Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема сознания в философии




Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные процессы, имеющие высший источник. И та и другая концепция описывает реальные процессы. Диалектика делает акцент на изменчивой стороне предметов, метафизика описывает их устойчивые характеристики.

Итак, в философии существуют две основные концепции развития — диалектика и метафизика. Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, в котором все взаимосвязано и источником развития являются внутренние противоречия. Развитие происходит путем накопления количественных изменений, которые приводят к качественным, к изменению формы, к образованию новых противоречий.

Вопросы для повторения:

  1. 1.Человеку присуща естественная убежденность в том, что мир существует. Не вызывает сомнения и бытие того, с чем человек сталкивается в своей жизни.
    Неужели в этом можно сомневаться? Что же тогда есть, если бытия нет?
  2. Как демонстрирует язык нашу убежденность в существовании всего существующего?
  3. Если небытие существует, то что оно собой представляет и как оно связано с бытием?
  4. Какая проблема была решена в философии, когда появилось представление о субстанции? Что нельзя было объяснить без представления о существовании субстанции?
  5. Что можно сказать о самой субстанции? Из чего она состоит, к чему относится?
  6. В Средневековье появилось представление о существовании двух противоположных субстанций — телесной и духовной.
    Чем это было вызвано?
  7. Появление представлений о двух субстанциях привело к возникновению очень серьезной проблемы. Какой именно?
  8. Как решал проблему взаимотношения двух субстанций Р.Декарт? Как называется его подход в философии?
  9. Что как-то прямо или косвенно подтверждает дуализм Р.Декарта и что противоречит ему?
  10. Как отнеслись к дуализму Р. Декарта другие философы?
  11. Но как возможен монизм, если все разделяют точку зрения о различии явлений сознания и материальных вещей? Какие тут могут быть варианты ответа?
  12. Какие проблемы появляются у монистов?
  13. Как объясняет существование материальных вещей субъективный идеализм?
  14. Как объясняет существование материальных вещей объективный идеализм?
  15. Как объясняет существование явлений сознания материализм?
  16. Что такое вещи в материализме?
  17. Что представляют собой в материализме изменения вещей, их возникновение и исчезновение?
  18. Скала стоит, дерево растет, животное питается, человек производит. А каким способом существует материя, по мнению материалистов?
  19. Что общего, с точки зрения материализма, между всеми материальными вещами? (Например, между водой, огнем и лучом света.)
  20. Чем отличается представление о материи в диалектическом материализме от представлений материалистов прошлого?
  21. Как объясняется многообразие вещей в марксистской философии?
  22. Принципы, по которым Ф. Энгельсом строилась классификация форм движения материи, следующие:

- каждому виду материи должна соответствовать своя форма движения;

- высшая форма движения включает в себя низшие, но не сводится к ним.
Соблюдены ли Ф.Энгельсом эти принципы в данной им классификации?

