КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Массовая культура и контркультура
Как всякое совершенное достижение, культура недоступна всем в равной степени. Чем выше уровень культуры, тем меньше членов общества, ее понимающих. Чтобы стоять на уровне современных культурных достижений, надо очень много работать над собой. Значительная часть людей слишком утруждать себя не хочет, а недостаток культуры их при этом совсем не печалит.Потому что существует массовая культура, т.е. часть культуры, доступная большинству членов общества, значительно упрощенная и обедненная в плане ценностных ориентиров. Современный человек находится во власти идеологических мифов, которые постоянно внедряются в его сознание в основном с помощью электронных средств массовой информации. Тем более, что у массовой культуры есть и положительные стороны: не надо знать основ кибернетики, чтобы работать на компьютере, нужно просто уметь правильно нажимать на кнопки. Массовая культура экономит время и энергию людей. Главное, чтобы при этом человек не разучился думать. А его культурные запросы состояли не только в телевизионных сериалах, зарплате побольше и водке подешевле. Совокупность взглядов, идей и поступков, которые противоречат общепризнанным культурным ценностям, называется контркультурой. Контркультурные движения всегда были необходимым элементом любой культуры, т.к. будоражили общество, мешали застою, приводили к появлению новых идеалов для все большего и большего количества людей. В XX веке и в наши дни такие движения приобрели массовый характер в ответ на недовольство стандартами и нормами современной массовой культуры: разрушением природы, культом материального благополучия, кризисом образования и воспитания и др.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ: Культура - это все то, что создано человеком и не является природным. К материальной культуре относятся средства труда, вещи и процессы, которые служат человеку. К духовной культуре относятся наука, образование, искусство, религия и другие богатства человеческого духа и разума. Цивилизация - это способ воспроизводства общественной жизни, закрепленный в системе социальных норм. Существуют три основных подхода к вопросу о соотношении культуры и цивилизации: в первом случае культура - часть цивилизации, во втором цивилизация - внешняя часть культуры, а в третьем случае культура и цивилизация - одно и то же. Общее у культуры и цивилизации то, что они являются следствием прогресса. Основное различие заключается в том, что культура формирует личность, а цивилизация формирует законопослушного гражданина. Массовая культура - это упрощенная и обедненная часть культуры, доступная большинству членов общества. В наши дни в ответ на недовольство нормами массовой культуры приобрели массовый характер контркультурные движения
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Что значит быть культурным человеком? 2. Что общего и в чем заключаются различия между культурой и цивилизацией? 3. В чем сущность массовой культуры? 4. В чем смысл кризиса в культуре? 5. Какова философская проблема взаимоотношений культуры и цивилизации? 6. Близки ли Вам какие-либо контркультурные движения и почему? Тема 4.2. Философия и основы научной картины мира. Краткое содержание: Определение науки и ее функции. Критерии научности. Эволюция научного знания. Древневосточная преднаука. Античное знание. Средневековое знание. Классическая наука. Неклассическая наука. Сциентизм и антисциентизм. Понятие научной картины мира. Исторические типы научной картины мира. Развитие философии науки. Первый позитивизм. Эмпириокритицизм. Неопозитивизм. Постпозитивизм. Лженаука. Понятие техники. Эволюция орудий и средств. Техника и человек.
Определение науки и ее функции. Критерии научности Зародившись как форма отвлеченного знания, наука постепенно завоевывала все большее жизненное пространство, изменяя при этом не только предметное окружение человека, но и его самого. Жизнь современного человека нельзя представить без транспортных систем и компьютерных сетей, станков и высокоточных приборов - окружения, концентрирующего в себе научные достижения человечества. Основные проблемы современной философии науки можно сформулировать так: как можно определить науку? Каковы основные этапы развития научного знания? Каковы ведущие теории философии науки? Как отделить науку от лженауки? Что такое техника? Наука - особый вид деятельности человека, направленный на получение объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Функции науки: · Познавательная: изучает и объясняет явления реального мира; · Материально-преобразовательная: знания - основа построения материальных систем; · Аксиологическая: формирует научные ценности (главная из них - объективная истина); · Мировоззренческая: формирует научное мировоззрение; · Социально-политическая: оказывает влияние на общественно-политическую ситуацию. Все функции науки объединены общим понятием знания. При этом научное знание понимается как высшая форма теоретического отображения мира. Это задает ряд требований, ограничений и ориентиров. Все они формулируются в виде принципов, называемых критериями научности. Ниже перечислены основные из них: Объективность: точное отображение реальности без индивидуальных предпочтений. Однозначность: исключение всех неясных и противоречивых понятий и принципов. Рациональность: логическая непротиворечивость без элементов мистики или религии. Системность: упорядоченность и взаимосвязь знаний. Универсализм: знания должны в аналогичных условиях быть истинны и одинаковы. Практическая применимость: даже наиболее абстрактные математические или логические теории, если они верны, можно применить на практике (например, при разработке компьютеров).
