Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль бюджета в перераспределении национального дохода




В средние века финансовое хозяйство сначала складывалось с налогов в натуральном виде, с разных повинностей, службы, за использование земли. Позднее правительства отдельных государств составляли кадастры и оценивали имущество, как государственное, так и частное. Такие кадастры были составлены в 812 г. во времена Карла Великого. В них были вписаны дворы, дома, одежда, хлеб, скот, фруктовые деревья. С XIII ст. существовали подобные переписи на австрийских землях. В Англии в XV ст. для парламента были составлены расчёты доходов и расходов короны. В России в XV-XVII ст. существовали “Писцовыя книги” – сводные описания хозяйства для земельного налогообложения, которые составлялись московскими “писцами” (с XVIII ст. они уже назывались ”мелкие чиновники”). В этих книгах описывались хозяйства городов (церкви, усадьбы, магазины) и сёл (пахотные земли, пастбища и др.). Составляя названные инвентари (описи), правительства заботились о фискальных интересах казны. Они заботились об увеличении доходов и, особенно об укреплении платёжных обязательств населения. Такие инвентари, по сути, были подготовительным материалом для составления бюджета. И действительно, пользуясь ими, правительства в скором времени перешли к составлению бюджетов на определённые периоды времени.

Разлад в экономической жизни заставил римского императора Августа впервые сделать перепись всего населения, всего государственного имущества, а также оценку последнего. В переписи также указывались суммы налогов и оплат, которые взимались с населения и составляли государственный доход, и данные о расходах.

Имея такие материалы, правительства не составляли полных смет и ограничивались расчётами наиболее важных доходов и расходов на пятилетку. Так продолжалось до конца междоусобных войн, которые совсем истощили государство.

Государственного бюджета

Социально - экономическая сущность и роль

Государственный бюджет

 

Исторически бюджет появился с возникновением государства, но он не присущ государству на всех стадиях его развития и имел несколько другую форму. Государство имело свою систему доходов и расходов, которые взимало и расходовало на свои нужды без определённого плана. И только с тех пор, когда государство начало вести свою финансовую деятельность на плановой основе (доходная и расходная часть составлялась на определённый период), можно считать это время зарождением бюджета.

Все государства имели доходы необходимые для финансирования расходов. Согласно историческим данным еще в древнем Риме во времена республики было достаточно много материалов, необходимых для составления смет доходов и расходов. Так, были известны доходы от регалий и разные оплаты, которые отдавались на откуп за определённые правительством суммы, от налогов с провинций, от контрибуции с ново завоеванных территорий.

Расходы не превышали суммы доходов, из государственной казны выплачивались расходы на содержание сената, цензуры, судов, театров, цирков, полиции и других учреждений. Потребности в расходах провинций (или как теперь говорят, местных регионам) удовлетворялись самими провинциями.

Первый государственный финансовый план вмещал расходы на армию, центральную и местную администрации, на театры, а также доходы от регалий и подушного налога с провинций. Материальную основу власти императора Августа составляли доходы с подотчётных лично ему провинций и специально утверждённая казна – фиск.

Первые попытки составления бюджета зафиксированы во Франции во времена Филиппа Красивого в 1302 г., но в это время мало обращали внимание на необходимость составления бюджета т. к. расходы в основном зависели от удовлетворения потребностей первого лица в государстве. Вернулись к составлению бюджета почти чрез два века во времена министра финансов Франции Сюлли (1599-1611 гг.). В дальнейшем министр финансов Франции Неккер (1777-1781 гг. и 1788-1790 гг.) продолжил составление смет доходов и расходов, и ему принадлежала идея публичности в народном хозяйстве. Именно Неккер создал финансовые основы (правила), на которых базировались правила составления бюджета, которые существуют до сих пор.

Государственный бюджет появляется практически с появлением государства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет приобретает форму документа, утверждаемого законодательным органом.

Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия. После революции 1686-1689 гг. король вынужден был отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента. Расходы государства были разделены на две части – на расходы гражданские (цивильные) и расходы военные. Военные расходы утверждались ежегодно, а гражданские – только в том случае, когда король вносил в них изменения.

Архивы донесли до нас сведения, что слово “бюджет” происходит от нор­мандского bouqe bouqtte, что означает “карман”, “сумка”, “кожаный мешок”. Это слово стали использовать англичане, изменив его на budget. Сначала оно означало “кожаный мешок”, в котором приносили в парламент разные документы, в них речь шла о государственных доходах и расходах, а потом словом budget стали называть речь канцлера казначейства, которую он произносил в парламенте.

В демократическом государстве бюджет – законодательно утверждаемый документ, в котором находит отражение движение денежных средств, сконцентрированных в руках государства с целью выполнения своих функций и задач.

Государственный бюджет является решающим и ведущим звеном финансовой системы, через которую осуществляется перераспределение большей части национального дохода.

Сущность государственного бюджета, как экономической категории реализуется через его функции: распределительную (перераспределительную), контрольную и функцию по обеспечению существования государства.

Основным объектом бюджетного перераспределения является национальный доход, а иногда его часть.

С помощью распределительной функции государство концентрирует денежные средства и целенаправленно их использует. Так происходит перераспределение финансовых ресурсов между различными отраслями общественного производства.

Рассмотрим основные направления распределительной функции в отдельности.

В рыночной экономике политическая, экономическая, социальная и другие формы деятельности государства неразрывно связаны с перераспределением национального дохода как части валового внутреннего продукта. Перераспределение национального дохода, непосредственно затрагивающее интересы общественных слоев, имеет важное социально-политическое значение. Если перераспределение осуществляется в интересах имущих слоев, от его рост означает усиление налогового обложения, которое основной своей тяжестью ложится на трудящихся.

Используя бюджетную систему, государство вносит глубокие изменения, в пропорции складывающиеся на стадиях производства и первичного распределения национального дохода. Доля национального дохода, получаемая трудящимися, все больше падает. Одновременно усиливается концентрация богатства.

Перераспределение национального дохода имеет также экономическое значение. Бюджет служит важным инструментом централизации в руках государства совокупного общественного капитала, мобилизации через налоги и займы, доходов всех слоев общества и использования их в целях вмешательства в хозяйственную жизнь страны. Сосредотачиваемые у государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его экономической деятельности и создают широкие возможности активного вмешательства в общественное воспроизводство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.