Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка интересующей личности




Юридическая работа — это непрерывный процесс общения. В этом процесс постоянно оценивает людей: свидетелей, подозреваемых, обвиня­емых, подсудимых, собеседников, прохожих и т. д. При этом он вводит в действие как формальные, так и неформальные приемы и методы оценки.

К формальным методам обычно относят целенаправленное наблюде­ние и беседу, анализ документов, изучение биографии, различные тесты.

К неформальным — сложившиеся в ходе исторического развития общества различные интуитивные способы. Если в первом случае работ­ник юридического труда ставит процесс опенки под свой контроль, поскольку он протекает на уровне сознания, то во втором — этот процесс осуществляется на уровне подсознания.

Первые шаги в научном изучении человека как личности сделал две с половиной тысячи лет назад гениальный греческий врач и исследова­тель Гиппократ. Результатом его исследований явились данные о четы­рех темпераментах. На протяжении многих столетий предпринимались многочисленные попытки критики полученных результатов Гиппок­рата, однако они в основном сохранились до наших дней, Мы уже отметили, что темперамент, характер и способности составляют психо­логическую основу личности. Именно поэтому эти структурные ком­поненты являются центральными во всех схемах изучения личности. Данное утверждение относится к схемам А.Г. Ковалева. К.К. Платонова и многих других исследователей. Однако эти схемы нацеливают исследователей на изучение личности только как социального феномена и слабо учитывают специфику деятельности, которой занята эта лич­ность. Использование этих схем в условиях профессиональной деятель­ности (в том числе юридической) дает очень мало результатов. Изучение практики внедрения научных методов в систему оценки руководящих кадров показало, что такого типа схемы должны прежде всего базиро­ваться на системе профессиональных действий и операций*

________________________________________________________________________

* См.: Труд руководителя. М., 1976; Оценка работников управления. Под ред. Попова Г.Х. М., 1976.

 

Исходя из учета особенностей составления оценочных схем личности, предлагаем специальную «схему изучения личности», которую, по на­шему мнению, должны знать работники юридического труда.

Схема изучения личности.

1. Общие данные: время и место рождения, национальность, образо­вание, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, место жительства, отношение к политическим партиям.

2. Внешние признаки:

- лицо (краткий словесный портрет, по возможности особенности строения лица);

- рост (низкий, средний, высокий, аномалии в росте);

- вес и телосложение (очень худой, худощавый, стройный, полный, тучный);

- одежда (опрятен — неопрятен, за модой следит — не следит);

- манеры (производит приятное впечатление - неприятное впечат­ление);

- голос (приятный — неприятный, сильный, гнусавый и т. д.).

3. Жизненный путь;

- родители (время и место рождения, национальность, место житель­ства, социальное положение, образование, профессия, отношение к по­литическим партиям, их увлечения, постоянное занятие и т. д.);

- детство (жизнь в семье, какой ребенок по счету, жизнь вне семьи, братья и сестры, их взаимоотношения, события в жизни и т. д.);

- школа (специализация школы, любимые предметы, взаимоотно­шения со сверстниками, нарушения школьной дисциплины, успехи, оценка учебной деятельности);

- учебные заведения (причины поступления, успехи, полученные знания, умения, навыки, характерные события в 16—19 лет);

- трудовая деятельность и служба в армии (характер труда и службы, отношение к труду и службе, положение среди других людей, удовлетво­ренность, влияние трудовой деятельности на личность);

- семейная жизнь (рождение детей, с кем живет в настоящее время).

4. Жизненные сферы:

- семья (отношения между супругами, отношение к детям/отноше­ние к родителям и т. д.);

- профессия и специальность (мотивы выбора профессии и работы, удовлетворенность работой, продвижение по работе, социальный статус на работе и т. д.);

- политическая и общественная активность (активен — неактивен; сколько тратит времени на общественную деятельность и т. д.);

- проведение свободного времени (спорт, азартные игры, кино, те­атр, выпивки с друзьями и т. д.);

- материальные условия жизни (какая квартира, особенности об­становки, бюджет семьи и др.);

- здоровье (общее состояние здоровья, отношение к своему здо­ровью, наличие заболеваний).

5. Поведение:

- преобладающее настроение: ровное, приподнятое, угнетенное; реакция на трудности (растерянность, энергичность, безразличие);

- особенности проявления эмоций и чувств (легко возбуждается, средне, трудно возбудим; подавляет раздражение легко, с трудом; пере­живает неудачи заметно — незаметно, долго — недолго; помнит обиды долго — недолго; расстраивается по мелочам — по мелочам не расстра­ивается и т. п.);

- проявление воли (самостоятельный — несамостоятельный, дис­циплинированный — недисциплинированный, решительный — нере­шительный, смелый — трусливый и т. д.);

- поведение в сложной ситуации (сохраняет спокойствие — теряется, сохраняет логичность и рассудительность речи и поступков — теряет их и т. д.);

- поведение в состоянии опьянения (спокоен, агрессивен, теряет контроль, замыкается в себе, становится общительным, уединяется; пьет много, средне, пьет много и не пьянеет);

- нравственное поведение (соблюдение моральных норм, отношение к женщине, честность и правдивость, проявление мужества в сложных отношениях со старшими и равными).

