Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, влияющие на совокупный спрос




Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса.

Макроэкономическое равновесие и определение уровня национального дохода

Обеспечение такого объема производства, при котором совокупный спрос (AD) был бы равен совокупному предложению (AS), является центральной проблемой макроэкономики, т.к. несовпадение этих величин означает потерю ресурсов для экономики страны (если AS > AD), либо невозможность удовлетворения соответствующей части платежеспособных потребностей населения (если AD>AS).

 

Совокупный спрос– это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране. Совокупный спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную. Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает общественную потребность населения, фирм и государства в товарах и услугах. Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. В структуре совокупного спроса можно выделить:

- потребление С – спрос на потребительские товары и услуги;

- инвестиции I – спрос на инвестиционные товары;

- государственные закупки G – спрос на товары и услуги со стороны государства;

- чистый экспорт Х – разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

AD = C + I + G + X

 
 
уровень цен


 

Р

 

 

AD

 

Q

Реальный ВВП

Рис. 7.1. Кривая совокупного спроса

Совокупный спрос равен общей сумме спросов на конечную продукцию. Кривая совокупного спроса показывает объем товаров и услуг, который домашние хозяйства, фирмы и правительства желали бы приобрести при каждом заданном уровне ценю

Отрицательный наклон кривой объясняется:

во-первых, эффектом процентной ставки. Если происходит повышение уровня цен в стране, то при постоянном объеме денежной массы происходит повышение ставки процента. Чем выше ставка процента, тем ниже инвестиционный спрос. К тому же удорожание кредита приводит к уменьшению потребительских расходов, поскольку многие товары длительного пользования приобретаются в кредит. Таким образом, сокращение инвестиций и потребительских расходов приведет при более высоком уровне цен к уменьшению реального ВВП, на который предъявлен спрос.

Во-вторых, эффектом богатства. Богатство домохозяйств представлено различными финансовыми активами (акции, облигации т.п.), имеющими постоянную номинальную стоимость. Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью. Уменьшение реального богатства приведет к снижению потребительского спроса при повышении общего уровня цен.

В-третьих, эффектом импортных закупок. При повышении общего уровня цен в стране товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле. Население увеличит потребление иностранных товаров, к тому иностранцы сократят спрос на товары данной страны. Поэтому уменьшится экспорт и увеличится импорт, объем совокупного спроса уменьшится.

Таким образом, повышение общего уровня цен при прочих равных условиях приводит к уменьшению объемов производства, и наоборот. Это изменение вызывает движение от одной точки до другой по стабильной кривой совокупного спроса.

Однако на объем спроса воздействуют и неценовые факторы, приводящие к сдвигу кривой AD. К неценовым факторам относятся:

во-первых, изменения в потребительских расходах. Они зависят от:

а) благосостояние потребителей: резкое уменьшение по каким-либо причинам реальной стоимости активов приводит к уменьшению благосостояния потребителя независимо от изменений в общем уровне цен. Потребительский спрос уменьшается, так как население уменьшает объемы закупок, пытаясь восстановить объемы своих сбережений. Кривая AD смещается в этом случае влево в положение AD1, и наоборот.

б) ожидание потребителей: изменения в потребительских расходах зависит от прогнозов, которые делают потребители. Например, если люди считают, что их реальные доходы увеличатся, то они готовы тратить большую часть своих нынешних доходов. В результате этого потребительские расходы возрастают, и кривая AD смещается вправо в положение AD2, и наоборот;

в) задолженность потребителей: высокий уровень задолженности потребителей, образовавшийся в результате прежних покупок в кредит,

 

 

P

 

AD2

AD

 

AD1 Q

 
 


Рис. 7.2. Смещение кривой совокупного спроса

 

заставляет сокращать сегодняшние расходы, чтобы выплатить долги, следовательно, потребительские расходы сократятся, и кривая совокупного спроса сдвинется влево (AD в AD1), и наоборот;

г)налоги: уменьшение ставки подоходного налога ведет к росту располагаемого дохода и увеличению совокупного спроса. Кривая AD смещается вправо в положение AD2 , и наоборот.

Во-вторых, изменения в инвестиционных расходах:

а) процентные ставки: увеличение процентной ставки (например, вследствие уменьшения объема денежной массы) приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. Кривая AD смещается влево в положение AD1, и наоборот;

б) ожидание прибыли от инвестиций: оптимистические прогнозы на получение прибыли на вложенный капитал увеличат спрос на инвестиционные товары, в результате кривая AD смещается вправо в положение AD2, и наоборот;

в) налоги с предприятий: увеличение налогов приведет к уменьшению прибылей от капиталовложений и, следовательно, к уменьшению инвестиционных расходов. Кривая AD смещается влево в положение AD1, и наоборот;

г) технологии: новые технологии стимулируют инвестиционные расходы и тем самым увеличивают совокупный спрос. Кривая AD смещается вправо в положение AD2, и наоборот;

д) избыточные мощности: увеличение избыточных мощностей (недоиспользованного оборудования) сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и, следовательно, совокупный спрос уменьшается, кривая AD сместится влево в положение AD1. При недостатке производственных мощностей фирмы готовы увеличить инвестиционных расходы и кривая AD смещается вправо в положение AD2.

В-третьих, изменения в расходах на чистых экспорт:

а)национальный доход в зарубежных странах: рост национального дохода приводит к росту спроса на товары данной страны, ее экспорт возрастает, а импорт снижается. Кривая AD смещается вправо в положение AD2, и наоборот;

б) валютные курсы: при понижении курса национальной валюты ее экспорт возрастает и уменьшается объем импорта, следовательно, растет чистый экспорт и совокупный спрос.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.