КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оперативное управление совместным предприятиемСпецифика управления деятельностью СП определяется следующими особенностями: 1) наличием трех и более центров экономических интересов и, 2) географической рассредоточенностью управленческих цен Графически эти особенности можно представить следующим образом (рис. 8.1). Следует также учитывать, что описанная на рис. 8.1 ситуация не является статичной и в процессе функционирования СП может существенно трансформироваться, например, путем переноса одним из партнеров центра своих экономических интересов в СП. В некоторых случаях компании, создающие альянс, уходят в тень, а созданные ими СП развиваются и укрепляют свои позиции. По добная ситуация характеризует деятельность таких совместных компаний, как англо-голландские компании Royal-Dutch-Shell, Unilever и др. [1]. В целом же можно сделать следующий вывод: чем шире сфера конкурирующих интересов компаний-учредителей и СП, тем в большей степени партнеры стремятся ограничить операционную свободу СП, чтобы не допустить реальной конкуренции. Случаи, когда СП конкурирует с материнской компанией, существуют в практике межфирменной кооперации, что часто является причиной выхода партнера из СП или ликвидации успешно работающего СП. Например, реализация проекта производства совместной компанией Airbus модели самолета А319 шла достаточно медленно и с большими трудностями, поскольку компании-учредители DASA и British Aerospace опасались, что новый самолет создаст дополнительную конкуренцию их собственным продуктам. Еще один пример иллюстрирует ситуацию, когда материнские компании реализуют свою стратегию без учета интересов СП. Один из партнеров компании Airbus — испанская компания CASA выразила желание сотрудничать с конкурентом Airbus компанией McDonnell-Douglas при производстве самолета MD-80. Это нанесло прямой ущерб интересам консорциума. В целом можно выделить следующие основные направления управления деятельностью СП: • управление персоналом; • управление производством; • управление материально-техническим снабжением; • управление сбытом; • финансовое управление; • управление научными исследованиями и разработками; • управление внешнеэкономической деятельностью СП. СП определяются тремя основными факторами: 1) собственными целями и задачами предприятия; 2) целями и задачами учредителей СП: задачи партнеров при 3) особенностями государственного регулирования данного Рис. 8.2. Основные источники поступления результатов создания СП для материнской компании Пример. В качестве примера можно рассмотреть особенности распределения производственных функций между партнерами и СП при организации СП CFM-I. В данном случае обязанности по производству частей готовой продукции СП — авиационного двигателя CFM-56 были распределены между партнерами компаниями SNECMA и General Electric в соответствии с их специализацией. Исключение было сделано только для операции сборки двигателя, которую партнеры проводили параллельно на своих предприятиях. Причиной такого, на первый взгляд, нерационального поведения материнских компаний стало стремление получить доступ к новейшим технологиям друг друга. Дело в том, что стадия сборки требует от компании детальных знаний о функциональной роли и принципе действия каждого компонента продукции. Таким образом, компании-партнеры в ущерб интересам СП сознательно предусмотрели дублирование производственных функций, чтобы обеспечить себе дополнительные стратегические результаты. Цели и задачи СП, как и любого предприятия, состоят в обеспечении долгосрочной конкурентоспособности, расширении рынка сбыта, совершенствовании производственного процесса, технологий производства, повышении эффективности использования ресурсов. В то же время свобода принятия решений СП ограничивается партнерами по СП, а также действующей нормативно-правовой базой (в Республике Беларусь это Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, законы о предприятиях, предпринимательской деятельности, об организационно-правовых формах предприятий и др.). В результате формируется система ограничений, которую следует учитывать при планировании деятельности СП, подготовке и реализации технике-экономических обоснований и ежегодных бизнес-планов. Так, в области управления производством законодательно установлено право СП (коммерческая организация с иностранными инвестициями — КО ИИ) осуществлять амортизационные отчисления в соответствии с порядком, установленным в учредительных документах СП. Это позволяет СП более гибко подходить к планированию обновления основных фондов, шире применять налоговое планирование. В практике деятельности СП зарубежные партнеры используют следующие требования к производственной деятельности СП: компании с известной торговой маркой устанавливают жесткие требования к качеству готовой продукции, в случае передачи в СП технологий производства на ос- нове лицензионных соглашений, как правило, ограничиваются максимальные объемы выпуска продукции. Зарубежные партнеры также регламентируют деятельность СП в области совершенствования производства и разработки новых технологий. Как правило, научно-исследовательские работы в зарубежных филиалах нацелены на адаптацию импортируемых технологий к мес- » тным условиям производства и запросам потребителей. *" В области управления сбытом СП (КО ИИ) имеют право ус- танавливать цены на продукцию собственного производства и самостоятельно устанавливать порядок ее реализации. В то же время зарубежные партнеры в договоре о создании СП либо в сопутствующих контрактах (лицензионных соглашениях, договорах о франшизе) регламентируют максимальный объем выпуска продукции СП, оговаривают минимальную и максимальную цену готовой продукции, ограничивают географию рынков сбыта СП. Пример. СП CFM-I является примером успешного альянса и успешной координации деятельности партнеров в области сбыта совместной продукции. СП появилось как результат сотрудничества компаний General Electric и SNECMA в области производства авиационного двигателя CFM-56. Сбыт совместного продукта был организован по следующей схеме: компания General Electric взяла на себя ответственность за сбыт в Северной и Латинской Америке, компания SNECMA — в Европе и Азии; вне зависимости от зоны охвата продавцы действовали под маркой CFM-I. В области управления финансами СП (КО ИИ) имеет возможность самостоятельно распоряжаться валютной выручкой от реализации продукции собственного производства (в соответствии с общим порядком в Республике Беларусь установлена процедура обязательной продажи валюты субъектами хозяйствования), создавать филиалы за рубежом, в том числе в оффшорных юрисдикциях, использовать специальные и общие налоговые льготы. Прибыль СП распределяется пропорционально доле партнеров в уставном фонде СП или в ином порядке, который установлен учредительными документами либо решениями Общего собрания акционеров. Доходы партнеров образуются также на основе дополнительных соглашений с СП и носят форму платежей за управление, лицензионных платежей, процентов за предоставленные кредиты, арендных платежей и других. Размер роялти, платежей за управление и других лицензионных выплат регламентируется законодательно путем установления нормативного порядка оценки нематериальных активов и ограничения максимальной нормы доходности. Пример. В Республике Беларусь установлены нормативные размеры ставок ] роялти для различных отраслей промышленности и видов изделий: так, в элек-j тротехнической промышленности размер роялти варьируется от 1 до 5 % годово- j го дохода от использования нематериального актива, в станкостроении — 4,5 — 7,5 % и т.д В области управления персоналом установлено, что трудовые отношения на СП регулируются коллективным и трудовыми договорами, учредительными документами СП. Их условия не могут быть хуже по сравнению с условиями, предусмотренными законодательством Республики Беларусь, в первую очередь, Кодексом о труде Республики Беларусь, в следующих ключевых областях: охрана труда, взносы на пенсионное и социальное страхование, применение труда женщин и молодежи на определенных видах работ. Установлено также, что трудовые отношения работников СП, являющихся гражданами других государств, регулируются в первую очередь международными договорами и внутренними соглашениями, действующими в СП. Трудовое законодательство Республики Беларусь применяется только в части неурегулированных трудовых отношений СП с иностранными работниками. В области внешнеэкономической деятельности СП с долей иностранного инвестора более 30 % и объемом иностранных инвестиций не менее 20 000 дол. США вправе без лицензии и дополнительных разрешений экспортировать продукцию собственного производства. Импортировать продукцию для собственного производства без получения специальных разрешений могут СП, имеющие статус коммерческой организации с иностранными инвестициями вне зависимости от доли иностранного инвестора в их уставном фонде. Экспорт продукции несобственного производства и импорт товаров не для собственного потребления осуществляются на общих основаниях. СП вправе иметь дочерние и зависимые общества, а также создавать филиалы и представительства на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Зарубежные компании-учредители могут оказывать СП помощь в продвижении продукции на зарубежные рынки сбыта, что закрепляется в Соглашении о создании СП. Пример. Особенности организации оперативного управления СП рассмотрим на примере компании CFM-International СП CFM-Intemational (CFM-I) было создано компаниями SNECMA и General Electric с целью совместного производства авиационного двигателя CFM-56. По условиям договора партнеры поровну разделили акционерный капитал, инвестиционные затраты и финансовый риск [1]. Основной задачей СП CFM-International является координация производственных действий партнеров. Организация управления. Президент СП назначается французской стороной, назначаются два вице-президента: один — французской компанией, другой — американской. Организация производственных и конструкторских работ. Материнские компании разделили между собой научно-исследовательские, конструкторские и производственные работы в отношении отдельных частей готовой продукции — двигателя CFM-56. Конечная сборка двигателей осуществлялась параллельно на сборочных мощностях материнских компаний. Организация сбыта Распределение обязанностей по сбыту готовой продукции было осуществлено между партнерами по географическому принципу Компания General Electric взяла на себя ответственность по сбыту продукции в Северной и Южной Америке, Юго-Восточной Азии, компания SNECMA — в Евро- пе, Африке, на Ближнем Востоке. Вне зависимости от зоны охвата и принадлеж ности торгового агента той или иной материнской компании продавцы действовали под торговой маркой CFM-1. Результаты деятельности. Общий торговый оборот компании в настоящее время превысил 39 млрд дол. США, двигателями CFM оснащаются самолеты 160 авиакомпаний. Деятельность в рамках СП CFM-I составляет 70 % общего объема производства компании SNECMA и 25 % General Electric в области производства авиационных двигателей.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |