Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дочери легкомысленных, не способных ни в чем себе отказать и не добившихся успеха отцов часто стараются компенсировать их неудачи, стремясь ради них стать успешными. 6 страница




лишает себя тех качеств, которые традиционно ассоциировалось с

фемининностью... а потому личность женщины-амазонки, которая

ради силы отказывается от возможности вступать в отношения с

другими людьми, становится односторонней, а следовательно, жен

щина-амазонка становится жертвой именно тех качеств, которые

она пыталась подавить/ 9

Зачастую женщина, у которой сформировалась маскулинная

идентичность как реакция на безответственного отца, лишается

связи с жизнью ради удовлетворения потребности в силе, которую

реализует посредством самозащиты, оберегая себя от всего, что не

может контролировать. Фактически она попадает в ловушку ≪пан

циря амазонки≫, могущественной Персоны, которая может не со49

June Singer, Androgyny (New York: Anchor Books, 1977), p. 61.

86 Глава 4

ответствовать ее сущности, так как эта Персона является реактив

ной, а не формируется из ее внутреннего фемининного ядра. До

вольно часто такой женщине оказываются недоступны ее чувства,

восприятие и сила фемининных инстинктов.

В наше время и в нашей культуре мы видели появление фе

мининной реакции на ≪отцов≫, которая направлена против влас

ти коллективной маскулинности. И мы видели, как женщины са

моутверждались подобно амазонкам; наверное, они могли бы счи

таться самыми сильными женщинами из известных в истории.

Коллективная маскулинная власть так обесценила фемининность,

что лишила ее возможности действовать в качестве самодостаточ

ного и родственного духовного начала. Однако в своем ригидном

отношении к фемининности взгляды маскулинности были одно

сторонними и иррациональными. Коллективная маскулинная

власть вела себя по отношению к фемининности, как невнима

тельный отец. Согласованные усилия женщин, направленные на

изменение этой ситуации в культуре, а также борьба женщин за

возможности фемининного бытия и осознание фемининности как

явления были очень важны для повышения уровня сознания все

го общества - и женщин, и мужчин. Вместе с тем женщины пред

почитают идентифицироваться с маскулинностью и подражать ей.

Все это привело к стиранию различий между мужчинами и жен

щинами. Когда женщины стремятся одержать победу над мужчи

нами, идентифицируясь с ними, уникальность фемининности не

заметно обесценивается, так как подразумевается, что маскулин

ность обладает большей силой. Такая реакция женщин вполне по

нятна, учитывая эти тенденции в нашей культуре. Вместе с тем, в

конечном счете, разве реальная задача не заключается в том, что

бы научиться ценить истинную уникальность фемининности?

На эту тему в 1904 году Рильке говорит в ≪Письмах к моло

дому поэту≫:

В процессе нового самораскрытия у девушки и женщины не будет

проявляться ничего иного, кроме подражания маскулинному пове

дению: и в его хороших, и в его плохих чертах, и в следовании маску

линным профессиям. Когда пройдет неопределенность этого пере

ходного периода, станет ясно, что женщины всего лишь испытали

на себе все изобилие и все превратности таких (зачастую смешных)

внешних превращений лишь затем, чтобы очистить свою собствен

ную природную сущность от искажающего ее влияния другого пола.

