Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовая культура и контркультура




Как всякое совершенное достижение, культура недоступна всем в равной степени. Чем выше уровень куль­туры, тем меньше членов общества, ее по­нимающих. Чтобы стоять на уровне современных культурных достижений, надо очень много работать над собой. Значительная часть людей слишком утруждать себя не хочет, а недостаток культуры их при этом совсем не печалит.Потому что существует массовая культура, т.е. часть культуры, доступная большинству членов общества, значительно упрощенная и обедненная в плане ценностных ориентиров.

Современный человек находится во власти идеологических мифов, которые постоянно внедряются в его сознание в основном с помощью электронных средств массовой информации. Тем более, что у массовой культуры есть и положительные стороны: не надо знать основ кибернетики, чтобы работать на компьютере, нужно просто уметь правильно нажимать на кнопки. Массовая культура экономит время и энергию людей. Главное, чтобы при этом человек не разучился думать. А его культурные запросы состояли не только в телевизионных сериалах, зарплате побольше и водке подешевле.

Совокупность взглядов, идей и поступков, которые противоречат общепризнанным культурным ценностям, называется контркультурой. Контркультурные движения всегда были необходимым элементом любой культуры, т.к. будоражили общество, мешали застою, приводили к появлению новых идеалов для все большего и большего количества людей. В XX веке и в наши дни такие движения приобрели массовый характер в ответ на недовольство стандартами и нормами современной массовой культуры: разрушением природы, культом материального благополучия, кризисом образования и воспитания и др.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

Культура - это все то, что создано человеком и не является природным. К материальной культуре относятся средства труда, вещи и процессы, которые служат человеку. К духовной культуре относятся наука, образование, искусство, религия и другие богатства человеческого духа и разума.

Цивилизация - это способ воспроизводства общественной жизни, закрепленный в системе социальных норм. Существуют три основных подхода к вопросу о соотношении культуры и цивилизации: в первом случае культура - часть цивилизации, во втором цивилизация - внешняя часть культуры, а в третьем случае культура и цивилизация - одно и то же. Общее у культуры и цивилизации то, что они являются следствием прогресса. Основное различие заключается в том, что культура формирует личность, а цивилизация формирует законопослушного гражданина. Массовая культура - это упрощенная и обедненная часть культуры, доступная большинству членов общества. В наши дни в ответ на недовольство нормами массовой культуры приобрели массовый характер контркультурные движения

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Что значит быть культурным человеком?

2. Что общего и в чем заключаются различия между культурой и цивилизацией?

3. В чем сущность массовой культуры?

4. В чем смысл кризиса в культуре?

5. Какова философская проблема взаимоотношений культуры и цивилизации?

6. Близки ли Вам какие-либо контркультурные движения и почему?


Тема 4.2. Философия и основы научной картины мира.

Краткое содержание: Определение науки и ее функции. Критерии научности. Эволюция научного знания. Древневосточная преднаука. Античное знание. Средневековое знание. Классическая наука. Неклассическая наука. Сциентизм и антисциентизм. Понятие научной картины мира. Исторические типы научной картины мира. Развитие философии науки. Первый позитивизм. Эмпириокритицизм. Неопозитивизм. Постпозитивизм. Лженаука. Понятие техники. Эволюция орудий и средств. Техника и человек.

Определение науки и ее функции. Критерии научности

Зародившись как форма отвлеченного знания, наука постепенно за­воевывала все большее жизненное пространство, изменяя при этом не только предметное окружение человека, но и его самого. Жизнь современного человека нельзя представить без транспорт­ных систем и компьютерных сетей, станков и высокоточных прибо­ров - окружения, концентрирующего в себе науч­ные достижения человечества. Основные проблемы современной философии науки можно сформу­лировать так: как можно определить науку? Каковы основные этапы развития научного знания? Каковы ведущие теории философии нау­ки? Как отделить науку от лженауки? Что такое техника?

Наука - особый вид деятельности человека, направленный на получение объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире.

Функции науки:

· Познавательная: изучает и объясняет явления реального мира;

· Материально-преобразовательная: знания - основа построения материальных систем;

· Аксиологическая: формирует научные ценности (главная из них - объективная истина);

· Мировоззренческая: формирует научное мировоззрение;

· Социально-политическая: оказывает влияние на общественно-политическую ситуацию.

Все функции науки объединены общим понятием знания. При этом научное знание понимается как высшая форма теоре­тического отображения мира. Это задает ряд требований, ограничений и ориентиров. Все они формулируются в виде принципов, назы­ваемых критериями научности. Ниже перечислены основные из них:

Объективность: точное ото­бражение реальности без индивидуальных предпочтений.

Однозначность: исключение всех неясных и противоречивых понятий и принципов.

Рациональность: логическая не­противоречивость без элементов мистики или религии.

Системность: упорядоченность и взаимо­связь знаний.

Универсализм: знания должны в анало­гичных условиях быть истинны и одинаковы.

Практическая применимость: даже наиболее абстрактные математические или логические теории, если они верны, можно применить на практике (например, при разработке ком­пьютеров).

Проверяемость (верификация): если теория истинна, то ее можно проверить на опыте. Исключение – только аксиомы, не требующие доказательств.

Опровергаемость (фальсификация): теория отвер­гается, если ее выводы опровергаются фактическими данны­ми. Далее избирается новая теория, которая способна бо­лее адекватно объяснить все найденные несоответствия. От­сюда следует, что каждая научная теория потенциально опровергаема: все, что нельзя опровергнуть, наукой не является.

Критичность: посто­янный поиск ошибок в старых теориях и возникновение новых идей. Критика должна быть конструктивна: вестись с позиции теорий, более точно описывающих мир.

Прогрессизм: постоянный поиск нового знания. Движение к истине - процесс бесконечный.

Эволюция научного знания

В эволюции научного знания можно выделить два основ­ных периода: подготовительный и собственно научный (ново­временной):

Подготовительный период Нововременной период
восточная преднаука знание античности знание Средневековья классическая наука неклассическая наука постнеклассическая наука

Древневосточная преднаука, зародившаяся в культурах Египта, Месопотамии, Китая и Индии, во многом определила развитие ряда практических сфер жизни - мореплавания, сельского хо­зяйства, военного дела, торговли и ремесленного труда. Уже в Древнем мире были несомненные практические достиже­ния в области геометрии, астрономии, агрономии, медицины и т.д.

Античное знание характеризует созерцатель­ность: практические рецептуры уступили место выявлению общих законов. Поскольку знание опирает­ся не на традицию, а на свободный поиск, важной становится доказательность. Античный космоцентризм пред­полагал взгляд на Вселенную как на единое целое. Классиче­ским пример систематизации наук - работы Ари­стотеля.

В Средние века творчество сменилось коммента­риями к Библии и трудам признанных авторитетов (отцов церк­ви и отчасти Платона и Аристотеля).

Классическая наука формируется в Европе в Новое время, когда она полностью от­деляется от религии и от обыденного знания и становится влиятельной общественной силой. Развитие промышленности требовало строгих научных дан­ных, и в ответ на это формируется экспе­риментальное естествознание. Наука стала ведущей социокультурной ценностью. Идеалом науки становится точная механика, вершиной ее были труды И.Ньютона.

Неклассическая наука разрушает классическую схему, кри­тикуя ее прямолинейность и формальность. Специальная и общая теория относительности Альберта Эйнштейна (1879-1955) указала на связь времени, пространства, энергии и массы, необходимость учета движения и положения наблюдателя, что завершило эпоху господства ньютоновской механики. Немецкий физик Вернер Гейзенберг (1901-1976) ввел в науку «принцип неопределенности», согласно которому наблюдатель способен предсказать массу или местоположение частицы, но не оба параметра одновременно. Генетика обнару­жила тесную взаимосвязь всех живых организмов.

В итоге мир предстал как сложная система тесно взаимосвя­занных элементов, где каждая часть, включая наблюдателя, ока­зывает влияние на другие части. Произошли значительные из­менения и в гуманитарной науке: многие течения отказались от чистого рационализма и обратились к иррациональным явлени­ям - воле, интуиции, бессознательному, чувствам и страстям.

Постнеклассическая наука находится в процессе своего ста­новления. Ее появление во многом связывается с современны­ми информационными процессами, появлением глобальных се­тей, компьютеризацией исследований. Это ведет к все более узкой специализации и односторонности иссле­дований. Состояние раздробленности в современной науке преодолевается интеграционными процессами и междисципли­нарными исследованиями. Объединенными усилиями идет поиск решения важных проблем современности - от экологиче­ских задач до вопросов духовного кризиса.

Сциентизм и антисциентизм

Возрастание роли науки в современном мире породили две противоположные позиции:

· сциентизм - сторонники которого утверждают, что «наука превыше всего» и только с ее помощью можно решить все социальные проблемы.

· антисциентизм - представители которого утверждают, что наука не способна обеспечить социальный прогресс, ее возможности здесь крайне ограничены. Более того, наука - враг человека, ибо последствия ее применения катастрофичны (особенно в военной области), она разрушает культуру.

Ошибочно как абсолютизировать науку, так и недооценивать ее. Вместе с тем нужно четко представлять себе специфику науки, ее возможности и границы.

Научная картина мира

Огромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Но каждый человек должен пытаться познать этот мир и осознать свое место в нем. Чтобы познать мир, мы из частных знаний о явлениях и закономерностях природы пытаемся создать общее - научную картину мира.

Научная картина мира - это систематизированная, исторически полная модель природы и общества. Содержанием ее являются принципы и закономерности, не оторванные друг от друга, а составляющие единство знаний о природе, определяющие стиль научного мышления на данном этапе. В каждый такой период развития человечества формируется научная картина мира, которая отражает объективный мир с той точностью, которую позволяют достижения науки и практики.

Выделяют три четко и однозначно фиксируемых радикальных смены научной картины мира. Обычно их связывают с именами трех ученых, сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.

Аристотелевская (VI-IV вв. до нашей эры). Произошло отделение науки от других форм познания мира, созданы нормы и образцы научного знания. Наиболее полно это отражено в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику; разработал категориально-понятийный аппарат; утвердил канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения); отделил науки о природе от математики и метафизики.

Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII вв.) Ее началом считается переход от геоцентрической к гелиоцентрической модели мира. Этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта. Подведя своеобразный итог их исследованиям, И. Ньютон сформулировал базовые принципы новой механистической научной картины мира.

Эйнштейновскую революцию (рубеж XIX-XX вв.) обусловила серия открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира - убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы. Нужно учитывать сознание человека. Мир таков, каков есть, потому что человек глядит на него, и всякое изменение в человеке, в его взгляде, в самочувствии и самосознании меняет картину мира. «Чисто объективное» ее описание - невозможно.

Таким образом, современная научная картина мира динамична и противоречива. В ней больше вопросов, чем ответов. Она изумляет, пугает, ставит тупики, шокирует. Познанию нет границ, и в ближайшие годы, возможно, человек будет потрясен новыми открытиями и новыми идеями.

Развитие философии науки

Как самостоятельное направление исследований философия науки формируется ко второй половине XIX в. У ее истоков стоит философия позити­визма (от лат. positivus - положительный), считавшая, что под­линное, положительное знание возможно только в рамках стро­гих наук. Представители «первого позитивизма» - Огюст Конт (1798-1857), Герберт Спенсер (1820-1903), Джон Стюарт Милль (1806-1873) - полагали, что подлинная наука должна ограничиваться строгим отражением фактов. Любые оценки и рассуждения о том, что невозможно доказать (например, проблемы смысла жизни, счастья, веры, любви), исключаются из науки как бессмыс­ленные.

Второй этап развития позитивизма - эмпирио­критицизм («критика опыта»). Его представители - Эрнст Мах (1838-1916) и Ричард Авенариус (1843-1896) утверждали, что знание может быть только описательным, а понятия причинности, пространства, как и прочие объяснительные элементы, нужно удалить из науки как излишние. Мир в эмпириокритицизме понимался в виде «комплексов ощуще­ний», а материальное и идеальное (вещи и психика человека) - как разные стороны этого комплекса.

В начале XX в. возникает неопозитивизма. Бертран Рассел (1872-1970), Джордж Мур (1873-1958), Людвиг Витгенштейн (1889-1951) и др. сконцентрировались на анализе языка науки. Первоначально научные суждения подвергались строгому логико-математическому анализу. За ним следовала опытная проверка каждо­го факта. Если каждый факт подтверждался, а последующие суждения соответствовали законам логики, то утверждение признавалось научным.

Все три этапа развития позитивизма значительно обогати­ли логический, математический и лингвистический аппарат научного знания, однако при этом за рамками их формальных описаний осталось осознание науки как исторической деятельности человека. Постпозитивизм попытался преодолеть этот недостаток. Представители постпозитивизма, во-первых, опираются на историю науки; во-вторых, отвергают представления о ли­нейном накоплении знаний; в-третьих, учитывают социаль­ные и культурные условия развития научного знания.

Так, Карл Поппер (1902-1994) полагал, что наука развивается путем кри­тического опровержения старых теорий и построения новых, более адекватных. Критерием научности становится не принцип верификации (проверяемости), а принцип фаль­сификации (опровергаемости).

Философ из США Томас Кун (1922-1996) считает, что основой науки является парадигма - сложный сплав суждений, теорий, норм, фактов, ценностей и образцов, которые являются общепринятыми в научном сообществе. Научная революция - это кардинальная смена парадигм.

Имре Лакатос (1922-1974) - автор близкой к парадигмам теории исследовательских программ, т.е. совокупности теорий, фундаментальных идей и принципов. Эти программы зада­ют направления исследований. Цель науки - не познание мира, а защита от посягательств на ее основы.

Американский философ Пол Фейерабенд (1924-1994) наиболее радикален. Если движущей силой науки являются критика и опровергаемость, то следует приветствовать все, что противоречит общепринятому мнению и догматизму, даже все абсурдное или ненаучное, включая религию, ма­гию, искусство и человеческие фантазии. Лозунг Фейерабенда, составляющий основу его принципа методологического анар­хизма, звучит как «все допустимо» («anything goes»). Наука не­способна привести человечество к счастью. Разработка оружия и экологический кризис гово­рят скорее об опасности науки. Свобода в обществе подразуме­вает отделение науки от государства.

Стивен Тулмин (р. 1922) смягчает радикализм постпозити­вистских идей, утверждая, что история науки - не революционный, а эволюционный процесс. Инновации - это мутации, а новые теории дложны адаптироваться в ин­теллектуальной среде, проходя жесткий естественный отбор критикой. Выживают не теории, соответствующие истине, а теории, наиболее полезные для сообщества, т.е. способные предсказать будущее, эффективные и удобные в ис­следованиях.

Развитие философии науки в ее позитивистском варианте оказало значительное влияние на саму науку: определило стро­гие критерии научного знания, разрешило ряд вопросов логиче­ской аргументации, указало на важность ясности и однозначно­сти языка науки. Тем не менее, философия науки - открытое направление исследований, ее развитие находится только в на­чале своего пути, а множество проблем науки как сложной сис­темы ждет своих исследователей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.