Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса и предложения




D

Е

Кг Q

D2 d

D1

Q

 

Представим условный пример изменения цены, спроса и предложения на сыр. При этом, важно понимать, что законы рынка – это не надуманные дефиниции, а отражение типичного поведения всякого среднетипичного человека в среднетипичных условиях рыночной экономики.

Рассмотрим колонки 1 и 2 таблицы 4. Если бы сыр выдавался бесплатно, человек принес бы домой не менее 10 кг сыра. При цене в 20 рублей человек понимает, что это неимоверно низкая цена для сыра и готов приобрести больше, чем может съесть, но уже не 10 кг. Далее объем покупок идет по убывающей. И когда цена вырастет до 300 рублей, покупатель приобретает 200 грамм сыра, рассматривая его уже как деликатес. Эту динамику и отражает график.

Таблица 4

 

Цена в руб. за 1 кг Спрос в кг Предложение в кг Соотношение между спросом и предложением
      -10
      -7
      -3
       
      +48
      +79
  0,2   +99,8

 

Изменение объема спроса на сыр в зависимости от цены показывает линия спроса (d). Каждая точка на этой прямой показывает зависимость спроса от цены. Цена представлена главным фактором изменения спроса. Однако есть и другие (неценовые) факторы воздействующие на величину спроса.

1. Величина дохода показывает прямую зависимость по отношению к спросу. При этом меняется и качественный состав спроса, но это отдельный вопрос.

2. Количество покупателей – прямая зависимость.

3. Инфляция – обратная зависимость.


4. Инфляционные ожидания – прямая зависимость.

5. Количество товаров – субститов – прямая зависимость.

6. Прочие факторы (изменения структуры населения, мода, реклама и т.д.) – переменная ("мерцающая") зависимость: на одни товары спрос растет, на другие – уменьшается.

Влияние неценовых факторов на спрос отражается на графике 4 сдвигом линии спроса вправо (рост спроса, прямая зависимость – d 1) или влево (снижение спроса, обратная зависимость – d 2).

График 4

P

 

 

 
 

 

 


 

 

0 Q

Предложение на рынке. Предложение – это количество товара, которое могут и хотят продать изготовители. Продавцы на рынке, выражая интересы производителей, будут предлагать тем больше товаров, чем выше на них цена. Закон предложения выражает прямую зависимость между уровнем цен и объемом предложения. Если цена повышается, то на рынок будет поступать больше товаров, и, наоборот – чем ниже цена, тем меньше предложение.

В нашем примере рассмотрим 1 и 3 графы и представим себе поведение другой (противоположной) стороны. Бесплатно свой товар раздавать никто не будет. При цене 20 рублей за один килограмм, может быть продан 1 кг вследствие особой ситуации (жалость к бедняку или крайняя необходимость в наличных деньгах). Но с ростом цен поведение производителей меняется и, при цене в 300 рублей, продавцы готовы затоварить рынок (график 5).

График 5

P s2

300 s1 s

 

На величину предложения также воздействуют внеценовые факторы.

1. Величина издержек производства – обратная зависимость.

2. Цены на ресурсы производства (напр., сырье и энергоносители) - обратная зависимость.

3. Степень монополизма в отрасли – обратная зависимость.

4. Степень технического прогресса (новые технологии) – прямая зависимость.

5. Уровень налогообложения – обратная зависимость.

Влияние внеценовых факторов на графике также отражается сдвигами линии вправо (рост предложения) и влево (снижение предложения).

 

Рыночное равновесие. Равновесная цена. Соотношение спроса и предложения формирует определенную рыночную

цену.

