Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дочери легкомысленных, не способных ни в чем себе отказать и не добившихся успеха отцов часто стараются компенсировать их неудачи, стремясь ради них стать успешными. 5 страница




чем≫, то есть о себе.43

Чтобы компенсировать такую низкую самооценку и отсут

ствие уважения к себе, Мэгги нужно быть обожаемой. Сначала

Квентину (который идентифицируется с могуществом, необходи

мым для спасения Мэгги, которое она на него проецирует) удает

ся убедить Мэгги в том, что он обожает ее. Но в конечном счете,

как бы ни вел себя Квентин, Мэгги начинает ревновать; не ощу

щая себя самоценной, чтобы жить в реальности, она впадает в от

чаяние и депрессию при малейшем подозрении, что Квентин не

посвящает себя ей целиком и полностью. Чтобы уйти от реально

сти, она ищет спасения в алкоголе - это пристрастие символизи

рует зависимость и потребность в полном и постоянном приня

тии. Ревность же подтверждает и усиливает ее страх, что она дей

ствительно ≪мисс Никто≫, низшая из низших, жертва общества.

Такое отношение к себе высвобождает ее цинизм и агрессивность,

которые до этого скрывались под личиной невинности и которые

она обращает против Квентина. При этом она угрожает самоубий

ством, подразумевая, что Квентин - единственный человек, кото

рый мог бы ее спасти. Но Квентин, наконец осознав, что это не в

его силах и что спасти ее может только она сама, не соглашается с

ней и говорит:

Разве ты это не видишь, Мэгги? Прямо сейчас? Ты пытаешься сде

лать из меня человека, который сделает это для тебя?.. Но теперь я

ухожу; поэтому ты перестаешь быть моей жертвой. Это сделала

только ты сама, своими руками... Ты приняла эти таблетки, чтобы

ослепить себя, но если бы ты могла сказать: ≪Я была безжалост

ной≫, эта страшная комната сразу открылась бы. Если бы ты могла

сказать: ≪Меня все вокруг пинают, но я была столь непростительно

злой по отношению к другим, прилюдно называя своего мужа иди43

Arthur Miller, After the Fall (New York: The Viking Press, 1968), p. 77.

74 Глава 3

отом, я была крайне эгоистичной, несмотря на свое великодушие, я

испытывала боль, которую мне причинила длинная череда мужчин,

но я присоединилась к своим гонителям,..≫'1'1

Однако к этому времени Мэгги настолько идентифицирова

лась со своим положением жертвы, что уже не может его услы

шать и в конечном счете совершает самоубийство. Преувеличивая

сверх всякой меры свою невиновность и свои гонения, она не хо

чет видеть, что сама является жертвой в той же степени, что и пре

следователем, который мучает не только себя, но и Квентина. Она

не желает признать, что виновата тоже; поэтому не может ни про

стить, ни жить.

Парадокс, лежащий в основе этого паттерна пуэллы, заклю

чается в том, что, несмотря на реально существующее унижение,

стыд и отрицание своей индивидуальной истории, которые приво

дят к самоидентификации с жертвой и ничтожеством, путь к воз

рождению состоит в борьбе с этой идентификацией, а не в навяз

чивом проживании чувства стыда и повторяющегося паттерна от

вержения другими* Он требует принятия того, что человек явля

ется одновременно невинным и виноватым и что у него внутри

присутствуют и разрушительная, и спасительная энергия. Задача

заключается в том, чтобы от установки цинизма, отчаяния и от

верженности перейти к вере, надежде и осознанному самоутверж

дению на жизненном пути.

Пример такой трансформирующей установки можно найти в

фильме Федерико Феллини ≪Ночи Кабирии≫45. Кабирия - бро

дяжка, уличная проститутка, которая с детства стала жертвой

мужского насилия. Под гипнозом на шоу она неосторожно рас

крывает историю отношений с мужчинами в прошлом и что не

сколько раз ей удалось спастись* После шоу к ней подошел муж

чина и сказал, что влюбился в нее. Сначала Кабирия сомневается,

но в конечном счете все-таки верит, и тогда они решают поже

ниться. Кажется, что впервые в жизни ей встретился мужчина,

которому она может довериться. После свадьбы молодожены от

правляются в медовый месяц на высокий утес посреди океана.