  1. В диалектическом материализме высшая форма движения включает в себя низшие, но не сводится к ним. Не нарушают ли этот принцип создатели «искусственного интеллекта»?
  2. Г. Спенсер сравнивал общество с организмом человека. Как относится к такому подходу диалектический материализм?
  3. Распространенное понимание пространства и времени называется ньютоновским. Ньютон понимал пространство и время как мировую пустоту и мировую длительность. Августин Блаженный показал, что при таком понимании времени получается противоречие. С одной стороны есть прошедшее, настоящее и будущее, но, с другой стороны, их нет. Почему?
  4. Каким образом решали проблему пространства и времени Кант, Аристотель, Лейбниц, диалектический материализм?
  5. Диалектический материализм считает, что пространство и время — это свойства самой материи, они — формы ее существования. Но материя в диалектическом материализме неоднородна, значит должно быть особое пространство и время в неживой природе, у живых существ и в обществе. Получается, что человек живет в трех временах: социальном, биологическом и физическом.
    Как это можно понимать?
  6. Существует ли единая научная картина мира, которая не только раскрывает устройство мира, но и объясняет механизм детерминации его частей, в том числе пространство и время?
  7. Идея существования субстанции позволила объяснить возникновение и исчезновение вещей, но появились новые проблемы. Какие?
  8. Каким образом можно отрицать очевидное изменение и развитие мира?
  9. Что считали древнегреческие философы источником движения и развития, которые понимались как круговорот?
  10. В истории философии существовала тенденция, которая либо отрицала движение, либо признавала его, но отрицала развитие, либо признавала развитие, но как повторение прошлого получила в марксизме особое название. Какое?
  11. Что подтверждало, что мир вечно развивается, что он всегда другой? Как называлось такое представление?
  12. Что считает источником развития диалектика?
  13. Каково происхождение терминов «диалектика» и «метафизика»?
  14. Диалектика и метафизика по-разному объясняют развитие и движение. Одинаково ли решают остальные вопросы? Как, например, решается вопрос о связях?
  15. Как бы объяснили диалектика и метафизика причину поломки дерева после урагана?
  16. Прокурор и адвокат во время процесса. Кто из них рассуждает как диалектик, а кто как метафизик?
  17. Деталь, зажатая в патрон токарного станка, вращается, но резец еще не подведен. Изменяется ли деталь при каждом обороте? Какой ответ напрашивается? К какой концепции он относится? Будет ли верной противоположная?
  18. Кто же правильно объясняет развитие: диалектик или метафизик?
  19. Команда волейболистов проигрывает другой. Как объяснит член команды свой проигрыш, если он будет рассуждать как диалектик, и как он объяснит, если будет рассуждать как метафизик?
  20. Бильярдный шар стоит у лузы. После удара другим шаром он падает в лузу. Как объяснить его падение в лузу метафизически и диалектически?
  21. Чем отличается развитие от движения? Какие тут могут быть варианты?
  22. Чем отличаются понятия диалектики от научных или обыденных понятий?
  23. Установленные связи между категориями называются законами диалектики. Почему?
  24. Все законы и категории диалектики выражают ее принципы:
    а) всеобщей связи,
    б) детерминизма,
    в) развития.
    Какие это законы и категории?
  25. Существуют ли категории и законы метафизики?
  26. Есть ли в море рыба? Как должен ответить на этот вопрос диалектик, метафизик? Кто в истории философии отвечал на подобный вопрос метафизически?
  27. Какие понятия, равнозначные понятиям «общее» и «единичное», используются в обыденном языке?
  28. Сущность и явление. Что это такое? Приведите примеры.
  29. Как решает проблему взаимосвязи сущности и явления агностицизм?
  30. По диалектике мы не можем непосредственно познавать сущность. Почему?
  31. Можно ли считать случайным действие механического устройства?
  32. Демокрит считал, что случайность не существует, все необходимо. Спиноза утверждает, что случайным называют что-то из-за несовершенства знания. Как называется их подход?
  33. Чем отличается понимание закона в диалектике от юридического?
  34. Если в диалектике все взаимосвязано, то каждое событие есть результат взаимодействия бесчисленного количества связей. Все ли связи имеют одинаковое значение для события?
  35. Что такое формализм с точки зрения диалектики?
  36. Когда формализм необходим?
  37. Чем отличается возможность от действительности?
  38. Что в развитии описывает закон перехода количественных изменений в качественные? На какой вопрос он отвечает?
  39. Что происходит с формой, содержанием, возможностями в момент изменения качества?
  40. В каких целях был использован закон перехода количественных изменений в качественные в марксистском учении об обществе?
  41. Какая пословица выражает закон перехода количественных изменений в качественные?
  42. Что в развитии описывает закон единства и борьбы противоположностей? На какой вопрос он отвечает?
  43. В каких целях был использован закон единства и борьбы противоположностей в марксистском учении об обществе?
  44. Что в развитии описывает закон отрицания отрицания? На какой вопрос он отвечает?
  45. Каким образом закон отрицания отрицания объясняет преемственность в развитии?
  46. Если отрицание отрицания возвращает к предыдущему качеству, к уже пройденной стадии, восстановливает то, что отрицалось ранее, то как же происходит развитие, как получается нечто новое?
  47. В каких целях был использован закон отрицания отрицания в марксистском учении об обществе?
  48. Диалектика и метафизика представляют собой две философские концепции развития. Изучает ли наука развитие?