6. Темперамент и характер:

а) темперамент:

- общительность (общительный, необщительный, малообщительный, замкнутый; застенчивый — не застенчивый; осторожный — решительный; проявляет склонность к лидерству — склонности к лидерству не проявляет);

- эмоциональность (спокойный — раздражительный, невозмути­мый — ранимый, сдержанный — возбудимый, пессимистический — оп­тимистический);

б) характер:

- свойства характера, выражающие отношение: к людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т.д.), к труду (трудо­любие, добросовестность, лень, ответственность и т.д.); к вещам (ак­куратность, неряшливость и т. д.); к самому себе (тщеславие, често­любие, самолюбие, гордость, самомнение, скромность и т. д.);

- доминирующие черты характера (кардинальные черты, первичные черты, вторичные черты).

7. Мотивация поведения:

- доминирующие потребности (физиологические потребности, по­требность в самосохранении, потребность в принадлежности к социальной группе, потребность в уважении своей личности, потребность в са­мовыражении);

- ценности и установки:

а) личностные ценности (ориентация на самосовершенствование, на помощь другим людям, на определенную деятельность, на удовлетворе­ние своих потребностей);

б) социальные ценности (ориентация на принятые в обществе мо­ральные нормы, обычаи, нравы, уважение правопорядка);

в) материальные ценности (деньги, вещи, собственность);

г) политические ценности (отношение к демократии, политическим партиям, образу жизни в стране, политической жизни в стране, личные политические взгляды);

д) идейные ценности (мировоззрение, вера в бога, отношение к дру­гим религиям и верующим и т. д.);

- интересы (увлечения и хобби, широта интересов, степень устой­чивости интересов);

- идеалы (наличие идеала: человек, идея, поступок человека, литера­турный герой и т. д.).

8. Социальная адаптация:

- социальное окружение (взаимоотношения со знакомыми и друзьями, степень признания со стороны окружающих, степень связи с родственниками);

- восприятие социальной ситуации (исходит из реальной обстанов­ки; в действиях преобладает логичность — нелогичность, адаптируется к ситуации быстро — медленно);

- самооценка (реальная или нереальная оценка своей социальной роли, отношение к мнению других о своих возможностях, уровень притязаний, уверенность или неуверенность в себе),

9. Способности:

—общие способности (плавность и беглость речи, уровень опериро­вания цифрами, легкость запоминания, богатство воображения, полнота обобщений и т. д.);

— специальные способности (организаторские, педагогические и т. д.; способность знакомиться, сближаться, влиять на людей, способ­ность разбираться в людях).

Сбор информации и оценка личности на базе данной «Схемы» осу­ществляются в процессе общения. Поэтому рассмотрим некоторые осо­бенности этого процесса.

В процессе общения люди обмениваются знаниями, опытом, переда­ют друг другу различную информацию, добиваются взаимопонимания, общности переживаний, достигают общности действий и намерений, определенного единства в отношениях к фактам, событиям, идеям, к другим людям и самим себе. Оценка личности при общении обычно производится на основе экспектации и эмпатии, которые функциониру­ют в основном на подсознательном уровне*.

________________________________________________________________________

* См.: Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение и нашей жизни. М., МГТУ, 1992, с. 16; Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. М., 1989, с. 5.

 

Экспектация (ожидание) заключается в подсознательном формирова­нии оценочного суждения о человеке. Наблюдающему нередко правиль­но представляется, что наблюдаемый что-то хочет предпринять. Проис­ходит как бы предвосхищение поведения наблюдаемого лица. Такая способность появляется у людей в результате длительного общения друг с другом. Практикой установлено, что лица, постоянно находящиеся в общении, безошибочно предвосхищают поведение друг друга.

Эмпатия — это способность прочувствовать переживания другого че­ловека. Процесс такого вчувствования обычно не осознается. Эмпатия дает людям возможность познавать у других людей многие невысказан­ные или скрываемые намерения. Способность людей к эмпатии, как и любая другая общая способность, зависит от специфических задатков и соответствующего воспитания.

