Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эстетические аспекты культуры 3 страница




2.Истолкуйте рассуждение Кьеркегора: «Грех – это противоречие, а противоречие всегда комично, либо трагично… Комическое и трагическое… у них есть либо призрак, над которым смеются, либо призрак, над которым плачут».

3.Прокомментируйте мысль Вейнингера: «Трагедия показывает то, что навеки остается невозможным; комедия и трагедия, каждая по своему, отрицают эмпирию, хотя они обе противоположны друг другу».

 

? D Важнейшей и интереснейшей проблемой философии эстетики является проблема смеха. Смех – весьма загадочная вещь. Откуда он? Что он есть? Что это: дар Бога или, напротив, дьявольское изобретение? В смехе, зачастую, сходятся противоположности. Смех, подобно огню, может и убивать, уничтожать, и – возвышать, преодолевать страдания, безнадежность существования. Смех может и понижать человека, опошлять его и весь мир; но смех может и преображать, и давать надежду, волю к жизни. Смех может ассоциироваться с очищением (катарсисом) души, чем-то светлым; а может и с чем-то кошмарным, ужасным, например – в виде неизлечимого непреходящего приступа.

Подумайте над следующими проблемами и нюансами, связанными со смехом:

1.Как вы полагаете, отчего у человека, этого «смеющегося животного», единственного существа, которое умеет смеяться, возникает смех? Попытайтесь сами дать определение смеху?

2.Как вы полагаете, какую роль в различных культах играл ритуальный смех?

3.Произведите своё наблюдение над людьми, исходя из очень интересной мысли Достоевского о том, что душа человека такова, каков его смех?

5.Как вы понимаете мысль Розанова о том, что «смех не может ничего убить; смех может только придавить»?

6.Подумайте над тезисом Бергсона о том, что причина смеха (комического эффекта) кроется в представлении живого, органического как механического, например, действия человеческого тела, души, становятся смешны, когда представляются как механические, «когда личность производит впечатление вещи».

7.Как вы понимаете мысль Бергсона о смехе как «анестезии чувства, сострадания»?

8.Как вы понимаете тезис Одоевского о том, что смех есть отрицательная сторона мысли?

9.Оцениваете ли вы людей в соответствии с известным афоризмом о том, что о человеке можно судить по тому, над чем он смеется?

10.Как вы можете истолковать определение юмора Жан Полем как «возвышенного наизнанку»?

11.Раскройте следующую мысль Гёте: «Ни в чём не проявляется так характер людей, как в том, что они находят смешным».

12.Раскройте суть мысли Ницше о том, что человек – это единственное живое существо, страдающее столь глубоко, что было вынуждено изобрести смех.

13. Раскройте еще одну мысль Ницше (Заратустры, героя произведения Ницше): «Смех признал я священным! О, высшие люди, научитесь же у меня – смеяться!»

 

W Мысли о смехе различных философов:

«Комичное возникает в результате жизненного столкновения противоположностей, а смех есть радость осознания этого столкновения». (Д. Галковский)

«Смех не форма овладения вещами, а способ обживания мира. Смех – это исполнение полноты мира, знак, означающий наполненность полного». (Ф.И. Гиренок)

«Смех – это аффект, возникающий из внезапного превращения напряженного ожидания в ничто». (И. Кант)

«Можно только испугаться того, с каким мрачным глубокомыслием открывали в старину англичане двусмысленность в основе смеха. Вот что говорит, например, д-р Гартли: «Смех при появлении у детей есть начинающийся плач, вызванный болью, или сразу подавленное и повторяющееся через короткие промежутки выражение чувства боли». Что ж, если всё на свете было одни недоразумением, если бы смех был, в сущности, плачем!» (С. Кьеркегор)

«Смеясь над смешным… сочетая удовольствие с завистью, мы смешиваем наслаждение со страданием… зависть есть страдание души, смех же – наслаждение… в трагедиях и комедиях, – не только разыгрывающихся на сцене, но и во всей вообще трагедии и комедии жизни, – страдание и наслаждение смешаны друг с другом». (Платон)

«Смех – великий примиритель, когда он не зол». (В.В. Розанов)

«Смех есть чистое удовольствие и если он не чрезмерен, сам по себе он хорош». (Б. Спиноза)

«Только его (человека) сотрясает прекрасное безумие смеха, словно в очертаниях вещей он увидел отблеск тайны, неизвестной самому миру… только он знает тайну стыда – потребность скрывать основные и естественные отправления тела, словно догадывается о присутствии высшего, чем он сам». (Г. Честертон)

«Смех возникает от неожиданного осознания несовпадения между известным понятием и реальным объектом, который в каком-либо отношении мыслится в этом понятии, и представляет собой лишь выражение этого несовпадения». (А. Шопенгауэр)

 

D Существуют две основные фигуры, два своеобразных полюса комического: юмор (англ. humour – настроение) и ирония (греч. ειρωνεια – притворство). Юмор говорит о серьезных вещах, т.е. о тех вещах, которые люди полагают серьезными, откровенно над ними смеясь, скрывая серьезное за шуткой; ирония же, напротив, говорит о тех вещах, которые полагаются людьми как серьезные, вроде бы серьезно, но, по сути, в глубине – смеясь над ними, обращая их, по выражению Кьеркегора, в ничто.

Соотношение иронии и юмора, в самом простейшем виде, можно представить следующим образом:

 

Таблица 2.

Аспект Ирония Юмор
Принцип объективности/субъективности «Абсолютная субъективность» (Кьеркегор) Субъективная апелляция к объективности
«Философское измерение» Глубина ничто под пленкой поверхности (видимости) Поверхность (сведение к поверхности)
Уровень человеческого восприятия Более интеллект Чувства
Способ удовольствия Более мазохистский Садистский
Отношение к действительности «Ирония есть бесконечная абсолютная отрицательность» (Кьеркегор) Утверждение «реальности»
Аполлонизм/дионисийство Более аполлонизм Более дионисийство
Характеризующее высказывание «Ирония всерьез воспринимает ничто, ибо она ничего не воспринимает всерьез» (Кьеркегор) «Юмор есть талант произвольно приходить в хорошее расположение духа» (Кант)

 

? Раскройте следующие мысли об иронии и юморе различных авторов:

1.«Ирония… когда я нечто говорю и всё же ничего не говорю». (С. Кьеркегор)

2.«Ирония есть субъективность, знающая себя как наивысшее». (Ф. Шлегель)

3.«Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, на другой день понимали, что они не понимали, что они сделали… в этом состоит ирония истории». (Ф. Энгельс)

4.«Самой существенной чертой юмора является преувеличенное подчеркивание эмпирического, которое таким образом яснее выставляет всю незначительность последнего. Строго говоря, всё, что реализовано, смешно… Только юморист понимает смысл всего мелкого и чувствует влечение к нему». (О. Вейнингер)

 

? Сравните улыбки Чеширского кота и Джоконды. Что они, по вашему, могут символизировать? Что между ними, этими улыбками, может быть общего? Чего в них больше: иронии или юмора?

 

D Человек – существо избыточное; его энергетический потенциал, по сравнению с другими живыми существами, относительно его потребностей и инстинктов, избыточен; и именно благодаря этой энергетической избыточности, человек создаёт культуру, доопределяется, имеет возможность восполнить зазор своей недоопределенности: доопределяется. Создаёт, в числе прочего, искусство. Искусство – производное того же избытка. Человека переполняют чувства, образы, ему просто необходимо их как-то объективировать, реализовать, – вот человек и творит разного рода произведения искусства; и, в то же время, и потребляет это самое искусство – как прекрасный источник новых острых ощущений, удовлетворяет свою вечно неудовлетворенную чувственность.

Что позволяет человеку подобным образом творить? Что даёт ему эту возможность и толкает на художественное творчество?

Первое – это наличие свободного времени. Для художественного творчества человеку необходимо свободное время; без свободного времени – у него, разумеется, не будет никакой возможности творчества. Однако это свободное время должно этим человеком с жадностью использоваться именно для творчества; а ежели у человека нет никакой творческой потенции, то и свободное время для него, напротив, оказывается обузой и докукой, – наваливается скука (см. о феномене скуки ниже), как очевидный симптом творческой импотенции и потери личного жизнесмысла.

Второе – это получение специфического, эстетического удовольствия. Не секрет, что создание произведения искусства сопряжено с особыми «творческими муками», оборотной стороной которых является это самое высшее удовольствие от творчества, знакомое великим творцам. Человек, создавая то или иное художественное произведение, стремится получать, вновь и вновь, это высшее эстетическое наслаждение. И в то же время: произведения искусства порождают аналогичное удовольствие и у потребителей данного произведения: у зрителей, читателей. Человек, созерцая художественное произведение, читая книгу, смотря спектакль, сопереживая героям, включаясь в происходящие по сюжету события, остро всё это переживает сам, внутри, и, может статься, настолько сильно вчувствуется в происходящие, что переживёт то, что Аристотель называл катарсисом (греч. kaqarsiV - очищение), т.е. очищением души: человек плачёт, откровенно смеётся, преображается. Искусство, в этом смысле, может даже действовать как своего рода наркотик: человеку вновь и вновь жаждется пережить острые, неведомые ощущения; искусство удовлетворяет чувственный голод человека.

Третье – условно можно назвать удовлетворением игры воображения. Человека переполняют образы, фантазии. Историк культуры Л. Мамфорд в своё время высказал интересную, в этом смысле, идею о том, что именно вот этот избыток воображения человека и заставил последнего создавать разного рода системы табу, создавать произведения искусства, служащие, кстати, тому же самому: заклятию этого мучающего человека, условно говоря, внутреннего, переполненного образами, мира. Не внешний мир прежде всего мучает и страшит человека, а его собственный, такой непонятный и томительный, внутренний. Вот человек и создаёт то, что позволяет ему заклясть и удовлетворить собственный гейзер воображения, игры воображения: искусство.

Четвертое – это познание. Искусство служит человеческому познанию. Человек, создавая произведения искусства, так или иначе познаёт окружающий его мир, познаёт других людей, пытается их понять, понять их поступки, понять самого себя, наконец. Искусство – прекрасный путь познания человеком самого себя. Человек, творя, так или иначе вживается в своих героев, внутренне подражает им (мимесис), и, тем самым, познаёт изнутри. То же касается и потребителя произведения искусства: читая книгу, созерцая театральную постановку, человек пытается, так или иначе, понять мотивы поступков людей, понять то, что ими движет, обретает возможность посмотреть на себя со стороны, задуматься о собственных поступках, о собственной жизни. И этому тоже служит искусство: познанию. Человек существо стремящееся к познанию, очень любознательное существо.

Пятое – искусство как сфера, куда человек может убежать от давящей его действительности. Человек, так или иначе неудовлетворенный жизнью, так или иначе подавленный обществом, стремится найти замечательную отдушину, и находит ее: в искусстве. Человек, замученный повседневностью, ее чувственно-эмоциональной, интеллектуальной бедностью и убожеством, бежит в этот прекрасный мир, который он сам, как творец, создаёт, в мир, в котором есть и настоящая любовь, и высшие чувства, и в котором все проблемы, даже самые жуткие и неприятные, благополучно разрешаются. То же касается и потребителей художественного произведения: люди, созерцая каким-либо образом художественное произведение, погружаются в этот новый, пусть и иллюзорный, мир, но мир, который для них оказывается много более реальным и настоящим, нежели серый будничный; тот иллюзорный мир оказывается много более красивым и даже чувственно окрашенным. Замечательная вещь искусство, создающая такую отдушину для извечно несчастного человека! Проблема только, всё-таки, наверное, в том, чтобы полностью не перепутать миры.

Шестое – это самовыражение человека. Человек всегда так или иначе, мучимый некими своими внутренними проблемами, стремится к самовыражению. Человек так или иначе хочет сказать своё слово обществу, хочет выразить свои наболевшие чувства, эмоции, мысли. И, вот, хорошим способом подобного самовыражения является создание произведения искусства. Человек заявляет о себе, о своих мыслях и переживаниях, желая найти отклик в других людях: сочувствие, понимание; или, напротив: выразить свой протест, несогласие; однако и здесь, ведь, протестуя против чего-то, высмеивая что-то, человек хочет найти единомышленников, близких себе людей, преодолеть своё одиночество.

Седьмое – самореализация человека. Человека переполняет его энергия, его творчество, он бурлит своими потенциями (возможностями), – и искусство как раз и является той сферой и возможностью, в чём подобное бурление может найти свою реализацию. Если самовыражение есть более внешний момент, момент внешнего производства впечатления на общество, на других людей, то самореализация есть уже и момент действительный, внутренний; человек получает удовлетворение не только от самого процесса творчества, но и от того, что его творческая объективация (произведение искусства) как-то утвердилась в обществе, утвердила его самого.

Восьмое – самоутверждение. Если самореализация была актом действительного творческого самосозидания человека в обществе, а самовыражение актом произведения, скорее, внешнего эффекта на это самое общество, посредством своего художественного творчества, то самоутверждение есть уже более удовлетворение какой-то своей внутренней неудовлетворенности не столько сугубо творчески, творчески преодолевая ее, сколько компенсируя эту свою неудовлетворенность (неполноценность) не столько лично-творчески, сколько уже социально. В самоутверждении, посредством искусства, зачастую скрывается некий недостаток именно творчества; и, тогда, создание художественного произведения обращается уже, более, в проекцию своего стремления к власти над другими людьми, компенсируя именно собственную творческую недостаточность.

Как предельную, в этом смысле, в рамках философии искусства, модель самоутверждения можно представить искусство как осуществление «воли к власти». Стремление к власти, т.е. к активной проекции своего внутреннего хаоса на Других, всегда зиждется на некоторой неполноценности, некотором рессентименте; и в этом смысле, можно говорить об искусстве как удовлетворении определенной собственной неполноценности.

 

D Что касается античной культуры, в частности, то своеобразным аналогом нашего понятия искусства там выступало понятие техне (греч. tecnh), сиречь – мастерство в каком-либо деле, т.е. «искусство», но со своеобразным оттенком: а) понятие техне есть понятие более широкое и не ограничивается, как то случается зачастую с нашим «искусством», сугубо сферой художественного творчества, а относится ко всякой сфере человеческой деятельности, где можно достичь определенной степени мастерства, совершенства, виртуозности, и б) тогда техне действительно становится аналогом нашего, иногда употребляемого, понятия «искусства» как достижения определенных высот в обращении с предметом деятельности.

Так же и мы отнюдь не склонны трактовать искусство сугубо узко, как только художественное искусство, но как искусство, мастерство во всякой деятельности, которой человек касается; т.е. там, где рутинное, «механическое», действие, тривиальная, неэстетическая работа обретает свободные цвета, где блестит изящество и виртуозность – там сияет искусство, техне, т.е. культура: будь то в любом ремесле, в отношениях между людьми, в спорте, в философии, в художественной деятельности etc.

 

? В свете вышеизложенного, прокомментируйте мысль Хайдеггера: «Словом «техне» называлось раскрытие потаенного, которое выводит истину к сиянию явленности… Произведение истины в красоту тоже называлось «техне». Словом «техне» назывался и «пойесис» изящных искусств».

 

W Что есть искусство? Мысли об искусстве различных философов, – раскройте некоторые (2-3) из них:

«Опыт есть знание индивидуальных вещей, а искусство – знание общего». (Аристотель)

«Всякое искусство и воспитание имеет целью восполнять то, чего не достает от природы». (Аристотель)

«Всякое искусство… стремится к известному благу; поэтому благо хорошо определяемо так: оно есть то, к чему всё стремится». (Аристотель)

«Искусство и приобретенные душевные свойства творчества, следующего истинному разуму – одно и то же». (Аристотель)

«Сама природа есть произведение искусства, и красота в ней есть творчество». (Н.А. Бердяев)

«Природа, которую художник называет своим вечным учителем, есть созданная им самим норма его творчества… Искусство создает природу, но не природа творит искусство». (О. Вейнингер)

«Мастер возник не из нужды, а от нечего делать. Искусство – это разрыв в обычае… Искусство нарушает канон. Канон – это эстетика. А эстетика – это культура… Искусство и культура несовместимы… Эстетика – последнее дело человека… Эстетика – это техника расширения трещины в поверхности надреснутого». (Ф.И. Гиренок)

«Изящное искусство есть способ представления, сам по себе целесообразный, который хоть и лишен цели, но поднимает культуру душевных сил для общения между людьми». (И. Кант)

«Искусство есть добрая воля к иллюзии». (Ф. Ницше)

«Всякое искусство… это власть и сила в той области, где оно применяется… а поскольку любое искусство… есть не то, что самому ему (творцу) пригодно, а что пригодно его предмету… следовательно, любое искусство имеет в виду пригодное не сильнейшему, а слабейшему, которым оно и руководит». (Платон)

«Бог даровал людям два искусства: мусическое искусство и гимнастику, но не ради души и тела (это разве что между прочим), а ради яростного и философского начал в человеке, чтобы оба они согласовывались друг с другом, то как бы натягиваясь, то расслабляясь, пока не будет достигнуто надлежащее их состояние». (Платон)

«Подражательное искусство творит произведения далекие от действительности, и имеет дело с началом души, далеким от разумности… подражательное искусство будучи и само по себе низменным, сочетаясь с низменным, низменное и порождает… подражательная поэзия по природе своей не имеет отношения к разумному началу и не для его удовлетворения укрепляет свое искусство, когда хочет достичь успеха у толпы». (Платон)

 

? Раскройте то или иное высказывание Канта об искусстве:

«Искусство лишь тогда может быть названо прекрасным, когда мы сознаем, что это искусство, но вместе с тем оно выглядит как природа».

«Изящное искусство должно быть свободным в двойном значении слова: оно не есть, в отличии от занятия для заработка, труд… и потому, что душа чувствует себя, правда, занятой, но не стремясь при этом к другой цели, удовлетворенной и пробужденной».

«Если изящное искусство не сочетают в той или иной степени с моральными идеями, которые только и создают чувство благоволения, то… в этом случае оно служит только для развлечения, потребность в котором становится тем более, чем чаще к нему обращаются, стремясь устранить недовольство души самой собой тем, что делает ее всё более бесполезной и недовольной собой».

! «Связи искусства с моральными идеями более всего способствует красота природы, если с раннего возраста привыкнуть наблюдать за ней, судить о ней и любоваться ею».

«Искусство априори (изначально) сообразуется в своей целесообразности способностью суждения по отношению к чувству удовольствия или неудовольствия».

«Правильнее всего назвать искусством созидание посредством свободы, полагающей в свою основу разум».

! «Если же его (искусства) непосредственная цель – вызвать чувство удовольствия, оно называется эстетическим искусством. Оно может быть либо приятным, либо прекрасным. В первом случае цель искусства состоит в том, чтобы удовольствие сопутствовало только ощущениям; во втором – чтобы удовольствие сопутствовало представлениям как видам познания».

 

? Как вы можете истолковать следующие мысли Ницше об искусстве:

«Потребность превращать в совершенное есть – искусство».

«Всякое искусство… может быть рассмотрено как целебное и вспомогательное средство на службе у возрастающей и борющейся жизни».

«Искусство делает выносимым вид жизни, окутывая ее дымкой нечистого мышления (подобно теням на глазах женщины)».

«Искусство исходит из естественного неведения человека о его внутреннем содержании; оно существует не для… философов».

«К чему нам всё наше искусство произведений искусства, если мы лишаем себя более высокого искусства – искусства празднеств».

«Придавать стиль своему характеру – великое и редкое искусство».

«Искусство обращаться с людьми покоится на ловком умении воспринимать и принимать еду, к кухне которой не питаешь никакого доверия».

«Искусство есть великий стимул к жизни, – как можно считать его бесцельным!?»

«Искусство исполняет, между прочим, задачу консервирования, а также некоторого разукрашивания погасших, потускневших представлений… оно плетет связующую нить между различными эпохами и заставляет возвращаться духов прежних времен».

«Непроизвольно его (художника, творца) задачей становится делать человечество более ребячливым».

«Высшее искусство в утверждении жизни».

 

? Поразмыслите над следующими рассуждениями Бердяева:

а) Об искусстве: «Тем, что создано гениями, пользуются обыкновенно наименее достойные. В этом трагедия искусства… Я вижу смысл искусства в том, что оно переводит в иной, преображенный мир. Оно освобождает от гнетущей власти обыденности и тогда, когда художественно изображает обыденность. Я называю буржуа по духовному типу всякого, кто наслаждается и развлекается искусством как потребитель, не связывая с этим жажды преображения мира и преображения своей жизни».

б) О красоте и эстетизме: «Нет прогрессивного возрастания красоты в истории культуры, но есть утончение и обострение эстетического сознания и эстетической чувствительности… Эстетизм свойственен не столько эпохам творческой красоты, сколько эпохам некрасивым. В эпохи наиболее сильного творчества красоты совсем не было наиболее обостренного эстетического сознания».

в) О красоте и искусстве: «Всякое искусство и всякая красота есть экспрессионизм. Красота есть выражение бесконечной жизни в конечной форме… Смысл искусства в том, что оно упреждает преображение мира. Всякая достигнутая красота есть начавшееся преображение мира».

г) О символичности искусства: «Последняя реальность сущего творится в искусстве лишь символически…. Символизм указует на вечную трагедию человеческого творчества, на расстояние, отделяющее художественное творчество от последней реальности… Искусство не может быть «реалистическим»… Искусство должно быть символическим, самое высшее искусство – самое символическое… Кризис искусства есть кризис человека и отражает состояние мира. Мир переходит в жидкое состояние, он теряет свои формы».

д) И еще раз о трагедии: «Трагедия есть столкновение противоположных начал, она не изображает гармонической жизни. Учение о катарсисе говорит о переживании красоты через трагедию. Трагическая красота глубже других ее форм, в ней есть божественный свет… Только смерть личности трагична. Трагична смерть именно бессмертного существа. Смерть безличного ничего трагического в себе не заключает».

е) Об эстетике и эстетстве: «Великие творцы никогда не были эстетами. Эстет живет окружениями, он вращается в мире вторичном, а не первичном… Я склонен думать, что эстеты не любят и красоты».

 

? Как вы можете истолковать мысль Кьеркегора: «Эстетика – самая неверная из всех наук. Каждый, кто ее истинно любил, в определенном смысле становится несчастным; тот же, кто ее никогда не любил, был и остается pecus («болван», «баран», «глупец»)».

 

¨ Словарь

Вкус – способность чувствовать и ценить прекрасное, иметь собственное, действительное, представление о прекрасном, способность переживать красоту, наслаждаться ею в полной мере, различать истинную красоту от видимости; «вкус есть способность суждения со свободной закономерностью воображения… вкус есть способность придавать эстетическому переживанию всеобщую сообщаемость». (И. Кант); «целесообразность форм в явлении есть красота, а способность судить о красоте – вкус…» (И. Кант)

Возвышенное – образ бесконечно превосходящий человека, но не подавляющий его, а, напротив, возвышающий над своим настоящим состоянием; противоположность возвышенного – низменное, – т.е. нечто унижающее человеческое достоинство при соприкосновением с ним, даже символическим, в произведении искусства или в жизни. В эстетике еще имеет место понятие «чувственно-материального низа», введенное М.М. Бахтиным, определяющее грубо-материальную «темную», «дионисическую», сторону человеческой жизнедеятельности, источник черного и непристойного юмора.

Гармония (греч. armonia) – изначально: ладность вещи, ее частей, находящихся в наилучшем соотношении друг с другом и с целым; впоследствии, в философии – определенная ладная множественность в единстве, «мерная напряженность», подобно тому, как гармоничен в себе лук (для стрельбы) или лира; гармония есть единство противоположностей, мерная их напряженность.

Катарсис (греч. kaqarsiV – очищение) – очищение души под воздействием произведением искусства, культового действа или какого-либо события; катарсис есть эмоциональный эффект, пронизывающий всё существо человека, обнажающий перед ним, человеком, самые глубины его души, соединяя их с возвышенным как таковым, создавая перепад чувственных, ностальгических высот и головокружение чувственности.

Категория (греч. κατηγορια – обвинение, вменяемое) – изначально – то, что вменяется тому или иному обвиняемому; впоследствии, те общие понятия, которыми можно заменить, по Аристотелю, глагольную связку «есть»; в настоящее время – просто общие, ключевые понятия.

Мимесис (греч. mimhsiV - подражание) – подражание, творческое подражание; мимесис есть основополагающий момент всякого воспитания, приобщения к культурным ценностям, приобщения к культу; его посредством человек научается каким-либо искусствам или действиям, азам добродетели, получая при этом и особое удовольствие; подражание есть первый шаг приобщения к чему-либо значимому в культуре, к ценностям; второй шаг уже должен быть не бездумным подражанием, но самостоятельным актом; впрочем, и сам мимесис понимается обыкновенно не как тривиальное подражание, но подражание прочувствованное, сопереживающее, индивидуальное; всякий культурный идеал, кумир является своего рода миметическим центром, точкой интенсивности существования людей данной культуры; мимесис не только научает, но и доставляет особое, культурное, культовое, удовольствие.

 

¨ Библиографический список

1.Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика. – М.,1995.

2.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1990.

3.Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. – М., 1994.

4.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

5.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

6.Бергсон А. Смех. – М., 1995.

7.Васильев Г.Е. Домарки о власти. Философские проблемы власти и Управления. – М., 2009.

8.Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1986.

9.Делез Ж. Представления Захер Мазоха. – М., 1994.

10.Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. – М., 1987.

11.Гачев Г. Русский эрос. – М., 1994.

12.Гегель Г.В.Ф. Эстетика. тт. 1-4. – М., 1973.

13.Искусство любви. – СПб., 2002.

14.Кант И. Критика способности суждения. – М., 1994.

15.Карасев Л. Философия смеха. – М., 1996.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.