 

 

Глава 2. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ

Признание в материализме материи в качестве субстанции сразу же ставит проблему объяснения сознания, его происхождения и сущности. Если в мире ничего нет, кроме движущейся материи, то что же такое сознание? Оно же существует. Для древнегреческих материалистов душа — это либо воздух, либо огонь, либо движение тончайших атомов.

Но в дальнейшем было осознано качественное отличие явлений сознания от материальных вещей. Это отличие состоит в невещественности, идеальности сознания. В образах, ощущениях, возникающих в нашем сознании, нет ни грамма вещества. Синее, сладкое и т.д. в природе как таковые не существуют, они идеальны. Идеальны и те образы, которые мы имеем при восприятии предметов. Идеальны картины нашего воображения. Идеальны и общие понятия (добро, справедливость и т.д.)

Поэтому под идеальным одни понимают субъективный образ (существующий только в голове данного субъекта) объективного мира (красное, соленое), другие — объективную (существующую независимо от данного субъекта), но нематериальную реальность (стоимость, справедливость).

Как же решается проблема сознания?

Уже в древности существовало представление о самостоятельном существовании души. Например, у Платона душа живет то в мире идей, то вселяется в тело. В христианстве разум человека — искра божьего разума, дарованная при рождении, после смерти она покидает тело. Душа бессмертна. У Декарта материя и сознание сосуществуют независимо друг от друга.

Для субъективного идеализма, кроме явлений сознания, ничего не существует, сознание является субстанцией.

Для материализма сознание есть свойство материи. Объяснить это свойство — одна из главных проблем для материализма.

Данная проблема существует и в естествознании. Это психофизиологическая проблема — как связано мышление с нейродинамическими процессами головного мозга и психофизическая проблема — как связаны психика и материальные процессы в веществе мозга.

Материализм решает данную проблему на основе теории отражения. Сознание считается свойством материи — свойством отражения. Этим свойством материя обладает на всех уровнях. Отражение — это свойство взаимодействующих тел воспроизводить в своей внутренней структуре особенности друг друга.

Это свойство в неживой природе слабо выражено, например, железо изменяет внутреннюю структуру под воздействием магнита и т.п. У растений — это уже раздражимость, у животных — это чувствительность и далее сложная психика у позвоночных, особенно обезьян.

Качественно иная психика у человека. Психика животных предназначена для приспособления к среде, у человека — для ее преобразования. Отсюда проблема происхождения этой качественно новой психики — сознания.

Вопрос об отношении сознания и материи в диалектическом материализме считается основным вопросом философии. Впервые о наличии основного вопроса философии было сказано Ф.Энгельсом. Он его впервые и сформулировал: что первично: материя или сознание? Он утверждал, что это великий, основной вопрос, на который любой философ вынужден отвечать, прежде чем решать какие-то другие философские проблемы. Отсюда пошло и деление философов на материалистов и идеалистов, монистов и дуалистов. У материалистов материя первична, сознание вторично, а у идеалистов наоборот. У монистов в основе мира лежит одно первоначало: материя или сознание, у дуалистов оба начала существуют независимо друг от друга. Ф. Энгельс также утверждал, что основной вопрос философии имеет вторую сторону — это вопрос о познаваемости мира. Наряду с теми, кто признавал возможность безграничного познания мира, существовали и те философы, которые отрицали такую возможность или ограничивали ее. Они получили название агностиков. Такое понимание основного вопроса философии и деления философских учений, исходя из решения в них основного вопроса философии, закрепилось в марксизме.

В западной философии этот вопрос не считался основным. В качестве основного в разное время признавались другие вопросы. Например, в неопозитивизме основным вопросом и основной задачей философии является логический и лингвистический анализ текста. Экзистенциализм главным считает постижение существования человека и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.