Косвенно эмпатия позволяет судить, насколько собеседник мягок или суров, спокоен или постоянно напряжен, уверен или не уверен в себе и т. д. Все это дает возможность сделать предположение о том, как наш собеседник воспринимает жизнь, каково его физическое состояние, интеллект и т. п. Наличие в психике человека явления эмпатии должно нацеливать работника юридического труда на внимательное отношение к нему, а также на развитие и совершенствование своих способностей в этом плане. Эмпатия оказывает воздействие на другого человека с помощью движения, внешней и внутренней речи. Так, если увлечься смыслом того, что рассказывает нам собеседник, то можно понять искренен или неискренен рассказчик. Некоторые натуры бывают очень чувствительны к подтексту речи других в определенные периоды. Такой способностью, например, обладают шизоиды перед обострением болез­ни (предшизофренический период). Это также характерно для чувст­вительных и творческих натур. Как и любую другую способность, эмпатию можно развивать специальными упражнениями.

Процесс оценки личности начинается с первого впечатления. Первое впечатление в своей основе представляет собой общее восприятие объ­екта. Люди в условиях первоначального контакта занимаются классифи­каций, пытаясь отнести собеседника к одному из знакомых им типов людей; другие составляют общее эмоциональное впечатление; третьи обосновывают свое представление о внутреннем мире другого по внеш­ним проявлениям личности, причем уделяют внимание то содержанию речи партнера, то вглядываясь в его непроизвольные реакции; четвертые настолько верят своему первому впечатлению, что потом ни за что не желают от него отказаться; иные, кажется, абсолютно терпимы к лю­бому изменению собственных представлений об окружающих; пятые верят исключительно собственному «прочтению» личности, в отличие от иных, которые допускают, что другие также что-то в человеке могут понять; шестые... седьмые... и т. д.* Таким образом, первое впечатление практически не дифференцируется, оно обычно не выражено вербально и протекает на чувственном уровне. Естественно, первое впечатление таит в себе возможность ошибки, которая связана с рядом факторов.

_____________________________________________________________________________

*См.: Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение и нашей жизни. М., МГТУ, 1992, с. 49.

 

Источниками ошибок являются: мнение других лиц, галлоэффект, эффект снисходительности, стереотипы, психическое состояние наблю­дателя, доминирующие потребности, защитные механизмы и упроще­ния, Кратко остановимся на этих источниках ошибок.

1. Мнение других лиц. Иногда даже самого общего и отрывочного мнения об интересующем нас лице достаточно, чтобы оно подейство­вало на нашу оценку этого лица. Например, если нам дали характерис­тику объекта нашего интереса или высказали самое поверхностное суждение о нем, то при встрече мы стараемся уложить поведение объек­та в рамки шаблона, сформированного под влиянием чужого, возможно не совсем объективного, мнения.

2. Галлоэффект. Вам понравился воспринимаемый, вы оцениваете его в терминах «приятного», если же не понравился — в терминах «неприят­ного». Эта общая оценка распространяется практически на любую черту личности.

Как правило, галлоэффект имеет тенденцию размывать детали впе­чатления и формировать общую оценку объекта. Это явление наталки­вает наблюдателя на формирование какого-то устойчивого образа*.

________________________________________________________________________

*См.: Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. М., 1989, с. 7.

 

3. Эффект снисходительности. Большинство людей благожелательно подходят к оценке незнакомого человека, многие склонны не замечать его явных недостатков. Однако есть люди, которые предпочитают со­мневаться в положительных качествах объекта наблюдения. Иногда это выливается в стратегию: пока человек не докажет своей порядочности, его нельзя считать таковым. Когда мы встречаемся с чрезмерно выра­женным эффектом снисходительности, то это вполне обоснованно мо­жем предполагать, что ошибки в оценке объекта — следствие психичес­ких отклонений у наблюдателя.

4. Стереотипы. Если наблюдаемый отличается от наблюдающего по какому-либо характерному признаку, то отличие, бросаясь в глаза, вы­зывает у последнего строго определенные стандартные образы — стереотипы. Во-первых, это будут этнические и групповые стереотипы, затем стереотипы, связанные с внешним видом (высокий - низкий, толстый — тощий; орлиный нос, сократовский лоб и т. д.), а также стереотипы, касающиеся физической ущербности, особенностей голоса и речи, экспрессивных движений (походка, мимика, жесты). Знание стереотипов восприятия и учет их при общении с представителями различных культур в значительной степени способствуют избавлению от ошибок в интерпретации поведения.

Каждый стереотип имеет свою логическую структуру и присущие ему закономерности проявления. Считается, например, что негры любят ритмическую музыку и яркие краски, рыжие темпераментны и т. д. Подметивший горячность рыжего и не заметивший еще большую горячность брюнета утверждает, что это закономерность. Поэтому один из источников ошибки заключается в том, что мы ожидаем от определенного лица (группы лиц) вполне определенного поведения.

5. Психическое состояние. Человек в хорошем настроении всех ок­ружающих оценивает в основном в светлых тонах и сам вызывает у них симпатию. Человек, пребывающий в депрессии, наоборот, не только сам видит все в сером цвете, но и к себе вызывает неприязненное отношение. Поэтому психическое состояние наблюдателя (наблюдае­мого) может являться источником ошибок в оценке личности.

6. Доминирующая потребность. Доминирующая потребность делает че­ловека особенно чувствительным к предмету этой потребности; охотник лучше видит зверя, сборщик ягод — ягоды. Следует, однако, отметить, что чем сильнее эта потребность, тем чаще в этих случаях может иметь место переигрывание: охотник может за зверя принять какой-либо предмет, сборщик ягод — сорвать несъедобную ягоду, поэтому доми­нирующие в данный момент у наблюдателя потребности могут явиться источником ошибок.

7. Защитные механизмы. Одним из защитных механизмов, искажаю­щих восприятие, является проекция. Суть ее состоит в искажении реальности. Проекция имеет место в поведении практически всех лю­дей, однако она наиболее сильно проявляется у людей с "расшатанными нервами". Иногда человеку кажется, что он в чем-то подозревается, иногда ему представляется, что его обвиняют в наличии намерений, которые он сам считает несовместимыми с его "Я"-концепцией, и т. д.

По своей сути проекция — это явление, обратное эмпатии. Это две формы процесса восприятия и оценки людей, однако проекция искажа­ет и ослабляет этот процесс, а эмпатия упорядочивает и усиливает.

Наблюдатель неизменно сравнивает наблюдаемого с самим собой. Ему кажется, что он себя хорошо знает, поэтому на фоне своего "Я" ему лучше представляется другой. Однако в связи с определенным искажением восприятия защитными механизмами это совсем не значит, что наблюдающий объективно прав.

8. Упрощение. Первое впечатление, как правило, всегда неполно. Это связано с тем, что объект восприятия, человек, очень сложен. В связи с этим все мы склонны к упрощению при восприятии людей. Поскольку тенденция к упрощению присуща большинству, то многие люди прак­тически бессильны объективно воспринять другого человека. Они сразу же по какому-то одному факту делают выводы, закрепляют эти выводы своем сознании и потом с трудом меняют их. Это свойство зависит от индивидуальных особенностей людей*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Чуфаровский Ю.В. Общение, наука и культура. Ташкент. 1986, с. 30—34.

 

Поскольку все перечисленные источники ошибок имеют место в дей­ствительности, по нашему мнению, надо рассмотреть, хотя бы кратко, причины этих ошибок.

Причины ошибок восприятия и оценки личности связаны, во-пер­вых, с особенностями личности воспринимаемых, во-вторых, с не­преднамеренным или преднамеренным влиянием воспринимаемых на воспринимающего и, в-третьих, с особенностями личности воспри­нимающего. Здесь следует отметить как индивидуально-психологичес­кие особенности людей, которые мы воспринимаем, так и их действия с целью предвосхищения своей оценки и обмана наблюдателя.

Индивидуально-психологические особенности воспринимаемых. Люди воспринимаются по-разному. Одни как бы открыты для воспри­ятия, о них всегда легко составить первое впечатление. Другие закрыты, о них часто трудно сказать что-либо определенное. Условно выделяют несколько типов людей.

Есть категория людей, которая плотно скрыта под своим «панцирем» личности, и очень трудно догадаться об их внутренних переживаниях, Они могут быть интеллектуалами, застенчивыми, недалекими и т. д., но догадаться об этом нелегко. Другие что-то всегда подозревают, чем-то встревожены. Они отовсюду ждут неприятностей, от этого постоянно напряжены и враждебно ко всему настроены. Третьи постоянно в дви­жении, их внутренний мир скрыт за цепью действий и операций. Они субъективно ощущают свое превосходство над другими и гордятся им. Есть люди, которые хорошо умеют приспосабливаться к обстоятельст­вам. Так, где нужно они могут возмутиться, польстить и т. д. Их настро­ение меняется в зависимости от ситуации. Встречаются также люди, не поддающиеся никакой характеристике. Они растворяются в толпе, не оставляя в памяти наблюдателя следов о своем образе. О них очень трудно сказать что-либо определенное. Все это сказывается на первом впечатлении.

Известно также: когда человек осознает, что за ним наблюдают, он незамедлительно старается применить различные уловки с целью выгля­деть так, как ему хочется, чтобы его восприняли. Психологически это выражается в искажении или подмене экспрессивных движений (мими­ки, жестов и т. д.). Следует отметить, что обман может быть пред­намеренным и непреднамеренным.

Ранее мы отметили, что объект оценки воспринимается нами в виде целостного образа, формируется впечатление об объекте без учета со­держательных факторов. Лицо, тело, руки, голос и речь объекта, явля­ющиеся показателями его внешних реакций, как бы ускользают от нашего внимания. Между тем лицо генерирует мимические движения, ослабляя или усиливая их соответствующим взглядом глаз. Тело, имея соответствующие формы, принимая характерные позы, производит благоприятное или неблагоприятное впечатление. Определенная жес­тикуляция рук вызывает у нас чувство симпатии или антипатии к чело­веку. Голос с присущим ему диапазоном звуковых частот, резонансом, темпом и другими факторами создает у нас ощущение приятного или неприятного. И наконец, речь, отражающая внутренний интеллект, заставляет нас восхищаться, удивляться или разочаровываться в изучае­мом лице.

Таким образом, при оценке личности по внешним признакам юрист-практик должен понимать реакции лица, тела, рук, голоса и речи. Исследования советских психологов* нацеливают нас на изучение в этом плане: экспрессивных реакций лица, движения глаз, телосложе­ния, позы, походки, жестов, голоса, речи.

_____________________________________________________________________________

*См.: Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке, как личности. Л., 1970; Бодалев АА. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982; Теоретические и приклад­ные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975, Криминалистическое описание внешности человека. Под ред. Снеткова В.А. М., 1984; Филонов Л.Б. Психологические аспекты установления контактов между людьми. М., 1952; Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение в нашей жизни. М., 1992; и др.

 

Методы оценки личности. Здесь мы проанализируем объективные методы оценки личности: наблюдение, беседа, анализ документов, изу­чение биографии, тесты, анализ письма.

Одно из первых мест в системе приемов и способов оценки личности занимает наблюдение. В профессиональной деятельности под наблюде­нием как методом оценки личности понимают научное наблюдение. Оно способно давать наблюдателю богатые конкретные данные, наи­более эффективно оно в сочетании с другими методами.

На практике применяются включенное и дистантное наблюдение. Включенное предполагает наблюдение «изнутри» социальной группы, когда наблюдатель становится полноправным ее членом. Такое наблюдение уже давно применяется в социологических исследованиях, оно широко используется как иностранными, так и российскими учеными*.

_____________________________________________________________________________

*См.:. Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1973; Шепаньский Я. Элементарные понятия социологии. Пер. с польского. М., 1969; Чуфаровский Ю.В. Социально-психологические проблемы адаптации студентов и молодых специалистов. М.,1976.

 

Включенное наблюдение обладает большими достоинствами. Оно дает возможность вскрывать многие сокровенные стороны жизни изу­чаемого человека, социального явления и т. п. Однако включенное наблюдение не всегда возможно и уместно, поэтому наряду с ним активно используется и дистантное наблюдение, т.е. наблюдение со стороны.

При наблюдении со стороны главное, что требуется от наблюда­теля, — это оставаться незамеченным как изучаемым лицом, так и ок­ружающими. Дистантное наблюдение активно используется в юридической деятельности.

Наблюдение за объектом — это восприятие его состояния и действий. В процессе наблюдения наблюдатель каждую секунду воспринимает обширную информацию, однако фиксирует он лишь незначительную ее часть. Из всей поступившей информации наблюдатель неизменно про­изводит отбор, который зависит от направленности и особенностей личности наблюдателя.

Считается, что мужчины лучше оценивают мужчин, женщины — женщин, люди, принадлежащие к одной нации, лучше оценивают свое­го соплеменника и т. д. Однако это правило имеет свои границы: объективнее оценивает человек, обладающий высоким уровнем эмпатии. Поскольку наблюдение способно регистрировать лишь отдель­ные акты поведения, то в каждом конкретном случае юрист-практик должен знать, за какими актами поведения, реакциями скрывается истинный смысл изучаемого свойства, явления и т. п.

Наблюдения показывают, что чем менее образован и чем более непосредственен человек, тем рельефнее у него будут внешние движения и тем самым мы можем с большей достоверностью судить по ним о его истинных переживаниях. Наблюдая за объектом изучения, работник юридического труда должен уметь отделять притворство от искренности, видеть за экспрессивными движениями временные состояния и устойчивые характерологические свойства личности объекта.

Беседа. С ее помощью восполняется недостаток информации, полученной наблюдением. Беседа позволяет получить сведения о мотивационных аспектах личности.

Оценка личности в беседе предполагает предварительное планирование этой беседы с целью скрытого получения необходимой информации. Для этого тщательно составляется перечень вопросов по всем аспектам личности. Сюда входят вопросы относительно психологических, соци­ально-психологических особенностей личности, мотивации ее поведе­ния и т. д. Беседа, предпринимаемая для изучения личности, представляет собой диалектическое единство пяти этапов, пяти специфических звеньев общения.

