КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Что такое познание? 1 страницаДалеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления советской власти. По этой причине в эмиграции, возникло особое направление, получившее название «философия русского зарубежья». П. С. Мережковский (1864 - 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога. Идеалы человека и общества Мережковского - христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с другими личностями в религиозном безгосударственном объединении. Философия Л.И. Шестова (1866 - 1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, поступки и права. Человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, «герой» же имеет право открыто противопоставлять себя обществу. Философия Н.А. Бердяева (1874-1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Основные положения его философии: · свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека; · свобода человека подвергается угрозе извне со стороны общества и государства; важнейшая задача человека - сохранить свою самобытность; · ключевую роль в жизни человека играет также религия; · человек должен стремиться к Богу, но не должен пытаться заменить Бога самим собой;. · Историческая миссия России - построить «Царство Божие» (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле. Философия Бердяева обосновывает «конец света» вбудущем. Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма, учения о человеке и его жизни. Питирим Сорокин (1889 - 1968) - русский философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества. Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории стратификации и социальной мобильности. Стратификация - разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) - страты. Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения - возможность перехода из одной страты в другую. История, по Сорокину, - процесс смены ценностей. Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ: На раннем этапе (IX-XVII вв.) русская философия развивается в русле христианского богословия. К XVIII в. русская философия становится частью мировой мысли и разделяет основные идеи европейской мысли Нового времени. Русская религиозная философия XIX в. отражает специфику и национальное своеобразие русского философствования. Особенностями религиозной философии является попытка целостного понимания мира, высокая роль морали и художественного творчества. Целью философии западничества было принятие Россией европейских ценностей и ее включение в цивилизованный мир. Славянофилы настаивали на самобытности России. Начало XX в. стало временем религиозно-философского ренессанса, возродившего интерес общества к проблемам религии, нравственности, национального самосознания. Значительное влияние на философию и науку XX в. оказал космизм, рассматривавший природу и человека как единое целое. В первой половине XX в. марксизм получил статус государственной идеологии, что значительно ограничило философское творчество в России. Ряд идей философов, отстоявших свою свободу творчества, составил «золотой фонд» отечественной философии XX в. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Перечислите основные специфические черты русской философии. Прокомментируйте их. 2. Что является главным предметом спора западников и славянофилов? 3. Какова религиозно - философская сущность толстовства? 4. Что такое космизм? В чем вы усматриваете значение идей космизма для XX - XXI вв.? 5. Каковы главные черты советской философии? 6. Сформулируйте идеи крупнейших русских философов XX в. Раздел II. Философское осмысление природы и человека, сознания и познания В результате изучения раздела «Философское осмысление природы и человека, сознания и познания» обучающийся должен уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, сознания и познания как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; -пользоваться методами и приемами, с помощью которых человек познает окружающий мир. В результате изучения раздела «Философское осмысление природы и человека, сознания и познания» обучающийся должен знать: - основные категории и понятия философии; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основные проблемы онтологии и гносеологии (эпистемологии); - утверждения современной философии и науки о природе и структуре сознания. Тема 2.1. Основные категории и понятия философии. Основы философского учения о бытии. Краткое содержание: Категории как фундаментальные понятия. Основные философские категории: сущность, явление, единичное, общее, часть, целое, порядок, причина, случайность, необходимость, действительность, возможность. Определение и структура бытия. Объективная реальность. Субъективная реальность. Небытие (ничто). Формы существования бытия. Категории как фундаментальные понятия Знания даны человеку в виде понятий - мыслей, отражающих в обобщенной форме предметы, явления, связи действительности. Вы уже знакомы со многими понятиями философии - «мировоззрение», «антропоцентризм», «диалектика», «эмпиризм» и т.д. Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные отношения и связи в той или иной науке, называются категориями. Например, к категориям языкознания относятся понятия «глагол», «подлежащее» и т.п., а к категориям информатики - понятия «алгоритм», «файл» и т.д. Основные философские категории Философские категории являются наиболее общими и охватывают не отдельные стороны мира (как в языкознании или в информатике), а весь мир в целом. Впервые учение о категориях было изложено Аристотелем, который выделил десять основных категорий, при помощи которых можно описывать мир и его составляющие. В дальнейшем их изменил, дополнил и разделил на классы И. Кант, а диалектику отношений между категориями в их развитии и изменении показал Г. Гегель. В современной философии наиболее часто используются следующие категории: сущность и явление, единичное и общее, целое и часть, порядок и хаос, причина и следствие, случайность и необходимость, действительность и возможность. Значения многих из этих категорий самоочевидны; отдельные из них требуют пояснений. Сущность - главное в предмете, то, что определяет его. Явление - внешнее проявление характеристик предмета. Явления, воспринимаемые нами, не всегда отражают истинную сущность вещей, часто представляя собой лишь видимость: таковы, например, вращение Солнца вокруг Земли или оптические искажения формы предметов на границах разных сред. Таким образом, познание мира есть движение от явлений к сущности вещей, от поверхности к глубине. Единичное - категория, выражающая уникальность, неповторимость предмета. Общее - категория, выражающая нечто единое в ряде предметов. Часть - составной компонент чего-либо. Целое - нечто единое. «Целое, состоящее из частей» по-гречески именуется системой. Системы обычно делятся на суммативные (где целое равно сумме частей, например группа незнакомых людей на остановке общественного транспорта), несуммативные (где целое больше, чем его части, например организованный коллектив студентов, составляющих вместе нечто большее, чем просто сумма людей). Иногда особо выделяют органические системы, где часть не может существовать без целого (например, сердце как часть человеческого организма). Порядок - строгое, организованное расположение чего-либо. Хаос - отсутствие налаженности, беспорядок. Переход от порядка к хаосу, увеличение беспорядка называют энтропией, а обратный переход - организацией (или самоорганизацией, если система упорядочивается самостоятельно). Причина - явление, которое вызывает к жизни другое явление. Следствие - результат действия причины. Причину следует отличать от повода. Повод не порождает следствия. Например, поводом для Первой мировой войны было убийство эрцгерцога Фердинанда, но истинной причиной войны стало стремление стран-участниц к более выгодному для себя переделу мира. Вера в то, что все имеет свои причины, называется детерминизмом, отрицание всеобщей причинности - индетерминизмом. Случайность - то, что может как произойти, так и не произойти. Необходимость - то, что обязательно должно произойти, причем, строго определенным образом. Сторонники теории, согласно которой в мире все предопределено изначально, называются фаталистами. Действительность - все реально существующее. Возможност ь - то, что может возникнуть при определенных условиях. Мера возможности именуется вероятностью. Чем больше степень вероятности, тем больше шансов, что возможность станет действительностью. В целом категории философии позволяют описать общие закономерности развития бытия. Определение и структура бытия Вопрос о бытии является отправной точкой, основой всех вопросов, с которыми человек сталкивается при попытке осмыслить мир. Отголоски этих представлений дошли до нас в многочисленных мифах и сказаниях. Поэтому и в философии основополагающим является раздел, изучающий бытие - онтология. Первым философом, кто выделил бытие как категорию, был Парменид, он выдвинул идею о неизменной сущности истинного бытия. В дальнейшем в истории существовало множество различных подходов к пониманию бытия, которые можно свести к трем основным: материалистической, объективно-идеалистической, субъективно-идеалистической. В материалистической концепции под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств; движущаяся материя. В объективно - идеалистической концепции бытие - это существующая независимо ни от кого идея. В субъективно-идеалистической концепции бытие связано с чувствами и представлениями субъекта. Быть или существовать - значит быть воспринимаемым. Рассмотрим структуру бытия. Все существующее образует реальность. Поскольку вещи, процессы, явления бывают разного рода, то различают два вида реальности: объективную и субъективную. Объективная реальность - действительность, существующая вне человеческого сознания и независимо от него. Субъективная реальность противоположна объективной и обозначает наш внутренний мир. Философские учения по-разному отвечали на вопросы о бытии. Но в одном были едины: «бытие» и «существование» - одно и то же. Бытие - это всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность. Бытие есть все то, что есть - это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения. Например, плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы - это разновидность духовной реальности, часть бытия. Противопоставлением бытия является небытие (ничто). Небытие (ничто) - это отрицание бытия, то, что нельзя даже помыслить и тем более представить - тогда оно уже будет существовать! Формы существования бытия Итак, небытие не существует. А что же существует? Как правило, выделяются следующие формы существования бытия: человек (исходная точка отсчета, в существовании себя трудно сомневаться), живая и неживая природа. Они образуют воображаемую пирамиду, в основании которой находится неживая природа, над ней надстраивается живая природа, а еще выше человек, как единство живой и неживой природы. Каждая из форм бытия обладает своими особенностями. Бытие вещей и процессов неживой природы - это весь естественный и искусственный мир, а также все состояния и явления природы (звезды, планеты, земля, вода, воздух, здания, машины, эхо, радуга, отражение в зеркале и т.д.). Это вся первая (естественная) и вторая (искусственная, т.е. созданная человеком) природа, лишенная жизни. Бытие живой природы включает в себя два уровня: I. Первый из них представлен живыми неодухотворенными телами, т.е всем тем, что имеет способность к размножению и осуществляет обмен веществ и энергии с окружающей средой, но не обладает сознанием (весь растительный и животный мир) II. Второй - это бытие человека и его сознания, где в свою очередь можно выделить: · индивидуальное бытие, т.е. бытие конкретных людей; · общественное бытие; · духовное бытие (идеальный мир, сознание). Бытие не статично, постоянно происходит разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму. Именно здесь мы говорим о «бессмертии» идей, вещей, событий, исторических личностей или близких нам людей, имея в виду, что они не превратились в ничто, а обрели новое существование, иное бытие - как память, запечатленная в носителях информации любым способом. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ: Категории - это фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные отношения и связи в той или иной науке. Философские категории охватывают не отдельные стороны мира (как в других науках), а весь мир в целом. В современной философии наиболее часто используются следующие категории: сущность и явление, единичное и общее, целое и часть, порядок и хаос, причина и следствие, случайность и необходимость, действительность и возможность. Бытие есть предельно общее понятие о реальности, придающее картине мира целостность и стабильность. Проблема бытия лежит у истоков любой философской традиции и определяет ее основные черты. Исторически сложились три основные трактовки бытия: материалистическая, объективно-идеалистическая и субъективно-идеалистическая. Выделяют два вида реальности: объективную и субъективную. Выделяются следующие формы существования бытия: человек, живая и неживая природа.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Дайте определение философской категории. 2. Назовите основные категории философии. Дайте их краткие характеристики. 3. Какие существуют трактовки бытия? Какой из них придерживаетесь Вы и почему? 4. Назовите и охарактеризуйте основные формы существования бытия. Тема 2.2. Материя. Краткое содержание: Материя как субстанция. Материя с точки зрения материализма. Основные свойства материи: субстанциальность, структурность, системность, способность к самоорганизации, неуничтожимость и несотворимость, движение, пространство, время и отражение. Виды, сферы и уровни материи. Идеалистические трактовки материи. Материя как субстанция В истории философии для обозначения предельной первоосновы мира - постоянной, относительно устойчивой, существующей независимо от чего бы то ни было и не нуждающейся для своего существования ни в чем, кроме самой себя, используется категория «субстанция» (от лат. substantia - то, что лежит в основе). Такими субстанциями в философии по большей части выступали: материя, Бог, сознание, идея, эфир и т.