Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дочери легкомысленных, не способных ни в чем себе отказать и не добившихся успеха отцов часто стараются компенсировать их неудачи, стремясь ради них стать успешными. 7 страница




ваться в изоляции, то есть скрываться за монашеским облачени

ем. Но после того как она проделала серьезную внутреннюю рабо

ту, ей стали сниться победы. В одном сне беременная женщина

выиграла дерби в Кентукки. Для нес этот образ символизировал

признание ее собственных творческих возможностей.

Амазон ка в панцире 97

Еще одной разновидностью ≪панциря амазонки≫ является

образ мученицы; для подобного стиля жизни характерны бездея

тельность и пассивная обидчивость, а чаще всего на лице такой

женщины заметна маска обреченной на страдания. Такой тип жен

щины показан в фильме Федерико Феллини ≪Джульетта и духи≫60.

Джульетта, которую называют ≪печальное личико≫, состоит в кон

венциональном браке без любви. Рядом с усталым, эмоционально

отстраненным и неверным мужем Джульетта, закрыв на все глаза,

старается казаться довольной и счастливой женой. В первый раз

она испытала потрясение во время спиритического сеанса, когда

духи сказали ей: ≪Ты никому не нужна; для всех ты - ничто≫. Она

попыталась не обращать внимания на это послание, но ее захлест

нули детские воспоминания. Среди них были прекрасные образы

детства, но также возникли и другие воспоминания: о матери, хо

лодной, строгой и равнодушной, об отце, жестоком и безжалост

ном, как фашисты. Родители отправили ее в приходскую школу,

где она в учебном спектакле играла роль мученицы. Как только к

Джульетте вернулся образ мученицы, приговоренной к сожжению

на костре, ей вспомнился дед, энергичный, неуступчивый мужчи

на, сбежавший из дома с цирковой наездницей. Во взрослой жиз

ни в браке Джульетта по-прежнему играет ≪святую мученицу≫,

храня молчание, никогда не переча мужу, подавляя в себе и ра

дость и гнев, а вместе с этим и свою сексуальность.

Кризис наступил, когда Джульетта окончательно убедилась,

что у мужа на стороне любовная связь. Ее постоянно преследуют

сны, видения и фантазии, главным персонажем в них была обна

женная привлекательная женщина, похожая на цирковую наездни

цу, в которую влюбился ее дед. Синхронистично ей встречается

соседка Сьюзи, свободная и чувственная, которая с удовольствием

предавалась дионисийским утехам. Сьюзи увлекает Джульетту в

мир игры и наслаждений. Но когда она приходит на вечеринку к

Сьюзи и начинает входить в этот мир свободы и чувственности, в

ней неожиданно пробуждается мученица, и она убегает. Однако

сознательная эго-адаптация Джульетты продолжает снижаться, и в

60 ≪Джульетта и духи≫ - первый цветной фильм Федерико Феллини

(1965). - П ри ме ч. п ер

98 Глава 4

се жизнь внедряются различные образы из бессознательного: го

лодные турки-завосватели, изнуренные, изможденные лошади и

мученица, которая становится блудницей. В это время Джульетта

приходит к терапевту-нсиходраматисту, который объясняет ей, что

она слишком сильно идентифицировалась со своими проблемами

(типичный синдром мученицы) и что ей следует расслабиться и

позволить себе вести себя более спонтанно. Как только Джульетта

осознает, что сама боится быть счастливой и что ее брак на самом

деле стал для нее тюрьмой, в пей постепенно просыпаются рев

ность, агрессия и жажда мести. Она рыдает и пытается покончить

с собой. Но вместе с отрицательными эмоциями к ней приходят

силы жить дальше. Вместе с гневом появляется уверенность в себе,

и в фантазии активного воображения Джульетта говорит своей хо

лодной, отчужденной матери, что она больше не боится ее. Как

только она эго произносит, открывается дверь, и Джульетта осво

бождает измученного ребенка, а отвергающая ее мать и все осталь

ные мучители исчезают, затем входит дед и ласково обращается к

ребенку. После того как разорваны оковы мученицы и духовность

ребенка получила право на жизнь, Джульетта получает свободу и

может покинуть тюрьму своего дома, вздохнуть полной грудыо и

открыться тому, что ждет ее впереди.

Как и миогие другие женщины, оказавшиеся в ловушке пат

терна ≪мученицы≫, в своем браке Джульетта была собственницей,

но при этом жила в тени мужа. Вследствие адаптации, характерной

для паттерна ≪мученицы≫, она попалась в ловушку ограничений

коллективных ценностей, которые препятствовали проявлению ее

индивидуальности и ее уникальной фемининной сущности и кра

соты. Об этом фильме Феллини писал, что он намеревался ≪воз

вратить женщине ее подлинную независимость, ее бесспорное и

неотъемлемое достоинство. Свободный мужчина не может отказы

вать в этом свободной женщине. Женщина не должна быть ни ма

донной, ни орудием наслаждения, и еще меньше - служанкой≫61.

61 Federico Fellini, Juliet o f the Spirits, trans. H. Greenfield (New York:

Pantheon Books, 1966), p. 62. Феллини продолжает разделять подлинную феми

нинную независимость и маскулинизацию женщины. Он говорит: ≪Маскулини

зация женщины - одна из самых ужасных вещей, которые вообще возможны.

Нет, женщина должна эмансипироваться не для подражания - что было бы раз

витием внутри привычной маскулинной тени - а чтобы раскрыть свою собствен

ную, иную сущность. Иную - значит, по-моему, отличающуюся от мужской сущ

ности, но но самой своей сути ей комплементарную и интегральную с ней. Это

был бы шаг вперед по направлению к счастью всего человечества≫.

Амазонка ез понциое 99

Основная характерная черта ≪мученицы≫ - непомерная ус

лужливость в роли жены или матери или в обеих ролях одновре

менно. Паттерн мученицы-матери зачастую возникает у женщи

ны, которую в детстве сильно критиковала и одергивала ее мать,

а отец был слишком слабым и бездушным, чтобы за нее всту

питься. Если отец не оказывал матери действенного сопротивле

ния, очень часто дочь сознательно или бессознательно усваива

ла эту материнскую установку. В своих исследованиях, посвя

щенных вербальным ассоциациям, Юнг приводит множество

примеров - например, случай шестнадцатилетней девочки, у ко

торой были точно такие же реакции на мужчин, как и у ее мате

ри, хотя у нее не было такого опыта62. Когда впоследствии дочь

выходит замуж, она часто выбирает слабого и пассивного супру

га и сохраняет такую же установку по отношению к собственной

дочери, таким образом продолжая этот паттерн. Женщины типа

≪мученицы≫ бессознательно принимают на себя материнскую

роль по отношению к мужьям, которых зачастую низводят до

положения сыновей. Александр Лоуэн оиисал этот паттерн в сво

ей книге ≪Любовь и оргазм≫, утверждая, что основными чертами

в структуре личности такого типа является самоотречение и са

мопожертвование, отсюда и роль мученицы. Он отмечает, что

для матери-мученицы характерен мазохистский аспект пассивно

го подчинения, под которым скрываются чувства подчиненнос

ти, враждебности и презрения к мужчине. Своим мученичеством

она добивается доминирующего положения над ним, а его ставит

в подчиненное положение сына. Она может этого добиться либо

проявляя чрезмерную заботу и осуществляя пассивное кормле

ние (типаж ≪еврейской мамочки≫), либо воспитывая детей в духе

послушания и подчинения дисциплине. В последнем случае отец

не принимает никаких важных решений в отношении семейной

жизни несмотря на то, что он может исправно исполнять обязан

ности кормильца семьи. Согласно Лоуэну, мученичество зачас

тую сопутствует несексуальному сближению с мужем, который

лишается своей мужской силы, т.е. становится психологически

кастрированным63.

62 С. G. Jung, The Collected Works, vol. 2, trans. R. F. C. Hull (Princeton:

Princeton University Press, 1973), p. 469ff.

63 Alexander Lowen, Love and Orgasm (New York: New American Library,

1965), p. 285. (В рус. переводе: Лоуэн А. Любовь и оргазм: Современный взгляд

на исихологию чувства сексуального удовлетворения. - М.: Феникс, 1998.)

100 Глава 4

Близким к этому паттерну является стоическое самоотрече

ние, которое часто проявляется в сексуальной и творческой сфе

рах. Ыа мой взгляд, причиной этого является страх перед диони

сийским началом, боязнь разрешить себе выйти из-под контроля,

смущение перед иррациональным и соответственно опасения, свя

занные со всем переходным, т.е. с переживаниями, неподвластны

ми контролю Эго; это касается любви, надежды и красоты. Страх

лишает женщин такого типа различных радостей в жизни, меша

ет им реализовать свои творческие возможности, не дает про

явиться их особому видению мира. Часто бывает, что женщину в

тридцать с небольшим лет неожиданно захватывают любовные

отношения ≪на стороне≫, ее неразборчивость в многочисленных

половых связях может быть также бессознательной попыткой по

рвать с взятыми на себя обязательствами добровольного мучени

чества. Но поскольку даже это обстоятельство обычно остается

бессознательным, быть может, даже проживается через Теневой

паттерн ≪непригодности≫, трансформации не происходит. Такой

женщине нужно сознательно разрешить себе оказаться в потоке

переживаний, включающих в себя и сексуальные, и творческие

импульсы, признать, принять, формировать их* И, как в случае

Джульетты, освобождению может сопутствовать выражение яро

сти и гнева. ≪Мученице≫ нужно выразить гнев по отношению к

своей самоотверженности и осознать, что Теневой стороной ее ус

тойчивой, добродетельной самоотверженности является ≪ненуж

ная≫, ≪никчемная≫ женщина, ощущающая себя жертвой и жажду

щая, чтобы ее пожалели. По существу мученичество представляет

собой разновидность защитной реакции против переживаний;

≪мученица≫ ждет проявлений признания и жалости по отноше

нию к своей самоотверженности, играя на том, чтобы вызвать у

окружающих чувство вины.

Многие женщипы-≪мученицы≫ приходят на анализ, и мне

кажется, что источник их внутреннего мученичества кроется в их

подчинении нашей культуре. Хотя такое подчинение характерно

в какой-то степени для пассивного паттерна пуэллы, но в данном

случае я могу провести резкую, жесткую грань между ними, за ко

торой происходит кастрация и самой женщины, и значимых для

псе мужчин. Типичный пример - одна дама, дети которой - под

ростки - принимали наркотики и имели неприятности с полици

ей. Она сама выросла в богатой аристократической семье, ее отец

придерживался патриархальных взглядов, держа в своих руках

Амазонка в панцире 101

управление всеми материальными ресурсами семьи. Будучи ско

рее всего эмоционально отчужденным, такой отец не создает для

дочери модели независимого поведения. Муж этой женщины был

похож на ее отца: он не вносил свой вклад в эмоциональную ат

мосферу семьи, но при этом контролировал денежные средства.

С одной стороны, эта женщина была чрезвычайно умна и боролась

за право расти и развиваться, несмотря на доминирующее проти

водействие мужа. С другой стороны, ее тяготило бремя слишком

высокой ответственности, и зачастую ее реакция выливалась в ис

терику, с угрозой самоубийства и заявлениями, что больше она

так жить не может. Свою агрессию она обращала явно против

себя, но подспудно направляла и на детей и мужа. Хотя муж ка

зался сильным и способным подавлять других, сам он при этом

ощущал себя слабым и опасался угрозы, исходящей от жены. По-

видимому, дети отыгрывали все семейные конфликты: один был

арестован и отбывал наказание, другой казался хорошим студен

том, а третий ушел из дома. В конце концов этой женщине при

шлось стать более уверенной в себе и расторгнуть брак, в котором

она ощущала себя жертвой. Как только она стала проявлять ак

тивность и ответственность за свои поступки и перестала исполь

зовать свои силы в защитных целях против себя и других, она по

чувствовала прилив творческой энергии.

4. К ор ол ев а-в ои те ль ни ца Еще одна разновидность реакции дочери на безответственно

го и слабого отца - стать очень сильной и целеустремленной.

В этом случае дочь противится любой иррациональности, которую

она ощущает в своем отце, считая ее проявлением дегенерации, и

сражается против него. Такой тип женщины описан в романе

Клайва Стейплза Льюиса ≪Пока мы лиц не обрели≫64, который

представляет собой его версию мифа об Амуре и Психее, расска

занный от лица одной из ее завистливых сестер. Отец - жестокий

04 Клайв Стейплз Льюис (1898-1963) - выдающийся христианский писа

тель и ученый. Роман ≪Пока мы лиц не обрели≫ (1956) - последнее крупное про

изведение. По легенде Льюис писал эту книгу у постели умирающей от рака

жены Джой и читал ей готовые главы. Когда была прочитана последняя написан

ная глава, случилось чудо - жена выздоровела. - П ри ме ч. п ер

102 Глава 4

царь приносит младшую дочь Психею в жертву богине Афродите,

чтобы умиротворить подданных, которые считали, что именно

Психея виновата в том, что на страну обрушился голод и лихорад

ка. Его желание принести дочь в жертву говорит об отсутствии

духа. Его в основном интересуют пиршества, охотничьи забавы,

легкая нажива и стремление удовлетворить в очередной раз свою

похоть. Он почти не уделял внимания дочерям; скорее питал к ним

отвращение за то, что они не родились мальчиками. Если же он все

же вспоминал о них, то впадал в жуткую ярость и оскорблял их,

называя одну из них ≪потаскухой≫ (дочь с паттерном пуэллы), а

другую - ≪уродиной≫. Когда родилась Психея, ≪уродина≫ Оруаль -

старшая из сестер - приняла на себя заботы о младшей вместо ее

матери, которая умерла в родах; поэтому Оруаль считала Психею,

сводную сестру, своим ребенком, испытывая к ней страстную ма

теринскую любовь. Когда царь принес Психею в жертву, Оруаль

потеряла самое дорогое, что у нее было, - ее ненаглядную Психею.

Оруаль ненавидит отца и все, что с ним связано. Она с пре

зрением относится ко всему иррациональному, что воплощал в

себе отец, воспринимая это исключительно как его неполноцен

ность. И она переносит свою ненависть на целый сойм богов, в

которых она разуверилась, но при этом ненавидит их за то, что

они отняли у нее любимую сестру, Психею. С ее точки зрения

боги такие же, как ее отец. Вот что она думает:

Нет предела хитроумию богов. Им мало было погубить Психею -

они хотели, чтобы она погибла от руки собственного отца....

Видения менялись, но одна навязчивая мысль пронизывала их. Вот

вам лишнее доказательство того, как жестоки боги. От них нет спа

сения ни во сне, ни в безумии, ибо они властны даже над нашими

грезами. Более того, именно тогда они обретают над нами наиболь

шую власть. Спастись от их могущества (если это вообще возмож

но) удается только тому, кто ведет трезвый образ жизни, всегда со

храняет ясный ум, постоянно трудится. Такой человек не слушает

музыки, не смотрит слишком пристально ни на землю, ни на небеса

и (это в первую очередь) никогда ни к кому не испытывает ни люб

ви, ни привязанности.65

65 С. S. Lewis, Till We Have Faces (Grand Rapids: Wm. D. Eerdman’s

Publishing Co., 1956), p. 80-81. (В рус. переводе: Льюис K.C. Пока мы лиц не об

рели. - М.: Б.С.Г.-Пресс: Иностранная литература, 2000.)

Амазонка в панцире 103

В данном случае нам очень хорошо видно, как происходит

формирование негативного, ригидного сознания; отвержение

чувств и всего живого происходит как реакция на несправедливое

отношение плохого отца. Будучи царем, на коллективном уровне

он символизирует безответственное отношение к фемининности,

т.е. закрепленную культурой ее неадекватную оценку. В ответ на

это Оруаль начинает борьбу против отца. Она даже учится искус

но владеть мечом, стараясь быть и в ратном деле лучше мужчин, а

когда отец умер, она взошла на трон. Однако ее не покидает чув

ство горечи, ибо она осознает, что ее жизнь - это только время,

наполненное работой. Печальной и одинокой чувствует себя цари

ца, избравшая жизненный путь мужчины.

Горечь и ненависть к богам становятся еще сильнее, Оруаль

принимает решение написать книгу, которая станет для них обви

нительным приговором. Пока она пишет книгу, ее охватывает пла

мя ярости, как и ее отца, и внезапно ее начинают посещать сны и

видения. В одном из них отец заставляет ее спуститься с ним на

нижний этаж дворца, в Столбовую залу, а затем еще глубже - в

темное отверстие, похожее на колодец. Оказавшись на дне ямы,

отец подвел ее к висящему на стене зеркалу, чтобы Оруаль по

смотрела на себя. Взглянув в зеркало, Оруаль увидела в нем лицо

отца. И тогда она осознала, что ее борьба против отца и желание

стать его противоположностью привели к тому, что она стала та

кой же иррациональной фигурой, как он. Ее попытки стать силь

ной и рациональной лишь скрывали необъяснимую ярость и за

висть, которые были точно такими же, как у ее отца. В этот мо

мент она поняла, что ей следует перестать бороться с иррацио

нальным и изменить в себе то, что, живя в ней, на самом деле при

надлежит вырождающемуся духу (символом которого является

отношение к жизни ее отца). Осознавая, что ее вызывающее пове

дение по отношению к богам было попыткой Эго (как у ее отца)

владеть и править, она отдается их божественной милости и в кон

це концов становится способной любить.

В какой-то момент Оруаль решила, что ее цель - ≪укрепить

в себе ту жестокую и беспощадную силу, которую впервые ощу

тила в себе, выслушав приговор богов. Занятиями и трудами...

вытравить из себя женщину≫66. Вооружившись таким паттерном

66 С. S. Lewis, Till We Hane Faces, p. 184.

104 Глава 4

борьбы, дочь отвергает и презирает отца, а зачастую и всех осталь

ных мужчин за их слабость, полагая, что лишь она одна обладает

достаточной силой, чтобы сделать все необходимое. Однако иро-

м ия заключается в том, что женщины такого типа заимствуют

≪иринцип силы≫ из маскулинной модели и, следовательно, все

равно обесценивают фемининность. Довольно часто у таких жен

щин мертвая хватка, они придерживаются жесткого принципа -

сделать или умереть. Для женщины, проживающей такой паттерн,

жизнь превращается в серьезное испытание и нескончаемую чере

ду сражений, в которых нужно победить, а радостей в жизни не

бывает. Угрюмая и беспощадная, она рвется только вперед, не об

ращая внимания ни на чувства, ни на свою фемининную сущ

ность, скрытую тяжелыми доспехами. Она не стремится обладать

подлинной силой фемининного принятия, а считает ее проявлени

ем пассивной слабости. Возможно, именно такой паттерн форми

ровался у многих воинствующих женщин, когда они отстаивали

свое равенство с мужчинами и сводили на нет свою чувствитель

ность, уступчивость и слабость.

Примером отыгрывания такого паттерна может послужить

случай Бобби, которая пришла на анализ, оказавшись в ловушке

характерной роли борца. Она почувствовала, что становится че

ресчур жесткой и во многих случаях ведет себя как мужчина. Она

хотела быть открытой, готовой отвечать на чувства и строить от

ношения с мужчинами, однако ощущала себя замкнутой и зажа

той. Несмотря на то, что се отец часто проявлял душевную тепло

ту, он назвал дочерей мужскими именами. В отношении детей у

него были честолюбивые ожидания, связанные с дальнейшей про

фессиональной деятельностью, и она чувствовала, что ее воспиты

вают скорее как мальчика, чем девочку. Таким образом, хотя чес

толюбие и склонность к соперничеству сделало ее жестким бор

цом, она чувствовала, что такое отношение к жизни разрушило ее

брак и мешало ей развивать близкие отношения с мужчинами.

Кроме того, она очень жестко относилась к самой себе, будучи

крайне самокритичной.

В течение курса анализа женщина попутно занималась меди

тацией, гимнастикой тай-чи67 и разными видами искусств. Это

67 Тай-чи - древнекитайская практика, включающая в себя множество мед

ленных, плавных грациозных движений. Практикуемые в фитнес-клубах регу

лярные занятия этим видом гимнастики улучшают гибкость, координацию дви

жений, способствуют снятию стресса. - П ри ме ч. р ед

Амазонка в панцире 105

позволило ей раскрыться, и постепенно она стала себя ощущать

более контактной и спонтанной в отношениях с другими людь

ми. Затем в серии снов ей открылись позитивные женские пер

сонажи. В одном из них присутствовала пожилая мудрая женщи

на, которая писала книгу о фемининности. В другом была юная

девушка, которая свободно бегала по зеленому лугу. Затем ей

приснился сон, в котором она лежала распростертой, а другая

женщина поглаживала ее клитор. А рядом лежал безвольный

мужчина и не проявлял инициативы. Манипуляции женщины не

возбуждали ее, но вызывали беспокойство, что мужчину будет

раздражать запах влагалищной жидкости. Она сказала об этом

женщине, которая заверила ее, что мужчине понравится, как пах

нет фемининность.

Этот сон приснился ей в то время, когда она раскрылась, ста

ла более мягкой и естественной. Но еще осуждала себя за эти из

менения, за то, что хотела нравиться мужчинам, оставаясь пассив

ной, т.е. ≪куколкой-милашкой≫. По ее ощущению в этом сновиде

нии раскрывались три стороны ее личности. Инертный мужчина

символизировал прежнюю внутреннюю маскулинность, не прини

мавшую нежную часть фемининности; эта маскулинная часть ее

личности соответствовала отцовской проекции и отражала пред

ставления, характерные для патриархальной культуры. Другая

женщина у нее ассоциировалась с юной лесбиянкой - но не с во

ительницей, которая ненавидит мужчин, а с девушкой, которая

борется за свои права, причем основным, фемининным способом.

В этом сне она увидела себя и ≪куколкой-милашкой≫ - т.е. узна

ла свою Теневую сторону, ту, что хотела доставлять удовольствие

мужчинам и приспособиться к маскулинным ценностям. Реакци

ей на это в ее сне стало желание вступить в связь с другой жен

щиной, символизирующей ее фемининную самость, однако у нее

по-прежнему сохранялся прежний маскулинный паттерн ≪мачо≫,

связанный с характерным для него типом ≪куколки-милашки≫.

При этом более сильной фигурой теперь стала активная женщи

на, именно такой она начинала себя ощущать. Это был пример

женщины, которая взяла силу от королевы-воительницы, но не

использовала ее для создания панциря защитной структуры, а ин

тегрировала в нежную фемининную часть личности, дополнив ее

новыми качествами.

106 Глава 4

^ 5. О тч ая ни е а ма зо нк и вп ан ци ре Каковы же некоторые общие черты у разновидностей паттер

на ≪амазонки в панцире≫? Главная из них - это стремление к кон

тролю. Поскольку ≪амазонка≫ хочет видеть мужчин слабыми и

бессильными или негативно реагирует на их иррациональность в

применении силы, она захватывает власть. Все, что поддается кон

тролю, для нее становится безопасным и защищенным. Однако

такому контролю может сопутствовать сверхответственность, из

лишнее послушание и крайняя слабость. Потребность контроли

ровать часто вызвана боязнью всего иррационального, поэтому

насколько возможно это исключается из жизни. Но когда это про

исходит, женщина изгоняет из своей жизни всякую стихийность

и неожиданность - то, что, собственно, и делает жизнь яркой и

интересной. Часто женщины оказываются отчужденными от сфе

ры своих чувств и отношений, так как потребность все держать

под контролем не оставляет места никакой случайности. Домини

рование такой контролирующей установки приводит к тому, что

глубоко внутри у женщины теряется связь с корнями творчества

и духовности. В таком случае нечего удивляться, что ≪жешцине-

амазонке≫ жизнь часто кажется пустой и бессмысленной. И нет

ничего удивительного в том, что неуправляемые силы, которые

были вытеснены вглубь или подавлены, вдруг начинают проры

ваться и разрушают оковы существующей психической структу

ры, это часто случается во время депрессии, панических атак, а

также когда появляется ощущение, что невозможно справиться с

ситуацией.

В доминирующей позиции ≪амазонки≫ акцент ставится на

чрезмерном ограничении и чрезмерной необходимости. Согласно

Кьеркегору такая установка является формой отчаяния, которое

он назвал ≪отчаянием необходимости≫. Отчаяние такого типа воз

никает, когда целостная личность теряет свою полноту при столь

сильной идентификации с конечным и необходимым, гак что от

рицает любую возможность, включая неотъемлемую возможность

Самости. К чему же это ведет? Согласно Кьеркегору, если человек

видит себя только конечной сущностью, он становится

всего лишь шифром, еще одним человеческим существом, еще од

ним повторением... Узость здесь, где отчаиваются, - это недостаток

Амазонко в панцире 107

простоты, или же то, что человек обобран, у него выхолощена духов

ность.68

Кьеркегор приходит к заключению, что в данном случае у

человека существует тенденция стать ≪мирским≫, т.е. приобрести

такую мудрость в отношении устройства мира, чтобы к нему адап

тироваться. Хотя умение приспосабливаться к законам миропо

рядка позволяет человеку достигать успеха, вместе с тем оно пред

ставляет собой не что иное, как конвенциональное подражание

другим. Опасность состоит в том, что человек забывает о Самости

как о высшей силе, что он боится себе позволить проявлять непод

контрольную спонтанность, так как она может привести к потере

безопасности и стабильности. Подобно царю Мидасу, который,

чтобы себя полностью обезопасить, превращал в золото все, в том

числе и еду69, такая установка заставляет человека голодать, ли

шая себя насущной полноты жизни. Согласно Кьеркегору, чело

век, раздавленный отчаянием, настраивает себя против жизни.

Окончательно такая жизненная позиция представляет собой ≪от

чаяние, когда желают быть собой, или отчаяние-вызов≫70. Ибо че

ловек в глубине души с вызовом отказывается от возможностей,

лежащих за границами контроля Эго. Доведенная до крайности,

такая установка является демонической, ибо отвергает всякую

помощь высших сил, полагая, что сила находится только у него

внутри.

≪Амазонки в панцире≫ порой прикладывают напряженные и

отчаянные усилия, чтобы чего-то добиться; при таком поистине

сверхчеловеческом напряжении у них довольно часто случаются

срывы - как это происходило у героинь фильмов и литературных

произведений, которые мы только что обсуждали. В каждом слу

чае напряжение, поддерживающее силу Эго, падало и ему на сме

ну приходили слабость и беспомощность перед лицом неведомо

го. Йенни, Джульетту и Оруаль мучили галлюцинации; Эстер и

60 Kierkegaard, Sickness into Death, p. 166. (В рус. переводе: Кьеркегор C.

Болезнь к смерти / / Страх и трепет. М.: Республика, 1993.)

69 Согласно мифу бог Днонис выразил готовность отблагодарить царя Ми-

даса за благодеяния, оказанные им сатиру Силену - другу Диониса, и пообещал

ему исполнить любую просьбу. Жадный царь возжелал, чтобы все, к чему он

прикоснется, превращалось в золото. За то был жестоко наказан голодной смер

тью, так как и еда обращалась в холодный драгоценный металл, едва он до нее

дотрагивался. - П ри ме ч. р ед

70 Kierkegaard. Sickness into Death, p. 200.

108 Глава 4

Йенни преследовали суицидальные импульсы. Кардинальное ре




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.