Продавец выходит на рынок со своим вариантом цены, а покупатель приходит на рынок со своим вариантом. Первоначальные (исходные) варианты цен продавца и покупателя, естественно, не совпадают. Однако рынок сближает и объединяет их. Сама сделка купли-продажи может быть осуществлена лишь при условии, что уровень спроса равен уровню предложения, т.е. – в основе рыночных отношений лежит равенство между спросом и предложением: D = S. И выходя на рынок со своими вариантами цен, продавец и покупатель попадают под пресс жесткой необходимости такого равенства. Сам факт купли-продажи свидетельствует, что рынок скорректировал поведение и запросы продавцов и покупателей и привел их к соглашению. Избыточный спрос подталкивает цены покупателя к росту до тех пор, пока они не сравняются с ценами продавцов. При этом действует обычная функциональная зависимость: чем больше дефицит (ограниченность, нехватка) товаров, тем выше цена покупателя.

Избыточное предложение, наоборот, снижает цены продавцов до тех пор, пока они не сравняются с ценами покупателей. Это состояние также выражается в функциональной зависимости: чем больше превышение предложения над спросом (затоваривание рынка), тем ниже цена продавца.

Таким образом, избыточный спрос оказывает на цены давление "снизу" и подталкивает цены вверх. Избыточное предложение оказывает на цены давление "сверху" и заставляет цены снижаться.

Результатом действия двух указанных противоположных процессов является сближение и уравновешивание цены покупателя и цены продавца и формирование на их основе равновесной рыночной цены. Равновесная рыночная цена - это цена такого уровня, при котором спрос равен предложению. На графике цена равновесия находится в точке пересечения кривых спроса и предложения.

В нашем примере рассматриваем 4-ю строку по горизонтали (табл. 4) и строим график 6, общий для спроса и предложения.

График 6

P

300

s

 

100

 

0 3 100 Q

Равновесие на рынке означает, что все покупатели, желающие купить сыр по 100 руб. за 1 кг, приобретут его, а все продавцы, желающие и готовые продать сыр по этой же цене, продадут его. На рынке нет ни дефицита, ни излишков: d = S = 3 кг.

Движение цены вверх или вниз вызывает нарушения равновесия. Если цена вырастает, то возникает затоваривание, спрос отстает от предложения и продавцы вынуждены будут понизить цены. И, наоборот, при снижении цен снизится предложение, и уже покупатели будут готовы платить больше, только чтобы найти и купить необходимый товар.

Равновесная рыночная цена служит четким выражением общего равновесия рынка. Показатели такого равновесия: высшая при данных условиях экономическая эффективность производства, когда все затраты окупаются при реализации товара; высшая при данных условиях социальная эффективность, когда спрос максимально удовлетворяется соответственно его денежному обеспечению; четкое равенство между спросом и предложением, когда отсутствуют и дефицит, и затоваривание.

 

Изменение спроса и предложения проявляется в понятии эластичности спроса и предложения.

Эластичность спроса. Основные изменения спроса происходят вследствие изменения цены. Поэтому рассматривают, прежде всего, эластичность спроса по цене.

Степень изменения спроса под воздействием изменения цены называется эластичностью (гибкостью) спроса. Эта изменчивость измеряется коэффициентом эластичности.

Кэл. = Изменение объема спроса в % / Изменение цены в %.


В рыночном механизме выделяют множество типов (моделей) эластичности спроса:

а) единичная эластичность;

б) эластичный спрос;

в) неэластичный спрос;

г) совершенно неэластичный спрос;

д) бесконечно эластичный спрос.

Выделим основные модели эластичности спроса.

 

1. Единичная эластичность, когда изменение спроса точно отражает изменение цены:

+5% d -10% d

К эл =; К эл =.

- 5% P +10% P

 

Графическое изображение этой модели:

График 7

Р

 

 

     
       
       
       
       
      d
       
      Q
       

 

2. Эластичный спрос, когда изменение спроса опережает изменение цены: К эл > 1. Например,

+5% d

К эл =;

- 1% P

 

На графике это выглядит:

Р График 8

 

 

 

d

 

 

0 Q

Для более четкого показа следует взять цену неизменной, тогда будет абсолютно эластичный спрос.

 

 

График 9

Р

 

 

d

 


0 Q

Такая ситуация может возникнуть в случае роста доходов или инфляционных ожиданий.

