Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы развития административного права в современных условиях российской действительности




Краткий очерк развития науки административного права в России, Советском Союзе, Российской Федерации

Становление административного права как науки и как области практической деятельности имело свою специфику в каждой стране при наличии некоторых общих черт. Более раннее развитие идей правовой науки имело место в странах западной Европы.

Заметным этапом в познании природы государства и государственного управления были труды Шарля Монтескье, который в известном труде "О духе законов" обосновал новую идею государственного устройства. В трудах Шарля Монтескье были заложены основы теории разделения властей, которая два с половиной столетия признается наиболее удачной для устройства и функционирования государственной власти. Исполнительная власть рассматривается как "ветвь общего древа". И эта своего рода структурно-функциональная характеристика становится преобладающей и наиболее устойчивой.

Проводя исторический анализ, можно отметить, что полицейское право было предтечей административного права. Основателем этой теории считается французский административист времен Людовика XIV Н. Деламора, чья книга "Мысли о полиции" (1707г.) содержит обширный материал о деятельности полиции по охране населения, собственности, дорог, торговли, финансов, обеспечению безопасности.

Особый этап в развитии основ правовой науки составили труды Гегеля. Так, он углубил философское понимание государства в своей книге "Философия права".

Одним из наиболее крупных специалистов в области административного права был немецкий ученый Лоренц Штейн, труды которого увидели свет в середине ХIХ века. Особое внимание он уделял вопросам полиции и полицейского права, постепенно расширяя сферу своих исследований. Наиболее известна его книга "Учение об управлении" (1865г.), в которой рассматриваются вопросы теории государства и его соотношения с обществом, сочетания трех элементов общественной жизни - личного, духовного и хозяйственного.

В 1874г. в Санкт-Петербурге выходит в свет перевод его книги "Учение о управлении, или Право управления". В этом труде указывается, что право регулирует основные стороны управления и деятельности исполнительной власти. Право также регламентирует функционирование таких основных институтов, как правительство, полиция, армия, местное самоуправление, определяет ответственность органов управления, различия между законами и распоряжениями. Таким образом, в период с середины XIX до начала XX века были сформированы основы административного права, хотя официально оно продолжало как бы оставаться в качестве структурного элемента других отраслей права и рассматривалось с позиций государственного, конституционного права и общей теории права.

Теперь обратимся к России и рассмотрим коротко основные этапы становления административного права как самостоятельной отрасли правовой науки. Эволюция шла постепенно, и трудно однозначно определить какой-либо конкретный момент возникновения административного права. Видимо, можно отметить эпоху Петра I, которая ознаменовалась ярко выраженным обращением к проблемам административного управления. В допетровские времена управление в России в ХV-ХVIвв. строилось по старым образцам. Приказы были медлительны в своих действиях. Масштабная преобразовательная деятельность Петра I во многих сферах государственной, хозяйственной, военной и культурной жизни ярко проявилась и в сфере административного управления. Отсутствие парламента давало царю неограниченные права по управлению государством. Воспользовавшись этим, Петр I провел ряд крупных реформ.

Реформаторский курс Петра I был продолжен императрицей Екатериной II, которая, однако, искусно прикрывала жесткость правления идеями просвещения и справедливости. Ей, в частности, принадлежат "Правила управления", в которых отмечалась пагубность ошибок государственных людей для народа. Отсюда правило первое – нужно просвещать нацию, которой должно управлять. Правило второе – нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. Правило третье – нужно учредить в государстве хорошую полицию. Правило четвертое – нужно способствовать расцвету государства. Правило пятое – нужно сделать государство грозным для себя и внушающим уважение соседям.

В первой половине XIX века на фоне казенно-бюрократической системы резко выделялся крупный теоретик и практик государственного управления, государственного устройства и законодательной деятельности - М.М. Сперанский. В течение 1802-1804гг. он подготовил серию политических записок реформаторского характера и среди них "Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" и записку "О коренных законах государства". Главной была идея создания в стране конституционной монархии и правления "по закону", а также формирования для этого слоя просвещенных людей, который мог бы стать между престолом и народом. Слегка копируя английские порядки, Сперанский стремился учитывать российскую специфику.

В течение ХIХ века шло развитие правовой науки, в рамках которой административное право еще не было вычленено. Это объяснялось сохранявшимся делением права только на две отрасли: публичное и частное право. Из этой целостной трактовки правовой науки вытекала и соответствующая интерпретация понятия государства и государственного управления. Однако, ряд подходов, специфичных именно для административного права, становился все более четко выраженным. В ХIХ-начале ХХ вв. в России большой вклад в становление теоретической базы правовой науки внесли такие ученые, как Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, Л.В. Тихомиров, А.И. Елистратов и другие. Наиболее известным трудом Н.М. Коркунова был двухтомник "Русское государственное право", изданный в Санкт-Петербурге в 1908-1909 годах. Рассматривая вопрос о формах властвования, Н.М. Коркунов разграничивает четыре формы: верховное управление, подчиненное управление, самоуправление и обеспечение законности управления. Из этого примера видно, что вопросы административного права не обособлены, а как бы растворены в общей теории права.

Своеобразен подход к исследованию вопросов государственного управления у Л.В. Тихомирова, который издал в 1905 году свой наиболее известный труд "Монархическая государственность". Он, как и Н.М. Коркунов, различает власть верховную, управительную (правительственную), самоуправление. Особенность же взглядов Л.В. Тихомирова состоит в его трактовке монархизма как социально-психологического явления. Психологизм его интерпретации заключается в том, что верховный правитель - царь является представителем Бога, из этого вытекает нравственная обязанность других уровней власти и народа повиноваться государю. Таким образом, система права имеет структуру, вытекающую не из его отраслевого деления, а из нравственно-психологической доминанты.

В начале ХIХ века административное право постепенно становится самостоятельной, официально признанной отраслью правовой науки. Так, крупнейший Российский административист А.Е. Елистратов в 1911 году издал курс лекций по административному праву. В этих лекциях отмечено, что административное право имеет своей целью упорядочить отношения между правящей властью и обывателями в делах государственного управления. Такому упорядочению служат общие юридические нормы, административные акты и другое. В начале ХХ века на политической арене России явно выделялись два течения: монархизм и либеральное направление. Эти два направления обнаруживали себя во всех сферах жизни, в частности, в области правовых идей. Наиболее яркой ареной столкновения этих двух течений была такая область отношений, как взаимоотношения государственной думы с царскими властями.

Развитию правовых идей в России, основные вехи которого мы очень коротко охарактеризовали, вполне соответствовали на каждом этапе существующие административные структуры и правовые отношения. В целом, развитие административных структур в России протекало очень медленно. В начале ХVII века центральное управление подвергалось реорганизации в основном по западным образцам. Местная же власть десятилетиями почти не менялась. От приказов времен Ивана Грозного постепенно совершался переход к коллегиям и иным центральным учреждениям. В 1720 году для этих органов власти был утвержден "генеральный регламент". Лишь в январе 1864 года появился первый законодательный акт, регламентирующий административную деятельность на местах. Этим документом было "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". В 1890 году было подписано новое "Положение о губернских и уездных земских учреждениях".

В целом следует отметить, что во второй половине ХIХ и особенно в начале ХХ века в России шел процесс постепенного усиления регламентации разных сторон административной деятельности. Одним из завершающих и наиболее значимых среди правовых актов об административной деятельности был изданный в 1905-1906 годах "Манифест об усовершенствовании государственного порядка". В этот же период были приняты именные высочайшие Указы Правительствующему сенату о временных правилах, об обществах и союзах, об изданиях, о собраниях. В апреле 1906 года были приняты "Высочайше утвержденные основные государственные законы". В последнем документе были главы о верховной самодержавной власти, о правах и обязанностях российских подданных, о законах, о Государственном Совете и Государственной Думе.

Совершенно новый период в развитии правовой науки в России ознаменовался свержением прежнего государственного строя и установлением советской власти. Для понимания этого периода необходимо кратко напомнить о трактовке вопросов управления в марксистско-ленинской теории. Роль государственного управления в будущем социалистическом и коммунистическом обществе оценивалась высоко. Ленин исходил из признания задачи управления государством как важнейшей для советской власти. Был создан новый госаппарат, было организовано управление различными отраслями производства, центральная роль отводилась плановому началу в управлении и строгому всеобщему учету и контролю.

В советский период административное право как отрасль правовой науки продолжало развиваться, но при этом возникла своеобразная тенденция. На фоне расширения задач государственного управления шел процесс дифференциации наук, изучающих управление. При этом административное право было сужено до "административного управления" как совокупности мероприятий по охране революционного порядка и безопасности. Таким образом, административное право превращалось в своего рода "милицейское право". В 20-30-х годы в нашей стране право трактовалось лишь как система правил поведения, установленных государством. В предвоенные годы развитие отечественной науки административного права характеризуются более строгим вычленением ее предмета и составных правовых институтов. Во многом такой подход объяснялся новой системой и классификацией государственных органов по Конституции СССР 1936г. и конституциям союзных и автономных республик.

В период Великой Отечественной войны жесткая централизация управления позволила быстро и маневренно перестроить экономику с учетом военных условий. Послевоенные годы потребовали перестройки и стабилизации государственных органов. Научные работы того времени, к сожалению, страдали недостатком объективного и критического анализа реальной практики управления, что объяснимо условиями партийно-бюрократического стиля руководства в стране.

В рамках развития правовой науки постепенно формировалось общепризнанное представление об общей части административного права. В 70-80-х гг. вышла в свет серия книг по административному праву. Ответ5 (начало). Подводя общий итог характеристики процесса становления административного права в России, можно выделить следующие основные этапы:

- продолжительный период, в течение которого вопросы административного права являлись составной частью полицейского права;

- период, в котором вопросы административного права являлись составной частью теории права и государственного права;

- период выделения административного права как самостоятельной отрасли правовой науки с общей и особенной частями;

- развитие административного права в советский период;

- последнее десятилетие ХХ века - усиление функционально-регулирующей роли административного права. Эта тенденция, видимо, продолжится и в начале ХХI века.

 

Вопросы совершенствования системы государственного управления, включающей правовые базы и правовые государственные институты, являющиеся предметом изучения не только юридических, но и многих взаимосвязанных с юриспруденцией наук: социологии, экономики, политологии, психологии и других, всегда должны находиться в поле зрения высших должностных лиц и законодательных органов государства. Вместе с тем, законодательные органы государства не всегда активно используют результаты научных исследований в оптимизации системы государственного управления. Ответ4 (начало). Ст. 1 Конституции РФ, провозгласившая Россию как правовое государство, предъявляет ко всем органам государственной власти, всем правовым, административным и экономическим институтам требования соответствия идее формирования правового государства. При этом, как предполагалось в начале переходного этапа от административно-командной формы управления к развитию рыночных отношений, основная цель проведения в России правовой административной и экономической и реформ, была ориентирована на повышение качества жизни населения, улучшение экономического благосостояния общества, обеспечение внутренней и внешней безопасности государства. К числу основных потребностей общества всегда относились девять главных приоритетов: обеспечение внешней и внутренней безопасности государства; обеспечение качественного питания; обеспечение населения жильем; развитие здравоохранения; забота о внешней среде обитания людей (экология); трудоустройство населения; повышение уровня образования населения; развитие фундаментальной науки; и создание технологически совершенной промышленной базы. Все названные приоритеты, в своей совокупности, составляют систему национальной безопасности, которую невозможно обеспечить в современных условиях развития научно-технического прогресса без создания надежного механизма государственного управления, способного эффективно управлять всеми общественными процессами, направляя их по пути цивилизованного развития. Кроме того, для осуществления целенаправленной административной деятельности, связанной с реализацией всех государственных функций, государство должно иметь не только надежную правовую основу, при помощи которой достигается эффективный процесс государственного управления, осуществляются цели и решаются задачи, стоящие перед государством, но и надежный административный аппарат управления. Такой надежной правовой базы в современном российском государстве нет, как нет и надежного механизма государственного управления. В своей совокупности механизм исполнительной власти представляет государственную администрацию с полномочиями реализации своих прав в масштабах России. Органы исполнительной власти управляют экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества, обеспечивают практическую реализацию законодательных актов..

Действующее в Российской Федерации административное законодательство представляет собою собрание правовых норм, направленных на регулирование всех сфер общественной жизни, а потому представляющих необозримое правовое поле.

 

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. По каким основаниям можно проследить взаимосвязь административного права с другими отраслями права?

2. Каким образом административное право связано с гражданским правом?

3. В чем заключается связь административного права с семейным правом?

4. Как принятие Конституции РФ повлияло на развитие административного права?

5. Какие можно выделить основные этапы становления административного права?

 

Литература

 

7. Конституция Российской Федерации (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря, 2009. № 7. 21 января.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. (в ред. от 21 июля 2011 г.) // Российская газета. 31 декабря 2001 г. № 256. (с изм. и доп. вступающими в силу с 29.09.2011)

9. Административное право России: учебник. Части 1 и 2 Алехин А.П., Кармолицкий А.А.Издательство: Зерцало, 2009 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.