Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники формирования рынка знаний




Авторы одного из основополагающих трудов в области информа­тики пишут «Основным средством передачи научных знаний во вре­мени и в пространстве являются письменные документы — книги, журнальные статьи и другие публикации, в которых ученые излагают результаты своих исследований. Наука возникала лишь с появлением письменности, так как только письменность может обеспечить под­линную преемственность в развитии науки и только благодаря пись­менности наука приобретает подлинно интернациональный характер».

Анализ показывает, что основным принципом развития науки и общества является использование каждым поколением знаний, на­копленных предыдущими поколениями. Каждое поколение прово­дит работу по систематизации и обобщению накопленных ранее знаний и на этой основе вырабатывает новые знания. Поскольку, начиная со второго этапа, знания распространяются в пространстве и во времени, то и создание нового знания осуществляется всем ми­ровым сообществом. Преемственность в создании новых знаний приводит к тому, что создатель нового знания опирается в основном не на первоисточники, а на материалы анализа предметной области, полученные предшественниками.

Знания — это объективное отражение действительности в созна­нии человека. Человек переносит свои знания в текст, формулируя их на языке. Что побуждает человека документировать свои знания? Следует отметить основные факторы, побуждающие создателей но­вого знания документировать и публиковать их.

Публикация новой идеи, теории или предложения, если они ак­туальны для общества, вызывает изучение, обсуждения и публикации специалистов в данной отрасли знания. Если идея автора полезна для общества, то в результате этого обсуждения будет выработано мнение специалистов о новизне, достоверности и степени объектив­ности отражения какого-либо фрагмента реальной действитель­ности.

Человек, создающий новые знания, понимает моральную ответ­ственность за необходимость создания условий, обеспечивающих использование его идей для совершенствования жизни общества. Английский физик Э. Резерфорд вообще не считал научную работу законченной, пока она не описана и не опубликована.

Немаловажным фактором является и материальная заинтересо­ванность. Помимо гонораров за публикации, существуют различные варианты поощрений ученых и исследователей за вклад в развитие науки и техники: Нобелевская премия, национальные премии, пре­мии по различным отраслям знаний и ряд других. Авторов открытий и п юбретений, сыгравших судьбоносную роль в истории человечества, знает весь мир. Таким образом, еще одним мотивом является общественное признание.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что при выработке нового знания источниками являются документы, тексты, характеризующие уровень знаний предшествующих и нашего поколе­ния в той или иной области. Текстовые документы хранятся в основ­ном в печатном виде. С развитием новейших информационных технологий и компьютеров наиболее важная информация стала готовиться в электронном виде, и после этого она или печатается, или поступает в электронные хранилища: профессиональные базы, электронные библиотеки и ресурсы Интернета. Наиболее важная информация, созданная до внедрения новейших информационных технологий, несмотря на значительные трудовые затраты, переводится в электронный вид; например, 10% периодических изданий, выпускаемых мировым сообществом, представлены в Интернете.

 

Пример 1.3. Знание и незнание.

В современной литературе встречаются и другие точки зрения на то, что является источником знаний.

Одна из них — информация становится знанием, когда она кем-то используется для создания чего-то нового. Даже трудно комментировать такую точку зрения. Из нее следует, что все, что накоплено мировым сообществом за несколько тысячелетий и хранится в информационных системах (библиотеках, архивах, базах данных, Интернете и других ин­формационных системах), не есть знания.

Общеизвестно, что с момента какого-либо открытия до момента его практического применения может проходить значительное время. На­пример

На­пример, с момента открытия электрического тока до момента появления первой электростанции прошло около сотни лет. С точки зрения рас­сматриваемой трактовки термина «знания» следует, что материалы, опи­сывающие это открытие, в течение ста лет не являлись знаниями. А как же быть с мировой системой образования — она тоже не дает знания? Напомним, что требования к любой программе дисциплины предусмат­ривают указать, какие знания и практические навыки должен приобре­сти учащийся в результате освоения дисциплины. Все обучение в миро­вой системе образования строится на знаниях, получаемых студентом из пособий, учебников и других учебно-методических материалов, а так­же знаний преподавателей, передаваемых обучаемым в процессе обще­ния.

 

Напомним, что только с помощью документов знания, накоплен­ные мировым сообществом в течение нескольких тысячелетий, дошли до нас. Под документом понимаются зафиксированные на материальном носителе сведения, которые фиксируют или подтверж­дают какие-либо знания и могут быть включены в информационную систему.

Анализ, проведенный специалистами, показывает, что в настоя­щее время активно используется 10% информации, накопленной за историю существования человечества, причем половина этой инфор­мации опубликована за последние пять лет. Приведенная доля ис­пользуемой информации является средней величиной. Естественно, что историка могут интересовать документы, созданные сотни и ты­сячи лет назад. Основной интерес экономиста будем сосредоточен на последних публикациях.

Главным источником своевременно получаемой и достоверной информации в мире являются профессиональные базы, предостав­ляющие услуги на коммерческой основе. Ведущие поставщики ин­формационных услуг на этом рынке в составе своей информации имеют электронные версии периодических изданий. Так, Dialog DataStar имеет полные тексты 11 тыс. периодических изданий, LexisNexis — 900 периодических изданий, Factiva- 8 тыс. периоди­ческих изданий (табл. 1.2). Необходимо учитывать, что многие из информационных агентств работают по принципу информационного универсама, и по этой причине наименования периодических изда­ний у разных поставщиков будут повторяться.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.