Психологи выделяют: 1) подготовку к беседе; 2) начало беседы; 3) этап получения данных; 4) завершение беседы; 5) оценку результатов беседы.

Подготовка к беседе предусматривает составление плана, базируемо­го, как отмечалось выше, на основе "Схемы изучения личности". Основ­ным содержанием плана должны быть вопросы, которые не удалось выяснить путем наблюдения. Вопросы в плане располагаются так, чтобы обеспечить ведение естественного разговора с собеседником, причем желательно, чтобы вопросы одного раздела «Схемы» не шли друг за другом, а перемежались с вопросами других разделов.

При организации оценочной беседы следует учитывать следующее:

- участники беседы должны иметь время, достаточное для проведе­ния обстоятельного разговора;

- необходимо предусмотреть обстоятельства, которые могут поме­шать беседе, и исключить их (громкая музыка, шум; вмешательство других лиц и т. д.);

- еще до начала беседы нужно четко продумать предлог для беседы;

- необходимо оптимально настроиться на беседу, как бы отгородив­шись от переживаний, которые могли бы отрицательно повлиять на готовность к общению;

- необходимо подавить в себе чувства, отрицательно влияющие на правильность восприятия и оценки личности;

- старайтесь заразнее предвидеть возможные вопросы, которые мо­жет задать объект, и будьте готовы на них ответить.

Непременным условием начала беседы является создание атмосферы непринужденности и доверия. Началом беседы, как правило, является обсуждение какого-либо нейтрального вопроса, которое может легко быть поддержано собеседником. В качестве примерных вводных тем могут быть использованы вопросы о погоде, последних новостях в спор­те, искусстве, живописи, других областях жизни. Однако следует ис­пользовать эти вопросы не как самоцель, а как средство втягивания собеседника в дальнейшую беседу для получения о нем необходимой информации. Задавать, конечно, нужно только те вопросы, на которые он сможет легко и охотно ответить. Захваченная в самом начале беседы инициатива обычно обеспечивает успех дела.

В зависимости от ситуации беседы и поведения собеседника данные о нем можно получить с помощью побуждения его к монологическому высказыванию или путем втягивания его в обсуждение каких-либо вопросов.

В первом случае слушают собеседника, проявляя заинтересованность и внимание к тому, что он излагает. При этой форме ведения беседы активно вступать в разговор следует только тогда, когда объект отклоня­ется от темы. С помощью наводящих вопросов необходимо вернуть объект в «русло» беседы. Положительной стороной такой формы ведения беседы является то, что она дает возможность сосредоточиться на оценке фактов и мнений, высказываемых собеседником. Недостатком ее являет­ся известная пассивность работника юридического труда. Эта пассив­ность снимается, если прибегнуть к диалогической форме беседы.

В беседе могут быть использованы самые различные вопросы. Если с объектом налажен хороший личный контакт, то можно ставить прямые вопросы. В случае когда это делать нецелесообразно, прибегают к косвенному побуждению высказывания. Для уточнения уже имею­щихся данных могут быть использованы вопросы, требующие ответа «да» или «нет».

Для проверки искренности высказываний собеседника иногда можно ставить уточняющие вопросы, используя специфические термины. Здесь оказывает большую помощь предварительная подготовка вопро­сов. Во всех случаях наиболее информационными оказываются воп­росы: "Кто?", «Где?», «Что?», «Почему?», «Когда?», «Как?» Однако час­тое употребление этих вопросов порождает у собеседника нежелатель­ные реакции.

Во-первых, падает активность объекта в непринужденной речи, и он вынуждается вами к конкретному высказыванию. Но поскольку вопрос задается с целью получения каких-то данных окольным путем, то может случиться так, что при ответе на поставленный вопрос собеседник отойдет в сторону от нужной темы.

Во-вторых, конкретные вопросы всегда побуждают защитные меха­низмы человека, и собеседник подсознательно, если его часто спраши­вают «Как?», «Почему?», может замкнуться.

В-третьих, появление в беседе большого числа подобного вида воп­росов обостряет бдительность и подозрительность людей.

В-четвертых, задавая эти вопросы, работник юридического труда мо­жет выдать свои намерения. Тренированный собеседник быстро поймет, в чем тут дело, и предпримет контрмеры: уклонение или обман. В связи с этим, чтобы вопросы звучали естественнее, можно дополнить их междометиями и паузами.

Результаты беседы не следует переоценивать. В процессе непосред­ственного общения трудно получить всю необходимую информацию. Оценить личность можно лишь путем сопоставления результатов беседы с результатами других методов оценки личности. При анализе содержания беседы следует оценить отношение собеседника к тем событиям, людям, фактам, о которых он говорил, вспомнить выразительные сред­ства, которыми он пользовался.

