Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Договор перевозки




Понятие договора перевозки. Эволюционный опыт развития экономически развитых стран доказывает, что цивилизованное государство базируется на развитой рыночной экономике, одной из важнейших составных частей которой является транспорт. Особенно заметно значение транспорта в международных сообщениях, поскольку правовое регулирование перевозок показывает, что разные государства могут находить компромиссные и взаимовыгодные решения во многих случаях. Общеизвестно, что государства по политическим причинам стараются сохранить национальный статус транспорта. Однако экономика и право этих государств полностью отвечают интересам международного сотрудничества.

Условия договора перевозки грузов, пассажиров, багажа внутри государств — членов ЕС и США практически соответствуют условиям договоров международных перевозок.

Особенностью международных перевозок является присутствие иностранного элемента (т. е. перевозка выполняется за границу государства).

Следует также иметь в виду, что современные интеграционные процессы в сферах экономики и права имеют определенные исторические предпосылки.

В Европе достаточно давно сложились несколько правовых семей. Наибольшую роль в развитии законодательства государств сыграли романо-германская правовая семья и англосаксонская правовая семья.

Государства, входящие в романо-германскую правовую семью (Германия, Франция, Италия, Греция, Австрия, Швейцария и др.), представляют практически всю Европу.

Романо-германское право оказало существенное влияние и на правовые семьи, которые претендуют на относительную самостоятельность. Англосаксонская правовая семья включает в себя государства Объединенного Королевства, а также почти все штаты США.

Сильны позиции англосаксонской правовой семьи в большинстве стран Британского Содружества.

Таким образом, при наличии самостоятельного транспортного законодательства в отдельно взятых государствах Европы и в США все это законодательство в основных своих чертах идентично.

Договор перевозки грузов, пассажиров и багажа — это двусторонний, возмездный, реальный либо консенсуальный договор. Такой договор оформляется путем выдачи соответствующих транспортных документов, в зависимости от вида транспорта.

Основания для заключения договора перевозки. Для заключения договора перевозки требуются определенные действия организационного характера, выражающиеся в предварительных согласованиях грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя. Это достигается в процессе организации выполнения обязательств по перевозке и выражается в определенных правовых формах. По результатам действий конкретизируются сроки и объемы перевозок.

На разных видах транспорта существуют различные документы, регулирующие организацию перевозки грузов: в морских перевозках — это коносамент, в воздушных — авиатранспортная накладная, в автомобильных — автотранспортная накладная, в железнодорожных — железнодорожная накладная, в внутренневодных — также коносамент либо накладная.

Несмотря на различные формы этих документов, все они выполняют одну функцию: упорядочение и ускорение организационных действий в договоре перевозки. Такого рода «организационные документы» в виде заказов или заявок играют очень важную роль. В них конкретизируются задачи и определяются показатели, обеспечивающие перевозку. Заявка или заказ представляется в транспортную организацию с указанием объема перевозки грузов в тоннах, с распределением по родам грузов и соответствующим датам погрузки.

Подача заявки-заказа грузоотправителем способствует выполнению перевозочного процесса и является основанием для его начала. Предъявление груза и перевозка производятся, как правило, по согласованным графикам. Возможно также заключение договоров по организации перевозок грузов. Поскольку в сфере предпринимательской деятельности перевозки грузов являются систематическими, то заинтересованные стороны заключают при необходимости долгосрочные договоры об организации перевозок, в которых определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок. В таких договорах может быть установлена и ответственность за нарушения предусмотренных в них обязательств. Целью подобных договоров на различных видах транспорта является урегулирование взаимоотношений сторон, носящих постоянный характер и регулируемых более практикой, нежели законодательно. Они также способствуют выполнению перевозочного процесса и обеспечивают четкую координацию деятельности всех участников транспортного процесса.

Взаимовыгодные договоренности создают основу партнерских отношений заинтересованных сторон и являются своего рода гарантией соблюдения сторонами добровольно взятых на себя обязательств, связанных с предстоящими перевозками грузов. Установление в долгосрочном договоре каких-либо положений по поводу специфических условий перевозки грузов освобождает стороны на весь период действия такого договора от необходимости вновь согласовывать эти условия при заключении конкретного договора перевозки. Таким образом, долгосрочный договор способствует достижению устойчивости в отношениях перевозчика и клиентуры, устраняет разногласия между ними при заключении и исполнении конкретных договоров перевозки. В то же время следует иметь в виду, что заключение долгосрочных договоров об организации перевозок не является обязательным для сторон.

Долгосрочный договор об организации перевозок грузов заключается в письменной форме, при этом стороны сами определяют (в зависимости от объемов перевозки грузов) его срок. Заключение договора об организации перевозок грузов не освобождает грузоотправителя от представления заявки на перевозку грузов в порядке и в сроки, предусмотренные транспортными кодексами и уставами. Этот договор не заменяет договор на перевозку конкретного груза, носит консенсуальный, взаимный характер.

Субъектами обязательства по перевозке являются перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель. Перевозчиком грузов в подавляющем большинстве случаев выступают соответствующие коммерческие организации. Однако в зависимости от принятых

в данном государстве организационно-правых форм можно говорить о разных видах коммерсантов, в том числе и соответствующих нашему понятию индивидуального предпринимателя. Естественно, что эти коммерсанты должны иметь соответствующее разрешение на занятие перевозкой. Грузоотправителем и грузополучателем могут быть юридические и физические лица. Основной обязанностью перевозчика является подача отправителю груза под загрузку в срок, оговоренный ранее, исправных транспортных средств в состоянии, пригодном для перевозки груза. Для выполнения указанной обязанности перевозчик должен содержать транспортные средства в надлежащем состоянии и перед подачей под погрузку проверять их пригодность для перевозки данного груза. Вместе с тем перевозчик, зная заранее, какой груз предполагается перевозить, должен определиться, соответствует ли данное средство данному грузу и будет ли груз доставлен в необходимое время в соответствующем состоянии.

Грузоотправитель обязан принять все зависящие от него меры, обеспечивающие сохранность груза при перевозке. Он не вправе грузить продукцию самостоятельно в любое транспортное средство. Более того, грузоотправитель обязан отказаться от погрузки груза в транспортное средство, не пригодное для перевозки данного груза. В противном случае возникнет проблема с ответственностью за повреждение или порчу груза перед грузополучателем.

Грузоотправитель может быть освобожден от ответственности за недостачу, повреждение груза, помещенного в непригодное транспортное средство, если докажет вину перевозчика в повреждении груза либо его недостаче.

Ответственность за пригодность транспортных средств в техническом отношении несет перевозчик, который их подает: транспортные средства принадлежат ему, и он должен отвечать за их состояние. Определять же пригодность транспортного средства в коммерческом отношении должен перевозчик, который загружает в него груз. Поместив груз в транспортное средство, непригодное в коммерческом отношении, данный перевозчик берет на себя всю ответственность, связанную с его сохранностью. Загрузка транспортного средства до полной вместимости и правильное определение веса имеют большое значение как для перевозчиков, так и для грузоотправителей, поскольку оценка деятельности транспортных предприятий дается по количеству перевезенного груза, а размер провозной платы, которую вносит грузоотправитель, зависит не только от расстояния, но и от веса груза.

Вес груза на различных видах транспорта определяется по-разному. На железнодорожном транспорте он определяется перевозчиком или грузоотправителем.

На морском транспорте при погрузке груза портами на своих причалах и своей рабочей силой определение веса производится пароходством на весах порта. При погрузке грузов в портах клиентуры или у принадлежащих ей причалов определение веса грузов производится грузоотправителями. Определение веса груза расчетным путем, по обмеру или условно производится во всех случаях грузоотправителем.

На речном транспорте вес груза, отправляемого с причалов и складов и погрузочных пунктов необщего пользования, а также общего пользования, но не находящихся в ведении пароходства, определяется грузоотправителем.

На воздушном транспорте при сдаче груза к перевозке отправитель обязан указать в грузовой накладной точное наименование груза, его вес (массу), число мест, размер и объем.

На автомобильном транспорте определение веса груза осуществляется в основном грузоотправителем. Запись в товарно-транспортной накладной о весе груза с указанием способа его определения производится грузоотправителем.

Уплата провозной платы в любых договорах перевозки является одной из важнейших обязанностей грузоотправителя. По общему правилу провозная плата должна быть внесена в пункте отправления одновременно со сдачей груза к перевозке.

Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение заявок договоров на перевозку грузов. От количества времени, затрачиваемого на транспортировку груза, зависят эффективность работы транспорта, ускорение оборачиваемости транспортных средств и в значительной мере сохранность перевозимых грузов. Поэтому своевременная доставка грузов в пункты назначения, являясь условием надлежащего исполнения договора перевозки, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность.

Доставка и выдача груза. Доставкой и выдачей груза, поступившего в адрес грузополучателя, завершается исполнение перевозочного обязательства. В зависимости от того, исполнено ли обязательство в точном соответствии с его условиями или нет, оно либо прекращается (исполнением), либо изменяется его содержание — возникает обязанность перевозчика возместить ущерб.

Соблюдение установленного порядка и соответствующее оформление выдачи-приемки груза имеют решающее значение для выявления обстоятельств, при которых возникли недостача, порча или повреждение груза. Нарушение перевозчиком или грузополучателем установленных правил выдачи-приемки груза порой приводит к невозможности установить, по чьей вине груз поврежден или утрачен. Выдача груза является конечным моментом, до которого простирается ответственность перевозчика. В связи с этим немаловажное значение имеет момент совершения выдачи груза, определяемый в зависимости от места, где эта операция выполняется, и от того, кем осуществляется выгрузка.

При перевозках грузов в контейнерах на отдельных видах транспорта при транспортно-экспедиционном обслуживании, которое производится на основании договоров предприятий-грузополучателей с органами автотранспорта, выдача перевозчиком контейнера (на железнодорожном, морском и речном транспорте) завершается в момент передачи груза шоферу автотранспортного предприятия.

На автомобильном транспорте выдача груза в контейнере завершается в момент передачи его на складе грузополучателя. При централизованном вывозе грузов в контейнерах (на железнодорожном, речном и морском транспорте) выдача груза получателю завершается в момент передачи контейнера шоферу автотранспортного предприятия на складе грузополучателя.

При поступлении грузов в вагонах на подъездной путь грузополучателя выдача груза завершается в момент передачи этого вагона приемосдатчиком грузополучателю и его росписи в приемке; при поступлении грузов в порты, пристани, на пути общего пользования — в момент передачи груза представителю получателя и его росписи в транспортных документах.

Грузы, прибывшие в исправном транспортном средстве с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки количества мест, состояния и веса груза. В случае прибытия в пункт назначения транспортного средства с техническими неисправностями, в результате которых возникла возможность доступа к грузу или его повреждения, или с какими-либо неисправностями пломб перевозчик по требованию получателя и с его участием или по своей инициативе обязан вскрыть транспортное средство, произвести проверку количества мест, веса и состояния груза и при необходимости составить акт установленной формы.

Ответственность за нарушение обязательств по перевозке. Обязательства по перевозке грузов подчиняются общим правилам законодательства об ответственности. Анализ норм, регулирующих вопросы ответственности по договорам перевозки, позволяет выделить две основные группы обстоятельств, в которых отражены особенности ответственности за нарушение условий договора перевозки. Это касается ответственности перевозчика за неподачу транспортных средств под погрузку, а также за подачу под погрузку неисправных транспортных средств или транспортных средств, не пригодных для перевозки конкретных грузов.

Неподача транспортных средств под погрузку. Для того чтобы обязанность перевозчика по подаче транспортных средств была признана выполненной, требуется строгое соответствие этой подачи количественным показателям договора. Заявка (заказ) считается перевозчиком невыполненной, если, несмотря на ее своевременную подачу грузоотправителем, транспортные средства в соответствующие сроки не подавались или подавались в меньшем, чем предусмотрено заявкой (заказом), количестве.

Стороны долгосрочного договора об организации перевозок грузов вправе включить в него положение о том, что недогруз может быть восполнен лишь при условии предъявления соответствующего требования со стороны грузоотправителя. Грузоотправитель, не востребовавший от перевозчика восполнения недогруза, снимает тем самым с последнего обязанности по выделению соответствующего количества транспортных средств.

Необходимые условия, при наличии которых перевозчик несет обязанность по восполнению недогруза и которые могут быть включены в долгосрочный договор, — это согласования между перевозчиком и отправителем порядка выделения транспортных средств для восполнения недогруза (сроки и порядок подачи транспортных

средств, сгущение подачи и т. п.). Если соглашением сторон порядок выделения транспортных средств не установлен, ответственность перевозчика за их неподачу исключается.

Эти условия при установлении ответственности перевозчиков за невосполнение недогруза следует признать обязательными, так как грузоотправитель может утратить заинтересованность в получении транспортных средств за прошлый период. При отсутствии такой заинтересованности грузоотправитель, естественно, не потребует подачи транспортных средств, а у перевозчика не возникнет соответствующей обязанности. В случае же, когда грузоотправитель испытывает потребность в транспортных средствах, не поданных ему в прошлый период, он должен оговорить условия подачи недогруза с перевозчиком, так как у последнего может не оказаться свободных транспортных средств.

Подача под погрузку неисправных транспортных средств или транспортных средств, не пригодных для перевозки конкретных грузов. С точки зрения юридической квалификации в рассматриваемом случае имеет место ненадлежащее исполнение обязанностей. Но по своим последствиям оно тождественно неисполнению: и в первом, и во втором случае грузоотправитель лишен возможности осуществить предусмотренную заявкой (заказом) погрузку, что приводит к срыву перевозки грузов.

Нарушение своих обязанностей грузоотправителями может выразиться: в форме неиспользования поданных транспортных средств (поданные перевозчиком транспортные средства признаются неиспользованными при допущении их простоя, выходящего за пределы отчетных суток, в которые должна быть произведена погрузка, при отказе от уже поданных транспортных средств или оставлении их недогруженными); в форме отказа от предусмотренных заявкой (заказом) транспортных средств.

Формы ответственности. Формы ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств могут быть разными. Обычно в договорах на перевозку указываются санкции за совершенные правонарушения. Главной целью таких санкций является воздействие на нарушителя, и они носят компенсационный характер. Основной задачей является возмещение убытков. Меры имущественной ответственности следует отличать от случаев распределения убытков между участниками перевозочного процесса. Примером могут служить понятия общей и частной аварии. Общей аварией признаются убытки, которые были нанесены вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна или перевозимого на судне груза от общей для них опасности. Убытки от общей аварии распределяются между всеми участниками перевозочного процесса.

При отсутствии хотя бы одного из следующих признаков: намеренность и разумность действий, вызвавших убытки; чрезвычайный характер этих убытков; общая для судна и груза опасность, во избежание которой были совершены эти действия, — возникшие убытки относят к частной аварии. Такие убытки не подлежат распределению между участниками перевозочного процесса.

Обстоятельства, освобождающие перевозчика и грузоотправителя от ответственности за невыполнение обязательств по заявкам (заказам) на перевозку грузов, различны. По характеру своего проявления в деятельности транспортной организации и грузоотправителя они могут быть разделены на три группы: а) действие непреодолимой силы и военные действия; б) прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях; в) иные случаи.

Наличие обстоятельств, названных в первой группе, свидетельствует о том, что нарушение выполнения заявки (заказа) на перевозку имело место при таких условиях, которые исключают ответственность перевозчика либо грузоотправителя.

Обстоятельства второй группы возникают в связи с распоряжением компетентных органов, обязывающих или управомочивающих перевозчика не подавать под перевозку в соответствии с заявкой (заказом) перевозочные средства, а грузоотправителя — не производить погрузку груза в связи с запрещением или ограничением погрузки грузов в определенных направлениях. При подобных обстоятельствах происходит не нарушение обязательства перевозчиком или грузоотправителем, а освобождение их от его исполнения.

К обстоятельствам третьей группы относится неподача транспортных средств грузоотправителю в случае невнесения грузоотправителем провозной платы и иных платежей за осуществление перевозки грузов (т. е. за все состоявшиеся ранее перевозки, по которым грузоотправитель не рассчитался). К этой же группе относится условие,

в силу которого перевозчик освобождается от ответственности при невыполнении заявки на перевозку грузов: задержка грузоотправителем транспортных средств под выгрузкой. При задержке грузоотправителем транспортных средств под выгрузкой перевозчик освобождается от уплаты штрафа за неподачу грузоотправителю транспортного средства, которое последним было задержано под выгрузкой или не могло быть подано ему под погрузку по этой причине. С перевозчиков снимается в этом случае ответственность за невыполнение заявки (заказа) на перевозку грузов в силу того, что со стороны грузоотправителя имеет место нарушение обязанностей по своевременной выгрузке транспортного средства.

Одним из оснований, освобождающих грузоотправителей от ответственности за неиспользование транспортных средств, поданных в соответствии с их заявкой, является авария у грузоотправителя, в результате которой прекращено осуществление основной производственной деятельности.

Транспортная экспедиция. Юридические лица и граждане вступают в многочисленные отношения по перевозке грузов с организациями железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного транспорта. Все эти отношения оформляются договорами перевозки, которые способствуют движению грузов от пункта отправления до пункта назначения. При перевозке грузов кроме собственно транспортировки необходимо выполнить целый ряд вспомогательных операций, связанных с отправкой и получением груза: доставить груз в пункт отправления, сдать его органам транспорта и оформить эту сдачу перевозочными документами. При прибытии груза в пункт назначения он должен быть принят от органов транспорта и доставлен к месту нахождения получателя груза. Как правило, когда такие перевозки представляют собой небольшой объем хозяйственной деятельности предприятий, эти операции выполняют сами отправители и получатели грузов. Однако в тех случаях, когда объем таких перевозок значителен, осуществление операций, связанных с доставкой грузов в пункты отправления и совершением других действий, поручается специальным организациям, которые по договорам с грузоотправителями и грузополучателями принимают на себя выполнение всех этих операций или их части. Такие организации существуют и именуются экспедиционными, а заключаемые ими договоры — договорами экспедиции.

В договоре экспедиции участвуют экспедитор и клиент. Основная функция экспедитора заключается в том, что он обязуется за определенное вознаграждение выполнить операции, связанные со сдачей груза органам транспорта в целях его отправки и принятием груза от органов транспорта по его прибытии в пункт назначения.

Основные функции клиента заключаются в предоставлении груза, принятии его от экспедитора после его прибытия и уплате экспедитору соответствующего вознаграждения за оказанные услуги.

Таким образом, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя, грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Из приведенного определения договора транспортной экспедиции можно сделать вывод, что это договор консенсуальный, взаимный и возмездный.

Его консенсуальный характер заключается в том, что он признается заключенным в момент достижения соглашения между экспедитором и клиентом, а действия по сдаче и отправке, получению и принятию груза, а также расчеты между сторонами совершаются во исполнение уже возникшего обязательства.

Взаимность этого договора обусловлена возложением прав и обязанностей на каждую из сторон договора: экспедитор за вознаграждение обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договорных условий, а клиент имеет право на такое обслуживание за счет оплаты услуг экспедитора.

Возмездность договора экспедиции очевидна, так как из определения договора усматривается, что экспедитор принимает на себя выполнение определенных операций за соответствующее вознаграждение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.