Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозные аспекты культуры 3 страница




Анабаптисты (от греч. ανα – «опять, пере-» и греч. βαπτιζω – «окунаю», «крещение», то есть «вновь крещёные», «перекрещенцы») – радикальная секта в эпоху Реформации, действовавшая в Нидерландах, Германии, Швейцарии в нач. XIX в.; анабаптисты, образовавшие сеть своих общин, требовали общности имущества, жён, утверждали необходимость «второго крещения» (во взрослом, сознательном возрасте), отрицали официальную католическую церковь и государственную власть, призывали к вооруженному сопротивлению властям (ради будущего «общества святых»); главой секты стал Томас Мюнцер; после смерти Мюнцера (1525 г.) руководил движением Иоанн Лейденский; захватив г. Мюнстер, анабаптисты устроили там «Небесный Иерусалим», ввели общность жён, имущества, сожжены все книги, кроме Ветхого Завета, запретили запирать двери; город был взят (освобождён) регулярными войсками (1535 г.), руководители восстания казнены;

Англиканство («ecclesia anglicana», Anglicanism, Anglican) – англисканская церковь берёт своё начало с 1534 г, когда английские церкви были переподчинены из-под власти папа королю Генриху VIII; сперва мало отличалось, по богослужению, от католичества, однако впоследствии, во многом, приблизилось к протестантской (кальвинистской) модели; окончательно отделилось от католичества при дочери Генриха королеве Елизавете (кон. XIX в.); главой англиканской церкви является английская королева; англиканство представляет собой своего рода промежуточное, между протестантизмом и католичеством, вероисповедание; в основании англиканства лежит 39 статей англиканского вероисповедания (принятого в 1563-1571 гг.).

Аполлинарианство – ересь, IV в., в Сирии, основатель – Аполлинарий Лаодикийский, учивший о том, что Христос имел только человеческие тело и душу, дух же в нём бил божественный (Логос), отрицал в нём человеческую волю; предшественники монофизитства и монофелитства.

Арианство – ересь IV-VI вв., основатель – александрийский священник Арий, учивший, что Христос тоже творение Бога (а не Бог), посредник между Богом и людьми; Христос не единосущен с Богом, а лишь подобен (ὅμοιος) ему и является Сыном Божьим по благодати; Арий, видимо, был убит неизвестными (336 г.); изгнанное из Римской империи, ариане обратили в свою веру готов, бургундов, вандалов.

Баптисты (от греч. βαπτιζω – «окунаю», «крещу») – протестантская община, возникшая в Амстердаме, в 1609 г., основатель Джон Смит; первые баптисты – выходцы из пуритан; утверждали необходимость «второго крещения»; признавали Апостольский Символ Веры; сильное развитие получили в Северной Америке, развернув там активную миссионерскую деятельность; ныне численность баптистов достигает 37 млн. человек (в основном в США).

Гностицизм (греч. γνώσις – знание, познание) – совокупность религиозных учений, созданных на стыке христианства, иудаизма, различных языческих культов; различают гностицизм александрийский, со II в., и гностицизм сирийский. Гностицизм александрийский, – основные представители Василид, Валентин, – позаимствовавшие античное (в частности, платоновское) учение о материи как меоне (относительном небытии) и хаосе, о том, что мир создаётся из Плеромы (греч. Πληρωμα – «полнота»), духовной Полноты, и хаоса, создаётся одним из Эонов (греч. Αιων – мир, жизнь, вечность), который оторвался от Плеромы и создал сей грешный мир; высший же Эон соединяется с Христом и открывает людям Гнозис (Знание). Гностицизм сирийский – многое вбирает в себя из Зороастризма (древнеиранской религии, основателем которой является пророк Зороастр (Заратустра)) и полагает материю как зло: материя (как активное небытие) поглощает крайний Эон и таким образом создаётся мир; материя, здесь, побеждает дух (в отличие от александрийского гностицизма, в коем дух всё же побеждает материю); Христос, здесь, является воплощенным высшим Эоном, однако тело его мыслится лишь как иллюзорное; основные представители сирийского гностицизма – Маркион, Карпократ. В концепциях гностицизма важнейшую роль так или иначе играет Демиург (греч. Δημιουργος – создатель) – творец мира, могущий быть, в различных концепциях, как злым, так и добрым, олицетворением либо света, либо тьмы. Гностицизм, в той или иной форме, оказал значительное влияние на последующие ереси манихейства, павликан, богомилов, катаров etc., на современные оккультные учения, на философию Владимира Соловьева и т.д.

Евномианство – ересь IV века, основатель епископ Евномий, отрицавшего единство природ Бога Отца и Христа, утверждавшего, что Святой Дух не есть Бог, но сотворен по воле Отца через Сына; при крещении омывал лишь верхнюю часть тела, ибо нижняя, по его мнению – безнадёжна.

Иконоборчество (греч. εἰκονομαχία; или иконоклазм – от греч. εἰκόνα – «образ» («икона») и греч. κλάω – «ломать») – религиозное движение VIII-IX вв. в Восточной Римской Империи (Византии), отрицавшее иконы, поклонение иконам, полагая их (иконы) идолами; движение имело иудейские и мусульманские основания: если эллинская культура всегда предполагала некий образ (эйдос), то семитское (иудейское и арабское) мировоззрение отрицает образность, и, распространяя своё влияние в Византии, не могло столкнуться с античной, теперь уже Православной, специфической религиозной эстетикой; в 730 году император Лев III Исавр запретил почитание икон; борьба почитателей икон (не как, разумеется, идолов, но как того, что помогает человеку обращаться к истинному Богу) и иконоборцев продолжалась, с переменным успехом, до 843 г., когда состоялся церковный собор, вновь утвердивший и одобривший определения VII Вселенского собора (787 г.) об иконах и вновь отлучивший иконоборцев от Церкви, тогда же был установлен чин «Торжество Православия», в честь борцов с иконоборчеством.

Кальвинизм – направление в протестантизме, основанное Жаном Кальвиным, в 1536 г. в Женеве; в основе кальвинизма – рационализация веры и учение о предопределении; религиозным авторитетом признается лишь Священное Писание; отрицание официальной католической церкви и ее иерархии; придя к власти в Женеве, Кальвин установил жесткую теократическую диктатуру (Кальвина так и называли «Женевский папа»), отменил театры, разбивались зеркала, обрезались нестандартные причёски; доктрину кальвинзма утвердил Дортский синод, прошедший в Нидерландах в 1619 г.

Монофелитство (от греч. μόνος – один, и греч. θέλημα – воля) – еретическое учение, созданное константинопольским патриархом Сергием, VII в., утверждавшее наличие у Христа двух природ (божественной и человеческой), но лишь одной воли – божественной; осуждено на Третьем Константинопольском Соборе.

Монофизитство (от греч. μόνος – «один» и греч. φύσις – «природа») – еретическое учение, созданное, в V в., на основе еретического учения Евтихия (осужденного на Втором Вселенском Соборе), александрийским патриархом Диоскором, утверждавшим наличие у Христа лишь одной, божественной, природы; адепты данного учения одно время даже захватили церковную власть и утвердили свою доктрину, как истинную, но вскоре были низложены; монофизитство было осуждено как ересь на Халкидонском Вселенском Соборе, впрочем, всё равно оставалось достаточно влиятельным еще какое-то время; в настоящее время монофизитская концепция имеет место в церквях армянской и египетской.

Мормоны – сектантское учение в протестантизме, основатель – Джозеф Смит, 1830 г., на основе текста Соломона Сполдинга «Найденная рукопись», повествующей о двух древнейших иудейских колониях в Америке; Д.С., мошенник и «экстрасенс», заявил, что он якобы нашёл священную книгу древнееврейского американского вождя Мормона, дав этой книге название «Книга Мормона», книга передана ему якобы ангелом Моронием, и в этой книге утверждаются якобы те истины, которые не вошли в текст Библии; данное еретическое движение вскоре обращается в «Церковь Иисуса Христа святых последних дней»; в рамках мормонских общин практикуются радения (экстатические танцы), глоссолалия (речи на непонятных языках); у руководителей мормонов практикуется многоженство (уподобляясь ветхозаветным патриархам), телесные наказания для женщин, возможность человеческих жертвоприношений; Д.С. с своё время даже баллотировался в президенты Соединенных Штатов; мормоны основали г. Дезерет (что значит, на мнимом древнеегипетском, «медовая пчела»), ныне – Город Солёного Озера; после запрета на многоженство – сохраняют свою полигамию в тайне; как и своё тайное учение, основе которого – материализм, политеизм смертных богов, и признание всех христиан идолопоклонниками; высший бог, по мнению мормонов, находится на светиле Колоб; главный грех – ослушание иерархов; высший иерархический уровень – Совет Трёх «Мельхисидеков».

Несторианство – еретическое учение, созданное константинопольским патриархом Несторием (нач. V в.), утверждавшим наличие у Христа двух природ, но одной воли – богочеловеческой; одни действия Христа есть действия его человеческой природы, другие – божественной; поскольку рождение Христа относится к его человеческой природе, то Марию следует называть не Богородицей, а Христородицей; осуждено на Эфесском и Халкидонском Соборах; изгнанные несториане распространили своё учение на Востоке, у тюркских народов, даже проникли в Китай.

Пуритане (от англ. purify – «очищать», от лат. puritas – «чистота») – последователи кальвинизма в Англии, в XVI-XVII вв., отрицавшие церковную официальную иерархию и обрядность, утверждавшие выборность клира (священнослужителей); множество пуритан переселилось в Северную Америку; выражение «пуританская этика» означает жесткую моральную систему запретов, зачастую вполне фарисейскую.

Павлиане – раннехристианская ересь, III-IV вв., основатель – антиохийский епископ Павел Самосатский, полагавший Христа лишь человеком, в котором пребывала божественная мудрость; изгнан из Антиохии; Лукиан Антиохийский, ученик Павла Самосатского, был учителем Ария (см. «арианство»).

Савеллианство – монархианская ересь, III в., основатель – проповедник Савеллий, стиравший ипостасные различия между Богом Отцом и Богом сыном, вводя понятие Сыноотца (греч. Υιοπατηρ): Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух есть, по Савеллию, лишь образы Единого Бога.

Старообрядчество – совокупность христианских религиозных течений, толков, отколовшихся от Русской Православной Церкви во время Раскола (1650-е гг.); до 1905 г. именовались официально раскольниками; хотя современная Русская Православная Церковь (в 1929 и 1971 гг.) и постановила считать клятвы 1656 и 1667 гг., вынесенные против старообрядцев, «яко не бывшие», определенное расхождение между старообрядческой церковью и православной в той или иной мере сохраняются до сих пор. Вопреки расхожему мнению, Раскол в своё время произошёл не из-за «буквы» обряда (раскольники говорят Исус, а православные теперь – Иисус; раскольники – крестятся двуперстным знамением, православные – трехперстным; также Никон запретил земные поклоны во время молитв и службы; старообрядцы ходят, служа, посолонь (по ходу солнца), православные, после Никона, против солнца; у раскольников была сугубая аллилуйя (произносилось дважды), у православных – трижды; etc.), «реформа», прежде всего, разрушала дух: вам пришли и сказали, что вы, мол, всё делаете неправильно, а надо делать вот так, как, якобы, делают все нормальные люди, т.е. ваши соседи! – а это уже не «буква», это уже «дух» задет! К сожалению, столь бездумные «реформы» привели к катастрофическим для православия и для русских культуры и государственности последствиям. Старообрядческое движение, изначально, связывают прежде всего с протопопом Аввакумом (Аввакум Петрович Кондратьев; 1620-1682), ревностно отстаивавшим свои идеалы и мученически принявшим смерть от никониан (сожгли, как было тогда принято в «цивилизованных» странах); довольно справедливо обвинял никониан в связи с «римской блуднёй»; оставил множество полемических сочинений. Впоследствии, неизбежно, старообрядческое движение разделилось, в себе, на множество толков и даже сект; в самом общем виде их можно подразделить на поповство и беспоповство; поповцы утверждают необходимость церковной иерархии; в настоящее время в среде поповцев имеет место две основные ветви: Русская православная старообрядческая церковь и Русская древлеправославная церковь; беспоповцы, поскольку священническая связь рукоположения прервана, отказались от церковной иерархии; Древлеправославная поморская церковь – крупнейшее в настоящее время объединение беспоповцев.

Фотинианство – ересь, IV в., основатель Фотин, учивший, что Христос лишь человек, в котором в максимально возможной полноте воплотился Бог, но сам он не Бог.

Эвиониты (эбиониты) (от евр. «бедные») – раннехристианская ересь, I-VII вв., учение которой представляет собой нечто среднее между иудейством и христианством, иногда с примесью гностицизма; основатель некий Эбион; требовали соблюдения Моисеева закона, субботы, обрезания, определенных ограничений в пище, бедности.

 

? Как вы понимаете «заповеди блаженства», данные в Новом Завете Христом?

 

? Тематические вопросы:

1)Какой смысл подразумевается в следующих словах Христа своим ученикам: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их».

2)Сопоставьте Нагорную проповедь Христа и Декалог Моисея. В чём вы видите сходство и в чём различие?

3)Сравните Апостольский и Никео-Царьградский Символ веры: в чём видится вам их различие?

4)Какие еще современные секты вы знаете? Расскажите об основах их учения.

 

? Как вы понимаете известные высказывания Тертуллиана о христианской вере:

«Сын Божий распят, это не стыдно, потому что действительно стыдно; Сын Божий умер, это правда, ибо нелепо; Сын Божий воскрес, это действительно, ибо невозможно».

«Душа по природе христианка».

 

D Самой молодой из ныне существующих мировых религий является Ислам («мир», «покорность Богу»). Культурным основанием ислама явились антитринитарные ереси в христианстве, представители которых были изгнаны в своё время из Римской Империи и осели в Аравии (эвиониты, павлиане (последователи Павла Самосатского), савеллиане и др.), учения которых специфически слились с местными арабскими культами.

Основателем Ислама является пророк Муххамад (Магомед) (571-632), из племени курейшитов, живших на Аравийском п-ове, из клана хашимитов. Священной книгой Ислама является «Коран» («чтение вслух»); данная книга считается предвечной и надиктованной Муххамаду ангелом Джабраилом (Гавриилом); сам Муххамад писать не умел и его пророческие речи записывались или запоминались его последователями. При халифе Абу Бекре, уже после смерти Муххамада, данные речи и тексты были собраны, воспроизведены и записаны в единую книгу; окончательная редакция «Корана» была осуществлена при халифе Османе (654 г.) и признана незыблемой; все альтернативные тексты подлежали уничтожению. Коран состоит из 114 глав (сур), расположенных в порядке убывания длины; каждая сура делится на отдельные высказывания – аяты (всего – 6666). Суры подразделяются на мекканские и мединские; мекканские, в свою очередь, подразделяются на три периода: суры первого периода – по стилю заклинания и эмоционально окрашенные высказывания о наказаниях грешникам (самая ранняя, предполагается – 96-ая сура); суры второго периода – более философско-теологические, утверждающие принцип единобожия; суры третьего – более о пророках прошлого; мединские суры – культовые, правовые и этические.

Муххамад родился в семье жрецов; в 25 лет женился на Хадидже, богатой женщине, которую очень любил; религиозная миссия Муххамада началась в 40 лет, он стал видеть вещие сны, в которых общался с архангелом Джабраилом, дающим ему суры откровения; в 613 г. Муххамад начал откровенно проповедовать единобожие; в 621 г. с ним случился Мирадж – священное ночное путешествие (перенесение) ангелом Джабраилом из двора Каабы (священного храма в Мекке, в котором содержится священный черный камень (метеорит), ниспосланный Аллахом) в Иерусалим, на гору Мориа, где Муххамад руководил совместной молитвой с Исой (Иисусом), Ибрагимом (Авраамом) и Мусой (Моисеем), а затем вознёсся, через 7 небес, к престолу Бога; когда Джабраил вернул Муххамада обратно, то из опрокинутого кувшина еще не успело вытечь ни капли воды. После смерти Хадиджи у Муххамада было 12 жён (наиболее известная из них – Айша), но все дети Муххамада, в том числе и его три сына, умерли еще до его смерти, и, таким образом, у него не осталось прямых наследников, – к тому времени Муххамад и его сторонники и последователи овладели почти всем Аравийским п-вом, – что привело к определенным проблемам.

Единым и единственным Богом в исламе является Аллах; первоначально, в доисламском арабском политеистическом пантеоне, это был Бог неба и дождя; в исламе у него уже «нет сотоварищей»; Аллах – единственный творец и вседержитель мира.

Ислам имеет 6 столпов (иман) веры: 1) вера в Аллаха, 2) вера в ангелов (посредников между Аллахом и людьми), 3) вера в Священное Писание (Коран; некоторые библейские тексты – Тора, Евангелие и некоторые другие – также признаются пророческими и священными, но менее полными и истинными, нежели Коран, их отменяющий), 4) вера в пророков (ислам признает и христианских пророков, в том числе полагая таковым и Христа, но ставит Муххамада несравненно выше их), 5) вера в Судный День, 6) вера в предопределение Аллахом судеб всего существующего.

Ислам также содержит и 5 обрядовых своих столпов: 1) Исповедание – шахада («Ля иляха илла-ллах ва Муххаммаду расулу-ллах»: «Нет Бога кроме Аллаха, и Муххамад – посланник Бога»), 2) Молитва – салят (или намаз), совершаемая, обязательно, пять раз в день: после рассвета, в полдень, перед закатом, после заката и перед наступлением ночи, 3) Милостыня – закят, пожертвование бедным, 4) пост (саум) в месяц Рамадан (бывает с конца августа до октября; в пещере Хира, близ Мекки, Муххамаду, на 27-ой день рамадана, было ниспослано первое откровение, в 610 г.), заканчивающийся праздником Ураза-Байрам (разговением), 5) паломничество в Мекку – хадж, которое каждый правоверный мусульманин должен совершить хотя бы раз в жизни.

Христиане и иудеи квалифицируются мусульманами как «люди книги» («люди писания», т.е. Библии), и отношение к ним, в связи с этим, более расположенное, нежели к язычникам; с «людьми книги» можно вести дела, «людям книги» дозволяется исповедовать свою веру в мусульманских странах и строить храмы.

Основными направлениями (конфессиями) в исламе являются сунниты и шииты.

Сунниты – наиболее многочисленная конфессия в Исламе, 90% мусульман – сунниты; сунны («дорога», «путь») – это высказывания («хадисы») и поступки Муххамада, предания, которые не вошли в Коран, но так или иначе известны из рассказов соратников Пророка; правоверный мусульманин должен следовать этим суннам. Сунниты признают праведными халифами четырех первых халифов: Абу Бекра (халиф в 632-634 гг., отец Айши, «самый искренний друг» Муххамада), Омара (удачливый военачальник, дипломат, халиф 634-644 гг.), Османа (муж двух дочерей Муххамада, халиф в 644-656 гг.) и Али (двоюродный брат и зять Муххамада (женат на дочери Пророка Фатиме), халиф в 656-661 гг.); в сунну также включаются поступки и изречения четырех праведных халифов.

Шииты (от араб. Аш-шиа – «соратники», «партия») – полагают, что власть («имамат») в мусульманской общине может принадлежать только наследникам Пророка, и, т.о., из четырех первых халифов признают только Али, двоюродного брата Муххамада, а теперь иметь властные полномочия могут только дети Фатимы и Али. Еще после смерти Муххамада некоторые его сподвижники объявили присягу Абу Бекру незаконной – произошёл раскол на суннитов (считающих возможным выбор халифа из членов общины) и шиитов (сторонников наследной власти, ибо только наследнику, по их мнению, переходит «барака» – благодать). В настоящее время шиизм – главное течение в Иране, много шиитов в Азербайджане, Ираке, Йёмене, Ливане, Бахрейне.

Помимо вышеуказанных, существуют и другие направления в исламе:

Ваххабиты – направление, секта в исламе, названа по имени основателя – Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703-1792), утверждавшего, что истинный ислам был лишь в первые века ислама и, оттого, требующего радикально очищения веры от разного рода нововведений, и исповедания лишь чистой веры в Аллаха; ваххабизм по отношению к традиционному исламу, во многом, представляет собой своеобразный аналог протестантизма в его отношении к католичеству, и, как предполагается, учение Мухаммада абд-аль-Ваххаба было создано и использовано английской разведкой (через агента Хемпфера, соответствующим образом обработавшего нового «пророка») с целью воспроизводства раскола в исламском мире; ваххабиты захватили (с 1800 по 1807 гг.) Мекку и Медину, запретили поклонение Каабе, разрушили священные могилы; однако и после освобождения Мекки и Медины власть в Аравии вновь перешла к последователям ваххабизма – Саудитам; ваххабизм и по сию пору есть официальная идеология Саудовской Аравии.

Исмаилиты – совокупность сектантских движений в исламе, в основании которых лежит (VIII в.) противоречие в борьбе за власть между сторонниками, шиитского толка, седьмого имама Мусы аль-Касима (младшего сына Джафара ас-Садика) и Исмаила (старшего сына ас-Садика); поскольку Исмаил умер раньше своего отца, то одна часть шиитов провозгласила имамом сына Исмаила – Мухаммада, а другая – Мусу (однако имамат, ведь, от брата к брату не передаётся!); более того, Исмаил, скорее всего, умерший не своей смертью (а убитый «доброжелателями»), стал полагаться своими сторонниками как «скрытый имам», перешедший, по воле Аллаха, в «скрытое состояние», но который должен явиться, как Махди (т.е. своеобразный мусульманский Мессия): и, вот, после смерти Мухаммада часть исмаилитов (приверженцев Исмаила) провозгласила его (Исмаила) последним имамом и стала ждать его «возвращения», другая часть – провозгласила восьмым имамом сына Мухаммада (впоследствии, это – т.н. фатимидские исмаилиты, получившие своё название в связи с тем, что их халифы стали вест и свою родословную от Фатимы – дочери Муххамеда, жены Али, – и основавшие сильное государство, включавшее в себя современные территории Ливии, Египта, Палестины, Алжира (IX-XII вв.); впоследствии, на той же почве, – признания или непризнания того или иного человека «халифом», аналогичные расколы многократно повторялись, преумножая наличествующие секты и движения. – В частности, в этой связи интересна исмаилитская секта асассинов или гашишинов (кон. XI – XIV вв.), названная так в связи с тем, что новообращенным в данную секту давали зелья из опия (а отнюдь не гашиш, как сперва полагали) и при этом, всячески их ублажая (женщинами (гуриями), мальчиками, яствами и т.д.), «показывали» тем самым рай, т.е. ту жизнь, которая ожидает их после смерти «за Вождя и Учителя»; секта была основана шейхом Хасаном ибн Саббахом («Старцем Горы»), исмаилитом, в крепости «Гнездо орла» на скале Аламут; шейх отменил законы шариата, введя за любую провинность смертную казнь; для воинов предполагался строжайший отбор и тяжелейшие тренировки; любой воин-сектант («фидай», от араб. «искупать», «жертвовать») был готов без раздумий умереть за своего правителя; своего расцвета секта достигла при Рашиде ад-Дине ас-Синане (XII в.); сектанты активно практиковали террор и политические убийства; в XIII в. асассины были разбиты монголами, а потом, добиты, египетскими мамелюками (специально обученными воинами).

Хариджиты (от араб. «вышедшие») – первая мусульманская политическо-религиозная группа, партия, противостоящая и суннитам, и шиитам; отделились от войска Али (657 г.), полагая политику последнего примиренческой и предательской (после Суффинской битвы); впоследствии убили Али и ранили его противника Муавию; учение их более близко суннитскому (выборность халифа), но признают лишь двух праведных халифов – Абу Бекра и Омара; в своё время разделилась на множество толков, ныне почти не существует.

Суфизм (араб. букв. «носящий шерстяную накидку») – религиозно-мистическое учение в исламе, возникло в VIII-IX вв., предназначено для духовной мусульманской элиты, широко использующее аскетические практики, целью которых является экстатическое единение с Аллахом, духовное просветление; в своём учении суфизм многое заимствует из индуистских, буддистских, христианских, гностических духовных практик; духовное совершенствование суфия предполагает три этапа: 1) следование шариату, исполнение 5-ти столпов ислама, 2) под руководством учителя научение («тарикат») духовным практикам (прохождение всех «стоянок», т.е. этапов изменения сознания), достижение состояния «фана» («исчезновения», – своего рода аналог буддистской нирваны), стирание границ «Я» и «не-Я», и 3) суфий сам становится учителем («марифат») и обретает способность мистического общения с Аллахом. В целом, суфизм предполагает проповедь бедности, отшельничество («зухд»), безмолвную молитву, утверждение призрачности мира, упование на волю Аллаха, способность аллегорического толкования Корана.

В культурно-историческом плане, ислам представляет собой определенное возвращение (но без гегелевского «снятия») к ветхозаветной религиозной модели, однако уже не в узко-националистических рамках, как то было в иудаизме, но, скорее, в рамках суперэтнических: к избранному народу относится уже не представитель именно некоего этноса, но всякий исповедующий данную веру.

¨Некоторые ключевые понятия ислама:

Тарикат (араб. «путь») – путь личного мистического опыта приближения к Богу члена суфийской общины.

Фатиха (от араб. «открывающая») – первая сура Корана, основа мусульманской молитвы:

«Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного!

Хвала — Аллаху, Господу миров

Милостивому, Милосердному,

Царю Судного Дня!

Только Тебе мы поклоняемся и только Тебя просим помочь!

Веди нас по пути истинному

По пути тех, которых Ты облагодетельствовал,

Не тех, на кого ты разгневан, не тех, кто заблудшие!»

Фетва (араб. «решение») – официальное решение религиозного авторитета на основе шариата по тому или иному важному вопросу.

Хиджра (араб. «переселение») – бегство пророка Мухаммеда, с группой соратников, из Мекки в Медину (Ясриб) из-за угрозы жизни в связи с активной проповедью новой веры (622 г.).

Шариат (араб. «направление») – совокупность правил поведения члена мусульманской общины; основа шариата – Коран, хадисы.

 

? Тематические вопросы:

1.Как вы понимаете мусульманский тезис о том, что «у Аллаха нет сотоварищей»?

2.В чём основные различия между христианством и исламом? Между иудаизмом и исламом?

 

? Попробуйте раскрыть и истолковать следующие мысли о религии различных философов (2-3 на выбор):

Н.А. Бердяев:

«Христианство есть религия… второго рождения».

«В гуманизме зарождается религия, противоположная христианству, религия антихриста».

«Оккультизм есть антипод христианству, обратная христианству религия».

«Отношения человека с Богом не судебные, а драматические».

«Ад есть состояние души, бессильной выйти из себя, предельный эгоцентризм, злое и темное одиночество, т.е. окончательная неспособность любить».

«Судебное понимание (Бога) есть понимание вульгарно-простонародное, и оно должно быть совершенно изгнано из религиозной этики, философии и теологии».

«Когда человек – дикий зверь, то он и Бога представляет себе диким зверем. Когда он человечен, тогда он и Бога представляет себе человечным… Поднявшийся в своем достоинстве человек не может смириться с религией страха, мести».

«Человек есть существо молящееся».

«Свобода не есть право, а есть обязанность. Свобода – религиозная добродетель. Несвободный не может войти в царство Божие, он не сыновен Богу».

«Если нет Бога, то я раб мира. Существование Бога есть существование моей независимости от мира, от общества, от государства».

«Теодицея» есть лишь защита Бога от человеческих понятий о Боге».

«Понять человека можно лишь в его отношении к Богу».

И. Кант:

«Есть только одна (истинная) религия, но могут быть разные виды веры».

«Упование на Бога столь абсолютно, что мы не можем вмешивать его в свои земные дела».

«Поскольку моральное улучшение человека является целью всякой религии, то она и заключает в себе высший принцип любого истолкования Писания. Эта религия есть «дух божий, который ведет нас во всякую истину»».

«Т.к. без веры в будущую жизнь немыслима никакая религия, то иудейство как таковое отнюдь не заключает в себе никакой религии».

«Та религия, в которой я заранее должен знать, что нечто есть божественная заповедь, дабы признать это своим долгом, есть религия откровения… та, в которой я сначала должен знать, что нечто есть долг, прежде чем я могу признать это за божественную заповедь – это естественная религия».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.