Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование доходов местных бюджетов в Украине




 

Как отдельная экономическая категория, доходы местных бюджетов выражают сферу экономических отношений общества, которая связанная с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов и используется местными органами власти для обеспечения текущих и перспективных задач развития территорий.

Формирование и распределение доходов местных бюджетов осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Конституцией Украины, Бюджетным кодексом, Законами Украины «О местном самоуправлени в Украине», «О системе налогообложения», «О Государственном бюджете Украины…» и прочими нормативными акты.

Местные бюджеты принято считать низовым звеном бюджетной системы Украины. И хотя удельный вес доходов местных бюджетов в сводном государственном бюджете составляет менее 35% (табл. 10.1.) они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой, нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти.

Сегодня на формирование местных бюджетов существует две точки зрения. Сторонники первой считают, что местные бюджеты должны формироваться «снизу». Обеспечив потребности конкретной административно-территориальной единицы, а излишек средств необходимо передавать вышестоящим бюджетам. Приверженцы другой точки зрения - наоборот, «утверждают», что нужно, прежде всего, обеспечить общегосударственные потребности, то есть местным бюджетам оставлять средства необходимые для обеспечения только минимальных потребностей, и в случае наличия средства сверх нормативного уровня - распределять их между всеми соответствующими административно-территориальными единицами.

Прежде чем формировать местные бюджеты необходимо разграничить задачи между центральной властью и местными органами власти и определить их источники финансирования

Для достижения оптимальной обеспеченности общегосударственного и местных бюджетов и пропорциональности между ними должно быть выполнено единство бюджета и государственного плана экономического и социального развития. Каждый бюджет должен быть обеспечен постоянными доходами, которые тесно связаны с экономической, социальной и экологической ситуацией региона. Каждый бюджет должен быть сбалансирован независимо от объемов закрепленных за ним доходных источников.

Таблица 10.1.

Доходы местных бюджетов 2000-2002 г.г.

  Структура доходов Сводный бюджет, млн. грн. Местные бюджеты
всего, млн. грн. уд. вес в сводном бюджете, %
Доходы      
  49117,9 14311,8 29,1
  54934,6 17735,6 32,3
  61954,3 19429,3 31,4
Налоговые поступления      
  31317,5 11757,0 37,5
  36716,4 14758,7 40,2
  45392,5 16457,7 36,3
В том числе      
Налог на прибыль предприятий      
  7698,4 2117,2 27,5
  8280,0 2116,9 25,6
  9398,3 1236,4 13,2
Подоходный налог с граждан      
  6377,7 6377,7 100,0
  8774,9 8774,9 100,0
  10823,9 10823,9 100,0
НДС      
  9441,4 - -
  10348,4 - -
  13471,2 - -
Акцизный сбор      
  2239,7 150,6 6,7
  2654,3 271,1 10,2
  4098,2 210,7 5,1
Неналоговые поступления      
  12652,5 1782,5 14,1
  16427,1 2183,1 13,3
  14696,7 2072,0 14,1
Целевые фонды      
  5079,2 749,3 14,8
  1111,2 684,9 61,6
  472,0 282,9 53,9

Одним из основных принципов построения и функционирования бюджетной системы Украины является принцип самостоятельности бюджетов. Данный принцип предусматривает, что расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами. Однако, анализ бюджетов на местном уровне свидетельствует о том, что принципы самостоятельности не получают достаточного практического подтверждения. Недостаток собственных средств местных бюджетов для финансирования деятельности органов местного самоуправления компенсируют межбюджетные отношения значительными объемами дотаций, субвенций и других видов финансовой помощи местным бюджетам.

В понятие «межбюджетные отношение» входит не только получение финансовой помощи, но и законодательное распределение доходов и расходов на долговременной основе между звеньями бюджетной системы. Не решив эту проблему, нельзя рассчитывать на качественное улучшение механизма бюджетного регулирования, достижения реальной самостоятельности местных бюджетов. Для того, чтобы принцип самостоятельности местных бюджетов не носил чисто формального характера, помимо законодательного разграничения доходных и расходных функций между бюджетами различных уровней, необходимо заинтересовать органы местного самоуправления в получении дополнительной помощи из вышестоящих бюджетов. Дополнительная помощь может выделяться в зависимости от выполнения административно-территориальными единицами социально-экономических показателей.

