Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наблюдение. Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта




Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяет­ся с конца XIX в. в клинической психологии, психологии развития и педагогической психологии, в социальной психологии, а с начала XX в. — в психологии труда, т.е. в тех областях, где особое значение


имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментато­ра нарушает процесс взаимодействия человека со средой. Тем са­мым для наблюдения особое значение имеет сохранение "внешней" валидности.

Различают несистематическое и систематическое наблюдение. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого иссле­дования и широко применяется в этнопсихологии, психологии раз­вития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных за­висимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обоб­щенной картины поведения индивидалибо группы в определенных условиях.

Систематическое наблюдение проводится по определенному пла­ну. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведе­ния (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует схеме квазиэксперимен­та или корреляционного исследования (о них речь пойдет в гл. 5).

Различают "сплошное" и выборочное наблюдение. В первом слу­чае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все осо­бенности поведения, доступные для максимально подробного на­блюдения. Во втором случае он обращает внимание лишь на опреде­ленные параметры поведения или типы поведенческих актов, на­пример фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.д.

Наблюдение может проводиться непосредственно либо с исполь­зованием наблюдательных приборов и средств фиксации результа­тов. К их числу относятся аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.

Фиксация результатов наблюдения может производиться в про­цессе наблюдения либо отсроченно. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, "страдает" полнота и надежность ре­гистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Пове­дение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если на­блюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может ком­петентно оценить поведение. Особенно сильно эффект наблюдате­ля проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении но­вых и сложных задач, а также входе групповой деятельности. В не­которых случаях, например, при исследовании "закрытых групп" (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т.д.)

внешнее наблюдение исключено. Включенное наблюдение предпо­лагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ре­бенка, наблюдатель находится в постоянном естественном общении с ним.

Есть два варианта включенного наблюдения: 1) наблюдаемые зна­ют о том, что их поведение фиксируется исследователем (например, при изучении динамики поведения в группе альпинистов или эки­пажа подводной лодки); 2) наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (например, дети, играющие в комнате, одна стена ко­торой — зеркало Гезелла; группа заключенных в общей камере и т.д.).

В любом случае важнейшую роль играет личность психолога — его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует "особое" отно­шение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюде­ние, "разоблачение" исследователя может иметь самые серьезные последствия не только для успеха исследования, но и для здоровья и жизни самого наблюдателя.

Кроме того, включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований "методом обмана", когда его цели скры­ваются от исследуемых людей и\или когда испытуемые не знают, что они — объекты наблюдения или экспериментальных манипуля­ций.

Модификацией метода включенного наблюдения, сочетающей наблюдение с самонаблюдением, является "трудовой метод", кото­рый очень часто использовали зарубежные и отечественные психо­техники в 20—30-х годах нашего века.

Процедура исследования методом наблюдения состоит из следу­ющих этапов: 1) определяются предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные индивиды или группа), ситуации; 2) выбирается способ наблюдения и регистрации данных; 3) строится план наблю­дения (ситуации — объект — время); 4) выбирается метод обработки результатов; 5) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Предметом наблюдения могут являться различные особенности вербального и невербального поведения. Исследователь может на­блюдать: 1) речевые акты (содержание, последовательность, часто­ту, продолжительность, интенсивность и т.д.); 2) выразительные движения, экспрессию лица, глаз, тела и др.; 3) движения (переме-


щения и неподвижные состояния людей, дисшнцшо между ними, скорость и направление движений и пр.); 4) физические воздейст­вия (касания, толчки, удары, усилия, передачи и т.д.).

Главная проблема регистрации результатов наблюдения — кате­горизация поведенческих актов и параметров поведения. Помимо этого наблюдатель должен уметь точно устанавливать отличие по по­веденческому акту одной категории от другой.

Соблюдение операциональной валидности при проведении ис­следования методом наблюдения всегда вызывает наибольшие слож­ности. Влияние субъекта исследования — наблюдателя, его индиви­дуально-психологических особенностей также чрезвычайно велико. При такой фиксации поведения наблюдаемых индивидов можно избежать субъективной оценки, используя (если это позволяют ус­ловия) средства регистрации (аудио- или видеозапись). Но ее нель­зя исключить на этапе вторичной кодировки и интерпретации ре­зультатов. Тогда здесь требуется участие экспертов, чьи мнения и оценки "обрабатываются"; вычисляется коэффициент согласован­ности; к рассмотрению принимаются лишь те случаи, в отношении которых проявляется наибольшая согласованность мнений экспер­тов.

Какие же конкретные недостатки метода наблюдения нельзя в принципе исключить? В первую очередь все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он ус­тает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные измене­ния, делает ошибки при записях и т.д. и т.п. А.А.Ершов (1977) выде­ляет следующие типичные ошибки наблюдения:

1. Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положитель­ную оценку происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценива­ется по беглости речи).

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у на­блюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Однако наблюдение является незаменимым методом, если необ­ходимо исследовать естественное поведение без вмешательства изв-

не всшуацию, ко1да нужно получить цслосжую картину происхо­дящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной про­цедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспе­риментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важ­нейшей дополнительной информацией для исследователя. Не слу­чайно величайшие естествоиспытатели, такие, как Ч.Дарвин, В.Гум-больт, И.П.Павлов, К.Лоренц, и многие другие считали метод на­блюдения главым источником научных фактов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.