Проверяемость (верификация): если теория истинна, то ее можно проверить на опыте. Исключение – только аксиомы, не требующие доказательств. Опровергаемость (фальсификация): теория отвергается, если ее выводы опровергаются фактическими данными. Далее избирается новая теория, которая способна более адекватно объяснить все найденные несоответствия. Отсюда следует, что каждая научная теория потенциально опровергаема: все, что нельзя опровергнуть, наукой не является. Критичность: постоянный поиск ошибок в старых теориях и возникновение новых идей. Критика должна быть конструктивна: вестись с позиции теорий, более точно описывающих мир. Прогрессизм: постоянный поиск нового знания. Движение к истине - процесс бесконечный. Эволюция научного знания В эволюции научного знания можно выделить два основных периода: подготовительный и собственно научный (нововременной):
Древневосточная преднаука, зародившаяся в культурах Египта, Месопотамии, Китая и Индии, во многом определила развитие ряда практических сфер жизни - мореплавания, сельского хозяйства, военного дела, торговли и ремесленного труда. Уже в Древнем мире были несомненные практические достижения в области геометрии, астрономии, агрономии, медицины и т.д. Античное знание характеризует созерцательность: практические рецептуры уступили место выявлению общих законов. Поскольку знание опирается не на традицию, а на свободный поиск, важной становится доказательность. Античный космоцентризм предполагал взгляд на Вселенную как на единое целое. Классическим пример систематизации наук - работы Аристотеля. В Средние века творчество сменилось комментариями к Библии и трудам признанных авторитетов (отцов церкви и отчасти Платона и Аристотеля). Классическая наука формируется в Европе в Новое время, когда она полностью отделяется от религии и от обыденного знания и становится влиятельной общественной силой. Развитие промышленности требовало строгих научных данных, и в ответ на это формируется экспериментальное естествознание. Наука стала ведущей социокультурной ценностью. Идеалом науки становится точная механика, вершиной ее были труды И.Ньютона.
Неклассическая наука разрушает классическую схему, критикуя ее прямолинейность и формальность. Специальная и общая теория относительности Альберта Эйнштейна (1879-1955) указала на связь времени, пространства, энергии и массы, необходимость учета движения и положения наблюдателя, что завершило эпоху господства ньютоновской механики. Немецкий физик Вернер Гейзенберг (1901-1976) ввел в науку «принцип неопределенности», согласно которому наблюдатель способен предсказать массу или местоположение частицы, но не оба параметра одновременно. Генетика обнаружила тесную взаимосвязь всех живых организмов. В итоге мир предстал как сложная система тесно взаимосвязанных элементов, где каждая часть, включая наблюдателя, оказывает влияние на другие части. Произошли значительные изменения и в гуманитарной науке: многие течения отказались от чистого рационализма и обратились к иррациональным явлениям - воле, интуиции, бессознательному, чувствам и страстям. Постнеклассическая наука находится в процессе своего становления. Ее появление во многом связывается с современными информационными процессами, появлением глобальных сетей, компьютеризацией исследований. Это ведет к все более узкой специализации и односторонности исследований. Состояние раздробленности в современной науке преодолевается интеграционными процессами и междисциплинарными исследованиями. Объединенными усилиями идет поиск решения важных проблем современности - от экологических задач до вопросов духовного кризиса. Сциентизм и антисциентизм Возрастание роли науки в современном мире породили две противоположные позиции: · сциентизм - сторонники которого утверждают, что «наука превыше всего» и только с ее помощью можно решить все социальные проблемы. · антисциентизм - представители которого утверждают, что наука не способна обеспечить социальный прогресс, ее возможности здесь крайне ограничены. Более того, наука - враг человека, ибо последствия ее применения катастрофичны (особенно в военной области), она разрушает культуру. Ошибочно как абсолютизировать науку, так и недооценивать ее. Вместе с тем нужно четко представлять себе специфику науки, ее возможности и границы. Научная картина мира Огромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Но каждый человек должен пытаться познать этот мир и осознать свое место в нем. Чтобы познать мир, мы из частных знаний о явлениях и закономерностях природы пытаемся создать общее - научную картину мира. Научная картина мира - это систематизированная, исторически полная модель природы и общества. Содержанием ее являются принципы и закономерности, не оторванные друг от друга, а составляющие единство знаний о природе, определяющие стиль научного мышления на данном этапе. В каждый такой период развития человечества формируется научная картина мира, которая отражает объективный мир с той точностью, которую позволяют достижения науки и практики. Выделяют три четко и однозначно фиксируемых радикальных смены научной картины мира. Обычно их связывают с именами трех ученых, сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях. Аристотелевская (VI-IV вв. до нашей эры). Произошло отделение науки от других форм познания мира, созданы нормы и образцы научного знания. Наиболее полно это отражено в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику; разработал категориально-понятийный аппарат; утвердил канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения); отделил науки о природе от математики и метафизики. Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII вв.) Ее началом считается переход от геоцентрической к гелиоцентрической модели мира. Этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта. Подведя своеобразный итог их исследованиям, И. Ньютон сформулировал базовые принципы новой механистической научной картины мира. Эйнштейновскую революцию (рубеж XIX-XX вв.) обусловила серия открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира - убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы. Нужно учитывать сознание человека. Мир таков, каков есть, потому что человек глядит на него, и всякое изменение в человеке, в его взгляде, в самочувствии и самосознании меняет картину мира. «Чисто объективное» ее описание - невозможно. Таким образом, современная научная картина мира динамична и противоречива. В ней больше вопросов, чем ответов. Она изумляет, пугает, ставит тупики, шокирует. Познанию нет границ, и в ближайшие годы, возможно, человек будет потрясен новыми открытиями и новыми идеями. Развитие философии науки Как самостоятельное направление исследований философия науки формируется ко второй половине XIX в. У ее истоков стоит философия позитивизма (от лат. positivus - положительный), считавшая, что подлинное, положительное знание возможно только в рамках строгих наук. Представители «первого позитивизма» - Огюст Конт (1798-1857), Герберт Спенсер (1820-1903), Джон Стюарт Милль (1806-1873) - полагали, что подлинная наука должна ограничиваться строгим отражением фактов. Любые оценки и рассуждения о том, что невозможно доказать (например, проблемы смысла жизни, счастья, веры, любви), исключаются из науки как бессмысленные. Второй этап развития позитивизма - эмпириокритицизм («критика опыта»). Его представители - Эрнст Мах (1838-1916) и Ричард Авенариус (1843-1896) утверждали, что знание может быть только описательным, а понятия причинности, пространства, как и прочие объяснительные элементы, нужно удалить из науки как излишние. Мир в эмпириокритицизме понимался в виде «комплексов ощущений», а материальное и идеальное (вещи и психика человека) - как разные стороны этого комплекса. В начале XX в. возникает неопозитивизма. Бертран Рассел (1872-1970), Джордж Мур (1873-1958), Людвиг Витгенштейн (1889-1951) и др. сконцентрировались на анализе языка науки. Первоначально научные суждения подвергались строгому логико-математическому анализу. За ним следовала опытная проверка каждого факта. Если каждый факт подтверждался, а последующие суждения соответствовали законам логики, то утверждение признавалось научным. Все три этапа развития позитивизма значительно обогатили логический, математический и лингвистический аппарат научного знания, однако при этом за рамками их формальных описаний осталось осознание науки как исторической деятельности человека. Постпозитивизм попытался преодолеть этот недостаток. Представители постпозитивизма, во-первых, опираются на историю науки; во-вторых, отвергают представления о линейном накоплении знаний; в-третьих, учитывают социальные и культурные условия развития научного знания. Так, Карл Поппер (1902-1994) полагал, что наука развивается путем критического опровержения старых теорий и построения новых, более адекватных. Критерием научности становится не принцип верификации (проверяемости), а принцип фальсификации (опровергаемости). Философ из США Томас Кун (1922-1996) считает, что основой науки является парадигма - сложный сплав суждений, теорий, норм, фактов, ценностей и образцов, которые являются общепринятыми в научном сообществе. Научная революция - это кардинальная смена парадигм. Имре Лакатос (1922-1974) - автор близкой к парадигмам теории исследовательских программ, т.е. совокупности теорий, фундаментальных идей и принципов. Эти программы задают направления исследований. Цель науки - не познание мира, а защита от посягательств на ее основы. Американский философ Пол Фейерабенд (1924-1994) наиболее радикален. Если движущей силой науки являются критика и опровергаемость, то следует приветствовать все, что противоречит общепринятому мнению и догматизму, даже все абсурдное или ненаучное, включая религию, магию, искусство и человеческие фантазии. Лозунг Фейерабенда, составляющий основу его принципа методологического анархизма, звучит как «все допустимо» («anything goes»). Наука неспособна привести человечество к счастью. Разработка оружия и экологический кризис говорят скорее об опасности науки. Свобода в обществе подразумевает отделение науки от государства. Стивен Тулмин (р. 1922) смягчает радикализм постпозитивистских идей, утверждая, что история науки - не революционный, а эволюционный процесс. Инновации - это мутации, а новые теории дложны адаптироваться в интеллектуальной среде, проходя жесткий естественный отбор критикой. Выживают не теории, соответствующие истине, а теории, наиболее полезные для сообщества, т.е. способные предсказать будущее, эффективные и удобные в исследованиях. Развитие философии науки в ее позитивистском варианте оказало значительное влияние на саму науку: определило строгие критерии научного знания, разрешило ряд вопросов логической аргументации, указало на важность ясности и однозначности языка науки. Тем не менее, философия науки - открытое направление исследований, ее развитие находится только в начале своего пути, а множество проблем науки как сложной системы ждет своих исследователей.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |