Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статистика инфляции




Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.

Термин «инфляция» (от лат. inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период Гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в XX веке после Первой мировой войны, а в советской экономической литературе - с середины 20-х гг.

Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Однако подобное определение инфляции как переполнения каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Инфляция - это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.

Инфляция - это повышение общего уровня цен на товары и факторы производства. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.

Раньше инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах. Так, например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов. В последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической, постоянным фактором воспроизводственного процесса.

Инфляция может протекать умеренно, быть ползучей, когда цены возрастают не более чем на 10% в год. Экономическая теория рассматривает такую инфляцию как благо для экономического развития, а государство - как элемент проведения эффективной экономической политики. Такая инфляция позволяет корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса.

Для галопирующей инфляции характерен рост цен от 20 до 200% в год. Это уже серьезное напряжение для экономики, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой темп роста цен.

Гиперинфляция представляет совой астрономический рост количества денег в обращении и уровня товарных цен. Недавний рекорд принадлежит Никарагуа: за период гражданской войны среднегодовой прирост цен достигал 33000%. В России максимальный рост цен пришелся на 1992 г., темпы инфляции за этот период составили 2600% в год.

И умеренная, и галопирующая, и гиперинфляция представляют собой тип так называемой открытой инфляции. В отличие от нее, при подавленной инфляции рост цен может и не наблюдаться. При этом обесценение денег выражается в дефицитах и очередях.

Инфляция может быть сбалансированной, т. е. рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг. В этом случае, соответственно ежегодному росту цен, возрастает ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами.

Несбалансированная инфляция представляет собой различные темпы роста цен на различные товары.

В теориях, разрабатываемых западными экономистами, выделяются в качестве альтернативных концепций инфляция спроса и инфляция издержек. Эти концепции рассматривают различные причины инфляции.

Инфляция спроса (demand-pull inflation) означает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Основными причинами здесь могут быть расширение государственных заказов (военных и социальных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной и почти 100%-ной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы). Вследствие этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. Иными словами, избыток в обращении платежных средств наталкивается на ограниченное предложение товаров и это выражается в росте общего уровня цен.

Инфляция издержек (cost-push inflation) означает рост цен вследствие увеличения издержек производства. Инфляция может также возникнуть в результате уменьшения совокупного предложения.

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции - это средние издержки при данном объеме производства. Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивают цены, как это происходит при инфляции спроса.

На практике нелегко отличить один тип инфляции от другого, они тесно взаимодействуют, поэтому рост зарплаты, например, может выглядеть и как инфляция спроса, и как инфляция издержек.

Основными показателями, используемыми для оценки и измерения инфляции, являются:

• индекс потребительских цен (Consumer Price Index - CPI);

• индекс-дефлятор ВВП(Implicit Price Deflator);

• индекс производственных цен (Producer Price Index - PPI).

Индекс потребительских цен - основной показатель инфляции, позволяющий оценить уровень инфляции на потребительском рынке. Он измеряет изменение цен товаров и услуг, входящих в фиксированную потребительскую корзину, охватывающую товары и услуги постоянного спроса (продукты питания, одежда, топливо, транспорт, медицинское обслуживание и т.д.). Включает в себя импортные товары, услуги и налоги.

В целях изучения инфляции также используют базовый индекс потребительских цен (БИПЦ). Этот индекс исключает из оценок инфляции краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят сезонный характер или связаны с какими-либо экономическими, политическими и иными событиями и решениями органов власти, влияющими на спрос, предложение и цены.

Размер инфляции определяется как темп прироста цен:

.

Индекс - дефлятор ВВП представляет собой агрегированный индекс цен. Он исчисляется путем деления величины анализируемого показателя в фактических ценах на его величину в сопоставимых (постоянных) ценах. Оценивает степень инфляции по всей совокупности благ и услуг, производимых и потребляемых в государстве, и учитывает изменение цен как на товары народного потребления, так и товары, используемые в государственных интересах, инвестиционных и на прочие товары и услуги.

Индекс-дефлятор ВВП - отношение ВВП в текущих ценах к объему ВВП в постоянных ценах предыдущего года.

Принято исчислять индекс по формуле Пааше, т.е. путем взвешивания по продукции отчетного года.

где - индекс-дефлятор ВВП;

- ВВП текущего периода в текущих ценах;

- ВВП текущего периода в базисных ценах.

Косвенным образом индекс-дефлятор ВВП может быть исчислен:

или

где I M - индекс номинальной денежной массы;

I V - индекс скорости обращения денег;

I Q - индекс физического объема ВВП.

Уровень инфляции (норма инфляции) характеризуется темпом увеличения (прироста) уровня цен по сравнению с предыдущим периодом. Исчисляется на основе индекса-дефлятора ВВП, обычно за год в процентах:

,

где - уровень (норма) инфляции;

- дефляторы ВВП смежных периодов.

Индекс покупательной способности денежной единицы - величина, обратная индексу цен:

где - индекс покупательной способности денежной единицы.

Он показывает, во сколько обесценились деньги.

При исчислении индекса цен на товары и услуги необходимо учитывать изменение курса рубля по отношению к иностранным валютам (в частности к доллару США), соответственно необходимо корректировать и индекс покупательной способности рубля (рисунок 11.2).

Рисунок 11.2 - Динамика потребительских цен и официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю

Источник: Официальный сайт Федеральной службе государственной статистики России. - Режим доступа: http:/www.gks.ru.

 

Оценка влияния инфляционных процессов на важнейшие экономические показатели выявляется по основным направлениям:

1. Дефлятирование макроэкономических итоговых показателей (ВВП, расходов на конечное потребление, валового накопления и др.).

Устранение влияния изменения цен на макроэкономические показатели осуществляется тремя различными методами.

Метод прямого дефлятирования заключается в процессе дефлятирования стоимостного показателя - компонента ВВП - из текущих цен в цены базисного периода с помощью индекса-дефлятора.

Двойное дефлятирование осуществляется с помощью двух индексов цен (на продукт и промежуточное потребление) и состоит в том, что отдельно переоцениваются в сопоставимые цены (по отраслям) показатели валового выпуска и промежуточного потребления. Валовая добавленная стоимость текущего периода в сопоставимых ценах получается как разность между переоцененным валовым выпуском и переоцененным промежуточным потреблением.

Метод экстраполяции базисного уровня валовой добавленной стоимости с помощью индекса физического объема продукции.

2. Изменение доходов, потребления и уровня жизни в целом в связи с ростом цен.

Эта группа показателей призвана характеризовать влияние инфляционных процессов на уровень и структуру доходов и расходов населения, а также на уровень жизни народа в целом и его отдельных социальных групп.

К этой группе показателей могут быть отнесены система показателей потребительских цен и динамика цен на товары народного потребления, система показателей доходов и расходов населения, показатели покупательной способности рубля и покупательной способности средней заработной платы работающих, стоимость набора 25 основных продуктов питания, показатели динамики среднемесячной заработной платы и.

Одним из показателей характеристики уровня и динамики инфляции является отношение стоимости набора продуктов питания к величине денежных доходов населения:

где I инф - уровень инфляции, %;

- стоимость набора продуктов питания;

Д 1 - денежные доходы населения.

В прямой зависимости от роста цен оказывается величина прожиточного минимума.

Для анализа часто применяют показатель покупательной способности доходов населения как количество отобранных продовольственных и непродовольственных товаров и услуг (товары-представители), которые можно приобрести в конкретный период времени на определенный вид дохода – товарнный эквивалент среднемесячного дохода. Используя различные товары-представители, получают различные оценки покупательной способности доходов:

ПС = Д: Р,

где ПС - покупательная способность среднедушевого денежного дохода населения в целом или отдельной группы, исчисленная в виде товарного эквивалента по конкретному товару, услуге;

Д - величина среднедушевого денежного дохода (заработной платы) населения в целом или отдельной его группы;

Р - средняя цена товара, услуги.

Таблица 11.6 - Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения в РФ1)

Вид товара                        
  Продовольственные товары, кг в месяц
Говядина 33,1 43,5 68,0 49,3 40,6 38,6 44,6 58,0 62,9 61,8 67,7 77,9
Молоко цельное, л 246,3 432,1 716,7 238,5 313,0 334,0 394,1 464,5 497,9 544,7 621,9 666,8
Рыба свежая 92,4 161,3 204,8 74,4 76,1 79,2 86,4 103,2 120,6 130,4 152,7 175,1
Сахар-песок 83,0 137,5 238,9 139,6 190,5 197,3 239,3 263,3 326,8 407,6 392,9 570,0
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 273,7 403,3 551,3 205,1 228,9 267,1 326,0 370,9 352,0 425,5 499,0 530,5

До 1995 г. в расчетах использованы средние цены покупки продуктов питания, рассчитанные по материалам выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, с 1995 г. - данные регистрации цен на потребительском рынке.

Источник: Российский статистический ежегодник. 2008: Стат.сб./Росстат. - М., 2008. - с.204

 

Измерять динамику реальных доходов (с поправкой на изменение стоимости жизни) населения можно и с помощью таких дефляторов, как темп роста прожиточных минимумов разных категорий получателей доходов. Так, например, для пересчета заработной платы и стипендии в постоянные цены можно использовать прожиточный минимум трудоспособного населения, для пересчета пенсий - прожиточный минимум пенсионера, для пересчета пособий на детей - прожиточный минимум ребенка. Теоретически это оправдано, так как пересчет доходов в постоянные цены, то есть сохранение их покупательной способности на одном уровне подразумевает использование некой фиксированной потребительской корзины в качестве весов для расчета индекса цен или в качестве эквивалента покупательной способности.

Рисунок 11.3 - Индексы потребительских цен для групп населения с различным уровнем среднедушевых денежных доходов в 2007 г. (декабрь к декабрю 2001 г.; в разах)

Источник -Социальное положение и уровень жизни населения России. 2008: Стат.сб. / Росстат - M., 2008. – С. 289

 

В крупных странах и, особенно в России необходимо учитывать разницу в ценах между регионами страны и обеспечить возможность территориальных сопоставлений покупательной способности потребителя. На территориальные различия в спросе на товары и услуги влияние оказывает дифференциация потребностей населения, вызванная разницей в природно-климатических условиях, размере территории, обеспеченности учреждениями социальной сферы, транспортом, связью, национальными и региональными особенностями потребления и др.

Для определения территориальных различий в уровнях цен используют различные потребительские корзины, в частности: набор из основных продуктов питания, разрабатываемый органами государственной статистики России для определения уровня цен по товарам, составляющим основу текущих покупок населения; прожиточный минимум, а также фактическое конечное потребление домашних хозяйств и потребительские расходы населения.

Межрегиональные различия в ценах могут быть измерены, сравнивая величины фактического конечного потребления домашних хозяйств или объем потребительских расходов по регионам. Оценки стоимости жизни на основе использования фактического конечного потребления товаров и услуг и на основе потребительских расходов имеют самостоятельное значение. В первом случае сопоставляются объемы потребления в единых ценах вне зависимости от источника поступления потребителю товара или услуги, а во втором - сопоставляются стоимости потребительских корзин, приобретаемых потребителем. Разница между объемом конечного потребления (как набора потребленных товаров и услуг) и потребительскими расходами (как набора приобретенных товаров и услуг) может быть довольно существенной.

В России разница в ценах на отдельные товары и услуги в регионах страны, которая в начале реформ была значительной, постепенно под влиянием изменения общеэкономических условий, развития конкуренции и других факторов существенно сократилась, однако продолжает иметь место. Дифференциация в стоимости жизни населения регионов наблюдается во всех странах, но особенно это характерно для тех из них, которые имеют большую территорию, неоднородную по природно-климатическим условиям и экономическому развитию. Так, Бюро переписей США (национальная статистическая служба) для оценки Межрегиональных уровней цен используют так называемый «индекс стоимости жизни», рассчитываемый по отдельным крупным городским ареалам с квартальной периодичностью на основе единой для страны корзины товаров и услуг. Содержание данной корзины определено исходя из структуры расходов американских домохозяйств, оцененной на основе результатов общенационального обследования потребительских расходов в среднем по всем домохозяйствам.

Для проведения межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в России используются стоимости фиксированного набора товаров и услуг, которые рассчитываются с 2002 г. на основе «Методологических рекомендаций по разработке фиксированного набора потребительских товаров и услуг». Перечень товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений стоимости жизни включает товары и услуги всех основных товарных групп, наблюдаемых при регулярной регистрации цен на потребительском рынке органами государственной статистики в рамках расчетов индекса потребительских цен. В состав фиксированного набора для проведения межрегиональных сопоставлений включено 30 наименований продовольственных товаров, 42 - непродовольственных товаров и 12 - платных услуг населению. В качестве единицы веса продуктов питания в структуре набора применялась величина потребления конкретного товара в натуральном выражении, а веса фиксированного набора по непродовольственным товарам и по платным услугам населению - размеры их приобретения.

Основными показателями, используемыми для измерения инфляции на уровне предприятий, отраслей, являются индексы цен всей товарной массы и ее отдельных продуктов.

Совокупность исходных статистических показателей позволяет определить прибыль (убытки), рентабельность продукции, рентабельность фондов и капитальных вложений, а также факторы, влияющие на изменение прибыли и рентабельности. Все эти показатели определяются в фактических ценах отчетного года.

Для факторного анализа прибыли и рентабельности используют четыре группы индексов цен:

- индекс изменения цен на продукцию, работы и услуги (индекс «продажных цен»)

;

- индекс изменения цен на сырье, материалы, топливо, т.е. на материально-технические ценности (индекс «покупных цен»)

где m – удельный расход сырья;

- индекс изменения балансовой стоимости основных фондов и капитальных вложений

где v - стоимость основных фондов и размер капиталовложений;

- индекс изменения заработной платы в связи с инфляцией

где - средняя заработная плата.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

Задача 11.1. На основе следующих данных о товарообороте за два года:

Товар Цена реализации в среднем за единицу товара, тыс. руб. Стоимость реализованных товаров (товарооборот), тыс. руб.
Июль Август Июль Август
А Б В 2,15 2,60 4,00 2,50 2,90 4,30 279,50 286,00 240,00 275,0 435,0 602,0

1) Проанализируйте динамику товарооборота.

2) Определите индивидуальные индексы цен.

3) Рассчитайте общие индексы цен Ласпейреса, Пааше, Маршалла, Фишера.

4) Постройте индексную систему и проанализируйте взаимосвязь общих индексов цен постоянного и переменного состава.

5) Рассчитайте, как изменилась средняя цена под влиянием структурных сдвигов в товарообороте и под влиянием изменения цен по отдельным товарным группам.

Сделайте выводы.

Задача 11.2. На основе следующих данных по индексу потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах) в РФ:

Показатель                
Индекс потребительских цен 120,2 118,6 115,1 112,0 111,7 110,9 109,0 111,9

Рассчитайте за каждый год норму инфляции и оцените динамику покупательной способности рубля.

Задача 11.3. На основе следующих данных о товарообороте и динамике цен на продовольственные товары в РФ за два года:

Вид товара Товарооборот 2007г. Доля в товарообороте, % Изменение2007 году по сравнению с 2006, %
    цен физического объема продажи
Мясо и птица 619,1 5,9 5,7 +8,4 +13,2
Изделия колбасные 425,8 4,3 4,0 +9,1 +5,6
Консервы мясные 36,8 0,4 0,3 +7,7 +3,1

1) Проанализируйте динамику товарооборота.

2) Рассчитайте общий индекс цен.

3) Постройте общий индекс физического объема продажи продовольственных товаров.

4) Рассчитайте общую сумму экономии (дополнительных затрат) покупателей за счет изменения цен в 2007г. по сравнению с 2006г.

Задача 11.4. На основе следующих данных по экономике РФ:

Показатель          
Валовой внутренний продукт млрд. руб. 13243,2 17048,1 21625,4 26879,8 32987,4
индекс физического объема, % к предыдущему году 107,3 107,2 106,4 107,4 108,1

1. Рассчитайте индекс-дефлятор ВРП за каждый год.

2. Оцените влияние на изменение ВРП в текущих ценах за год изменения цен и объема производства.

Задача 11.5. На основе следующих условных данных (млрд. руб.)

Вид товаров Выпуск Промежуточное потребление
Базисный период Отчетный период Индекс цен Базисный период Отчетный период Изменение цен, %
Товары А     1,08     +1,1
Товары Б     1,09     +1,8
Рыночные услуги     1,15     +12
Нерыночные услуги            

Индекс физического объема нерыночных услуг – натуральный индикатор по числу занятых и потребителей нерыночных услуг) - 1,2.

Определите дефлятор ВДС. Сделайте выводы.

Задача 11.6. На основе средних потребительских цен на отдельные виды продовольственных товаров (на конец года; рублей за килограмм) в РФ:

Вид товара    
Говядина (кроме бескостного мяса) 131,67 139,49
Свинина (кроме бескостного мяса) 142,00 149,02
Куры (кроме куриных окороков)2) 78,37 88,20

Рассчитайте коэффициентом перекрестной (дуговой) эластичности цен и по его значению сделайте выводы о степени взаимосвязи цен на продукты.

Задача 11.7. На основе средних потребительских цен на отдельные виды продовольственных товаров (на конец года) в РФ:

Вид товара    
Топливо дизельное, рублей за тонну    
Мука пшеничная; рублей за килограмм 11,40 17,35

Рассчитайте коэффициент эластичности цены и по его значению сделайте выводы о степени влияния стоимости дизельного топлива на цену муки.

Задача 11.8. На основе данных о средних потребительских ценах на отдельные виды продовольственных товаров в РФ и объемов их продажи:

Товар Продажа продуктов питания, тыс. т Средние потребительские цены, рублей
       
Масло животное,     109,71 155,10
Масла растительные, тыс. т     39,41 60,26

1) Проанализируйте динамику товарооборота.

2) Рассчитайте общий индекс цен.

3) Постройте общий индекс физического объема продажи продовольственных товаров.

4) Рассчитайте общую сумму экономии (дополнительных затрат) покупателей за счет изменения цен в 2007г. по сравнению с 2006г.

Задача 11.9. На основе следующих данных по РФ:

Товары и услуги Структура потребительских расходов домашних хозяйств (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в процентах к итогу) 2006 ИПЦ (декабрь к декабрю предыдущего года, %)
Продукты питания 36,0 115,6
Непродовольственные товары 38,8 106,5
Платные услуги 25,2 113,3

Постройте общий (сводный) индекс потребительских цен.

Задача 11.10. На основе следующих данных по средним потребительским ценам продовольственных товаров(на конец года; рублей за килограмм)

Товар                
Рыба замороженная неразделанная (кроме деликатесной) 29,54 36,57 40,39 42,99 48,68 55,76 58,69 62,82
Рыба соленая, маринованная, копченая 61,22 75,98 87,99 93,15 107,99 130,65 144,92 154,98

Проанализируйте вариацию цен на продовольственные товары и сделайте выводы.

Задача 11.11. На основе данных о структуре использования ВВП (в текущих рыночных ценах; в процентах к итогу) и индексах физического объема элементов его использования по РФ в 2006-2007г.г:

Показатель     Индекс физического объема
Расходы на конечное потребление 17629743,0 21785786,9 110,6
в том числе:      
домашних хозяйств 12887930,4 15900840,1 113,7
государственного управления 4589179,7 5702647,4 103,4
некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства 152632,9 182299,4 102,4
Валовое накопление 5748727,3 8031682,5 121,0
в том числе: 152632,9 182299,4  
валовое накопление основного капитала 4980573,3 6982446,9 121,1
изменение запасов материальных оборотных средств 768154,0 1049235,6 120,5
Чистый экспорт товаров и услуг: 3422565,1 2847126,8 72,9
экспорт 9079332,7 10032402,8 106,3
импорт 5656767,6 7185276,0 126,5

Определите индексы-дефляторы по отдельным элементам использования ВВП, а также по ВВП, рассчитанному на стадии использования в целом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.