Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Современное состояние психологической науки можно оценить как период значительного подъема в ее развитии




Современное состояние психологической науки можно оценить как период значительного подъема в ее развитии. В течение последних десятилетий расширился фронт психологических исследований, поя­вились новые научные направления и дисциплины. Разрастается круг разрабатываемых в психологии проблем; изменяется ее понятийный аппарат. Совершенствуются методология и методы исследования.

Психология непрерывно обогащается новыми данными, интересны­ми гипотезами и концепциями, относящимися ко всем основным об­ластям ее проблематики. Психологическая наука все более активно включается в решение различных задач, возникающих в разных сферах общественной практики.

В настоящее время психология представляет собой довольно слож­ную и разветвленную систему дисциплин. Кроме обшей психологии, изучающей общие закономерности психической деятельности людей, существуют и быстро развиваются частные, прикладные отрасли психо­логии, такие, как психология труда и ее самостоятельные разделы — инженерная, авиационная и космическая психология; психология по­знания; педагогическая, социальная, военная и медицинская психо­логия; психология спорта; психология творчества и т. д.

К отраслям психологии, которые изучают конкретные виды челове­ческой деятельности, следует отнести и юридическую психологию, ко­торая должна внести значительный вклад в решение сложных, много­профильных задач укрепления правовой основы Российского государст­ва, усиления борьбы с правонарушениями и преступлениями.

Юридическая психология включает в себя различные области науч­ных знаний и в равной мере принадлежит как психологии, так и юрисп­руденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные чер­ты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

Юристы фактически никогда не отказывались от использования дан­ных психологии. Что касается конкретной практической деятельности, то почти каждый сотрудник милиции, следователь, прокурор или судья в ходе работы, иногда и сам того не замечая, неизбежно опирается на данные психологии. Как показывает практика, это эмпирическая жи­тейская психология, основанная главным образом на личном опыте, знании жизни многих людей. Преобладающая часть таких знаний пра­вильно отражает психологические закономерности. Однако наряду с эм­пирическими знаниями юристу необходимы и конкретные научные знания; то, к чему в конце концов, после поисков и заблуждений приходит опытный следователь или судья, может быть обнаружено или, напротив, опровергнуто объективным психологическим исследованием в очень короткое время и с достаточной полнотой и точностью.

В данной работе изложенным не ограничивается значение психоло­гической науки по осуществлению правоохранительной и правоприменительной деятельности. Знание психических закономерностей, применение в процессе юридической деятельности определенных пси­хологических методов облегчает труд человека, помогает ему регулиро­вать и строить взаимоотношения с другими людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практи­ке. Все больше осознается мысль о том, что психология не отвлеченная наука, посвященная решению сложных и тонких теоретических воп­росов, а важное звено в образовании всякого культурного специалиста*, а том числе и юриста. Практически нет сферы деятельности человека, где вмешательство психологической науки не привело бы к облегчению, упорядочению ее.

____________________________________________________________________________ *Мясищев В.Н. и др. Основы общей и медицинской психологии. М., 1968, с. 3.

 

По нашему мнению, одним из факторов правовой реформы, неотъем­лемая часть которой — правовая защита личности, социальных прав и свобод российских людей и одновременное повышение ответствен­ности каждого гражданина перед своим коллективом, обществом, госу­дарством в целом, является психологическое обеспечение. В связи с этим необходимо обратиться к теоретическому переосмыслению сущ­ности, предмета и метода сфер приложения юридической психологии, осмысление теоретических и методологических проблем которой нача­лось в конце шестидесятых годов. Тогда появились первые крупные работы по юридической психологии А.Р.Ратинова. А.В.Дулова, В.Л. Васильева, А.Д.Глоточкина и В.Ф.Пирожкова. За последние двад­цать пять лет опубликованы сотни работ по вопросам юридической психологии. Эта работа продолжается и в настоящее время.

На сегодняшний день, однако, все еще отсутствует единое, четко обоснованное мнение о самостоятельности юридической психологии как науки, о ее содержании, объекте и предмете и даже о том, юридичес­кая это наука или психологическая. С одной стороны, раздаются при­зывы к решительному повороту юридической психологии лицом к прак­тике, с другой - пока нет юридической психологии как науки, нечему и «поворачиваться к практике».

Практика показывает, что в последние годы специалисты в области юридической психологии в основном ориентировались на проведение глубоких эмпирических исследований отдельных частных направлений и вопросов как на единственно верный путь в противовес ненужному теоретизированию. По этому пути шло большинство специалистов-ис­следователей и ученых. В результате оказалось, что в юридической психологии отсутствуют цельная теория и методология, использование ее в практической деятельности. За последнее время, однако, было опубликовано несколько монографических исследований по вопросам теории этой науки. На сегодняшний день практически отсутствует ву­зовский курс юридической психологии, нет соответствующих учебников и учебных пособий, явно недостаточно учебных материалов по этому предмету для студентов юридических и психологических факультетов. Предлагаемая работа является попыткой систематизировать курс юри­дической психологии и решает следующие задачи:

1) раскрыть теоретические понятия и положения курса юридической психологии;

2) ознакомить студентов с основами общей, социальной и педагоги­ческой психологии применительно к курсу юридической психологии;

3) показать и обосновать специфику психических закономерностей в правовом регулировании;

4) оказать помощь студентам в самостоятельной работе над психоло­гической и юридической литературой по данной дисциплине.

При подготовке этого пособия автором учитывался опыт преподава­ния юридической психологии на юридическом факультете Универси­тета Российской академии образования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.