Анализ документов. Информацию об изучаемом человеке получают при анализе документов (письма, деловые отчеты, дневники, доклады, записки, конспекты, литературные произведения и т.п.).

Существует несколько различных классификаций документов, которые можно классифицировать по трем основаниям: 1) по способу фиксации информации (рукописные и печатные документы, кинопленки, маг­нитофонные ленты); 2) по статусу документа (личные документы: пись­ма, дневники; произведения творчества: книги, брошюры, статьи); 3) по характеру документа. В каждом конкретном случае тот или иной до­кумент имеет различный информативный вес.

При оценке личности по документам важно учитывать не столько то, о чем в них говорится, сколько то, как это говорится. Необходимо иметь ввиду, что, оценивая личность, мы интересуемся не событийной инфор­мацией, а психологическим аспектом информации.

Все методы анализа документов делят на традиционные и формализо­ванные. К первым относится анализ смысла текста, ко вторым — ана­лиз, выделение и обработка единиц информации. Довольно эффектив­ным здесь считается контент-анализ. Сущность его состоят в выделении в тексте некоторых ключевых единиц содержания (понятий, суждений, слов), подсчете частоты их употребления, определении их сочетаемости друг с другом, а также с общим содержанием текста*. Техника контент-анализа сводится к ряду операций, главными из которых являются 1) выделение единиц анализа; 2) отбор единиц анализа в тексте; 3) ста­тистическая обработка.

________________________________________________________________________

*См.: Методы социальной психологии. Л. 1977, с. 43—60; Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1972.

 

Наиболее ответственная часть процедуры — выделение единиц ана­лиза. От нее зависит успех всей дальнейшей оценочной работы. Начина­ется работа с определения категорий, то есть ключевых понятий, ко­торые соответствуют задачам конкретной оценки. Так, если необходимо по имеющимся высказываниям выявить ценностные ориентации изу­чаемого лица, то рабочими категориями здесь могут быть социальные нормы, лояльность, политические и экономические взгляды, мировоз­зрение. Этим категориям необходимо найти адекватные выражения в языке исследуемого текста, они и будут единицами анализа. В практи­ке контент-анализа употребляют стандартные единицы: слово, термин, символ, суждение. Наиболее употребительными единицами являются слово и символ.

Отбор в тексте единиц анализа. Процедура отбора заключается в отыскании в тексте всех выражений, отражающих смысл единицы анализа, В тексте это могут быть термины, имена собственные, устой­чивые словосочетания.

Статистическая обработка. В настоящее время разработаны много­численные методики обработки данных контент-анализа. Широко ис­пользуются частотные и процентные распределения, разнообразные корреляции и индексы, таблицы, графики и т. д.* В юридической прак­тике при обработке информации на первых порах можно ограничиться более общим подходом. Весьма полезная информация может быть полу­чена на основе данных о частоте употребления единиц анализа, установ­ления пропорций между их отдельными группировками, их взаимной встречаемости и зависимости.

_____________________________________________________________________________

*См.: Методологические и методические проблемы контент-анализа. М.-Л., 1973.

 

Процедура контент-анализа требует много времени и определенных условий, поэтому она оправдывает себя лишь при проведении научных исследований.

Биографический метод. Изучение объекта юридического интереса является исследованием процесса формирования личности в условиях определенной эпохи, нации, класса, социального слоя. Смысл биографического метода в юридической психологии состоит в изучении жиз­ненного пути личности. Это, с одной стороны, история жизни человека, а с другой — социальная форма его индивидуального развития*. Жиз­ненный путь человека пролегает в условиях микросреды, которая явля­ется сферой межличностных отношений. Из комплекса взаимодейству­ющих в микросреде обстоятельств складывается образ жизни непосред­ственного окружения, который отражается в индивидуальном опыте изучаемой личности.

_____________________________________________________________________________

*Логинова Н.А. Биографический метод в психологии и смежных дисциплинах. Автореф. канд. диссертации. Л., 1975.

 

Структура жизненного пути имеет свои фазы и генетические пере­ходы между ними. Именно на стыках фаз и переходах происходят важнейшие жизненные перемены. Установление времени переходов от фазы и фазе в жизни изучаемого лица и наложение этих периодов на события жизни нации (группы) могут дать ключ к пониманию особен­ностей психологии этого лица, к объяснению его поведения*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. М., 1989, с. 24.

 

Теория и практика позабывают, что изучение жизненного пути чело­века целесообразно начинать с трехлетнего возраста. Личность человека, как известно, формируется в основном на протяжении трех—пяти лет жизни. Трехлетний возраст связан с наиболее ранними переживаниями детства, с началом осознания своего «Я». В этот период человек впервые встречается с самим собой, у него начинает складываться отношение к себе.