В Законе Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997г. ст. 61 п.4 определено: «Самостоятельность местных бюджетов гарантируется собственными и закрепленными за ними на стабильной основе законом общегосударственными доходами,..». Дальше в ст.62 читаем «Государство гарантирует органам местного самоуправления доходную базу, достаточную для обеспечения населения услугами на уровне минимальных социальных потребностей. В случаях, когда доходы от закрепленных за местными бюджетами общегосударственных налогов и сборов превышают минимальный размер местного бюджета, государство изымает из местного бюджета в государственный бюджет часть излишков в порядке, установленном законом о государственном бюджете». Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе нормативов бюджетного обеспечения на одного жителя с учетом экономического, социального, природного и экологического состояния соответствующих территорий исходя из уровня минимальных социальных потребностей установленных законом.

В доходной части местного бюджета начиная с 1998 г. отдельно выделяют доходы, необходимые для выполнения собственных полномочий, и доходы, необходимые для обеспечения выполнения делегированных законом полномочий органам исполнительной власти.

Делегированные полномочия - полномочия органов исполнительной власти, данные органам местного самоуправления законом, а также полномочия органов местного самоуправления, которые передаются соответствующим местным государственным администрациям решениями районных, областных советов.

Собственные доходы – это доходы, принадлежащие местному органу власти, формируются на подведомственной ему територии на основании решений этого органа. В Украине собственные дохрды законодательно не определены и объединяются с понятием «закрепленные доходы».

Закрепленные доходы – это доходы, которые полностью или определенной частью на долгосрочной основе закрепляются за тем или другим бюджетом. Перечень закрепленных доходов местных бюджетов определяется соответствующим законодательством.

Государственные и местные органы власти должны быть заинтересованы в успешном выполнении планов общегосударственных доходов (налоговых и неналоговых) на территории конкретного региона, обеспечение равномерности поступлений средств и устранения любых задержек через несовпадение сроков осуществления расходов и получения доходов.

В 2001г. принят нормативный документ, регламентирующий экономические отношения всей бюджетной системы страны - Бюджетный Кодекс Украины. В нем указано, что важная роль в реформировании бюджетных отношений отводится местным бюджетам

Хотя Бюджетный кодекс уклоняется от разделения доходов на «собственные» и «делегированные», но позволяет формировать так называемые «корзины доходов» местного самоуправления. Имеются две «корзины». Финансовые ресурсы, аккумулированные в «корзине» номер один направляются на финансирование полномочий делегированных государством органам местного самоуправления. «Корзина» номер два – это те средства, которые используются на выполнение собственных полномочий. Ведущее место в «корзине» номер один занимает подоходный налог с граждан, который на долгие годы станет основным источником формирующим доходную часть местных бюджетов. Интересно то, что в экономически развитых странах, где уровень жизни один из самых высоких (табл. 10.2.), подоходный налог и налог на имущество являются основными в наполнении местных бюджетов.

Таблица 10.2.

ВВП на 1человека в разных странах (тыс. долл.)

Государство            
Япония 34,26 37,47 40,94 36,57 33,3 29,96
Франция 22,18 23,38 26,77 26,68 24,10 24,71
США 25,26 26,51 27,50 28,77 30,32 31,75
Англия 16,48 17,78 19,29 20,17 22,49 23,93
Норвегия 26,98 28,41 33,71 36,05 35,03 33,20
Канада 19,27 19,06 19,73 20,30 20,72 19,64
Германия 24,2 25,73 30,10 29,09 25,77 26,18
Италия 17,36 17,90 19,14 21,42 20,21 20,66
Польша 2,24 2,56 3,27 3,70 3,72 4,10
Россия 1,16 1,88 2,35 2,91 3,05 1,94
Украина 0,63 0,71 0,72 0,87 0,99 0,83

Впервые при формировании доходной части местных бюджетов в 2001 г. были примененные новые подходы, которые используются и в настоящее время и закреплены Бюджетным кодексом, а именно:

- доходы местных бюджетов планируются на формульной основе;

- областным советам запрещено увеличивать объем доходов свыше тех, что определено Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на текущий год».