44 Ibid., р. 106-107.

45 ≪Ночи Кабирии≫ - драма о римской проститутке Кабирии, роль кото

рой сыграла жена режиссера Джульетта Мазина. Две награды Каннского кино

фестиваля 1957 гола, включая приз исполнительнице главной роли. Премия

≪Оскар≫ в категории ≪Лучший иностранный фильм года≫. - П ри ме ч. п ер

Вечная девушка 75

Когда в состоянии полного блаженства безоблачно счастливая Ка-

бирия созерцает океан, ее муж пытается столкнуть ее вниз, выхва

тывает у нее все деньги, которые у нее есть, и скрывается. Кабирия

смогла спасти свою жизнь, но потеряла все свои накопления. Пос

ле этого ужасного происшествия Кабирия пытается вернуться в

город. И вдруг ей случайно встретилась группа странных людей,

изгоев, которые играют па простых музыкальных инструментах и

поют. Кабирия, все еще находясь под влиянием последнего и само

го ужасного события в ес жизни, сначала просто смотрит на этих

людей. Испытав такое разочарование, будучи отверженной и уни

женной, она могла бы просто отказаться от всяких отношений с

людьми, оставаясь на обочине жизни. Но вдруг у нее на лице по

является улыбка, и она присоединяется к пению, тем самым при

нимая жизнь во всей ее полноте - с ужасами и трагедиями. С пес

ней она мужественно шагает навстречу жизни, несмотря на все

превратности; и радость одерживает победу над горем и падением*

Самое главное в данной ситуации - сохранить чувство юмора, при

нимая парадоксальность жизни и не утрачивая детской непосред

ственности, а также быть психологически гибким и верить и наде

яться и несмотря ни на какие трудности продолжать жить.

В нашем обществе часто приходится сталкиваться с пробле

мой ≪неадаптированное™ женщины лесбийской или бисексуаль

ной ориентации. Я наблюдала своих клиенток, страдающих непо

мерным чувством вины из-за этой проблемы. Чаще всего это бы

вало у женщин, отец которых был ≪плохим≫. Выбирая лесбийскую

ориентацию, они становятся столь же отчужденными, как и отец.

Если мать ее за это осуждает, дочь становится такой же плохой,

как отец; формируется бессознательная идентичность с ним, и тог

да она уже не свободна в выборе своих сексуальных предпочте

ний, которые могут быть гетеросексуальными, бисексуальными

или гомосексуальными. Одной женщине приснилось, как дедуш

ка ей сказал, что психотерапевт назвал ее ≪социально-девиант

ной≫. Одна из ее проблем - научиться себя принимать, отказав

шись от роли хорошей девочки, которую она играла еще ребенком,

в особенности будучи ≪любимицей≫ матери. Это побудило жен

щину поверить, что она может быть такой, какой она хочет, не об

ращая внимания на моральные суждения психотерапевта. Ей сле

довало перестать идентифицироваться со своим негативным обра

зом, сформировавшимся как реакция на поведение отца и мораль

ные суждения матери.

76 Глава 3

^ 5. О тч ая ни е п уэ лл ы

Приведенные выше паттерны не претендуют на то, чтобы на

зываться ≪типами≫, а скорее представляют собой феноменологи

ческое описание четырех различных по своей сути стилей жизни

пуэллы* Ни один из них не исключает другого: большинство жен

щин в тот или иной период жизни признают проявление каждого

паттерна. Но может случиться и так, что преобладает какой-то

один. Более того, некоторые из этих различных паттернов имеют

общие черты. Например, чаще всего бунтовать склонны те, у кого

проявляется паттерн ≪парящей в вышине≫, как это было у Саби

ны. А очень сильно желать, чтобы ее обожали мужчины, могут не

только ≪куколка-милашка≫, но и ≪парящая в вышине≫ и ≪никчем

ная≫. Стремятся жить в воображаемых мирах и ≪девушка из стек

ла≫, и ≪парящая в вышине≫, при этом последняя проживает свои

фантазии в реальном мире, тогда как ≪девушка из стекла≫ удаля

ется из внешнего мира в свои фантазии.

Общим для всех паттернов пуэллы является желание цеп

ляться либо за возведенную в абсолют невинность, либо за возве

денную также в абсолют вину, которые представляют собой две

стороны одной медали и способствуют формированию зависимо

сти от других для получения одобрения или осуждения. Следова

тельно, речь идет о том, чтобы избежать ответственности за свою

жизнь, избежать выбора и принятия решений, переложив это на

плечи другого человека. Кроме того, у всех паттернов пуэллы на

рушено отношение к нормам и ограничениям: такие женщины

либо отказываются признавать ограничения (как, например, ≪па

рящая в вышине≫ и ≪никчемная≫), либо они ≪неограниченно≫ ог

раничивают себя (как, например, ≪девушка из стекла≫ или ≪ку

колка-милашка≫). Пуэллы этого типа возводят в абсолют возмож

ность и игнорируют необходимость - в той мерс, в которой нару

шается отношение к нормам и ограничениям. Пуэлла проживает

свою жизнь в возможном, избегая актуальности обязательств. Та

кой способ бытия Кьеркегор считает проявлением одного из ас

пектов отчаяния; в своем труде ≪Болезнь к смерти≫ он пишет:

Если возможное перепрыгивает через необходимость и таким об

разом ≪Я≫ устремляется вперед и теряется в возможном, не укоре

няя взывающего в необходимости, налицо отчаяние возможного.

Вечная девушка 77

Это ≪Я≫ становится тогда абстракцией в возможном, истощается

там и бесплодно барахтается, не меняя, однако же, места, ибо ис

тинное его место - это необходимость: становиться самим собою -

это движение на месте. Становиться - само по себе уход куда-то, но

становиться собою - это движение на месте.

Сфера возможного непрестанно разрастается тогда в глазах

моего ≪Я≫, оно находит себе тут все больше возможного, ибо ника

кой реальности здесь не образуется.

В конечном счете возможное обнимает собою все, но в то самое

мгновение эта пропасть поглощает и ≪Я≫.46

Как отмечает Кьеркегор, возможное содержит в себе возмож

ности, которые, по сути, сводятся к двум: ≪одно принимает вид

желания, ностальгии, тогда как другое - воображаемой меланхо

лии (надежды, страха или тоски)≫. На мой взгляд, ≪куколка-ми

лашка≫ и ≪парящая в вышине≫ имеют склонность к первому, тог

да как ≪девушка из стекла≫ и ≪никчемная≫ склонны ко второму.

Но в любом случае результат оказывается одинаковым - неспо

собность к реальным действиям. Для совершения подлинного дей

ствия необходимы синтез и интеграция возможности и необходи

мости, и согласно Кьеркегору именно такой синтез являет один из

основных аспектов человеческого ≪Я≫.

Главная проблема пуэллы - в ее самоутверждении: она дол

жна считать себя такой, какая она есть на самом деле, ибо ей свой

ственно определять свою идентичность (или ее отсутствие) на ос

новании отношения и мнений других. Она позволила себе стать

≪объектом≫, проживать идентичность, которая не является ее соб

ственной, таким образом замораживая поток таинства, который

она собой представляет. Ирония заключается в том, что именно

смутная и бессодержательная идентичность хамелеона и постоян

ное присутствие в возможностях может оказаться ошибочной по

пыткой соединиться с загадкой ее души, т.е. ≪быть загадочной≫*

Но подлинное таинство и загадочность невозможно уловить и оп

ределить таким образом. На самом деле, чтобы установить связь

со своим таинством, человек должен уметь объективно осознавать,

каковы его возможности и ограничения, и актуализировать этот

синтез. Для этого нуэлле нужно признать свою потенциальную

4G Kierkegaard, Sickness into Death t p. 169. (В рус. переводе: Кьеркегор С. Бо

лезнь к смерти / [Пер. С.А. Исаева]. - М.: Республика, 1993.)

