КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Письмо и путь к свободе
Принятое в науке деление культур на письменные и неписьменные (дописьменные) основано на существовании графической письменности. Под письменностью понимается способ фиксирования и передачи информации с помощью условных знаков, изображенных на той или иной плоской поверхности. Другие способы хранения и передачи информации в прямом смысле письменностью не считаются или считаются условно. Но рассмотренные нами функции разных посланий, а также факты вроде «узелкового письма» у южноамериканских индейцев, рисуночного письма у юкагиров в Сибири и т.п. говорят о том, что следует различать понятие графической письменности и письма как такового.
характеристиками — доступностью и закрытостью (ээотеризмом). А так как пифагорейцы были закрытой сектой, хранящей какие-то мистические знания, полученные из Египта, то они пришли к отказу от использования письменности.
этнического эзотеризма. «Темные века» Древней Греции и есть эпоха консолидации эллинской народности, вернувшая уже известное письмо, заимствованное у финикийцев, в лоно этнического эзотеризма, который подпитывался таинствами мистерий. Вплоть до времени Сократа и Платона этнический эзотеризм боролся против общественно-коммуникативных функций письма. Это было жертвой в пользу свободной души человека, выражающей устным словом свои права в социальном мире. Поэтому так настороженно античное «открытое общество» относилось к письму.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ 1 Связана ли историческая этнология с современностью? 2 Как организуется фактуальное основание исторической этнологии? 3 В чем состоит понятие культуроценоза? 4 Какое отношение обычаи и нормы имеют к личности? 5 Что собой представляет антропоценоз? 6 В чем состоит этнологический аспект повседневности? 7 Как связаны этнос, этничность и народная культура? К ЛЕКЦИИ 1 1 Почему заклинание австралийских охотников можно назвать текстом-побуждением? 2 Что называется повседневностью? В чем ее отличие от праздника? 3 Какой информационный процесс скрывается за тем что Ролан Барт называет гулом? 4 Что представляет собой звуковой код с точки зрения истории культуры? 5 Как реализуется синтагматический распад7 6 В чем сказалась самонадеянность Эдипа? 7 Почему обряды вроде оставления «края поля» являются примирением с природой? К ЛЕКЦИИ 2 1 Почему взаимосвязаны проблемы традиции и культуры? 2 В чем заслуга В Я Проппа, разработавшего проблему жанра волшебной сказки? 3 Почему народная смеховая культура средневековья, исследованная М М Бахтиным, выступает как самостоятельный жанр культуры? 4 Раскройте понятие о признаках условиях как универсалиях культуры 5 Покажите на примерах, как в традиционных обществах окружающий мир структурируется по распределительному принципу? 6 Покажите, что дарообмен М Мосса представляет собой распределительный процесс 7 Каково может быть отношение теории синергетики, развиваемой И Пригожиным, к исторической этнологии? 8 Почему человечество было обеспокоено осмыслением объемности, вдавливания и массы? 9 Что такое большой герменевтический крут?
10 Почему ядерный герменевтический круг представляет собой топ традиции? 11 Почему ритуал и обряд можно трактовать как примирение с природой? 12 Какие главные функции обычая? 13 Что такое менталитет? 14 Что означает представление о традиции как предании? 15 Почему работы М М Бахтина имеют основополагающее значение для предмета исторической этнологии? К ЛЕКЦИИ 3 1 Какова роль К Уисслера и А Кребера в выделении культурных областей у индейцев Америки? 2 Что такое «конфигурация роста» у А. Кребера? 3 В чем суть концепции хозяйственно-культурных типов, выдвинутой М Г Левиным и Н Н Чебоксаровым? 4 В чем суть концепции историко-этнографических областей? Приведите примеры 5 Раскройте понятие культурного дрифта. 6 Почему этногенез как научная проблема должен ставиться не как исключительная преемственность, а как территориально-распределительный процесс,объединяющий группу народов? 7 Что такое карта генетических маркеров? 8 Что представляет собой Россия с точки зрения общего этноментального пространства населяющих ее народов? 9 Почему концепция державной исключительности ведет к идеологическому тупику? 10 Какова роль этнического менталитета в образовании этноментального пространства на примере России? К ЛЕКЦИИ 4 1 Почему для традиционных обществ природный фактор имеет большее значение, чем для индустриальных? 2 Что такое этнизация вообще и хозяйственно-культурных типов в частности? 3 Как передается традиция в народной культуре? 4 Как общность хозяйствования становится основой коллективной самоидентификации? 5 Назовите примеры, где хозяйственно-культурные типы были основой этногенеза. К ЛЕКЦИИ 5 1 Как меняется историческая семантика этнонимов? 2 Почему древнейшие этнонимы (предэтнонимы) означали «человек», «люди»? 3 Что такое этнонимы по хозяйственно-культурному типу? 4 Почему этнонимы, означающие «свобадные», «товарищи по оружию», можно 5 Какие гипотезы Вам известны по поводу происхождения слов «русские», «французы», «немцы»? К ЛЕКЦИИ 6 1 В чем состоит различие экстра и интраобразов? 2 Какова роль воображения и смеха а интеграции противоречивых семиотических характеристик представителя этноса? 3 Как отражается представление о нраве в этнических образах? 4 Какие особенности этнического существования отражают представления о нравах? 5 Как личностное отношение к пространству проявляется в восприятии этнического облика и нрава? 6 Назовите этнические образы, возникшие на основании характеристик по хозяйственно-культурному типу К ЛЕКЦИИ 7 1 В чем состоит различие большой и малой традиции, выделенное Р Редфилдом? 2 Назовите примеры этнографических групп России 3 Каковы главные факторы областных и локально-этнографических групп? 4 Каково значение коллективной ментальности в сложении этнических групп? К ЛЕКЦИИ 8 1 Почему в этнологии локальный тип выделяется по комплексу признаков? 2 Чем типология отличается от классификации и систематики? 3 В чем состоит различие между формально-морфологическими признаками и признаками — условиями этнологического явления? 4 Как идейно-эстетические представления связаны с этнической традицией? 5 Какое место занимает пережиток в историко-этнологическои типологии? 6 Что такое типологический ряд? К ЛЕКЦИИ 9 1 Что представляет морфема ландшафт в ранних видах жилища? 2 Что можно сказать об оппозиции жилище — дорога? 3 Как функционирует образ «идеального дома»? 4 Что представляют стили жилища и его типы? 5 Чем можно объяснить пищевую тревогу по отношению к продуктам зеленогоили красного цвета? 6 Почему продукты с твердой субстанцией ближе к архетипу пищи чем с мягкой? 7 Чем объяснить странное неприятие некоторыми народами грибов и пшсничтого хлеба? К ЛЕКЦИИ 10 1 Почему соразмерность телу человека — качество именно вещей? 2. Как веши входят в систему жестов и аффектов? 3 Чем объяснить ритуальное овещение человека? 4 Почему в архаических культурах вещи имеют свои личные имена? 5 Почему вещи архетипично «округлы»? К ЛЕКЦИИ 11 1 Какую мысль несет выражение «одежда — внешнее тело»? 2 Что представляют собой механизмы витальности? 3 Какова роль одежды в динамике «внешнего» и «внутреннего» тела? 4 Какова роль стыда в генезисе одежды? 5 Как одежда используется в обрядах приманивания счастья? 6 Какова роль одежды в структуризации времени? К ЛЕКЦИИ 12 1 Что включает в себя понятие «кинесика»? 2 В чем различие сферы кинесики (жестов) рук и ног? 3 Какова роль жестов в психологической перестройке индивида (фасцинация)? 4 В чем состоит кинесический опыт человека? 5 Какую роль в структуре жеста играет контрагент? К ЛЕКЦИИ 13 1 В чем заключается интенция здоровья? 2 Почему в народных культурах разнообразные критерии здоровья? 3 В чем состояло различие между эмпирической и ритуализованяои медициной на Древнем Востоке? 4 В чем суть образов запасения здоровьем вроде Ивана Купала? 5 Как поддерживается средствами культуры гомеостаз организма? КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 6 Чем обряд возрастной инициации помогает нам реконструировать архетип здоровья? 7 Как строятся заговоры заклинания здоровья? 8 В чем признаки перехода от традиционного постулата коллективного здоровья к новой парадигме здоровья как личной ответственности? К ЛЕКЦИИ 14 Почему охотничья добыча распределяется не в пользу охотника (распределение дичи как синтагматический распад)? 2 Почему демиурги культуры маргинальные существа? 3 Почему культура может оказаться опасной? 4 Почему можно ритуальную нечистоту интерпретировать как «бегство от чудакультуры» (термин ВС Библера)? К ЛЕКЦИИ 15 1 Почему так устойчиво держится обычаи гостеприимства один из древнейших? 2 Какова была точка зрения на происхождение гостеприимства у истории к религии Робертсона Смита? 3 Почему лучшее время для гостевания наступает к вечеру? 4 Почему гость аналогичен приходящему божеству Дионису? К ЛЕКЦИИ 16 1 Почему в отличие от замужней женщины девушка считается «бездомной»? 2 Почему архаические изображения показывают женскую фигуру рядом со зверем? 3 Почему лунное божество в наиболее древних мифологиях мужчина? 4 Что такое ритуалы девичьего цикла? 5 Почему обществу необходимо преодолевать токсикоз культуры выходом за ее пределы в «образы нереальности»? 6 Какова культурологическая роль материнских образов в мифах народов мира? 7 Как развертываются культурогенные редукции нации? К ЛЕКЦИИ 17 1 Что нового в постановке проблемы добра и зла в исторической этнологии? 2 Почему витальность первобытного человека мешает ему стать историческим? 3 Почему у народов вроде австралийских аборигенов столь легко проявляется агрессивный аффект? 4 Как объяснить «пандемию страха» у первобытных народов? 5 Каким образом стыд формирует важнейшие социальные чувства? К ЛЕКЦИИ 18 I Почему смех вызывает овешение человека? 2. Каковы должны быть условия для сопоставления поведения обезьян и смехового поведения людей? 3 Почему архаическая концепция разъятого тела имеет отношение к происхождению смеха? 4 В чем сходство смеха с эстетическим переживанием (интерпретируемым по Л.С Выготскому)? К ЛЕКЦИИ 19 1 Почему обращение с «книгой мертвых» у египтян можно отнести к обрядам забвения? 2. Почему обычай вроде брачного сидения на шкуре быка можно отнести к обрядам забвения? 3 Какие пищевые запреты можно связать с обрядами забвения? 4 Почему миф о письменности существует у народов самой архаической культуры? 5 Из чего состояло скифское послание к персидскому царю Дарию? К ЛЕКЦИИ 20 1 Как связана проблема письма с ээотеризмом? 2. Кто были хранители эзотерического знания? 3 Что такое магические книги? 4 В чем состоит сюжет и смысл мифа о съеденной письменности7 5 Чем сходно лечение смытым письмом с представлением об этническом облике, полученным в результате утраты письма? 6 Почему древнегреческие философы, как например Платон выступали против письма? ЛИТЕРАТУРА К ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ Apytfoonoe СА Народы и культура. Развитие и взаимодействие М., 1989 Антология исследований культуры Т 1 Интерпретации культуры СП6, 1997 К ЛЕКЦИИ 1 Барофски Р Введение к книге «Осмысливая культурную антропологию» // Этнографическое обозрение 1995 nb 1 С 3—18 Блох М Апология истории, или Ремесло историка М, 1986 Гадамер ХГ Истина и метод М., 1988 Из работ Московского семиотического круга. М, 1997 Калммгвуд РЛк. Идея истории Автобиография М., 1980 Аеви Брюль Л Первобытное мышление. М., 1990 АеЙи-Строс К. Первобытное мышление М, 1994 Леей Строе К. Структурная антропология М, 1985 Национально-культурная специфика речевого поведения / Отв ред. ЮА Сорокин, ЕФ Тарасов М., 1977 Иванов Вхч.Вс Культурная антропология и история культуры // Одиссей М, 1989 Иванов ВячВс Очерки истории семиотики в СССР М., 1976 Иванов Вин Вс Проблемы этносемиотики // Этнографическое изучение знаковых средств культуры М., 1989 Столяр АД Происхождение искусства. Л, 1980 Топоров В П Святость и святые в русской духовной культуре М, 1995 Т 1 К ЛЕКЦИИ 2 Абрамян Э Г У истоков культурной традиции Ташкент, 1988 Баибурш А К Ритуал в традиционной культуре Л 1993 Еродель Ф Структура повседневности возможное и невозможное М 1986 Ванделъфельдс Б Повседневность как плавильный тигель рациональности // Гуревич АЯ Проблемы средневековой народной культуры М, 1981 Менталитет и аграрное развитие России (XIX—XX вв) // Материалы MewnoAwneffi и политическое развитие России // Тезисы докладов научной Мосс М Общества Обмен Личность // Труды по социальной антропологии Новик Е С Обряд и фольклор в сибирском шаманизме опыт сопоставления Пропп ВЯ Исторические корни волшебной сказки Л, 1986 Свод этнографических понятий и терминов (Социально-экономические по- Традиции в истории культуры М, 1978 Тэрнер В Символ и ритуал М, 1983 Читюб KB Народные традиции и фольклор Л 1986 Шацкий Е утопия и традиция М 1990 К ЛЕКЦИИ 3 Ахиезер А Россия критика исторического опыта. М, 1991 Алексеев В П Этногенез М 1986 Алексеев В П Антропогеоценозы — сущность, типология, динамика // При Герд А С Введение в этнолингвистику СПб 1995 Левин М Г Чебоксаров Н Н Хозяйственно-культурные типы и историко-эт Очерки истории культуры славян М 1996 Типы в культуре Л 1979 Тоинби АДж Цивилизация перед судом истории М 1995 Фукуяма Ф Конец Истории? // Вопросы философии 1990 № 3 Хантингтон С Столкновение цивилизации // Полис 1994 № 1 Шилов Ю Прародина ариев М 1995 К ЛЕКЦИИ 4 Аюркгеим Э О разделении общественного труда М 1996 Куббехь Л Е Этнические общности и потестарно-политические структуры Перишц А И Этнос в раннеклассовых оседло-кочевнических общностях // Шнирельмлн К А Проблема доклассового и раннеклассового этноса в зару К ЛЕКЦИИ 5 Имя и этнос / Огв ред. Р Ш Джарылгасинова, В Н Шинкарев М, 1996 Этнография имен / Огв ред. В А. Никонов, ГГ Стратанович М. 1971 К ЛЕКЦИИ 6 Арутюнов С А Современный быт японцев М, 1968 Кон ИСК проблеме национального характера // История и психология / Лейн Э Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в М, 1982 К ЛЕКЦИИ 7 Берншшам ТА Поморы Формирование группы и система хозяйства Л Грацианская А Н Этнографические группы Моравии К истории этнического FpoMbixo MM Мир русской деревни М 1991 Русские Историко-этнографическии атлас М 1964 К ЛЕКЦИИ 8 Вебер М Избранное. Образ общества. М 1994 Арутюнов С А Народы и культуры Развитие и взаимодействие М, 1989 Зеленин А.К Восточнославянская этнография М 1991 К ЛЕКЦИИ 9 Байбурш А К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян Л, Гршулевин Н И Этническая экология питания Традиции пищи русских ста Кобышб В П Поселения и жилища народов Северного Кавказа в XIX—XX вв Культура жизнеобеспечения и этнос / Отв ред С А Арутюнов, Э С Map Куфишн Б А Жилище крымских татар М, 1925 Маховеусии И В Архитектура русского народного жилища. М 1962 MofiiepuoAbfuut культура компактных этнических групп на Украине Жили Мшшчик М И, Ушахов Ю С Деревянная архитектура русскою Севера. Л, Титл традиционного сельского жилища Юго-Восточной, Восточной и Цент Этнография, питания народов стран зарубежной Азии Опыт сравнительной Якобсон А А Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры К ЛЕКЦИИ 10 Байбурин. А К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этно- Байбурин. А К Семиотический статус вещей и мифология // Материальная Бодришр Ж Система вещей М 1995 Топорков А А, Символика и ритуальные функции предметов материальной Юнг К.Г Архетип и символ. М., 1991 К ЛЕКЦИИ 11 Бешцер В Н Народная одежда удмуртов М, 1951 Бсшиер В Н Народная одежда мордвы М, 1971 Богатырев П Г Вопросы теории народного искусства М, 1971 Маслова Г С Народная одежда в восточно-славянских традиционных обыча ях и обрядах XIX — нач XX в М 1984 Серебрякова М Р О знаковой функции народного костюма (на примере кос тюма невесты чепни в Турции // Этнографическое изучение знаковых средств культуры Л, 1989 С 154—175 Степанов ЛИ История русской одежды Пг, 1915 Т 1 Сычев В Китайский костюм. Символика история, трактовка в литературе К ЛЕКЦИИ 12 Березкин Ю Е Жесты у древних перуанцев // Этнические стереотипы по- Ершов ПМ Технология актерского искусства М, 1959 Низ А Язык жестов Воронеж, 1992 Тарасов Е ф Сорокин Ю А Национально-культурная специфика речевого и К ЛЕКЦИИ 13 Богоявленский НА Древнерусское врачевание в XI—XVII вв М. 1965 toaitpuxoS ГГ, Воапрчхов A A Медицина народа Дерсу Хабаровск, 1974 Bbicoijxuu Нф Народная медицина. М., 1911 Делшч В Очерки русской народной медицины М, 1889 Дэдоис ВО Болезнь и врачевание в древней Прибалтике. Рига, 1970 Ковшр С Г История арабской медицины Киев, 1893 Попов Г Русская народно-бытовая медицина СПб, 1903 Пришва ИМ. Медицина в ацтексхом государстве: Автореферат М., 1982. Харитонова В И Традиционная магико-медицинская практика и современ ное народное целительство М 1995 К ЛЕКЦИИ 14 Афанасьев АН Древо жизни М., 1983 ЗеленшАИ Избранные труды Статьи по духовной культуре (1901—1913) Мехепшнааш ЕМ. Поэтика мифа М 1976 К ЛЕКЦИИ 15 Байбурин А К Топорков А Л У истоков этикета Л., 1990 Икал ипа ШД Очерки об абхазском этикете. Сухуми 1984 Токарев А «Избегание» и этикет // Советская этнография 1979 № 1 К ЛЕКЦИИ 16 Бердяев НА Эрос и личность. М, 1989 Кон И С Введение в сексологию М, 1988 Мир и эрос Антология философских трактатов о любви М., 1991 Наушма юныи эрос в культуре М, 1995 Пушкарева НА Женщины России и Европы на пороге новою времени М, Секс и эротика в русской традиционной культуре. М, 1996 Семья, генлер, культура. М, 1997 Женщина и свобода М, 1994 Женирша в античном мире. М, 1995 Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Огв ред. К ЛЕКЦИИ 17 Артемова О Ю Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине Блюшн Л М Тип культуры как историческая целостность // Вопросы фи Берндт РМ, Берндт КХ Мир первых австралийцев М, 1981 Соколов ЭВ Культура и личность Л., 1972. Эхькин А Коренное население Австралии М., 1952. К ЛЕКЦИИ 18 Бахтин ММ Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья Кахпшн М М Вопросы эстетики художественного творчества М, 1979 К ЛЕКЦИИ 19 Алексеев В П Становление человечества М,, 1984 Eapfn Р Избранные работы Семиотика. Поэтика. М, 1989 Едрш Р Мифологии М, 1996 Аревние системы письма Этническая семиотика / Огв ред Ю В Кнорозов Атшан Ю М Внутри мыслящих миров. М, 1996 Аотман ЮМ Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры Топоров В Н Письмена // Мифы народов мира. Т II М, 1982 К ЛЕКЦИИ 20 Анпипшаи» как тип кулкгуры М, 1988 Зелинский Ф Ф История античной культуры СП6, 1955 Лосев А Ф Очерки античного символизма и мифологии М, 1993 Мифы, предания, сказки хантов и манси / Сост Н В Лухина. Общ ред Е.С. Новик М, 1990 Потер К. Открытое общество и его враги М, 1992 Т I II Этнология призвана в многообразии быта обнаруживать непрерывный исторический процесс. Поэтому историческая этнология расширяет взаимное понимание человеческих культур. Это основное положение данного пособия раскрыто на разнообразных, порою странных реалиях исторического быта. Из сложные семиотические структуры становятся понятны при обращении к ниа с позиции свободы человеческой личности, которая положена в основу антропологического подхода, представленного герменевтикой жизни Поэтому в книге важное место уделено разным сторонам культуры человеческого тела, здоровью, гендерному поведению, особой культурогенной роли женщины. Локальные образования (хозяйственно-культурные типы, историко-этнографические области, стили, этноментальные пространства, этнографические типы и жанры народной культуры) рассмотрены как фрагменты общей историко-этнологической перспективы порождения человеческой культуры. ANNOTATION Ethnology explores the continuity of historical processes in the di- The issue is planned as a book for student participate in depart- КОРОТКО ОБ АВТОРЕ Чеснов Ян Вениаминович (1937) — последователь московской Книги издательства «Гардарика» по адресу: 107005, Москва, ул Ф Энгельса, д 3/5, стр 6 Санкт-Петербург, Невский проспект, д 85/11 Учебное издание Ян Вениаминов ЧЕСНОВ Учебное пособие Редактор И Г Карпас ЛР № 064323 от 23 11 95 Подписано в печать 5 06 98. Гарнитура Лазурский. «Фирма Гардарика» Отпечатано в полном соответствии
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |