Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы создания нового знания




Рассмотрим методы создания нового знания применительно к экономике, однако многие методы, способы и приемы применимы и в других областях, связанных с творческими процессами.

Основой, фундаментом, на котором должна строиться стратегия создания нового знания, является раздел философии — теория по­знания.

Человечество совершенствует методы создания нового знания, новых образцов, продуктов, услуг, в целом инновационной деятель­ности на основе методов активизации творческого мышления. Б.Н. Пестов дает такое определение творческому процессу: творче­ство — это деятельность человека, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и обще­ственно-исторической значимостью'.

Методам создания нового знания мировое сообщество уделяло внимание на протяжении сотен и тысяч лет своего развития. В на­стоящее время в литературе описано свыше 50 методов, а с учетом вариантов и модификаций — свыше 300. Методы могут быть разде­лены на следующие группы: эвристические, логические, морфоло­гические, функциональные и деятельные.

Методы, относящиеся к эвристическому подходу, построены на выдвижении и проверке идей, гипотез без доказательства коррект­ности каждой идеи.

К методам, основанным на эвристическом подходе, относятся:

· мозговая атака А. Осборна (США), ее варианты и модификации (обратная, теневая, двойная, тройная, индивидуальная, конфе­ренция идей, дискуссия — 66, совещание пиратов, метод 635 и др.);

· синектика У. Гордона;

· методы фокусированных объектов Ч. Вайтинга и записной книжки Дж. Хефеля (США);

· метод гирлянд, случайностей и ассоциаций;

· стратегия семикратного поиска Г. Буша;

· обобщенный эвристический алгоритм А. Половинкина (Рос­сия);

• метод систематической эвристики И. Мюллера и П. Коха. Другие методы создания нового знания также широко представ­лены в имеющейся литературе.

Методы, основанные на логическом подходе, используют логику анализа технического объекта, закономерности его строения и раз­вития. К ним могут быть отнесены:

· метод списков контрольных вопросов, рекомендаций (Д. Пойя, А. Осборна, Р. Кроуфорда, Э. Крика (США), Т. Эйлоарта, Э. Метчетта, М. Тринга, Э. Лейтуэйта (Великобритания), X. Ясухито (Япония), Г. Альтшуллера (Россия));

· система «Карус» В. Моляко; алгоритм решения изобретатель­ских задач (АРИЗ) Г. Альтшуллера;

· метод Бартини; комплексный метод поиска новых технических решений Б. Голдовского и Ю. Шеломка (Россия);

· методы прогнозирования в науке, технике и экономике и другие методы.

Методы, основанные на функциональном подходе, базируются на представлении объекта как системы, реализующей определенные функции и содержащей определенные элементы, связанные соот­ветствующими связями. В этих методах выявляются варианты по­строения систем, реализующие те же функции.

К группе методов создания нового знания на основе функцио­нального подхода могут быть отнесены следующие:

· функционально-стоимостный анализ Л. Майлза;

· программа проектирования по Э. Фанге (США);

· функционально-физический метод поискового конструиро­вания Р. Коллера;

· методическое конструирование Б. Роденакера;

· процесс конструирования по В. Байтцу;

· алгоритмический избирательный метод конструирования по ка­талогам К. Ротома (Германия);

· фундаментальный метод проектирования Э. Мэтчета;

· метод ступенчатого подхода к решению задачи А. Фрайзера (Ве­ликобритания);

· метод поэлементной отработки конструкции Ю. Соболева;

· энергоинформационный метод М. Зарипова и ряд других.

Методы, основанные на морфологическом (классификационном,

структурном) подходе, основываются на представлении системы как совокупности взаимосвязанных элементов. Целью этих методов яв­ляется получение нового качества системы за счет других взаимосвя­зей входящих в систему элементов.

К этой группе методов могут быть отнесены:

· морфологический анализ Ф. Цвики (США), включающий от­дельные способы морфологического исследования (методы сис­тематического покрытия поля, отрицания и конструирования, морфологического «ящика»);

· методы десятичных матриц поиска Р. Повелейко, фантограмм Г. Альтшуллера, комбинаторики Ю. Чепеле (Россия);

· метод матриц открытия А. Моля;

· метод понятий Ф. Ханзена (Германия) и другие морфологичес­кие методы.

Методы, основанные на деятельностном подходе, базируются на использовании конечного числа методических предписаний, реали­зация которых в любой предметной области позволяет получать мак­симальный эффект. К этим методам относят деловые игры (исследо­вательские, производственные, творческие).

Для того чтобы создать новый товар или продукт, который был бы конкурентоспособен на мировом рынке, необходимо знать мировые достижения в части создания этого нового продукта. Необходимая информация для инновационной деятельности содержится в миро­вых информационных ресурсах: библиотечной сети, периодических изданиях, непубликуемых материалах, профессиональных базах, сис­темах патентной информации. Структура мировых информационных ресурсов и особенности доступа к этой информации подробно рас­смотрены в гл. 3, 4.

Инновационная деятельность в экономике обязательно должна характеризоваться социально-экономическим эффектом. Инновации в экономике проявляются в основном или в виде снижения себестои­мости товара, или в виде приобретаемых в процессе инноваций новых качеств товара, которым потребитель отдает предпочтение. Для того чтобы победить в конкурентной борьбе, инновационная деятельность является одним из важнейших средств.

Почему российские товары проигрывают зарубежным товарам на мировом рынке? Потому, что при плановой экономике практически не было конкуренции между производителями. Постоянное совер­шенствование производимых товаров и оказываемых услуг эконо­мически не стимулировалось. Поэтому на мировом рынке россий­ские товары столкнулись с товарами, которые постоянно, в течение многих десятков лет совершенствуются в рамках инновационной деятельности зарубежных компаний, и российские товары проигры­вают зарубежным товарам как по качеству, так и по стоимости.

Кто организует инновационную деятельность и финансирует ее? Государство и владельцы предприятий в части продукции и услуг, которые они представляют на рынке. Не всякое государство активно финансирует инновационную деятельность, а лишь то, которое по­нимает, что наличие значительного количества конкурентоспособной продукции предприятий данного государства создает богатство го­сударства и достойную жизнь его граждан. США являются лидером мировой экономики. Они финансируют работы по созданию новей­ших технологий, а потом передают для использования эти техноло­гии своим или зарубежным коммерческим предприятиям. Такой способ является одним из эффективных способов поддержки госу­дарством экономики своей страны

Владелец предприятия, фирмы организует инновационную дея­тельность в интересах создания конкурентоспособного продукта, чтобы расширить объем продаж на рынке товаров и услуг. Новые достоинства товара, полученные в результате инноваций, позволяют компании победить в конкурентной борьбе и в целом направлены на улучшение качества товаров на рынке.

Владелец компании создает соответствующую структуру, подби­рает специалистов, обладающих творческими способностями, и обеспечивает условия для их успешной работы. Как правило, в этой инновационной структуре есть лидер или лидеры. Какими зна­ющими сотрудниками они бы ни были, знания их ограничены тем кругом информации, к которому этот специалисты имели доступ в своей профессиональной деятельности. Новый товар или продукт, которые обязана создать инновационная структура, должны быть новыми на мировом рынке товаров; следовательно, инновационная структура должна иметь доступ к информации, созданной всем ми­ровым сообществом в части идей, принципов или образцов данного товара.

Новая идея формируется, как правило, в мозгу одного индивиду­ума, представителя инновационной структуры. Подготовительная работа, предшествующая созданию новой идеи, осуществляется в коллективе. Другие специалисты, в том числе привлекаемые из дру­гих подразделений или даже организаций, могут в процессе обсуж­дений способствовать появлению этой новой идеи, но она приходит к одному специалисту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.