Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производство и потребление: взгляд на потребности человека с точки зрения экономики




С точки зрения экономики, потребности — это движущая сила про­цесса потребления. Потребление можно назвать деятельностью по удовлетворению потребностей.

Важнейшее содержание экономической деятельности — это про­изводство и распределение материальных благ (товаров и услуг). Производство всегда находится в глубокой взаимосвязи с потребле­нием. Во-первых, потребление — это конечная цель производства. Во-вторых, производство одних благ оказывается в то же время по­треблением других. Так, производство машин имеханизмов, равно как и производство услуг всегда сопровождается потреблением сы­рья, ресурсов техники и оборудования, энергии, а также знаний и умений работников. Потребление каких-либо ресурсов означает в то же время производство товаров, услуг или воспроизводство челове­ческого организма, человеческой рабочей силы. Поэтому в экономике принято разделять потребление на производственное, или производи­тельное (создание товаров, обслуживание техники и оборудования) и непроизводственное, или непроизводительное, т. е. личное по­требление. Личное потребление является прямым, непосредствен­ным удовлетворением потребностей человека. Услуги, как извест­но, тоже разделяются на производственные и непроизводственные. К производственным относятся, например, транспортировка грузов, ремонт и техническое обслуживание оборудования. К непроизводственным, связанным с личным потреблением, — услуги здравоохране­ния, образования, культуры, туризма, спорта, отдыха и т. п.1

1 См., например: Сервисная деятельность / Под ред. Б. К. Романович. 3-е изд. СПб.: Питер, 2005. С. 25.

Экономисты XVIII-XIX вв. рассматривали потребление как по­лучение благ (материальных и духовных). Другая характеристика потребления давалась через понятие полезности. Как характеризо­вали экономисты полезность?

С точки зрения экономики, понятие «полезность» имеет несколь­ко значений:

♦ все то, что человек стремится получить, причем в максимальном объеме, исходя из соображений собственной потребительской вы­годы;

♦ способность вещи удовлетворять потребность, причем не обяза­тельно принося при этом пользу (существуют потребности в та­ких вещах и услугах, которые считаются не очень полезными или просто вредными; в этом случае в качестве полезности рассмат­ривается не объективно «полезное», а «желаемое», «приятное» и т. п.);

♦ основа для соизмерения благ (одни из них более полезны, дру­гие — менее);

♦ экономическое значение вещи, выраженное через систему субъ­ективных оценок (вещь может быть экономически значима, поль­зоваться спросом потому, что ее считают нужной и полезной).

В современном обществе господствует товарное производство, а потребление товаров и услуг зависит от доходов — денежных средств, которыми человек располагает (хотя люди могут оказывать друг другу и бесплатные услуги, находящиеся за пределами системы товарного производства). Реально в экономике проявляются только те потребности, которые обеспечены денежными средствами и могут быть удовлетворены при существующем уровне доходов. Совокуп­ность таких потребностей, сложившихся в данном обществе, создает платежеспособный спрос.

Спрос — это потребности, которые приобрели экономическое значение и реализуются на рынке через практические действия уча­стников экономической деятельности — производителей и потреби­телей.

Спрос и потребности находятся в сложных отношениях. С одной стороны, спрос обычно является отражением потребности, с другой стороны, бывает, что потребность в товаре или услуге есть, а спроса на нее нет. Такие ситуации возникают или из-за недостаточной платежеспособности, или из-за моральных и правовых ограничений. Общество осуждает некоторые потребности и пути их удовлетворе­ния (чаще всего это нелегитимные услуги, оскорбляющие нравст­венность или нарушающие закон). Потребность — явление, имеющее сложную биологическую и социальную природу. Спрос — это соот­ветствующее ей экономическое явление, экономическое выражение потребности. В реальной экономической деятельности по производ­ству товаров и услуг мы непосредственно сталкиваемся не с потреб­ностями, а со спросом, в основе которого лежат потребности.

В практике сервисной деятельности разработаны приемы превра­щения потребности в спрос (так как только спрос приносит реаль­ный доход производителю услуг):

1. Снижение цены услуги, что делает ее доступной большему коли­честву потенциальных потребителей.

2. Организация рекламы с целью признания более высокого уровня значимости (полезности) услуги для потребителя. В этом случае спрос повышается за счет механизмов моды: клиент готов напра­вить свои средства на модные и популярные услуги.

3. Корректировка характера услуги: изменение ее содержания или сопровождение другими услугами, придание ей комплексного ха­рактера. Это, например, различные дополнительные услуги в тор­говле, туризме, образовании, банковском деле.

Платежеспособный спрос рассматривается в экономике как глав­ная характеристика уровня жизни населения. Под уровнем жизни понимаются преимущественно экономические факторы (уровень до­ходов, спрос на товары и услуги). Социология пользуется и другим, более широким понятием — качество жизни. В понятие качества жизни включаются не только экономические аспекты, но и духов­ные, культурные факторы: уровень образования, широта интересов, состояние здоровья, культура труда, отдыха и общения. Все челове­ческие потребности так или иначе связаны с экономикой, материаль­ным обеспечением жизни, но они не сводятся только к нему.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.