Амазонка в панцире 87

Женщины, у которых жизнь движется и распространяется более

непосредственно, более продуктивно и более уверенно, обязатель

но должны стать в своей основе более зрелыми, более человечны

ми, чем легковесный мужчина, которого не увлекает в глубину от

поверхности жизни бремя плода, находящегося внутри его тела и

который, будучи опрометчивым и самонадеянным, обесценивает

все, что, по его мнению, он любит. Эта человечность женщины, ко

торую все время порождали ее страдания и ее унижение, станет за

метной, когда она отбросит все конвенциальные условности, кото

рые приобрела фемининность, подвергнутая изменениям ее внеш

него статуса, и те мужчины, которые сегодня еще не ощущают ее

приближения, будут удивлены и даже поражены ею... Наступит вре

мя, когда имена девушек и женщин больше не будут означать лишь

нечто противоположное именам маскулинным; они будут иметь не

кий свой собственный смысл, который побудит задуматься не о ка-

ких-то дополнениях и ограничениях, а только о жизни и бытии: о

фемининном человеческом существе.50

С моей точки зрения негативная реакция на безответственно

го отца, не выполняющего свой отцовский долг и в своем инди

видуальном, и в своем культуральном проявлении, может служить

необходимой стадией развития женщины и на индивидуальном, и

на культурном уровне. Но, как и Рильке, я считаю, что это лишь

очередной шаг в развитии фемининности. В этой главе я хочу ис

следовать некоторые разновидности поведения женщины, кото

рые могут быть реакцией на отношение к ней нерадивого отца, то

есть речь пойдет о защитном ≪панцире амазонки≫. Кроме того, я

хочу рассмотреть возможности трансформации этого реактивного

аспекта в направлении истинной активной фемининности. Мне

бы хотелось еще раз подчеркнуть, что эти разновидности паттер

на ≪амазонки≫ не являются ≪типами≫ или ≪категориями≫, к кото

рым можно было бы отнести каждую женщину51. Скорее они от

носятся к феноменологическому описанию тех разновидностей

поведения, которые проявляются в жизни женщины в виде реак

ции на поведение нерадивого и безответственного отца.

50 Riner Maria Rilke, Letters to a Young Poet, trans. M. D. Herter Norton (New

York: W. W. Norton and Co., 1963), p. 58-59.

51 Мое описание ≪амазонки≫ здесь отличается от описания типа ≪амазон

ки≫ согласно типологии Тони Вулф. Подробное обсуждение этого вопроса мож

но найти в книге: Ann Ulanov, The Feminine, p. 205-207.

88 Глава 4

1. С уп ер зв ез да Наверное, самая обычная реакция женщины на безответ

ственного отца - желание сделать то, что не сделал отец и чего он

не добился в социальной или профессиональной сфере. Ощуще

ние идентичности и отношение к работе, которых не удалось до

биться отцу, в таком случае достигает его дочь. Однако тенденция

компенсировать недостатки отца часто приводит дочь к перенап

ряжению в работе и стремлению к сверхуспешности; такой пат

терн поведения в наше время хорошо известен как паттерн трудо

голика. Зачастую женщина остается сухой, лишенной связи со

сферой своих чувств и инстинктов. Это часто заканчивается де

прессией и потерей смысла жизни, ибо в конечном счете иденти

фикации с работой оказывается совершенно недостаточно.

В повести Сильвии Плат52 ≪Под стеклянным колпаком≫

раскрывается такой тип поведения, а также характерные для него

опасности. Главная героиня повести, Эстер Гринвуд, в основу об

раза которой легли собственные переживания писательницы,

была студенткой-отличницей, которая прекрасно успевает по

физике, хотя ненавидит ее; она заставляет себя быть успешной

во всем независимо от того, что чувствует. Мы встречаемся с ней,

когда, став победительницей конкурса, в качестве вознагражде

ния она получает возможность целый месяц жить в Нью-Йорке

к качестве высокооплачиваемого сотрудника престижного нью-

йоркского журнала мод. Эстер, как и других победительниц кон

курса, поселили в специальный отель для женщин под названи

ем ≪Амазонка≫ - там жили преимущественно богатые девушки.

Сама Эстер вышла из бедной среды: ее отец умер, когда ей было

всего девять лет. И несмотря на то, что как будто теперь пришло

время радоваться жизни и наслаждаться достигнутым успехом,

она сама ничего не испытывает кроме тоски и уныния. Вот что

она думает:

52 Сильвия Плат (1932-1963) - культовая американская поэтесса и писа

тельница, Независимая, страстная, творческая натура - ее называли американ

ской Мариной Цветаевой. В ее стихах - и экстатическое стремление к смерти, и

завораживающие архетипическис образы, и обличающая гордость, и глубина бе

зысходности; суицидальные наклонности у нее проявлялись еще в юности, а

единственный роман ≪Под стеклянным колпаком≫ - о ее первой попытке - вы

шел незадолго до ее самоубийства. - П ри ме ч. р ед

Амазонка е панцире 89

Они могли бы сказать: смотри, что может случиться в этой стране.

