Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребление в современной России: воздействие социальных и природных факторов на сервисную деятельность




В современной России на развитие потребления и сервисной дея­тельности влияет, как известно, общая экономическая и политическая ситуация в стране. В настоящее время (2005 г.) эта ситуация остает­ся крайне сложной и противоречивой. С одной стороны, достаточно широкие слои населения предъявляют стабильный спрос как на ста­рые, так и на вновь возникающие виды услуг. С другой стороны, крупнейшие современные экономисты и социологи дали негативную оцен­ку преобразований, проведенных в российском обществе за последние 15 лет (это, например, лауреаты Нобелевской премии по экономике М Фридмэн, В. Леонтьев, Дж. Ю. Стиглиц). Выдающийся амери­канский социолог Мануэль Кастельс много лет изучал ситуацию е постперестроечной России и провел ее глубокий критический ана­лиз в особом разделе своего классического труда «Информационная эпоха»1. 1 Русский сокращенный перевод: Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, об­щество и культура. М: ГУ ВШЭ, 2000. С. 435-490. С его точки зрения, над Россией нависла угроза исключения из числа промышленно развитых государств и превращения на век обозримую историческую перспективу в сырьевой придаток стран «Большой семерки» (вслед за африканским континентом, котцрый необратимо «выпал» из системы глобальной экономики). О необхо­димости этого «исключения» России открыто говорят известный американский политолог Збигнев Бжезинский и ряд других круп­ных политических деятелей. В России фактически отсутствует эф­фективная поддержка науки, образования, здравоохранения и новей­ших высокотехнологичных отраслей промышленности, что состав­ляет разительный контраст с политикой других стран, вступающих в эпоху постиндустриального общества. Не вдаваясь в анализ полити­ческих и экономических проблем, отметим, что их острота и нере­шенность прямо влияют на развитие потребностей, потребления и сферы сервиса. В этой ситуации сервисным фирмам и службам необ­ходимо, во-первых, быть готовыми к крупным изменениям в эконо­мике и в других сферах общественной жизни, что может резко изме­нить условия потребления. Необходим постоянный анализ спроса и других значимых сдвигов, происходящих в обществе. Во-вторых, надо иметь в виду, что развитие сферы услуг прямо связано с постин­дустриальной тенденцией в экономике (по Д. Бэллу, идет формиро­вание «сервисной экономики») и объективно противодействует су­ществующим в обществе разрушительным силам. Состояние сферы услуг — довольно точный барометр состояния современного общест­ва в целом, сервис не может развиваться отдельно от всей общест­венной системы.

На развитие потребления в современной России влияют три круп­ных системных сдвига, которые происходят в экономике одновре­менно и развертываются параллельно друг другу:

1) переход от преимущественно государственно-планового механиз­ма национальной экономики к преимущественно рыночному;

2) переход к «обществу массового потребления» как завершающему этапу развития индустриального общества;

3) переход от индустриального общества к постиндустриальному.

Происходящий в современном мире процесс глобализации при­водит к увеличению мозаичности в развитии цивилизации. В прош­лом существовали богатые и бедные страны и регионы, во многих странах — богатый север и бедный юг (Италия), богатые и бедные го­рода. Распространение новейших постиндустриальных технологий приводит к тому, что труднопреодолимые границы начинают форми­роваться внутри каждой страны и города. В каждом городе появля­ются слои населения, которые освоили компьютерные технологии и стали" участниками глобальной экономики. Другие члены общества — жители того же города, квартала, дома — этими технологиями не владеют и могут претендовать в лучшем случае на сравнительно про­стую, низкооплачиваемую работу. В развитых странах появляются разные слои рабочей силы: одни способны работать только на уровне доиндустриальиых технологий, другие освоили индустриальные, третьи — постиндустриальные. Подобный разрыв всегда существо­вал, например, в США, где, по данным американских социологов, был и по сей день сохраняется слой из нескольких миллионов че­ловек, которые практически неграмотны и неспособны к более или менее квалифицированному труду. В настоящее время слой малогра­мотного населения увеличивается и в России. По наблюдениям спе­циалистов, постоянно снижается также качество общего среднего образования. Люди с низким уровнем образования и невысокими до­ходами будут формировать специфический спрос на услуги, отли­чающийся от спроса состоятельных и высокообразованных слоев на­селения.

Специфика потребления в России во многом определяется не толь­ко социальными, но и природно-географическими условиями, силь­но отличающимися, например, от условий Западной Европы. В от­личие от экономических, географические условия более стабильны и могут быть точно спрогнозированы на много лет вперед (за исключе­нием, конечно, стихийных бедствий). Поэтому не так трудно опреде­лить особенности сервиса, вытекающие из природно-географических условий России, Правда, природные условия всегда взаимодейству­ют с менее стабильными экономическими, и результат этого взаимодействия, конечно, менее предсказуем, чем природные факторы сами по себе.

Природно-географическая специфика России выражается в сле­дующих основных чертах:

♦ огромные пространственные масштабы страны;

♦ суровый климат на большей части территории;

♦ чрезвычайная изменчивость, нестабильность природных процес­сов и ограниченность так называемой эффективной территории (т. е. пригодной для комфортного проживания, «не рискованно­го» ведения сельского хозяйства и т. п.).

Эти природные особенности порождают социально-экономические

последствия:

♦ обширность внутреннего рынка;

♦ высокие транспортные расходы;

♦ низкую плотность населения;

♦ более низкий удельный вес городского населения по сравнению с развитыми странами;

♦ многообразие стилей жизни и потребления, вытекающее из ре­гиональной специфики, разнообразие предметов потребления, рассчитанных на все времена года.

♦ высокий уровень потребления энергии;

♦ необходимость высокой самообеспеченности населения вблизи мест проживания, развития легкой, пищевой промышленности и сельского хозяйства по всей территории страны;

♦ потребность в ведении натурального хозяйства и в натуральном потреблении (особенно возрастает в период кризисов);

♦ потребность во втором жилье (дачах, садоводствах) для жителей городов.

Можно проследить, как перечисленные обстоятельства влияют на потребность в услугах и на специфику сервисной деятельности.

Все эти особенности создают дополнительные трудности для дви­жения России к «обществу массового потребления», но не являются непреодолимой преградой на пути его достижения.

Переход к технологиям постиндустриального общества — в том числе в сфере сервиса — чрезвычайно выгоден для России. Дело в том, что ни низкая плотность населения, ни высокие транспортные расходы, ни потребность в натуральном потреблении не создают практически никаких дополнительных трудностей для движения информации в компьютерных сетях. При транспортировке высокотех­нологичной продукции (электроника, компьютеры) доля транспорт­ных расходов составляет незначительную часть цены товара. Для традиционных продуктов более старых, индустриальных технологий (угля, стали, цемента, зерна) транспортировка, наоборот, связана с большими расходами и организационными трудностями. Аналогич­ная ситуация складывается в сфере сервиса. Гарантийное обслужи­вание промышленной или бытовой техники (индустриальные техно­логии) в России всегда будет затруднено из-за больших расстояний. Движение же информации (постиндустриальные технологии) и ин­формационный сервис, дистантное образование, дистанционное ме­дицинское консультирование с помощью новейшего электронного обо­рудования никак не зависят от расстояний или качества дорог. Они одинаково успешно реализуются на расстоянии и в десять, и в десять тысяч километров.

В результате мы приходим к несколько неожиданному, но досто­верному выводу: природно-географические особенности России де­лают особенно выгодным широкое внедрение технологий постин­дустриального общества, в том числе в сфере сервиса. Для нас этот пе­реход еще более важен и полезен, чем для развитых стран Западной Европы. Он мог бы создать лучшие условия для быстрого развития творческих способностей миллионов людей и для удовлетворения всего комплекса их потребностей. Можно, наконец, сказать, что вступление в постиндустриальную эпоху — важнейшая потребность современного российского общества.

 

Литература к главе 5

1. Блэкуэлл Д., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителе: 9-е изд. СПб.: Питер, 2002.

2. Бэлл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социал ного прогнозирования. М.: Academia, 1999.

3. Гужва Е. Г. Макроэкономика. Теории потребления: Учеб. noco6i для студентов специальности «Менеджмент» всех форм обучени СПб.: СПб ГАСУ, 1995.

4. Гужва Е. Г. Потребление в России и СССР: проблемы теори и практики. СПб.: СПб ГАСУ, 2000.

5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и куль­тура. М: ГУВШЭ, 2000.

6. Михайлов Н. Н. Социализм и разумные потребности личности. М.: Политиздат, 1982.

7. Самсин А. И. Социально-философские проблемы исследования по­требностей. М.: Высшая школа, 1987.

8. Смирнова Е. Т. Сервисная деятельность (введение в сервисологию): Учеб. пособие. М.: МГУС, 2004.

9. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития! Т. 2. Экономика предприятий сферы услуг / Под ред. акад. Ю. П. Свириденко. М.: Кандид, 2001.,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.