Доходы местных бюджетов районных советов в городах (в случае их создания) формируются соответственно объему полномочий, которые определяются соответствующими городскими советами.

Доходы местных бюджетов формируются за счет:

- части общегосударственных налогов закрепленных за бюджетами местного самоуправления, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов;

- части общегосударственных налогов закрепленных за бюджетами местного самоуправления, которые не учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов;

- трансфертов, которые передаются из Государственного бюджета Украины местным бюджетам. Основные требования к построению системы бюджетных трансфертов были сформулированы Дж.Мак-Мастером. Эта система должна учитывать отличия в финансовых потребностях территорий при условии четко определенной сферы их ответственности; компенсировать отличия между органами управления одного уровня, для потенциальной возможности финансирования расходов; создать стимулы для увеличения использования местными органами собственного доходного потенциала; быть стабильной и уметь прогнозировать потребности территорий; не поощрять немотивированное использование общественных средств.

К доходам закрепленным за бюджетами местного самоуправления, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов относят:

1. Подоходный налог с граждан:

а) к доходам бюджетов г. Киева и Севастополя засчитывается 100% общего объема подоходного налога с граждан который собирается на их территории;

б) 75% относят к доходам бюджетов городов республиканского (в АРК) и областного значения;

в) 25% относят к доходам бюджетов городов районного значения, сел, поселков и их объединений.

2. Государственная пошлина принадлежащая соответствующим бюджетам.

3. Плата за лицензии на ведение определенных видов хозяйственной деятельности и сертификаты, которые выдаются исполнительными органами соответствующих советов.

4. Плата за государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, которая взимается исполнительными органами соответствующих советов.

5. Плата за торговый патент на выполнение некоторых видов предпринимательской деятельности (за исключением платы за приобретение торговых патентов пунктами продажи нефтепродуктов (автозаправочными станциями, заправочными пунктами), которая взимается исполнительными органами соответствующих советов.

6. Поступления административных штрафов, що накладаються исполнительными органами соответствующих советов или созданными ими в установленном порядке административными комиссиями.

7. Единый налог для субъектов малого предпринимательства в части, которая принадлежит соответствующим бюджетам.

К доходам местних бюджетов, которые не учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов относят:

1. Местные налоги и сборы, формирующие бюджеты местного самоуправления.

2. 100% платы за землю – для бюджетов городов Киева и Севастополя; 75 % платы за землю для бюджетов городов республиканского АРК и городов областного значения; 60% платы за землю – для бюджетов сел, поселков, городов районного значения и их объединений.

3. Налог с владельцев транспортных средств и прочих самоходных машин и механизмов в части, которая поступает в бюджеты местного самоуправления.

4. Поступления процентов за пользованием временно свободными бюджетными средствами.

5. Налог на промысел в части, которая поступает в бюджеты местного самоуправления.

6. Поступления дивидендов, насчитанных на акции (части, паи) хозяйствующих структур, которые имеются в собственности соответствующей территориальной громады.

7. Плата за загрязнение окружающей среды в части, которая поступает в бюджеты местного самоуправления.

8. Средства от отчуждения имущества коммунальной собственности, в том числе от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения, которые находятся в коммунальной собственности.

9. Фиксированный сельскохозяйственный налог в части, которая поступает в бюджеты местного самоуправления.

10. Плата за оренду имущественных комплексов, находящихся в коммунальной собственности.

11. Поступления от городских денежно-вещевых лотерей.

12. Плата за гарантии согласно ст.17 Бюджетного кодекса.

13. Гранты и дарения в стоимостном выражении.

14. Собственние поступления бюджетных учреждений, которые финансируются за счет средств соответствующего бюджета.

15. Налог на прибыль предприятий коммунальной собственности.

16. Платежи за специальное использование природных ресурсов местного значения.

17. Прочие поступления предусмотренные законом.

Межбюджетные трансферты передающиеся из Государственного бюджета местным бюджетам для финансирования расходов могут быть следующих видов:

- дотация выравнивания бюджета АРК, областным бюджетам, бюджетам г. Киева и г. Севастополя, районным бюджетам и бюджетам городов республиканского АРК и городов областного значения. Дотация выравнивания определяется по общему фонду бюджета как разница между расчетным объемом расходов и прогнозным объемом доходов которые аккумулируются на ее территории;

3. субвенция на выполнение программ социальной защиты; субвенция на компенсацию потери доходов бюджетов местного самоуправления на выполнение собственных полномочий вследствии предоставления льгот, определенных государством.;

4. субвенции на выполнение инвестиционных проектов;

5. прочие субвенции.

Расчет межбюджетных трансфертов местным бюджетам выполняется согласно Постановления КМУ “Про затвердження Порядку розрахунку міжбюджетних трансфертів (дотацій вирівнювання, субвенцій та крштів, що передаються до бюджету вищого рівня) та нормативів відрахувань від загальнодержавних податків і зборів”.

При распределении объема межбюджетных трансфертов учитываются такие параметры: финансовые нормативы бюджетного обеспечения и корректирующие их коэффициенты; количество жителей и количество потребителей услуг; индекс относительной налогоспособности города или района; прогнозный показатель “корзины” доходов бюджетов местного самоуправления для бюджетов г.Киева и г.Севастополя, городов республиканского АРК, городов областного значения и районных бюджетов; коэффициент выравнивания.

Индекс относительной налогоспособности – коэффициент означающий уровень нологоспособности админимтративно-территориальной единицы в сравнении с аналогичным средним показателем по Украине в расчете на одного жителя. Многие считают, что коэффициенты налогоспособности - это не только инструменты планирования корзины доходов. Это показатели товарности и уровня развития цивилизованных рыночных отношений. Низкий уровень означает не столько упадок экономики, сколько неуправляемость, натурализацию и тенизацию.

Середняя величина общегосударственных налогов в структуре доходов местных бюджетов составляет 78%, а во многих городах вона превышает 90%, то есть бюджеты административно-территориальных единиц на 79-90%% зависят от общегосударственных налогов, сборов и государственных трансфертов.

Доля собственных доходов в бюджетах незначительны их перечень законодательно не определен и тем не менее в Украине к собственным доходам органов местного самоуправления относят местные налоги и сборы, такие как: гостиничный сбор; сбор за парковку автомобилей; рыночный сбор; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор с владельцев собак; курортный сбор; сбор за участие в бегах на ипподроме; сбор за выграш на бегах; сбор с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе на ипподроме; налог с рекламы; сбор за право пользования местной символики; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за право проведения местных аукционов, конкурсной распродажи и лотерей; коммунальный налог; сбор за проезд по территоии приграничных областей автотранспорта, который выезжает за границу; сбор за выдачу разрешения на розмещение объектов торговли.

Дадим характеристику каждому налогу.

Гостиничный сбор - это сбор, взимаемый с граждан за проживание в гостиницах, кемпингах и других учреждениях гостиничного типа. В таблице 10.3 приведены элементы налога.

Таблица 10.3.

Плательщик Лица, в том числе и иностранные, которые проживают в гостиницах (домах колхозников, кемпингах, а также в комнатах общежитий для приезжих)
Объект Суточная стоимость жилья, включая арендованное (без дополнительных услуг)
Ставка Не должна превышать 20% суточной стоимости снимаемого жилья (без дополнительных услуг)
Источник Для юридических лиц – себестоимость продукции (работ, услуг); Для граждан – собственные средства
Штрафные санкции За несвоевременное перечисление налога уплачивается пеня в размере 0,3% за каждый день просрочки

 

Учет плательщиков и средств гостиничного сбора ведут администрации гостиницы, которые в срок, установленный для подачи квартальной и годовой бухгалтерской отчетности, подают расчет в государственную налоговую администрацию по утвержденной форме.

Гостиничный сбор взимается и перечисляется администрацией гостиницы в местный бюджет ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Сбор за парковку автомобилей. Сбор, взимаемый с юридических и физических лиц в специально оборудованных или отведенных для этого местах. Сбор за парковку платится водителями непосредственно на месте парковки.

Элементы сбора за парковку автомобилей представлены в таблице 10.4.

Таблица 10.4.

Плательщик Юридические лица и граждане, которые паркуют автомобили в специально оборудованных или отведенных для этого местах
Объект Плата за стоянку из расчета за один час парковки
Ставка Не должна превышать: 3% необлагаемого минимума доходов граждан в специально оборудованных местах; 1% необлагаемого минимума доходов граждан в отведенных местах
Источник Для юридических лиц – себестоимость продукции (работ, услуг); Для граждан – собственные средства
Штрафные санкции За несвоевременное перечисление налога уплачивается пеня в размере 0,3% за каждый день просрочки

Сбор за парковку автотранспорта взимается и перечисляется собственниками автостоянок или отведенных мест ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем в местный бюджет.

Собственники автостоянок или отведенных мест обязаны вести учет средств сбора и ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом представлять в государственные налоговые администрации декларацию.

Рыночный сбор - это плата за торговые места на рынках и в павильонах, на крытых и открытых столах, площадках для торговли с автомашин, прицепов, мотоциклов, ручных тележек. Взимается с юридических лиц и граждан, которые реализуют сельскохозяйственную и промышленную продукцию и другие товары.

Элементы рыночного сбора представлены в таблице 10.5.

Таблица 10.5.

Плательщик Юридические лица и граждане, которые реализуют сельскохозяйствен- ную, промышленную продукцию и другие товары на рынках
Объект Плата за торговые места на рынках и в павильонах, на крытых и открытых столах, площадках для торговли с автомашин, прицепов, мотоциклов, ручных тележек
Ставка Не должна превышать: 20% минимальной заработной платы для граждан и трех необлагаемых минимальных заработных плот для юридических лиц независимо от рынка, его территориального размещения и вида продкуции.
Источник Для юридических лиц – себестоимость продукции (работ, услуг); Для граждан – собственные средства
Штрафные санкции За несвоевременное перечисление налога уплачивается пеня в размере 0,3% за каждый день просрочки

 

Рыночный сбор взимается работниками рынка до начала реализации продукции.

Средства, поступающие от рыночного сбора (полностью) администрацией рынка перечисляются в местный бюджет ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Сбор за выдачу ордера на квартиру - это сбор за услуги, связанные с выдачей документов, дающих право на заселение квартиры.

Элементы представлены в таблице 10.6.

Таблица 10.6.

Плательщик Получатели ордера на квартиру
Объект Плата за услуги, связанные с выдачей документов, дающих право на заселение квартиры
Ставка 30% необлагаемого минимума доходов граждан, действующего на дату оформления ордера на квартиру
Источник Собственные средства
Штрафные санкции За несвоевременное перечисление налога уплачивается пеня в размере 0,3% за каждый день просрочки

Сбор за выдачу ордера на квартиру оплачивается через банк до получения ордера и перечисляется в бюджеты местного самоуправления. Документом об оплате сбора является квитанция, выданная банком. Без оплаты сбора ордер не выдается.

Учет плательщиков сбора за выдачу ордера на квартиру ведут органы, выдающие ордера на квартиру, которые ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом представляют в налоговую администрацию отчет о количестве выданных ордеров и суммах сбора, поступивших в местный бюджет с разбивкой по месяцам.

Сбор с владельцев собак. Плательщиками сбора являются граждане - владельцы собак (кроме служебных), которые проживают в домах государственного и общественного жилого фонда и в приватизированных квартирах.

Элементы представлены в таблице 10.7.

Таблица 10.7.

Сбор с владельцев собак
Плательщик Граждане – владельцы собак
Ставка Не должна превышать 10% необлагаемого минимума дохода граждан на момент начисления сбора
Источник Собственные средства



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.113 сек.