Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Письмо и путь к свободе




Принятое в науке деление культур на письменные и неписьменные (дописьменные) основано на существовании графической письменности. Под письменностью понимается способ фиксирования и передачи информации с помощью условных знаков, изображенных на той или иной плоской поверхности. Другие способы

хранения и передачи информации в прямом смысле письменностью не считаются или считаются условно. Но рассмотренные нами функции разных посланий, а также факты вроде «узелкового письма» у южноамериканских индейцев, рисуночного письма у юкагиров в Сибири и т.п. говорят о том, что следует различать понятие графической письменности и письма как такового.
Применение развитых неграфических систем письма в мифологизированном сюжете о съеденной письменности имеет определенные закономерности, которые не позволяют считать все это просто отзвуком древних письменных традиций. Проблемную ситуацию отметили в 1962 г. Вячеслав Иванов и Владимир Топоров, анализируя кетскую модель мира: обнаруженный ими в языке кетов комплекс «писать — читать — бумага» представлялся им непонятным из-за отсутствия достоверных сведений о письменности, за исключением некоторых следов пиктографии. В последних реконструкциях Сергея Старостина на материале некоторых кавказских языков, не обладающих древней письменной традицией, также возникает этот загадочный комплекс.
В свое время академик Николай Марр считал понятия «печать», «письмо», «книга» тотемно-магическими и видел их общую основу в терминах beded. («бор» по-аварски), beted («печать» погрузински) и в русском «печать». Он находил связь слов со значением «знак», «печать», «письмо» в грузинском, латинском и ассирийском языках.
В ранней истории европейских письменных культур были моменты утраты графической письменности или ее исчезновения в силу сознательного сокрытия. Так, еще плохо известны причины исчезновения критского письма, французский античник Поль Вернан называет эпоху с XII в. до н.э. в истории Греции «темными веками» из-за неясного исчезновения письменности. Другой загадочный момент, относящийся к Древней Греции, связан с историей изощренной философской школы пифагорейцев, которые отказались от письменной фиксации своих знаний. И это происходило тогда, когда в Древней Греции письменность стала всеобщим достоянием, средством общей культуры и служила распространению знаний.
Очевидно, разгадка этого парадокса лежит именно в проблеме знания, которое обладает одновременно взаимоисключающими

характеристиками — доступностью и закрытостью (ээотеризмом). А так как пифагорейцы были закрытой сектой, хранящей какие-то мистические знания, полученные из Египта, то они пришли к отказу от использования письменности.
Вопрос об эзотерической стороне для любой традиции очень важен. Он имеет непосредственное отношение к этническому менталитету. Письменность служила не только для распространения, но и для сокрытия знаков. На ранних этапах, как было показано, преобладала скорее вторая функция. Тайной письма обладали специальные люди-жрецы. Даже просто увидеть иероглиф на древнекитайском сосуде непосвященному было трудно, как и иероглиф у древних майя, запрятанный в орнаменте.
Такое свойство письменности — быть средством социального господства отметил один из классиков французской семиотики Ролан Варг. Причем он обнаружил это ее качество не на ранних этапах истории человечества, а в самой что ни есть современности. Другой соотечественник Барта, археолог Андре Вараньяк, еще полвека назад выступил с теорией, согласно которой европейские народы на заре своей истории, в неолите, были гораздо ближе друг к другу, чем в последующие эпохи. Особенно сильным их расхождение стало с появлением письменности. За этим последовало распадение культуры каждого народа на официальную с использованием литературного языка и простонародную, а также появились между народами языковые барьеры.
Подобные точки зрения не случайны я не экстравагантны. Они выдвигались уже такими мудрецами древности, как Сократ и Платон, которые опасались, что письменное знание отучает от самостоятельного мышления. Мнение названных мудрецов, связанных с эзотерическими традициями Древней Греции, надо думать, было ответственным и имело серьезную общефилософскую основу. На чем же могла быть основана избранная ими точка зрения? Ответом может быть только причастность письма заупокойному культу и мистериям, которая требовала от живых людей обладать свободой, не ограниченной письмом. Юридический идеал свободного гражданина заставлял отказаться от письма. Устное волеизъявление и составляло, как мы знаем, суть демократического устройства в истории Древней Греции.
Рассмотренный мировой материал показывает, что письмо, родившееся в недрах психодрамы забвения, становится средством

этнического эзотеризма. «Темные века» Древней Греции и есть эпоха консолидации эллинской народности, вернувшая уже известное письмо, заимствованное у финикийцев, в лоно этнического эзотеризма, который подпитывался таинствами мистерий. Вплоть до времени Сократа и Платона этнический эзотеризм боролся против общественно-коммуникативных функций письма. Это было жертвой в пользу свободной души человека, выражающей устным словом свои права в социальном мире. Поэтому так настороженно античное «открытое общество» относилось к письму.
В хантыйской топоментальности мы видели пример парадигматической замкнутости культуры. Но миф о письме — всегда продолжение топоментальной парадигмы. Он всегда открывает под видом этнического путь к историческому существованию. Так начинается история горцев и равнинных народов в Юго-Восточной Азии, ойраты отселяются от телеугов и т.п. Письмо Моисея было получено как знак эсхатологического переселения еврейского народа Разбивание Моисеем двух каменных скрижалей — это одновременно история функции письма и история народа, ищущего путь к свободе.
Герменевтика письма показывает, что душа человека как принцип его абсолютной свободы при попытке ограничить ее и закрепить сбрасывает с себя тенеты, которые чудесным образом оказываются благами культуры.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

К ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ

1 Связана ли историческая этнология с современностью?

2 Как организуется фактуальное основание исторической этнологии?

3 В чем состоит понятие культуроценоза?

4 Какое отношение обычаи и нормы имеют к личности?

5 Что собой представляет антропоценоз?

6 В чем состоит этнологический аспект повседневности?

7 Как связаны этнос, этничность и народная культура?

К ЛЕКЦИИ 1

1 Почему заклинание австралийских охотников можно назвать текстом-побуждением?

2 Что называется повседневностью? В чем ее отличие от праздника?

3 Какой информационный процесс скрывается за тем что Ролан Барт называет гулом?

4 Что представляет собой звуковой код с точки зрения истории культуры?

5 Как реализуется синтагматический распад7

6 В чем сказалась самонадеянность Эдипа?

7 Почему обряды вроде оставления «края поля» являются примирением с природой?

К ЛЕКЦИИ 2

1 Почему взаимосвязаны проблемы традиции и культуры?

2 В чем заслуга В Я Проппа, разработавшего проблему жанра волшебной сказки?

3 Почему народная смеховая культура средневековья, исследованная М М Бахтиным, выступает как самостоятельный жанр культуры?

4 Раскройте понятие о признаках условиях как универсалиях культуры

5 Покажите на примерах, как в традиционных обществах окружающий мир структурируется по распределительному принципу?

6 Покажите, что дарообмен М Мосса представляет собой распределительный процесс

7 Каково может быть отношение теории синергетики, развиваемой И Пригожиным, к исторической этнологии?

8 Почему человечество было обеспокоено осмыслением объемности, вдавливания и массы?

9 Что такое большой герменевтический крут?

10 Почему ядерный герменевтический круг представляет собой топ традиции?

11 Почему ритуал и обряд можно трактовать как примирение с природой?

12 Какие главные функции обычая?

13 Что такое менталитет?

14 Что означает представление о традиции как предании?

15 Почему работы М М Бахтина имеют основополагающее значение для предмета исторической этнологии?

К ЛЕКЦИИ 3

1 Какова роль К Уисслера и А Кребера в выделении культурных областей у

индейцев Америки?

2 Что такое «конфигурация роста» у А. Кребера?

3 В чем суть концепции хозяйственно-культурных типов, выдвинутой М Г Левиным и Н Н Чебоксаровым?

4 В чем суть концепции историко-этнографических областей? Приведите примеры

5 Раскройте понятие культурного дрифта.

6 Почему этногенез как научная проблема должен ставиться не как исключительная преемственность, а как территориально-распределительный процесс,объединяющий группу народов?

7 Что такое карта генетических маркеров?

8 Что представляет собой Россия с точки зрения общего этноментального пространства населяющих ее народов?

9 Почему концепция державной исключительности ведет к идеологическому тупику?

10 Какова роль этнического менталитета в образовании этноментального пространства на примере России?

К ЛЕКЦИИ 4

1 Почему для традиционных обществ природный фактор имеет большее значение, чем для индустриальных?

2 Что такое этнизация вообще и хозяйственно-культурных типов в частности?

3 Как передается традиция в народной культуре?

4 Как общность хозяйствования становится основой коллективной самоидентификации?

5 Назовите примеры, где хозяйственно-культурные типы были основой этногенеза.

К ЛЕКЦИИ 5

1 Как меняется историческая семантика этнонимов?

2 Почему древнейшие этнонимы (предэтнонимы) означали «человек», «люди»?

3 Что такое этнонимы по хозяйственно-культурному типу?

4 Почему этнонимы, означающие «свобадные», «товарищи по оружию», можно
назвать престижно-манифестационнкми?

5 Какие гипотезы Вам известны по поводу происхождения слов «русские»,

«французы», «немцы»?

К ЛЕКЦИИ 6

1 В чем состоит различие экстра и интраобразов?

2 Какова роль воображения и смеха а интеграции противоречивых семиотических характеристик представителя этноса?

3 Как отражается представление о нраве в этнических образах?

4 Какие особенности этнического существования отражают представления о нравах?

5 Как личностное отношение к пространству проявляется в восприятии этнического облика и нрава?

6 Назовите этнические образы, возникшие на основании характеристик по хозяйственно-культурному типу

К ЛЕКЦИИ 7

1 В чем состоит различие большой и малой традиции, выделенное Р Редфилдом?

2 Назовите примеры этнографических групп России

3 Каковы главные факторы областных и локально-этнографических групп?

4 Каково значение коллективной ментальности в сложении этнических групп?

К ЛЕКЦИИ 8

1 Почему в этнологии локальный тип выделяется по комплексу признаков?

2 Чем типология отличается от классификации и систематики?

3 В чем состоит различие между формально-морфологическими признаками и признаками — условиями этнологического явления?

4 Как идейно-эстетические представления связаны с этнической традицией?

5 Какое место занимает пережиток в историко-этнологическои типологии?

6 Что такое типологический ряд?

К ЛЕКЦИИ 9

1 Что представляет морфема ландшафт в ранних видах жилища?

2 Что можно сказать об оппозиции жилище — дорога?

3 Как функционирует образ «идеального дома»?

4 Что представляют стили жилища и его типы?

5 Чем можно объяснить пищевую тревогу по отношению к продуктам зеленогоили красного цвета?

6 Почему продукты с твердой субстанцией ближе к архетипу пищи чем с мягкой?

7 Чем объяснить странное неприятие некоторыми народами грибов и пшсничтого хлеба?

К ЛЕКЦИИ 10

1 Почему соразмерность телу человека — качество именно вещей?

2. Как веши входят в систему жестов и аффектов?

3 Чем объяснить ритуальное овещение человека?

4 Почему в архаических культурах вещи имеют свои личные имена?

5 Почему вещи архетипично «округлы»?

К ЛЕКЦИИ 11

1 Какую мысль несет выражение «одежда — внешнее тело»?

2 Что представляют собой механизмы витальности?

3 Какова роль одежды в динамике «внешнего» и «внутреннего» тела?

4 Какова роль стыда в генезисе одежды?

5 Как одежда используется в обрядах приманивания счастья?

6 Какова роль одежды в структуризации времени?

К ЛЕКЦИИ 12

1 Что включает в себя понятие «кинесика»?

2 В чем различие сферы кинесики (жестов) рук и ног?

3 Какова роль жестов в психологической перестройке индивида (фасцинация)?

4 В чем состоит кинесический опыт человека?

5 Какую роль в структуре жеста играет контрагент?

К ЛЕКЦИИ 13

1 В чем заключается интенция здоровья?

2 Почему в народных культурах разнообразные критерии здоровья?

3 В чем состояло различие между эмпирической и ритуализованяои медициной на Древнем Востоке?

4 В чем суть образов запасения здоровьем вроде Ивана Купала?

5 Как поддерживается средствами культуры гомеостаз организма?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

6 Чем обряд возрастной инициации помогает нам реконструировать архетип здоровья?

7 Как строятся заговоры заклинания здоровья?

8 В чем признаки перехода от традиционного постулата коллективного здоровья к новой парадигме здоровья как личной ответственности?

К ЛЕКЦИИ 14

Почему охотничья добыча распределяется не в пользу охотника (распределение дичи как синтагматический распад)?

2 Почему демиурги культуры маргинальные существа?

3 Почему культура может оказаться опасной?

4 Почему можно ритуальную нечистоту интерпретировать как «бегство от чудакультуры» (термин ВС Библера)?

К ЛЕКЦИИ 15

1 Почему так устойчиво держится обычаи гостеприимства один из древнейших?

2 Какова была точка зрения на происхождение гостеприимства у истории к религии Робертсона Смита?

3 Почему лучшее время для гостевания наступает к вечеру?

4 Почему гость аналогичен приходящему божеству Дионису?

К ЛЕКЦИИ 16

1 Почему в отличие от замужней женщины девушка считается «бездомной»?

2 Почему архаические изображения показывают женскую фигуру рядом со зверем?

3 Почему лунное божество в наиболее древних мифологиях мужчина?

4 Что такое ритуалы девичьего цикла?

5 Почему обществу необходимо преодолевать токсикоз культуры выходом за ее пределы в «образы нереальности»?

6 Какова культурологическая роль материнских образов в мифах народов мира?

7 Как развертываются культурогенные редукции нации?

К ЛЕКЦИИ 17

1 Что нового в постановке проблемы добра и зла в исторической этнологии?

2 Почему витальность первобытного человека мешает ему стать историческим?

3 Почему у народов вроде австралийских аборигенов столь легко проявляется агрессивный аффект?

4 Как объяснить «пандемию страха» у первобытных народов?

5 Каким образом стыд формирует важнейшие социальные чувства?

К ЛЕКЦИИ 18

I Почему смех вызывает овешение человека?

2. Каковы должны быть условия для сопоставления поведения обезьян и смехового поведения людей?

3 Почему архаическая концепция разъятого тела имеет отношение к происхождению смеха?

4 В чем сходство смеха с эстетическим переживанием (интерпретируемым по Л.С Выготскому)?

К ЛЕКЦИИ 19

1 Почему обращение с «книгой мертвых» у египтян можно отнести к обрядам

забвения?

2. Почему обычай вроде брачного сидения на шкуре быка можно отнести к

обрядам забвения?

3 Какие пищевые запреты можно связать с обрядами забвения?

4 Почему миф о письменности существует у народов самой архаической культуры?

5 Из чего состояло скифское послание к персидскому царю Дарию?

К ЛЕКЦИИ 20

1 Как связана проблема письма с ээотеризмом?

2. Кто были хранители эзотерического знания?

3 Что такое магические книги?

4 В чем состоит сюжет и смысл мифа о съеденной письменности7

5 Чем сходно лечение смытым письмом с представлением об этническом облике, полученным в результате утраты письма?

6 Почему древнегреческие философы, как например Платон выступали против письма?

ЛИТЕРАТУРА

К ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ

Apytfoonoe СА Народы и культура. Развитие и взаимодействие М., 1989

Антология исследований культуры Т 1 Интерпретации культуры СП6, 1997

К ЛЕКЦИИ 1

Барофски Р Введение к книге «Осмысливая культурную антропологию» //

Этнографическое обозрение 1995 nb 1 С 3—18

Блох М Апология истории, или Ремесло историка М, 1986

Гадамер ХГ Истина и метод М., 1988

Из работ Московского семиотического круга. М, 1997

Калммгвуд РЛк. Идея истории Автобиография М., 1980

Аеви Брюль Л Первобытное мышление. М., 1990

АеЙи-Строс К. Первобытное мышление М, 1994

Леей Строе К. Структурная антропология М, 1985

Национально-культурная специфика речевого поведения / Отв ред.

ЮА Сорокин, ЕФ Тарасов М., 1977

Иванов Вхч.Вс Культурная антропология и история культуры // Одиссей

М, 1989

Иванов ВячВс Очерки истории семиотики в СССР М., 1976

Иванов Вин Вс Проблемы этносемиотики // Этнографическое изучение знаковых средств культуры М., 1989

Столяр АД Происхождение искусства. Л, 1980

Топоров В П Святость и святые в русской духовной культуре М, 1995 Т 1
Первый век христианства на Руси

К ЛЕКЦИИ 2

Абрамян Э Г У истоков культурной традиции Ташкент, 1988
Архаический ритуал в фолыслорных и раннелитературных памятниках М

Баибурш А К Ритуал в традиционной культуре Л 1993

Еродель Ф Структура повседневности возможное и невозможное М 1986

Ванделъфельдс Б Повседневность как плавильный тигель рациональности //
Социо Логос. М 1991 С 39—50

Гуревич АЯ Проблемы средневековой народной культуры М, 1981

Менталитет и аграрное развитие России (XIX—XX вв) // Материалы
международной конференции М, 1996

MewnoAwneffi и политическое развитие России // Тезисы докладов научной
конференции М, 1996

Мосс М Общества Обмен Личность // Труды по социальной антропологии
М 1996

Новик Е С Обряд и фольклор в сибирском шаманизме опыт сопоставления
структур М, 1984

Пропп ВЯ Исторические корни волшебной сказки Л, 1986

Свод этнографических понятий и терминов (Социально-экономические по-
нятия и соционормативная культура. М, 1986, Этнография и смежные дисцип
лины Этнографические субдисциплины Школы и направления Методы М,
1988, Народные знания Фольклор Народное искусство М 1991 Религиозные
верования М 1993 Этнические и этно-социальные категории М, 1995)

Традиции в истории культуры М, 1978

Тэрнер В Символ и ритуал М, 1983

Читюб KB Народные традиции и фольклор Л 1986

Шацкий Е утопия и традиция М 1990

К ЛЕКЦИИ 3

Ахиезер А Россия критика исторического опыта. М, 1991

Алексеев В П Этногенез М 1986

Алексеев В П Антропогеоценозы — сущность, типология, динамика // При
рода. 1975 № 7

Герд А С Введение в этнолингвистику СПб 1995

Левин М Г Чебоксаров Н Н Хозяйственно-культурные типы и историко-эт
нографические области (К постановке проблемы) // Советская этнография
1955 № 4

Очерки истории культуры славян М 1996

Типы в культуре Л 1979

Тоинби АДж Цивилизация перед судом истории М 1995

Фукуяма Ф Конец Истории? // Вопросы философии 1990 № 3

Хантингтон С Столкновение цивилизации // Полис 1994 № 1

Шилов Ю Прародина ариев М 1995

К ЛЕКЦИИ 4

Аюркгеим Э О разделении общественного труда М 1996
Крюков М В Этнические и политические общности диалектика взаимодействия
// Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М 1982

Куббехь Л Е Этнические общности и потестарно-политические структуры
доклассовых и раннеклассовых обществ // Этнос в доклассовом и раннеклас
совом обществе М, 1982

Перишц А И Этнос в раннеклассовых оседло-кочевнических общностях //
Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе М, 1982

Шнирельмлн К А Проблема доклассового и раннеклассового этноса в зару
бежной этнографии // Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М
1982

К ЛЕКЦИИ 5

Имя и этнос / Огв ред. Р Ш Джарылгасинова, В Н Шинкарев М, 1996
Этническая ономистика / Отв ред Р Ш Джарылгасинова В А Никонов
М 1984

Этнография имен / Огв ред. В А. Никонов, ГГ Стратанович М. 1971
Эишонимы / Огв ред В А. Никонов М, 1970

К ЛЕКЦИИ 6

Арутюнов С А Современный быт японцев М, 1968
Зэлдин Т Все о французах М 1989

Кон ИСК проблеме национального характера // История и психология /
Под ред. Б Ф Поршнева, Л И Анцыферовои М, 1971

Лейн Э Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в М, 1982
Поршнев Б Ф Социальная психология и история М 1979
Серошевскии В А Якуты М, 1993
Симонов П В Ершов ПМ Темперамент характер личность М 1984

К ЛЕКЦИИ 7

Берншшам ТА Поморы Формирование группы и система хозяйства Л
1978

Грацианская А Н Этнографические группы Моравии К истории этнического
развития М 1975

FpoMbixo MM Мир русской деревни М 1991

Русские Историко-этнографическии атлас М 1964

К ЛЕКЦИИ 8

Вебер М Избранное. Образ общества. М 1994

Арутюнов С А Народы и культуры Развитие и взаимодействие М, 1989

Зеленин А.К Восточнославянская этнография М 1991

К ЛЕКЦИИ 9

Байбурш А К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян Л,
1983

Гршулевин Н И Этническая экология питания Традиции пищи русских ста
рожилов и народов Закавказья М 1996

Кобышб В П Поселения и жилища народов Северного Кавказа в XIX—XX вв
М 1982

Культура жизнеобеспечения и этнос / Отв ред С А Арутюнов, Э С Map
карян Ереван 1983

Куфишн Б А Жилище крымских татар М, 1925

Маховеусии И В Архитектура русского народного жилища. М 1962

MofiiepuoAbfuut культура компактных этнических групп на Украине Жили
ще М, 1979

Мшшчик М И, Ушахов Ю С Деревянная архитектура русскою Севера. Л,
1981

Титл традиционного сельского жилища Юго-Восточной, Восточной и Цент
ральной Азии М, 1979

Этнография, питания народов стран зарубежной Азии Опыт сравнительной
типологии / Огв ред С А. Арутюнов М, 1981

Якобсон А А Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры
А., 1983

К ЛЕКЦИИ 10

Байбурин. А К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этно-
графическое изучение знаковых средств культуры Л, 1989 С 63—88

Байбурин. А К Семиотический статус вещей и мифология // Материальная
культура и мифология С6 МАЭ Л, 1981 Т 37

Бодришр Ж Система вещей М 1995

Топорков А А, Символика и ритуальные функции предметов материальной
культуры // Этнографическое изучение знаковых средств культуры Л 1989
С 89—101

Юнг К.Г Архетип и символ. М., 1991

К ЛЕКЦИИ 11

Бешцер В Н Народная одежда удмуртов М, 1951

Бсшиер В Н Народная одежда мордвы М, 1971

Богатырев П Г Вопросы теории народного искусства М, 1971

Маслова Г С Народная одежда в восточно-славянских традиционных обыча

ях и обрядах XIX — нач XX в М 1984

Серебрякова М Р О знаковой функции народного костюма (на примере кос

тюма невесты чепни в Турции // Этнографическое изучение знаковых средств

культуры Л, 1989 С 154—175

Степанов ЛИ История русской одежды Пг, 1915 Т 1

Сычев В Китайский костюм. Символика история, трактовка в литературе
и искусстве М, 1975

К ЛЕКЦИИ 12

Березкин Ю Е Жесты у древних перуанцев // Этнические стереотипы по-
ведения Л. 1985 С 250-278

Ершов ПМ Технология актерского искусства М, 1959

Низ А Язык жестов Воронеж, 1992

Тарасов Е ф Сорокин Ю А Национально-культурная специфика речевого и
неречевого поведения // Национально-культурная специфика речевого поведе
ния М, 1977 С 17—20

К ЛЕКЦИИ 13

Богоявленский НА Древнерусское врачевание в XI—XVII вв М. 1965

toaitpuxoS ГГ, Воапрчхов A A Медицина народа Дерсу Хабаровск, 1974

Bbicoijxuu Нф Народная медицина. М., 1911

Делшч В Очерки русской народной медицины М, 1889

Дэдоис ВО Болезнь и врачевание в древней Прибалтике. Рига, 1970

Ковшр С Г История арабской медицины Киев, 1893

Попов Г Русская народно-бытовая медицина СПб, 1903

Пришва ИМ. Медицина в ацтексхом государстве: Автореферат М., 1982.

Харитонова В И Традиционная магико-медицинская практика и современ

ное народное целительство М 1995

К ЛЕКЦИИ 14

Афанасьев АН Древо жизни М., 1983

ЗеленшАИ Избранные труды Статьи по духовной культуре (1901—1913)
М, 1994

Мехепшнааш ЕМ. Поэтика мифа М 1976
Фрэзер Аж. Золотая ветвь исследования магии и религии М.. 1980
Фрэзер Аж. Фольклор в Ветхом Завете М, 1985
фреиденберг ОМ Миф и литература древности М 1978

К ЛЕКЦИИ 15

Байбурин А К Топорков А Л У истоков этикета Л., 1990
Бгажноков Б Культура общения и семиозис // Эпюзнаковые функции куль
туры / Отв ред ЮВ Бромлеи М 1991

Икал ипа ШД Очерки об абхазском этикете. Сухуми 1984
Тендрякова MB Первобытные инициации и современная культура // Со-
ветская этнография 1991 № 6

Токарев А «Избегание» и этикет // Советская этнография 1979 № 1

К ЛЕКЦИИ 16

Бердяев НА Эрос и личность. М, 1989

Кон И С Введение в сексологию М, 1988

Мир и эрос Антология философских трактатов о любви М., 1991

Наушма юныи эрос в культуре М, 1995

Пушкарева НА Женщины России и Европы на пороге новою времени М,
1991

Секс и эротика в русской традиционной культуре. М, 1996

Семья, генлер, культура. М, 1997

Женщина и свобода М, 1994

Женирша в античном мире. М, 1995

Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Огв ред.
А К. Байбурин. И С Кон СП6, 1991

К ЛЕКЦИИ 17

Артемова О Ю Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине
М 1987

Блюшн Л М Тип культуры как историческая целостность // Вопросы фи
лософии 1969 № 9

Берндт РМ, Берндт КХ Мир первых австралийцев М, 1981

Соколов ЭВ Культура и личность Л., 1972.

Эхькин А Коренное население Австралии М., 1952.

К ЛЕКЦИИ 18

Бахтин ММ Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья
и Ренессанса. М, 1990

Кахпшн М М Вопросы эстетики художественного творчества М, 1979
Бьиотскии А С Психология искусства М., 1968
Ааркебич В Л Народная культура средневековья М, 1992.
Карасев Л В философия смеха М, 1996
Лихачев АС. Панчснко НВ Смех в Древней Руси Л, 1984

К ЛЕКЦИИ 19

Алексеев В П Становление человечества М,, 1984

Eapfn Р Избранные работы Семиотика. Поэтика. М, 1989

Едрш Р Мифологии М, 1996

Аревние системы письма Этническая семиотика / Огв ред Ю В Кнорозов
А, 1986

Атшан Ю М Внутри мыслящих миров. М, 1996

Аотман ЮМ Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры
и проблема перевода М 1987

Топоров В Н Письмена // Мифы народов мира. Т II М, 1982

К ЛЕКЦИИ 20

Анпипшаи» как тип кулкгуры М, 1988

Зелинский Ф Ф История античной культуры СП6, 1955

Лосев А Ф Очерки античного символизма и мифологии М, 1993

Мифы, предания, сказки хантов и манси / Сост Н В Лухина. Общ ред Е.С. Новик М, 1990

Потер К. Открытое общество и его враги М, 1992 Т I II
Чеснов Я.В. Историческая этнография стран Индокитая М, 1976

Этнология призвана в многообразии быта обнаруживать непрерывный исторический процесс. Поэтому историческая этнология расширяет взаимное понимание человеческих культур. Это основное положение данного пособия раскрыто на разнообразных, порою странных реалиях исторического быта. Из сложные семиотические структуры становятся понятны при обращении к ниа с позиции свободы человеческой личности, которая положена в основу антропологического подхода, представленного герменевтикой жизни Поэтому в книге важное место уделено разным сторонам культуры человеческого тела, здоровью, гендерному поведению, особой культурогенной роли женщины. Локальные образования (хозяйственно-культурные типы, историко-этнографические области, стили, этноментальные пространства, этнографические типы и жанры народной культуры) рассмотрены как фрагменты общей историко-этнологической перспективы порождения человеческой культуры.
Курс лекций рассчитан на студентов, специализирующихся на кафедрах этнологии, культурной антропологии и социологии. Оно может служить книгой для чтения всем, кто интересуется историей культуры.
УДК 392(075.8)
ББК 63.5
Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института «Открытое общество» (Фонд Сороса в рамках программы «Высшее образование»
Взгляды и подходы авторов не обязательно совпадают с позицией программ. В особо спорных случаях альтернативная точка зрения отражается в предисловиях и послесловиях.
Редакционный совет: В. И. Бахмин, Я. М. Бергер, Е. Ю. Гениева, Г. Г. Дилигенский, В. Л. Шадрикоп.
В оформлении переплета использован фрагмент картины Бенджамена Вэста
«Встреча Пенна с индейцами» (1781)

ANNOTATION

Ethnology explores the continuity of historical processes in the di-
versity of the everyday life. It regard history as its material In the
result the hole mosaic picture begins to be filled by a meaning
which can be adressed with understanding. The historical ethnology
is a hermeneutics science Which is aimed at enlarging of the mu-
tual understanding of human cultures. This is the basic concept of
this manuel focused on a demonstration of the diversity and simi-
larity of the realities of historical life. Their complex semiotics struc-
tures can function due to the free will of a human personality This
freedom of will constituts the fondation of the anthroplogical ap-
proach developed by the author and represented m the hermeneu-
tics of life. Therefore the lectures devote an important place to
various facets of the culture of the human body, physical health,
gender bahaviour, and the special culturogenic role of the woman
As a result the cultural formation, such as economic-cultural types,
histonc-ethnological areas, styles, the spheres of ethnic mentality,
ethnographic types and genres of popular cultures are desplayed as
fragments of the general historical and ethnological perspectives of
the generation of human cultures.

The issue is planned as a book for student participate in depart-
ments of ethnology, cultural anthropology and sociology It can
surved as a book for general reading for all interested in the his-
torical ethnology

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ

Чеснов Ян Вениаминович (1937) — последователь московской
этнографической школы (школы Д.Н Анучина), ставившей
целью изучение распределения (районирования) культуры Ис-
торико-генетический метод, присущий этой школе, исследователь
стремится обогатить конкретным историзмом Этим вызвана по-
требность изучать семиотику, герменевтику, этнический ментали-
тет, антропологию сознания. Свой подход Я.В. Чеснов осущест-
вляет в полевых исследованиях, развернутых главным образом на
Кавказе и среди этнографических групп русского этноса. Он автор
книга «Историческая этнография стран Индокитая» (1976),
(расширенное издание на немецком языке Берлин, 1985), не-
скольких брошюр и более 200 научных статей

Книги издательства «Гардарика»
можно заказать

по адресу:

107005, Москва, ул Ф Энгельса, д 3/5, стр 6
(ст. метро «Бауманская»)
Тел (095)267-3405 Факс. (095)267-8252

Санкт-Петербург, Невский проспект, д 85/11
(входсул Гончарной, д 11), тел (812)168-9934

Учебное издание

Ян Вениаминов ЧЕСНОВ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭТНОЛОГИИ

Учебное пособие

Редактор И Г Карпас
Издательский редактор Л Б Родкина
Корректор О В Мсхоноишна
Художественное оформление А А Бондарснко
Компьютерная верстка И В Клименко

ЛР № 064323 от 23 11 95

Подписано в печать 5 06 98. Гарнитура Лазурский.
Формат 60 х 901/^ Бумага офсетная Печать офсетная
Уел печ. л 25 Тираж 6000 экз Заказ № 595

«Фирма Гардарика»
107005, Москва, ул. Ф. Энгельса, д 3/5, стр 6

Отпечатано в полном соответствии
с качеством предоставленных диапозитивов
в ОАО «Можайский полиграфкомбинат»
143200, г Можайск, ул Мира, 93

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.207 сек.