конверты) всегда соприсутствуют любым письменам факт несомненно связанный с эзотеризмом и интимностью письма.
Бросаются в глаза структурные сходства скифского послания с приведенными выше примерами из этнографии Восточной и Юго-Восточной Азии. Универсальная позиция занята здесь символом направления вверх — это перо или птица. Это же позиция может быть представлена символом дерева — дощечкой, волокном. Отметим, что охотничьи зарубки на деревьях всегда читаются в одном комплексе со следами, оттиснутыми на земле. Здесь тоже маркируют универсальное направление вверх. Вместе с тем в скифских и других посланиях обозначено направление вниз. В первом случае оно представлено мышью. В скифском послании и у лису мы встречаем символы воды — лягушку и рыбу. Дело в том, что вода — стихия бесструктурности, хаоса. И тем самым забвения.
Получение подобных посланий адресатом должно по замыслу адресанта вызвать у первого аффект ощущения смерти, нахождения в царстве мертвых. Структурированием направления вверх — вниз моделируют Вселенную. В этой Вселенной пылает огонь, и в ней нет места для адресата. В скифском послании четко представлено горизонтальное пространство, где четыре стрелы обозначают стороны света, а пятая — центр. Это послание должно было говорить Дарию, что для него нет места на этой земле. Итак, функция скифского послания — заклятие Дария и его войска, их магическое уничтожение.
Уголь в рассмотренных системах письма занимает одну из важнейших позиций. Это символ «того света» (мрака), т.е.

позиция, противоположная занимаемым деревом и другими символами направлением вверх. В известных в русском гадании бросании уголька в воду плавающие кусочки означают жизнь, тонущие — смерть. На Кавказе уголь, ассоциированный с «тем светом», с его неизменяемостью, закапывают в землю при проведении межи. Перец — символ огня, который в этом случае равняется дереву и может тоже обозначать направление вверх Ведь дерево — трансформация огня.
Модель мироздания, построенную из символов угля и перца, использовал однажды представитель племени йоруба (Африка), попавший в плен, для послания своей жене Из заключения он послал ей уголь и перец, кроме того, несколько кукурузных зерен, завернутых в тряпицу. Фридрих расшифровывает это послание в духе европейской лирики. «Мое тело затвердело, как камень, будущее черно, как уголь; душа горит, как перец; тело иссохло, как зерно кукурузы; мое платье превратилось в лохмотья». Послание не следует читать столь трагично. Оно говорит, что в мироздании есть место для надежды, которая представлена зернами злака. Короче, это — «Жди меня, моя дорогая!» Пленный йоруба этим посланием заклинал свою будущую жизнь.
Таким же заклятием жизни была демонстрация колоса вновь посвященным на мистериях в Элевсине. Что касается скифского заклятия врагов, то в нем есть один специфический оттенок. Он связан с мышью, которая несет не только символику хтонического низа, но и низа тела, женского зачатия. Послание скифов тем самым имеет еще уничижительный оттенок — они приравнивали своих врагов к женщине.
Теперь обратимся к письменным заклятиям в старом быту русских крестьян. При пастьбе в лесах бывало, что корова куда-то уходила от стада и терялась. В этом случае писали «бумагу лесовику», т.е. лешему Сообщение писали на бересте, причем справа налево Делали три экземпляра послания. Один вешали на дерево в лесу, другой закапывали там в землю, а третий вместе с камнем забрасывали в воду. Здесь снова, как и в скифском послании, мы обнаруживаем моделирование Вселенной через маркировку направлением вверх — вниз функция забвения представлена здесь стихией воды. В чем же состоит смысл «бумаги лесовику»? Он заключается в получении пропавшего животного в обмен на письмо При структуризации Вселенной

письмо символизирует невидимый «тот свет». В обмен должно стать видимым, обнаружиться пропавшее животное. Здесь цель, обратная посланию скифского заклятия, во Вселенной есть место для животного. Данный крестьянский заговор возник не без влияния мифологемы о записи грехов на коровьей шкуре и исторически известных пергаментов. В заговоре-заклятье письмо заменяет живое животное.
Идентичность трех посланий лешему — важное обстоятельство антропологии письма. Здесь явно продемонстрирована возможность выполнения целостной функции письма в мире, который должен быть однородным. Три экземпляра в разных концах мира делают его уплощенным и открытым чтению. уплощенный мир открыт для чтения небом Эта идея прочтения небом редко выражается метафизической мифологией. Но она может быть представлена поведенчески и обнаруживается в убеждении, что «нас видят». Спиритуализованным верованиям некоторых народов Кавказа, например абхазам, присуще убеждение, что одинокого человека в лесу ли, в горах ли все равно «кто-то видит».
Собственно говоря, это представление о видящем небе. В разных мифологиях Солнце — это глаз неба Но небо — всегда уплощенность. Даже изогнутое — купол — оно уплощено и несет на этой уплощенности знаки-звезды Это знаки письма на плоской поверхности Недаром Плотин говорил о звездах: «Кто на них как на буквы смотрит, читает из их фигур будущее». Уплощенное небо несет письмена и само видит. В Океании из лубяной материи делают циновки — тапа. В древности на тапа наносили изображения глаз Тапа была моделью уплощенного видящего неба. Позднее изображение глаза превратилось в геометрический орнамент В европейских традициях образ неба передает глазковый или шашечный орнамент. Древним египтянам небо представлялось либо женщиной, либо коровой Эти образы имеют отношение к уплощенности и к видению. На крышке одного древнеегипетского саркофага изображена богиня неба Нут, тело которой разрисовано звездами. В архаическом мышлении женское тело уплощено по сравнению с мужским.
Небо-корова ассоциировано со шкурой, постелью, накидкой и материалом для письма Небо и корова связаны: «волоокая» —

эпитет красавиц у Гомера. Все эти представления объясняют ритуальную суть небесных даров: дождя или культурных ценностей воспринимаемых как дары. «Небесный дар» - это тоже послание, сообщение об избранности получателя его. Библейский Ной получает от Бога как завет радугу. После этого Моисей получил от Бога две каменные скрижали с письменами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.