3. Неэластичный спрос, когда изменение спроса отстает от изменения цены: К эл < 1. Например,

 

+1% d

К эл =;

- 5% P

 

На графике это выглядит:

График 10

P

 

 

d

Q

Для отдельных товаров проявляется абсолютно неэластичный спрос, когда спрос постоянен при любом росте цен (см. график 11).

 

График 11

P d

 

O Q

 

Спрос может быть абсолютно неэластичным для следующих категорий товаров: товары первой необходимости (жизненно важные товары) – хлеб, соль, необходимая одежда и т.д.; товары вредных привычек, вызывающие болезненную зависимость и подавляющие в человеке свойство целесообразности покупок - алкогольные, табачные, наркотические товары; товары повышенной ликвидности - изделия из благородных металлов и самоцветных камней, антикварные изделия, произведения искусства и пр.

На величину спроса воздействует и доход покупателей. Подсчитано, что каждые 20-30 лет доход в развитых странах удваивается, что влияет на уровень и структуру потребления. При этом выявилось, что с ростом доходов в развитых странах растет спрос на услуги, а в развивающихся странах – спрос на товары длительного пользования.

Эластичность спроса по доходам определяется как отношение изменения спроса в % к изменению дохода в %:

К эл = Δ d % / Δ М %.

В целом зависимость здесь прямая: чем больше доход, тем выше спрос. Однако структура спроса вносит определенные коррективы. Например, спрос на товары первой необходимости растет с повышением доходов лишь в семьях с низким качеством жизни, а с переходом на более высокую ступень качества жизни спрос на эти товары начинает падать. При этом, как правило, начинает расти спрос на предметы роскоши. Кроме того, во многих странах с ростом доходов усиливается забота населения о своем здоровье и в результате падает спрос на целый ряд продуктов питания, ранее считавшихся показателем высокого дохода: сливочное масло, мясные продукты, цельное молоко и пр. С названными товарами все выглядит иначе. Чем ниже величина дохода, тем выше спрос на менее качественные и ограниченные по ассортименту товары. Примером может служить популярность товаров "секонд хенд" у беднейшей части населения.

 

Перекрестная эластичность В общей массе товаров вы-

спроса. деляются:

а) товары-субститы - взаимозаменяемые товары, например, сливочное масло и маргарин; б) товары - комплементы – взаимодополняемые товары, например, автомобиль и бензин; в) независимые товары, например, бумага и молоко. Связь между эластичностью товаров разных групп называется перекрестной эластичностью. Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает отношение изменения спроса на товар А к изменению цены на товар В: К эл = ∆ d А / ∆ P В.

При росте цены на один товар среди субститов, спрос на товар-заменитель возрастет. Так, рост цен на сливочное масло вызовет рост спроса на маргарин.

При росте цены на товар-комплемент спрос на взаимодополняемый товар снизится. Так, рост цен на бензин, вызовет снижение спроса на автомобили.

При изменении цены на один независимый товар спрос на другой товар не изменится. Так, если вырастут цены на бумагу, спрос на молоко не изменится.

Эластичность предложения. Интенсивность изменений предложения в зависимости от уровня цены отражается в эластичности предложения. Показателем эластичности предложения служит коэффициент эластичности предложения (Кэл).

Кэл = Изменение предложения в % / Изменение цены в %.

На рынке могут иметь место следующие ситуации. Е д и н и ч н а я эластичность, когда Кэл равен единице. Предложение прямо пропорционально цене. На графике 12 это выглядит следующим образом:

График 12

Р

S

 

Q

0

При этом, если в течение длительного времени сохраняется устойчивый рост цен, коэффициент эластичности предложения имеет тенденцию к возрастанию, т.е. – рост производства опережает рост цен. На графике 13 это выглядит:


График 13

Р

 

S

 

 

Q

0

 

Н е э л а с т и ч н о е предложение, когда уровень предложения слабо или вообще не изменяется с ростом цен и Кэл меньше единицы. Неэластичность предложения может быть вызвана, например, ограниченностью природных ресурсов или неспособностью производства мгновенно реагировать на изменение цен. Графически это выглядит:

 
 


Р График 14

S

 

0

Q





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.