Девятнадцать лет девушка живет в неком захолустном городишке;

она такая бедная, что не может позволить себе купить журнал, а

затем она попадает в колледж и выигрывает призы то здесь, то там

и заканчивает тем, что смотрит на Нью-Йорк как на свой собствен

ный автомобиль. Только я ни на что не смотрела - даже на саму

себя. Я просто носилась из своего отеля на работу и на тусовки, а с

тусовок - обратно в отель и снова на работу, как онемевший трол

лейбус. Наверное, я должна была радоваться так, как радуется боль

шинство других девушек, но я не могла вызвать у себя такую реак

цию. Я ощущала себя абсолютно безмолвной и совершенно опусто

шенной: гак должен себя чувствовать глаз торнадо53, который тупо

продвигается вперед среди всеобщего шума.54

Добившись успеха, Эстер пребывает в глубокой депрессии.

Независимо от того, чем занята и чего достигла, она не видит в

жизни никакого смысла. Выжить в такой ситуации она пытается,

пряча истинные чувства за циничным юмором и высмеивая каж

дого встречного. Точно так же в сарказме она находит защиту от

собственных чувств, поэтому отношения с мужчинами не склады

ваются из-за ее отчужденности и отстраненности, ибо на все про

исходящее она смотрит глазами постороннего наблюдателя, а не

участника событий. Ее отношения с мужчинами - не общение с

субъектом, а взгляд на объект, причем с насмешкой. Например,

она коллекционирует мужчин с интересными именами. Однако за

этой холодной установкой стоит страх быть отверженной. Этот

страх проявляется в ее высказывании: ≪Если вы от человека ни

чего не ждете, то никогда не разочаруетесь в нем≫55. В отношени

ях с мужчинами Эстер ощущает себя покинутой - в первую оче

редь из-за смерти отца, а затем это ощущение воспроизводится в

череде холодных и отчужденных отношений. Она считает мужчин

≪женоненавистниками≫. Ее слова:

Я стала понимать, почему женоненавистники могут делать из жен

щин таких дур. Женоненавистники - как боги: они неуязвимы и во

53 Глаз торнадо - область затишья в его центре, вокруг которого воздуш

ные массы вращаются с огромными скоростями, вызывая катастрофические раз

рушения и человеческие жертвы. С течением времени скрещивающиеся вихри

внутри глаза образуют мощный восходящий неуправляемый поток, сметающий

все на своем пути подобно гигантскому пылесосу. - П ри ме ч. р ед

5i Sylvia Plath, The Bell Jar (New York: Pantheon Books, 1972), p. 2.

55 Ibid., p. 48.

90 Глава 4

всем опираются на власть. Они снисходят до вас, а затем исчезают.

Вам никогда не удастся поймать ни одного из них.56

Подобно отцу, который умер и таким образом бросил ее, же

ноненавистники совершенно непредсказуемы и независимы.

Вернувшись домой, в маленький городок, после месяца рабо

ты в Нью-Йорке, Эстер ожидало длинное лето и ничегонеделание,

ибо на этот раз она потерпела неудачу. Она хотела поступить на

литературные курсы, но у нее не приняли заявление. Ее инерт

ность и депрессия постепенно становились все сильнее, ибо она не

знала, что делать. Сначала она пыталась заполнить вакуум, обра

зовавшийся в жизни, ленью и сном. Но постепенно заснуть стано

вилось все труднее, и ее начали преследовать бессонница и суици

дальные фантазии* Единственный выход из тупика - попытаться

себя убить, но и эта попытка оказалась безуспешной. Лишенная

отцовской поддержки, она наблюдала рядом с собой лишь беско

нечные страдания матери и ощущала, что и она сама и ее отноше

ния с другими людьми становятся все более обезличенными; и

наконец, она почувствовала, будто находится под стеклянным

колпаком, где не хватает воздуха и с каждым вдохом трудней ды

шать. По словам Эстер, ≪человеку, находящемуся под стеклянным

колпаком, бледному и заторможенному, весь мир представляется

кошмарным сном≫57.

Оказавшись в клинике, Эстер, по счастью, попадает к пони

мающей и эмоционально теплой женщине-терапевту. В терапев

тических отношениях девушка наконец получает от чужого чело

века то, что было ей необходимо как воздух, и то, что никогда не

получала от отца и матери: понимание и нежность. И, наконец,

благодаря этим отношениям Эстер находит в себе силу и муже

ство повернуться к миру лицом, но уже без той непоколебимой

жесткости, какая была у нее раньше, а просто, по ее словам, ста

вя перед миром ≪знаки вопроса≫, которые хотя и не дают иллю

зии абсолютного контроля и всемогущества, но, как ей кажется,

обязательно раскроют перед ней ее возможности и смысл суще

ствования.

Основную роль в формировании этого паттерна играет не

отец, который рано умер и лишил дочь своего воздействия, а мать

56 Ibid., р. 88.

57 Ibid, р. 193.

Амазонка в панцире 91

с характерным для нее маскулиноподобным отношением к рабо

те по типу ≪амазонки≫ и мученицы. Следовательно, через мать,

подавлявшую все свои чувства, и осуществлялось маскулинное

влияние на дочь. Мать даже не могла выразить скорбь по умер

шему мужу, отцу Эстер. И сама Эстер тоже не горевала, когда

отец умер, хотя в какой-то момент ей захотелось прийти на его

могилу и там наконец оплакать его смерть: слезы ручьями текли

по ее лицу. Именно посещение кладбища привело ее к попытке

самоубийства - это было бы самое ужасное, что могло бы слу

читься, доведи до конца она свою попытку, зато Эстер попала в

клинику, где ей оказали помощь. До этого она нигде не находи

ла признания, оставаясь такой, какой была раньше. Ее способ

выживания заключался в развитии маскулинной части ее лично

сти и формировании идентичности, в основе которой лежала

внешняя успешность. Однако она с пренебрежением относилась

к своим и чужим фемининным чувствам, а потому оказалась от

резанной от собственной фемининной сущности, потеряв смысл

жизни в облике женщины.

Довольно часто в семьях, где нет отца, а мать принимает на

себя маскулинную роль, у дочери отсутствует не только подлин

ная модель маскулинности, но и модель фемининности, которую

девочка обычно заимствует у матери. В таком положении и ока

залась Эстер. Поразительно, насколько часто бывает, что первую

помощь в подобных случаях оказывает посторонняя женщина, у

которой интегрированы маскулинное и фемининное начало. Для

конкретного переживания, обусловленного отсутствием отца,

вполне вероятно, такое связующее звено, созданное женской муд

ростью, окажется наиболее эффективным.

Однако прежде всего в данном случае в интеграции нужда

ются фемининные компоненты, которые до сих пор оставались

неразвитыми. Разумеется, их гиперкомпенсация за счет трудого

лизма и навязчивого стремления к успеху также не дают соедине

ния с духовной стороной маскулинности. Но чтобы вступить в

контакт с маскулинным компонентом, следует в первую очередь

обратиться к фемининным чувствам и инстинктам. Это вовсе не

значит, что упорная работа и стремление к успеху неважны; одна

ко источником подлинной самореализации женщины должен быть

общий центр ее личности, а не какой-то его сектор. Благодаря вос

соединению с фемининностью отношение к работе должно стро

иться на собственном основании. Современное женское движение

92 Глава 4

развивалось, пожалуй, подобно процессу внутреннего странствия

Остер. Женщины, видя, что мужчины не проявляют уважения к

их способностям, их уникальности и их возможностям, реагирова

ли на это, утверждая свою силу и отвергая мужчин, что вполне

понятно. При этом их скрытая модель самовыражения зачастую

была маскулинной, что и внешне выглядело как подражание муж

чинам. Ключевая проблема заключается в том, чтобы женщина

осознала, насколько важно для нее восстановить связь с феминин-

ностью, чтобы оставаться женщиной и ценить в себе э го. Избегать

работы - вовсе не лучший способ реализовать фемининный по

тенциал; основной путь реализации пролегает через соединение с

фемининными корнями, которые станут основой для уникально

го развития женщины как женщины.

≪Суперзвезды≫ часто приходят на анализ, испытывая эмоци

ональное истощение от работы и страдая от неудовлетворенной

потребности в близких отношениях с другими. Довольно часто

они чувствуют, что мужчины их боятся, потому что они смогли

добиться успеха и стать самостоятельными. Своей ≪звездностью≫

они, возможно, компенсируют слабость отца, который не смог са

мореализоваться. Я подозреваю, что эти женщины в семье воспи

тывались как сыновья, а отец таким образом пытался компенсиро

вать собственные нереализованные возможности.

Одной женщине с таким паттерном, когда она проходила ана

лиз, приснилось, что она купила очень тяжелую зимнюю шубу у

крупного ученого, который ее обманул. Эта шуба была ее ≪панци

рем амазонки≫. Во сне женщина-аналитик ей сказала, чтобы она

сбросила шубу и попыталась взлететь. Женщина осознала, что все

се многочисленные усиехи оказались компенсацией близких отно

шений, и почувствовала себя обманутой тем, что ей все время при

ходится работать, вместо того чтобы чувствовать себя свободно:

играть и просто быть, - то есть тем самым она отвергала в себе

ребенка. Другой моей клиентке - весьма профессионально успеш

ной - часто снилось, что она в ярости кричит на слабого, бессиль

ного мужчину, имевшего над нею какую-то власть. В этом он был

похож на ее отца, поведение которого характеризовалось неактив-

ностью и бессознательными проекциями. Она тоже стремилась

быть сверхуспешной, тем самым компенсируя влияние как депрес

сивного и бездеятельного отца, так и честолюбивой матери, кото

рой тем не менее так и не удалось реализовать себя. Впоследствии

моей клиентке часто сиились игривые мужчины и дети, и через

Амазонка в панцире 93

эти сновидения в конце концов раскрылась светлая сторона ее

личности, которая смогла проявиться и в ее отношениях с други

ми людьми.

Другой пример паттерна амазонки можно увидеть в фильме

Ингмара Бергмана ≪Лицом к лицу≫58. Главная героиня, Йенни -

психиатр, компетентный и способный специалист, добросовест

ный, ответственный и уравновешенный. Она замужем за талант

ливым коллегой психиатром, у них есть дочь, и жизнь ей кажется

спокойной, успешной и предсказуемой. После нервного срыва и

попытки совершить самоубийство она попадает в психиатриче

скую клинику. В фильме делается акцент на галлюцинациях и

сновидениях Йенни, которые возвращают ее в те времена, когда

еще не была сформирована ее рациональная адаптация.

В начале фильма одна из пациенток бросает ей вызов, обви

няя в том, что Йенни неспособна любить и проявлять слабость,

что она надевает маску Персоны психиатра, чтобы удержать

власть и контроль. Эта открытая конфронтация дает начало борь

бе, порожденной бессознательным. Когда уезжают муж и дочь

Йенни, она на два месяца остается с бабушкой и дедушкой. Ее на

чинают преследовать воспоминания, она мысленно возвращается

в те места, где она росла, и эти образы и сновидения постепенно

вторгаются в ее хорошо структурированную жизнь, как бы вос

пользовавшись ее усталостью, эмоциональной истощенностью и

перегруженностью работой. Перед ней снова и снова появляется

образ страшной старухи в серо-черном одеянии, с вытекшим гла

зом. Этот образ символизирует слепой и вместе с тем бросающий

ся в глаза комплекс исполнения долга, который руководит жиз

нью Йенни. В детстве она была очень привязана к отцу, очень доб

рому человеку, однако он был алкоголиком. Мать и бабушка осуж

дали отца и смотрели на него снисходительно, и потому Йенни

стала стесняться его внимания, его объятий и поцелуев. А затем

58 ≪Лицом к лицу≫ - фильм режиссера Ингмара Бергмана (1976). Главную

героиню Йенни неотступно преследуют призраки прошлого, в результате чего

она в конце концов оказывается неспособной быть ни женой, ни доктором, ни

личностью. - П ри ме ч. п ер

П ок ор на я, п ре ис по лн ен на я д ол гад оч ь

94 Глава 4

произошло несчастье: родители погибли в авиакатастрофе. Йенни

воспитывается в доме бабушки, где царит жесткая дисциплина:

никакого плача, никакой мягкости, слабости и лени, никаких удо

вольствий. Ценились долг, дисциплина и контроль. В процессе

адаптации своего Эго Йенни ≪прогибалась≫ - сперва для того,

чтобы стать хорошей дочерью, а затем - добросовестной, ответ

ственной и надежной взрослой женщиной. Она была преисполне

на ответственности по отношению к проекции, исходящей от ба

бушки, однако внутри нее скрывался измученный строгостью эмо

ционально истощенный ребенок.

Когда у Йенни начинаются галлюцинации, в ее психике про

исходит борьба с образами людей, от которых ей изо всех сил хо

телось избавиться. Однажды она увидела себя одетой в красное и

лежащей в гробу: она была мертва, но при этом чувствовала себя

живой. Она старалась освободиться, и край ее красного платья

показался из гроба. Но священник взял бабушкины ножницы и

аккуратно обрезал подол, чтобы материя не мешала ему закрыть

крышку, и Йенни уже никто не мог увидеть. В знак протеста Йен

ни зажгла огонь прямо в гробу; на мгновение снова показалось

красное платье, в гробу послышалась борьба, а затем все поглоти

ло пламя.

Здесь образно говорится о том, что чувства Йенни, запертые

внутри, как бы покоятся в гробу и стремятся из него выбраться,

они хотят жить. Священник с бабушкиными ножницами - это

прежние силы, которые принуждали Йенни исполнять долг, кон

тролировать себя и свое поведение. Бабушкины ножницы пыта

ются отделить Йенни от ее чувств - от красного платья. Но в

итоге разгорается огромное пламя страсти, которое невозможно

погасить.

После нервного срыва и попытки самоубийства Йенни

смогла прийти в себя и получить новые инсайты именно благо

даря этой галлюцинации. Ей становится ясно, что, стараясь все

держать под контролем, она душит себя и губит свою жизнь. Те

перь ей стало ясно, что, пока она не освободится от стремления

к контролю, она не сможет ни радоваться жизни, ни общаться с

дочерью, ни любить ее. В итоге, как и у Эстер, все остается под

вопросом. Нервный срыв прошел; она многое осознала, и у нее

появились возможности жить по-новому. Однако Йенни все еще

стоит па пороге той жизни, в которую должна вступить, чтобы

открыться себе и другим. Фильм, как его задумал Бергман, на

Ал ло зо нк о вп ан ци ое95

мой взгляд, заканчивается обнадеживающе: вернувшись в дом

бабушки, Йенни поняла, что та уже стара и многое пережила и

что теперь ≪в каком-то смысле бабушка стала меньше, не слиш

ком, но довольно заметно≫59. Символически это означает, что не

гативное влияние бабушки стало менее существенным. И вдруг

Йенни ощутила пробудившееся внутри настоящее чувство к ней.

Когда Йенни вновь видит саркастичную старуху с вытекшим

глазом, теперь она ведет себя по-дружески, проявляя к ней пони

мание и сочувствие, необходимые для трансформации язвитель

ной, негативной внутренней фигуры.

Основная проблема женщин, оказавшихся под воздействием

паттерна ≪покорной, преисполненной долга дочери≫, заключается

в том, чтобы увидеть, что этот обязывающий паттерн был сформи

рован кем-то другим. Таким женщинам важно понять, что этот об

раз у них является спроецированным, а не собственным. Хотя та

кая ≪покорная, преисполненная долга дочь≫ кажется воплощением

праведности и добродетели, она вместе с тем отвергает свою Тень

и все, что ей соответствует в жизни, в том числе творческие воз

можности. Отрицая существование важной части личности, она, в

конечном счете, теряет связь с Самостью. Нет ничего удивительно

го в том, что женщины, играющие эту роль, чаще всего жалуются

на эмоциональное истощение, опустошенность и отсутствие смыс

ла. Таким образом, данный тип женщины имеет тенденцию скры

ваться за Персоной, созданной в соответствии с образом, который

в действительности ей чужд, и ощущение долга и взятых на себя

обязательств, как правило, имеет отношение к очень строгой авто

ритарной структуре. В историческом плане примерами воплоще

ния такого паттерна могут послужить многие монахини, ибо их

учат быть послушными дочерьми, подчиняющимися матушке-игу-

менье, которая, в свою очередь, подчиняется жесткой авторитарной

системе. Эта система требует, чтобы монахини прятали свое тело.

По традиции облачение монахинь играет роль панциря и служит

для того, чтобы скрыть их фемининность и защитить от мужчин и

мирских соблазнов. Как мне сказала одна монашенка, ≪теперь пе

редо мной стоит задача сбросить “панцирь амазонки”≫. Избавить

ся от панциря или сбросить с себя Персону - значит стать откры

тым для темных и слабых сторон своей личности, которые были

59 Ingmar Bergman, Face to Face, trans. A. Blair (New York: Pantheon Books,

1976), p. 115.

96 Глава 4

подавлены или вытеснены ради подчинения сильному, жесткому

авторитету, и также отказаться от контроля, установившегося в

силу такого подчинения, а это опасно, ибо подавленная сторона

личности остается неразвитой и примитивной. И если темные сто

роны личности будут раскрываться бессознательно, это может про

изойти неожиданно, как у Йенни, вызвав нервное потрясение.

≪Покорная, преисполненная долга дочь≫ попадает в услуже

ние другим, препятствуя развитию собственных творческих спо

собностей и межличностных отношений. У одной знакомой жен

щины, которая играла роль обязательной дочери, был отец, кото

рый не одобрял ее выбор профессии. По его мнению, женщины

могли работать лишь ассистентками, а быть врачами, адвокатами,

профессорами - мужское дело. Поэтому дочь, закончив учебу,

ушла из той области, в которой получила образование. Но ей

очень хотелось стать ≪настоящим≫ профессионалом. У нее тоже

была тайная фантазия о том, что она уходит в монастырь и для

:)того должна сжечь все тетради и остричь волосы. На мой взгляд,

в этой фантазии ясно видно, что нужно было принести в жертву,

чтобы заслужить любовь отца, - а именно ее творческую энергию.

Затем ей приснился сон. Она вышла замуж за короля и забереме

нела, но не от него. Но король (который для нее символизировал

отца) не хотел ребенка, так как новорожденный мог испортить его

родословную. Поэтому король посадил ее в тюрьму. Чтобы совер

шить побег, ей пришлось убить монахиню и переодеться в ее пла

тье, чтобы ее не узнали. В каком-то смысле женщина прятала за

монашеским облачением свои творческие возможности, ибо они

оставались скрытыми. Будучи прилежной ученицей в школе, она

чувствовала, что должна вести себя так, чтобы учителя были ею

довольны, там самым также отыгрывая роль послушной дочери.

Вместе с тем она точно знала, что в конце концов ей придется по

кинуть их и строить свою жизнь. Поэтому она постоянно чувство

вала себя виноватой перед ними, потому что должна уйти от них

и жить своей жизнью, ибо ей нужно было избавиться от отцов

ских проекций. Но она чувствовала вину и перед собой, потому

что до сих пор от них не ушла. Поэтому выход был один - оста




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.209 сек.