78 Глава 3

силу и развивать ее, полностью обратившись к своей уникальной

загадочной сущности.

В основе трагедии пуэллы лежит то, что Кьеркегор называет

≪отчаянием слабости: отчаянием нежелания быть самим собой≫*

При такой форме отчаяния человек осознает, что у него нет кон

такта со своим ≪Я≫, но чувствует себя слишком слабым, чтобы

выбрать ≪Я≫. Следовательно, отчаяние вызывается собственной

слабостью, неспособностью выбрать для себя более осмысленный

путь в жизни. Эго-адалтация пуэллы всегда остается слабой - Эго

всегда пассивно и играет ту роль, которую от него хотят другие.

Даже пуэлла, подверженная инфляции - ≪парящая в вышине≫, -

остается слабой, так как не реализует своих возможностей, а лишь

играет с ними. Таким образом она никогда не становится сильной

в этом мире. Постоянно живя в мире возможностей, пуэлла имеет

тенденцию к развитию слабости, ибо ничего не доводит до конца.

Согласно блестящему описанию Кьеркегора, ее поглощает про

пасть возможностей. Как только пуэлла осознает свой паттерн,

она понимает, что оказалась в ловушке и остановилась в развитии.

Ибо и у нее тоже есть что дать миру, хотя она еще не нашла спо

соба, позволяющего это сделать. И какую сильную фрустрацию

вызывает такое состояние: знать, что ты можешь внести свой

вклад, но не иметь возможности это сделать! Это и есть ≪отчаяние

слабости≫. И это напряжение может привести к самоубийству, от

чуждению, приспособлению или бунту. Но оно может привести и

к трансформации.

6. Н а п ут и кт ра нс фо рм ац ии Первый шаг на пути к трансформации этого паттерна заклю

чается в том, чтобы женщина осознала, что не имеет связи со сво

ей Самостью, и ей следует понимать и ощущать как можно боль

ше из того, что существует у нее внутри, так как у нее отсутствует

связь с высшей энергией, превосходящей импульсы Эго и часто

проявляющейся в сновидениях. И это осознание приносит страда

ния и подводит к необходимости совершить следующий шаг в

принятии страданий. И затем следует последний, самый удиви

тельный шаг - после всего, что произошло, - осознание того, что

несмотря на нашу слабость мы обладаем внутренней силой, имеВечноя

девушка 79

ем возможность получить доступ к прежде недоступной высшей

энергии. Согласно рассуждениям Кьеркегора, высшее осознание

отчаяния слабости приводит также к осознанию того, что сла

бость - это форма защиты, т.е. нежелание принимать силу, уже по

тенциально существующую в Самости.

Последний шаг - такой, каким он видится мне, - заключает

ся в том, чтобы принять силу Самости. Такое принятие включает

в себя осознание выбора, но выбора, который нельзя перепутать с

силой воли Эго. Принятие могущества Самости - это выбор, су

ществующий в самой основе нашего бытия. Для Кьеркегора он

является окончательным актом принятия веры, требующим при

ложения всех сил.

С психологической точки зрения сознательное принятие по

зволяет увидеть целиком весь паттерн. Сознательно присвоить

имя негативной фигуре - первый шаг к освобождению. Это

очень хорошо видно на примере сказки ≪Румиельштильцхен≫47.