д. Впервые понятие материя встречается у Платона. Материя в его понимании - некий лишенный качеств субстрат (материал), из которого образуются тела различной величины и очертаний. По мере развития науки и философии понятие материи становится все более абстрактным. Оно призвано охватить бесконечное многообразие всего реально существующего и несводимого к сознанию. Материя (от лат. materia - вещь, вещество) в философии понимается как вещественное начало мира в отличие от начала духовного (сознания). Это - категория, объединяющая все многообразие предметов, систем окружающего нас мира, существующих во времени и пространстве, находящихся в вечном движении и развитии. Материя с точки зрения материализма В работе «Материализм и эмпириокритицизм» В.И. Ленин определяет материю так: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не можем видеть, осязать, например, отдельные атомы. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, неисчерпаема и находится в постоянном движении, способна к самоорганизации и отражению. Она, как утверждал Б.Спиноза, является причиной самой себя. Основные свойства материи: Субстанциальность материи означает то, что она является первоосновой мироздания. Структурность материи - внутренняя расчлененность реального мира. В науке выделяют два вида материи: вещество и поле, которые тесно взаимосвязаны и переходят друг в друга. Вещество прерывно, т.е. внутренне расчленено и обладает массой покоя. Поле (например, гравитационное или электромагнитное поле), напротив, внутренне непрерывно: оно связывает частицы материи и отвечает за их взаимодействие.
Выделяются также уровни материи, которые различаются по сферам - неживая природа, живая природа и общество. Если наличие жизни научно подтверждено пока только на нашей планете, то представления о природе неживой постоянно углубляются и расширяются. Границ микромира и макромира не видно. И нет оснований предполагать, что они вообще есть! Системность - упорядоченность и взаимосвязь всех элементов. Материя не может существовать вне определенной организации, она всегда проявляет себя в виде материальных систем. Совокупность всех внутренних связей именуется структурой: любая система с необходимостью структурирована. Система и элемент - понятия соотносительные. Сама система может быть элементом большей системы, Так, социальная группа (например, семья) есть система, состоящая из элементов - индивидов и одновременно она является элементом более крупной системы - общества в целом. Все обозначенные выше уровни материи - от неживой природы до общества - могут рассматриваться как особые материальные системы. Способность к самоорганизации - неотъемлемое свойство материальных систем. Как показал бельгийский ученый Илья Романович Пригожин (1917-2003), один из основателей синергетики (науки о самоорганизации), «открытые неравновесные системы» (системы, свободно обменивающиеся с внешней средой) проявляют свойства самоорганизации, т.е. возникновения «порядка из хаоса». Выводы синергетики решают проблему, поставленную классической физикой. Согласно законам термодинамики, любая система стремится к хаосу и тепловой смерти, однако в реальности материальные системы развиваются и стремятся к упорядоченности своих элементов. Следовательно, самоорганизация - важное и неотъемлемое свойство материи как системы. Неуничтожимость и несотворимость реализуется в способности к взаимопревращению различных видов материи друг в друга. Отдельные виды материи могут исчезнуть, но при этом в определенном количественном соотношении появляются другие ее виды. И этот процесс бесконечен. Движение - это изменение, любой переход из одного состояния в другое. Способ существования сущего. Быть - значит быть в движении, изменении. Существует несколько форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное и т.д. Пространство - это форма бытия материи, характеризующая протяженность материальных объектов, порядок их расположения, расстояние между ними. Все тела имеют протяженность - длину, ширину, высоту, расположены относительно друг друга и составляют части той или иной системы. Время - форма существования материи, характеризующая длительность материальных процессов, последовательность их смены друг с другом. Все тела существуют и движутся во времени. Отражение - способность материальных систем воспроизводить в своих свойствах особенности взаимодействующих с ними систем. Так взаимодействующая система, воздействуя на другие, изменяет их, как бы оставляет определенный «след» и запечатлевает себя в результате этого воздействия. Такова точка зрения материализма. В отличие от материалистов, идеалисты не считают материю объективной реальностью. Существование материи ставится ими под сомнение, а окружающие нас вещи объявляются существующими только в восприятии и мышлении. Для субъективных идеалистов материя - это «комплекс ощущений». Для объективных идеалистов - это порождение духа, «инобытие» идеи. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ: Материя - философская категория, противопоставленная сознанию и охватывающая объективную реальность. Материя структурна и выступает в многообразии различных видов, сфер и уровней. Основными с войствами материи считаются субстанциальность, структурность, системность, способность к самоорганизации, неуничтожимость и несотворимость, движение, пространство, время и отражение. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Что такое материя с точки зрения материализма и идеализма? 2. Назовите сферы, уровни и виды материального мира. 3. Кратко охарактеризуйте основные свойства материи. Тема 2.3. Духовный мир (сознание). Краткое содержание: Философские интерпретации проблемы сознания. Свойства и формы сознания. Структура сознания. Бессознательное: фрейдизм и неофрейдизм. Объективация сознания. Здравый смысл - рассудок - разум – мышление. Мышление и язык. Может ли машина мыслить? Философские интерпретации проблемы сознания Сознание - один из самых неоднозначных объектов для научного изучения. Оно не воспринимается чувствами, т.е. невидимо, неосязаемо, не имеет массы и формы, не располагается в пространстве и т.д. Тем не менее сознание существует, оно обладает особым, психическим (или духовным) бытием. Сознание есть философская категория, обозначающая разнообразные формы и проявления духовной реальности в жизни человека. В философии сознание, как правило, объясняется с двух разных позиций - материалистической и идеалистической. Менее распространены такие точки зрения, как дуализм (сознание и материя - два равноправных начала мира) и гилозоизм (вся материя одушевлена, т.е. способна к ощущению и мышлению). В материалистической традиции сознание - это свойство высокоорганизованной биологической материи (человеческого мозга) отражать мир. На самом деле сознания нет, реально существует только материя. Всем живым организмам присуща способность к биологическому отражению, которое проявляется в трех формах: · раздражимость - сворачивание цветов в сумерках, листьев в жару и т.д.; · чувствительность - чувство холода, тепла, ощущение света, звука, боли и т.п.; · психическое отражение - способность реагировать на сложные нестандартные ситуации. Сознание есть высокоразвитая форма психического отражения, инструментом которого выступает человеческий мозг. В ходе развития естественных наук выяснилось, что правое полушарие головного мозга отвечает за эмоционально-чувственные элементы сознания, а левое - за логические. Было доказано влияние патологий мозга на поведение человека и т.д. В идеалистической трактовке понятие материи ставится под сомнение, а окружающие нас вещи объявляются существующими только в восприятии и мышлении. Естественная наука, добившись успехов в изучении мозга, все еще далека от понимания того, что есть сознание и каким образом организована связь сознания и мозга. Чувства невозможно описать с помощью химических и физиологических реакций, логику человеческих поступков нельзя поместить в границы причинно-следственных связей. Полемика материализма и идеализма - проблемное поле, но именно в этой полемике контуры сознания приобретут все большую резкость, а человек продвинется в решении задачи, поставленной на заре развития философии, - познания самого себя. Свойства и формы сознания Общее представление о свойствах и формах сознания, сложившееся на настоящий момент представлено в таблице. «Парное» указание форм сознания не случайно: сознание существует только в единстве индивидуального и общественного, обыденного и научного. Например, очевидно, что общественное сознание не может существовать без конкретных индивидуальных сознаний. Но верно и то, что индивидуальное сознание появляется и проявляется только в обществе (пример этому - дети, воспитанные животными, или необученные слепоглухонемые, у которых сознание как таковое не фиксируется). Таким же образом научное сознание имеет фундаментом здравый смысл, а обыденное - включает в себя полезные элементы научного знания. Дадим характеристику основным свойствам и формам сознания:
Структура сознания Структуру сознания можно представить следующим образом: § сектор I - ощущения, представления, получаемые при помощи органов чувств; § сектор II - мышление, логические операции; § сектор III - эмоции, чувства, переживания; § сектор IV- высшие мотивы (ценности, воображение, творчество). Внешнепознавательная активность (секторы I и II) и эмоционально-ценностная активность (секторы III и IV) отвечают за деятельность соответственно левого и правого полушарий головного мозга. Верхний сегмент отвечает за сверхсознательное, нижний - за бессознательное. Бессознательное: фрейдизм и неофрейдизм Понятие бессознательное ввел в философиюавстрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Согласно его теории психоанализа, психика состоит из трех уровней:
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |