Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дочери легкомысленных, не способных ни в чем себе отказать и не добившихся успеха отцов часто стараются компенсировать их неудачи, стремясь ради них стать успешными. 17 страница




жет быть столь насыщенным, что пролетит в один миг, тогда как

пять минут скучной лекции или какого-то бессмысленного вре

мяпровождения могут показаться бесконечностью. Он полагает,

что время напоминает вечно движущуюся спираль. Будущее по

стоянно идет навстречу нам, но оно приходит вместе с нашим про

шлым в каждый текущий момент настоящего. В каждый момент

времени мы сталкиваемся с таинственными новыми уровнями

своей жизни. Мы должны встречать неизвестное будущее, взяв из

прошлого все, что уже было сформировано прежде.

Циклическая модель процесса исцеления освободила меня от

ожиданий моего Эго, состоящих в том, что если я сделаю после

довательно шаги А, В, С,... и т.д., то навсегда решу все проблемы.

Идея спирали дала мне более мягкое и реалистичное представле

ние о самой себе и жизненном пути. Я также вспомнила о том, что

однажды находила в ≪И-Цзин≫ образ трансформации отцовско-

дочерней травмы. Гексаграмма, которая мне выпала, называлась

≪Гэ. Смена≫ (№49)122, у которой вторая черта изменяется и пе

реходит в Гексаграмму №18, ≪Исправление [порчи]≫123. Эта по

следняя гексаграмма говорит об изначальном искажении роди

тельского образа. Именно такую работу по исправлению порчи и

нужно было проделать.

Гексаграмма ≪Смена≫ в основном относится к смене времен

года. Смысл этого образа заключается в том, чтобы повесить на

стену календарь, и тогда последовательность времен года станет

122 И-Цзин. Древняя китайская Книга перемен / [Пер. Ю.К. Щуцкого]. -

М.: Эксмо-Пресс, 2001. - С. 365. - П ри ме ч. п ер

123 Там же, с. 149. - П ри ме ч. п ер

214 Глава 10

ясней. ≪Человек получает власть над этими изменениями в приро

де, замечая их регулярность и соответственно отмечая промежу

ток времени≫124, тем самым приспосабливаясь, как это необходи

мо, к каждому времени года. Следовать происходящей в природе

смене времен года - образ, взятый из Книги перемен, который дал

мне озарение в отношении трансформации отцовско-дочерней

травмы и поиска фемининной духовности.

Следуя природной смене времен года у себя внутри, мы дол

жны принять каждое из них со всеми его особенностями. Сейчас,

когда я пишу эти строки, стоит осень - и мы наслаждаемся пос

ледними яркими красками природной зрелости и уходящим теп

лом золотого бабьего лета. Но вместе с тем мы предчувствуем при

ближение холодов, смерти и границ, получаем намек на грядущее

новое погружение во тьму, которое будет предшествовать новому

радостному возрождению. Наступившая зима - время холода, по

гружения в себя, в долгую зимнюю спячку, время спокойного

ожидания, ведущего не к самой победе, но способного выдержать

и вытерпеть темноту. Иногда может ощущаться движение жизни,

но никто никогда не знает, сможет ли что-то родиться на свет зи

мой. В это время нужно поддерживать жизнь саму по себе, ничего

не ожидая. А затем приходит весна, из земли появляются на свет

первые ростки и на деревьях начинают лопаться и распускаться

почки. Казалось бы, этот сезон возможностей легче всего принять,

но вместе с тем мы знаем, что весной значительно повышается

уровень самоубийств. Если у человека неправильное отношение к

зиме, если он с ней боролся и по существу не осознал последова

тельности цикла возрождения и смерти или, возможно, он слиш

ком глубоко ушел в себя, забыв о смене времен года, тогда может

случиться так, что он, не в силах принять новое и испугавшись

изменений, будет погружаться в уныние и цепляться за старое.

Многие женщины годы своей жизни проводят, потакая депрессии

и отчаянию, забывая о новых возможностях, отказываясь вступать

в мир и отвергая весну. Весна - это пора пробуждения новых воз

можностей, и как только они появляются на свет, необходимо их

поливать и подкармливать. И вот, наконец, наступает лето - вре

мя созревания плодов и сбора урожая, мы радуемся успеху в осу

ществлении всех возможностей, отстаивая их, и стремимся сохра

нить семена для будущего года. На мой взгляд, самое главное и

,2i Wilhelm, tr., I Ching, p. 190.

Поиск фемининной духовности 215

самое сложное для женщины в современном мире - быть тем, кто

она есть на самом деле, принимая свет и тьму и наступление но

вых времен года. Травма тоже является частью наших пережива

ний. Поэтому мы должны научиться принимать жизнь вместе с

этой травмой и при этом искать новые возможности исцеления.

Эго требует активных усилий, настойчивости, чтобы добраться до

глубин своей души и выражать себя, слушать и говорить, исходя

из своего фемининного переживания.

Читая сказку ≪Отважная девушка≫, я была поражена тем, что

героине было необходимо носить мужскую одежду, чтобы достать

целебное снадобье, способное вылечить слепоту ее отца. Другие

женщины-героини, такие как, например, Жанна д’Арк, также чув

ствовали необходимость переодеваться в мужскую одежду, чтобы

достичь определенной цели. Сознательное ≪облачение≫ в муж

скую одежду отличается от ношения ≪панциря амазонки≫. Ибо,

если костюм для маскировки выбран сознательно, от него столь

же сознательно избавляются. Иногда женщине просто необходи

мо надеть мужскую одежду, чтобы себя снасти, если она хочет

вступить в мир и утвердить фемининные ценности. Мне вспоми

нается Розалинда, героиня комедии Шекспира ≪Как вам это по

нравится≫. Ей пришлось маскироваться, чтобы спасти свою жизнь

от злых козней Фредерика, который изгнал ее отца-герцога. И она

решила остаться, переодевшись в мужское платье, чтобы испытать

любовь Орландо вместо того, чтобы пытаться его соблазнить, став

мишеныо для его фемининных проекций. Если женщина скрыва

ется под личиной мужчины, она может увидеть, как ее потенци

альный возлюбленный ведет себя по отношению к ней как к дру

гу. Она также может увидеть, как ее работа рассматривается с точ

ки зрения культуры в отсутствие коллективных проекций, кото

рые всегда были на нее направлены. Как говорит Розалинда, соби

раясь надеть мужское платье:

Увы1 Но как нам, девушкам, опасно

Одним пускаться в путь! Ведь красота

Сильней, чем золото, влечет воров.

....Не лучше ль

Вот что: я ростом очень высока -

В мужское платье я переоденусь!

Привешу сбоку я короткий меч,

216 Глава 10

Рогатину возьму: тогда пусть в сердце

Какой угодно женский страх таится -

Мы примем вид воинственный и гордый,

Как многие трусливые мужчины,

Что робость прикрывают смелым видом.125

Хотя я считаю это необходимым шагом в освобождении жен

щины, по моим ощущениям, сейчас наступило время, когда жен

щины могут носить и свое собственное платье и говорить, не стес

няясь своей фемининной мудрости и силы. Так что же такое фе

мининность? Я не думаю, что мы сможем найти точное определе

ние. Но мы можем ее чувствовать и из своих ощущений попытать

ся выразить ее в символах и образах и в тех формах искусства, че

рез которые мы можем проникнуть в таинство этого ощущения и

при этом каким-то образом придать ему какую бы то ни было фор

му. Недавно одна женщина мне сказала, что она впервые жизни

ощутила, что такое фемининность. Но она не могла выразить это

словами. У нее еще не родились никакие слова и никакие образы.

Но она по-прежнему не отвергала ценность, интенсивность и осоз

нание этого ощущения. Сложность, с которой сталкиваются сегод

ня женщины, - это не только быть открытой ощущению феминин

ности, но и попытаться по-своему его выразить.

Недавно я попросила слушателей моего курса описать их об

разное представление и ощущение фемининной духовности. Те же

учащиеся ранее записывали свои фантазии о хорошем отце. Им

это было не сложно, и их описания положительного отца были

поразительно похожи. Но когда пришло время описать феминин

ную духовность, они впервые столкнулись с трудностями. Описа

ния были совершенно разными. Общее заключалось в том, что ни

одна из этих женщин не почувствовала, что может использовать в

качестве модели свою мать. Им пришлось обратиться к себе и по

пытаться прислушаться к своему собственному ощущению.

Женщины начинают осознавать, что ≪фемининность≫ ранее

определили мужчины - через свои осознанные ожидания, что

женщина может или не может делать, а также через бессознатель

ные проекции на женщин. Это привело к искаженному взгляду не

125 As You Like It, act 1, sc. 3. (В рус. переводе: Шекспир У. Как вам это по

нравится / / Шекспир У. Как вам это понравится. Двенадцатая ночь. Конец -

делу венец / Ilep. Т.Л. Щепкиной-Куперник. - М.: ACT, 2001.)

Поиск фемининной духовности 217

только на женщин, но и на внутреннюю фемининность мужчин.

Сначала женщинам нужно осознать эти определения и проек

ции и сказать, какие из них имеют к ним отношение, а какие нет.

В этом им могли бы помочь мужчины. Ибо если они чувствитель

ны к фемининности и достаточно чутки, то их взгляд на феминин

ность был бы удачным дополнением к тому, как понимают ее жен

щины. Райнер Мария Рильке был очень чувствительным к феми

нинной сфере и больше века тому назад заметил в фемининной

духовности множество особых, характерных черт. Но в конечном

счете женщины должны рассказывать свои истории, делиться соб

ственным опытом, не бояться выражать чувства, при этом осозна

вая их универсальность.

Если женщины будут ощущать себя уверенно и ценить то,

что считают важным в жизни, то тем самым они будут также спо

собствовать исцелению маскулинности. Внутренняя маскулин

ность женщин, маскулинность самих мужчин и маскулинность,

присущая культуре, также глубоко травмирована из-за ее иска

женного отношения к фемининности. Рассмотрим следующий сон

женщины, у которой были нарушены отношения с отцом.

Я вижу себя сиделкой в больнице. Больной - привлекательный

мужчина - лежит в кровати. У него нет левой руки. Но его отсут

ствующая рука вызывает ощущение не уродства или неполноцен

ности, а какой-то магии. По его указанию я приставляю ему руку.

Единственное чувство, которое я испытываю, - это любовь. Я про

снулась, ощущая, что все исполнилось.

Сновидение показывает этой женщине, что она обладает си

лой, способной исцелить ее внутреннюю маскулинность. У нее

была травма из-за нарушенных отношений с отцом, что наклады

вало отпечаток на ее отношение к маскулинности, но несмотря на

это она обладала внутренней силой, способной исцелить эту трав

му. В этом случае исцеление происходит благодаря соединению ее

собственных усилий с усилиями мужчины.

Другой сон, который приснился мужчине, показывает, что

сила фемининности способна исцелить травмированную маску

линность у любого отдельно взятого мужчины и всю западную

культуру в целом. Сновидцем был эмоционально теплый мужчи

на, находившийся в контакте со своими чувствами, который при

давал очень высокую ценность и женской, и своей внутренней фе-

218 Глава 10

мининности. В сновидении раскрывается травма маскулинности,

существующая на архетипическом уровне, а также ее воздействие

на нашу культуру.

Я направляюсь к дому незнакомой мне женщины-брюнетки. Я ис

пытываю к этой женщине похотливое влечение, и у меня в голове

только секс. Как только она открыла дверь, я сразу понял, что она

совершенно необычный человек и что мне нужно много чему у нее

научиться. Но я все равно спросил у нее, не возражает ли она про

тив того, чтобы заняться любовью. Она посмотрела на меня, словно

хотела сказать: ≪Хорошо, если ты только это умеешь≫. Затем кар

тина изменилась, и я оказался на похоронах президента Кеннеди.

Его тело в гробу было расчленено, так что руки и ноги лежали от

дельно. Неожиданно эта темноволосая женщина выступила вперед

и, соединив вместе все части его тела, исцелила его.

В этом сновидении раскрывается тайна маскулинности.

Здесь присутствует исцеляющая сила фемининности, которую

символизирует неизвестная темноволосая женщина, но сначала

сновидец ее не признает и относится к ней с позиций прежнего

маскулинного отношения к женщине, то есть возможности сексу

ального обладания ею. Но при этом он в глубине души понимает,

что женщина обладает чем-то большим, чем то, что может ему

предложить. Освобождающая энергия фемининного исцеления

драматически проявляется в конце сна, когда неизвестная женщи

на собирает воедино все части расчлененного тела президента, тра

диционно воплощающего верховную власть в стране.

Сновидец получает напоминание, что ему следует признать

силу фемининного исцеления, существующую в античной мифо

логии. Согласно древнеегипетскому мифу богиня Исида, царица

Египта, нашла части расчлененного тела своего мужа, царя Оси

риса, и, сложив их вместе, оживила и исцелила его. Отсутствова

ла лишь одна часть его тела - его фаллос. Но Исида изготовила

Осирису из дерева новый фаллос. Здесь я вижу аналогию со сказ

кой ≪Девушка-безручка≫. У нее были отрублены руки, и мужчи

на сделал ей искусственные серебряные руки, а благодаря тому,

что она сумела принять скорбь, у нее снова выросли ее собствен

ные руки. Точно так же в египетском мифе творческой силе Оси

риса для восстановления потребовалась помощь женщины.

В нашу эпоху технократии, с ее сосредоточенностью на материальПоиск

фемининной духовности 219

ных достижениях и власти, создается представление о том, что

творческий фаллос исчез, и мужчины, одержимые собственничес

кими устремлениями, принесли в жертву дьяволу своих внутрен

них дочерей. Зачастую они боятся признать свои травмы и теря

ют способность плакать. Фемининная духовность способна муже

ственно противостоять травме и, воспользовавшись силой ярости

и слез, исцелить ее. Она признает силу природного цикла, сезон

ных изменений роста и развития и земной способности женщины

принимать в себя и взращивать новые семена творчества.

С од ер жа ни е

7...... В ыр аж ен иеб ла го да рн ос ти?...... П ре ди сл ов ие Д оч ер ня я т ра вм а

19....Ч ас ть1. Т ра вм а

2 1.... Г ла ва1. Э мо ци он ал ьн аят ра вм а д оч ер и,

п ри су ща я е е о тн ош ен ия м со тц ом 44.... Г ла ва2. Ж ер тв оп ри но ше ни е д оч ер и

5 8.... Г ла ва3. В еч на я д ев уш ка 8 5 Г ла ва4. А ма зо нк а вп ан ци ре 114 Г ла ва5. В ну тр ен ни й м уж чи на 151..Ч ас ть2. Б ол ь

155...Г ла ва6. Я ро ст ь

171...Г ла ва7. С ле зы 181..Ч ас ть3. И сц ел ен ие 183...Г ла ва8. Г ра ниф ем ин ин но ст и

190...Г ла ва9. В ну тр ен не е п ро ще ни е ио св об ож де ни е о тц а

211...Г ла ва10. П ои скф ем ин ин но й д ух ов но ст и

__




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.