В этой сказке есть пуэр-отец, бедный мельник, который, желая

вызвать к себе уважение, говорит королю, что у него есть краса

вица-дочь, которая умеет прясть из соломы золотую пряжу. Ко

роль попросил привести девушку в замок, чтобы она могла пока

зать свое искусство, но дочь не знала, как выполнить то, что было

лишь плодом причудливого воображения отца. Ей стало так

страшно, что она зарыдала. Вдруг появился маленький человечек

и сказал, что сделает всю работу, если она его отблагодарит. Сна

чала она пообещала ему ожерелье, и тогда он сел к прялке и пе

репрял всю солому. Но жадному королю захотелось еще больше

золота, и девушку привели в другую комнату, где было еще боль

ше соломы. Она пообещала маленькому человечку свое колечко,

и тот снова вовремя справился с заданием. Тогда король велел

отвести дочь мельника в большую залу, где было очень много

соломы, и сказал, что если ей удастся изготовить из нее пряжу за

ночь, то она станет его женой. Маленький человечек явился в

третий раз и сказал, что все сделает, если она отдаст ему своего

первенца, когда станет королевой. Решив, что этого никогда не

случится и чувствуя себя совершенно беспомощной, девушка

пообещала ему это, и маленький человечек выполнил все, что

47 Grimm Brothers, The Complete Grimm’ Fairy Tales (New York: Pantheon

Books, 1972), p. 264-267. (В рус. переводе: Братья Гримм. Сказки. - М.: Художе

ственная литература, 1978.)

80 Глава 3

требовалось. Увидев, что задание выполнено, король женился на

дочери мельника, и она стала королевой, а через год у них роди

лось прекрасное дитя. Одиако маленький человечек не забыл о

сделке и стал требовать, чтобы королева сдержала свое слово и

отдала ему ребенка. Королева испугалась и стала умолять чело

вечка оставить ей дитя. В конце концов человечек сжалился и

пообещал оставить ребенка, если она узнает его имя* Таким об

разом, мы имеем дело с типичным паттерном ггуэллы. Прежде

всего, мы видим пуэра-отца, который вследствие собственной

слабости и нереализованности в жизни заставил дочь жить в

сфере возможностей, которые она не могла реализовать. Далее

мы видим ее ощущение беспомощности в ситуации, в которой

она оказалась. И, наконец, ее неисполнимое обещание внутрен

ней фигуре, воплощающей ограничивающий паттерн, которая

помогает ей в трудный момент, но в итоге требует выкупа и го

това забрать у нее самое ценное, чем она обладает. В сказке ко

ролева узнает имя маленького человечка с помощью гонца, кото

рого она послала по всему свету, чтобы узнать, какие есть имена.

И когда она сообщила человечку, что его зовут Румпельштильц-

хен, тот так страшно разозлился и так сильно топнул правой нож

кой, что провалился в землю по пояс. А потом схватил в ярости

левую ножку и разорвал себя пополам. Узнав его имя, она смогла

сохранить ребенка, символизирующего ее истинный личностный

потенциал, и лишить силы старый ограничивающий комплекс,

который воплощает человечек по имени Румпелыитильцхен. Вме

сте с тем, дав название структуре, сформировавшейся под влияни

ем реакции на беспечное и нерадивое отношение отца, ей удалось

вырваться из цепких объятий этого паттерна на свободу - ради

более полноценной жизни. Давая название паттерну, пуэлла со

ставляет о нем необходимое представление, отстраняется и полу

чает инсайт о том, почему она оставалась заторможенной в своем

развитии* Чтобы узнать имя, требуется также активный поиск, что

символизирует гонец, посланный пройти по всему миру. Присво

ение имени - активный процесс.

Следующая задача, которая включает в себя понимание от

чаяния слабости, - это сознательно принять страдания, которые

до сих пор присутствовали в жизни нуэллы; то есть осознать, что

эти страдания действительно имеют очень важное значение. Час

то проблема пуэллы заключается в том, что она ощущает себя сла

бой и зависимой и представляет себя жертвой. Но если женщина

Вечная девушка 81

чувствует себя жертвой, то по существу она отказывается прини

мать па себя ответственность и ведет ссбя как невинное дитя. Та

ким образом, подлинное осознание слабости и принятие страда

ний включает в себя конфронтацию с Тенью - той частью лично

сти человека, которую он отрицает. Часто милой и притягатель

ной девичьей невинности сопутствует отвратительная манипуля-

тивность. ≪Куколка-милашка≫ и ≪парящая в вышине≫ могут неза

метно подавлять мужчин, так как очень легко поддаются соблаз

ну манипулировать ими, применяя силу женского обаяния (на

пример, ≪женщина, которая находится за мужчиной, как за камен

ной стеной≫). ≪Никчемная≫ может манипулировать мужчинами,

угрожая саморазрушением и проецируя на других силу и власть,

и с помощью таких проекций она заманивает их в ловушку. ≪Де

вушка из стекла≫ заставляет других чувствовать себя бесчувствен

ными болванами перед с ее хрупкостью и беспомощностью, ведь

рядом с ней они поневоле окажутся в положении слона в посуд

ной лавке. Тень пуэллы связана с силой, которую она сознатель

но и ответственно не признавала. Зачастую эту силу у нее отни

мал другой образ, присутствующий в ее психике: например, ста-

рик-извращенец или какая-то посредственность с плохим характе

ром, как Румпелылтильцхеи. И с этой фигурой следует вступить

в конфронтацию. В какой-то степени принять страдания - это

значит вступить в борьбу с этой фигурой. С моей точки зрения на

глубинном духовном уровне это означает бороться с дьяволом.

Если в психике существует глубокая эмоциональная травма, нега

тивные силы принимают демонический характер, и тогда с ними

следует вступить в конфронтацию. Согласно умозаключениям

Кьеркегора, осознать, что, потакая слабости, человек на самом

деле отказывается признать свою силу и принять Божью благо

дать, - это значит осознать присутствие внутри себя демоничес

кой сущности, что выражается в проявлениях гордыни, а также в

желании зацепиться за силу своего Эго. Принимая страдания, че

ловек в какой-то степени принимает и тот факт, что на самом деле

находится во власти дьявола.

Наконец, разрешение проблемы заключается в том, чтобы

женщина признала собственную силу, которая будет служить ей

опорой, а не отвергала ее, следуя обычному паттерну пуэллы -

избегая, отчуждаясь, приспосабливаясь или бунтуя. Разумеется,

именно эта проблема для пуэллы является самой серьезной - как

правило, признание силы ей дается сложнее всего. Но если она

82 Глава 3

уже осознала негативные паттерны, в плену которых она находит

ся, если она приняла страдания и необходимость борьбы с дьяво

лом, то она постепенно начинает признавать силу осознания и

выбора. Однако этот процесс происходит постепенно и может про

должаться годами, как, например, в сказке ≪Дсвушка-безручка≫46

героине потребовалось семь лет, чтобы одолеть козни дьявола

(возникшие вследствие плохого отцовства) и соединиться с коро

лем. Ее способ борьбы с дьяволом - терпеливо ждать, живя в лесу,

понимая, что именно так ей и следует поступать* Таким образом,

спокойное, осознанное ожидание становится ключом к заверше

нию процесса.

Однако остается вопрос: с чего начинается процесс транс

формации? Каким образом нуэлла может раскрыть присутству

ющую в ней силу? Сила у нее есть, но эта сила должна ей от

крыться. Это открытие может произойти самыми разными спо

собами. Либо через отношения с другим человеком, как случи

лось у Лоры в пьесе ≪Стеклянный зверинец≫ и Мэгги в повести

≪После грехопадения≫, хотя Мэгги отказалась спастись. Либо

осознание наступает как внешний кризис, проявляющийся в сла

бости женщины (или в ее силе), как это было с Норой в пьесе

≪Кукольный дом≫. Или же оно может произойти через разреше

ние внутреннего конфликта, как у Сабины в романе ≪Шпионка

в доме любви≫. Это может иметь вид синхроничного явления,

как в фильме ≪Ночи Кабирии≫, когда героине повстречалась

группа поющих людей. Еще одна возможность - явление такой

силы через образ в сновидении, и этот образ нужно зафиксиро

вать, чтобы затем вступить с ним в диалог посредством активно

го воображения. Или же она проявится в выражении сильных

эмоций, вплоть до приступов ярости, в борьбе, посредством ко

торой женщина ощущает, как она на самом деле сильна. Таких

возможностей очень и очень много. Поэтому открытость женщи

ны и ее готовность к таким проявлениям внутренней силы при

несут ей огромную пользу.

В конечном счете необходимо, чтобы в процессе личностной

трансформации нуэлла перестала цепляться за свою девичью не

винность и немощность, а признала в себе ту силу, которая у нее

уже есть, и тем самым оценила себя по достоинству. Ибо если она

18 Братья Гримм. Сказки. - М.: Художественная литература, 1978. - П ри м еч п ер

Вечная девушка 83

убедится в том, что обладает достаточным запасом сил, место де

вичьей невинности и слабости займут порывистость, энергичность

и женственность, а ее спонтанность, непринужденность и откры

тость всему новому дадут начало новому опыту, новым возможно

стям для личностного роста, плодотворной творческой реализа

ции и успешных межличностных отношений.

Г ла ва4

Когда женщин называют безобидными,

некоторые из них приходят в неистовство;

Они стремятся стать злыми, подражая мужчинам,

И это у них получается. Ругаясь, посасывая сигары

и устраивая бешеные скачки в постели,

Идя напролом, ударяя без раздумий, с бесстыдством

во взгляде, движимые тщеславием

В ожидании славы: они даже пишут, как мужчины!

Каролин Кайзер

Согласно легенде в культуре амазонок было принято обесцени

вать мужчин, не разрешая им занимать властные позиции. Часто

женщины-амазонки превращали мужчин в рабов и использовали

как обезличенных самцов для деторождения. Таким образом, ста

тус отца был фактически упразднен, и сам отец оставался безы

мянным. Дочерей обычно возвеличивали, тогда как родившихся

мальчиков часто калечили и заставляли делать домашнюю рабо

ту. Таким образом, мужчины лишались и своей физической силы,

и своего положения в социуме. Такому сообществу не были нуж

ны мужчины, ибо все их функции приняли на себя женщины. Они

были известны как дикие и мужественные воительницы и охотни

цы, бесстрашные всадницы. И такой же паттерн они формирова

ли у своих дочерей. Опять же согласно легенде, они даже лишали

себя правой груди, чтобы точнее стрелять из лука. По некоторым

сведениям амазонки считали себя дочерьми Ареса, бога войны и

агрессии: от него они унаследовали воинственность и благодаря

ему стали называться ≪женщинами-воительницами≫.

Образ амазонки может служить мифологическим выражени

ем стиля жизни многих женщин, которые бессознательно иденти

фицируются с маскулинностью. Если у женщины был беспечный

Амазонко в панцире 85

и безответственный отец, который не был эмоционально вовлечен

в отношения с дочерью, то у нее часто формируется паттерн, ха

рактеризующийся негативным отношением к отцу. В таких случа

ях дочь скорее всего отвергает своего отца (и даже мужчин вооб

ще) на сознательном уровне, ибо ее жизненный опыт ей подсказы

вает, что он ненадежный человек. При такой психологической ре

акции существует тенденция к бессознательной идентификации с

маскулинным началом. В отличие от женщины, основной иден

тичностью которой является беспомощная девочка и которая про

живает паттерн пуэллы, женщина-амазонка идентифицируется с

маскулинной силой и мощью.

Таким же образом, если в существующей культуре фигуры,

воплощающие отцовское начало, проявляют безответственность

в оценке фемининности, то негативная реакция на такой безот

ветственный авторитет становится неизбежной. Должно быть,

в нашей современной культуре этот паттерн является преобла

дающим.

В книге Джун Зингер ≪Андрогинность≫ можно найти следу

ющее описание современной женщины-амазонки:

Амазонка - это женщина, черты которой, как правило, ассоцииру

ются с маскулинной сущностью, но вместо интеграции маскулин

ных аспектов, которые могли бы сделать ее сильной как женщину,

она идентифицируется с силовым аспектом ≪маскулинности≫. Вме

сте с тем она отвергает способность вступать в отношения, то есть




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.226 сек.