Здесь большую роль играют родители, которые, находясь в условиях не зависимой от ребенка социальной ситуации, закладывают в него определенные идеальные программы, являющиеся для ребенка "мос­том" от прошлого к будущему. Эти программы, преломляясь через эмоциональный мир детей, оказывают большее влияние на восприятие личностью мира в детском саду, школе, вузе, в повседневной жизни.

Метод тестов. Психология в своем прикладном значении широко использует различные тесты для оценки внимания, сенсомоторных ре­акций, памяти, мышления, речи. Эти тесты дают возможность в системе профессионального отбора оценить развитие психических функций личности и определить кандидатов для обучения по определенной специальности. С помощью тестов каждый индивидуально может оце­нить свои способности и наметить систему упражнений для развития нужного ему качества характера. Тесты позволяют также оценить и не­которые параметры личности.

В последние годы появилось много различных тестов, направленных на оценку личности. Обилие тестов, справедливо отмечает В.М. Блейхер, объясняется различием подхода к самому изучению личности, свое­образием интереса исследователей и направленностью на различные личностные проявления*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Блейхер В.М. Клиническая патопсихологии. Ташкент, 1976, с. 134.

 

В современной психологии наибольшее распространение получили тесты оценивания, прожективные тесты и личностные опросники.

Многие из оценочных и прожективных тестов могут с успехом ис­пользоваться для оценки личности в юридической деятельности, нужно только внести в процедуру их применения лишь одно изменение: ин­формацию для оценки по тесту собирать не прямым, а косвенным путем. Проще всего это делать при оценке личности с помощью лич­ностных опросников.

Личностные опросники построены с учетом стремления человека к самооценке. Среди опросников наибольшую популярность приобрел тест "ММРУ" в который включено 384 утверждения. По ответам об­следуемого о приемлемости или неприемлемости для его личности предъявленных утверждений составляется профиль личности, делаются выводы о ее психологии. Аналогично построены опросники Тейлора и Айзенка. Опросник Тейлора определяет уровень тревожности личнос­ти, а Айзенка — замкнутость, общительность и эмоциональную неурав­новешенность. Опросник Айзенка также дает возможность определить тип темперамента и некоторые личностные типические черты.

Опросник состоит из 57 утверждений: из них 24 относятся к шкале экстраверсии, 24 — к шкале нейротизма и 9 — к шкале лжи. Испыту­емый должен без раздумья решать, относятся ли к нему предлагаемые утверждения. На вопросы следует отвечать только «да» или «нет». Мак­симальный показатель общительности (экстраверсии) — 24 балла, пока­затель ниже 12 баллов свидетельствует о замкнутости (интроверсии). Максимальный показатель эмоциональной неустойчивости — 24 балла, показатель в 13 баллов свидетельствует об эмоциональной уравновешен­ности, Показатель в 7—9 баллов по шкале лжи свидетельствует о неиск­ренности испытуемого.

Анализ письма. Письмо является одним из информативных элемен­тов при изучении личности. По письму можно определить уровень образования писавшего, эмоциональное состояние, нарушения в речи и психике, некоторые особенности характера.

Для анализа необходим графический материал. Оптимальная его ве­личина — половина стандартного листа. Характерологические признаки наиболее ярко проявляются в образцах, исполненных произвольно: в личных записях, дневниках, письмах и т. д.

Важной характеристикой письма является выработанность почерка. У каждого человека имеется свой определенный и характерный для него уровень выработанности, который складывается постепенно и опре­деляется образованием и письменной практикой. Письмо, как зеркало, отражает многие черты и качества человека. Например, для людей с психическими расстройствами характерна плохая организация почер­ка, наличие украшений, отрывочность, разная величина букв и т. д.

Оценка данных о личности. В основу систематизации данных о лич­ности, интересующей работника юридического труда, должны быть положены: 1) принцип изучения личности в деятельности; 2) принцип цельности личности и 3) принцип конкретно-исторического подхода.

Принцип изучения личности в деятельности нацеливает нас на анализ деятельности изучаемого человека и на сопоставление этой деятельности с его высказываниями, а также на исследование формы деятельности.

Принцип цельности при изучении и оценке личности требует учиты­вать не какую-нибудь отдельную черту или реакцию изучаемого челове­ка, а совокупность черт, реакций, качеств, свойств и отношений. Н.Г. Чернышевский считал, что надо «рассматривать каждую сторону деятельности человека как деятельность... всего его организма от головы до ног включительно»*.

________________________________________________________________________

* Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии. М., 1944. с. 83.

 

Такая система действий по добыванию необходимой информации заложена в "Схеме изучения личности".

Принцип конкретно-исторического подхода к оценке интересующей нас личности предполагает изучение истории жизни оцениваемого, его роста и развития, а также условий, в которых он социализировался.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.131 сек.