Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность межотраслевого государственного управления




Общая характеристика содержания межотраслевого регулирования

Тема 17. ОСНОВЫ МЕЖОТРАСЛЕВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ОТНОШЕНИЙ

Целевая установка: Раскрыть сущность межотраслевого регулирования, его направления.

 

После изучения данной темы слушатели смогут:

назвать особенности межотраслевого регулирования;

объяснить основные направления медотраслевого регулирования;

охарактеризовать административную ответственность в системе межотраслевого управления экономикой.

 

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

17.1. Общая характеристика содержания межотраслевого регулирования

17.2. Основные направления межотраслевого регулирования в современных условиях

17.3. Административная ответственность в системе межотраслевого управления экономикой

Контрольные вопросы для самопроверки

Ответ1 (начало). Субъектами межотраслевого государственного управления являются как органы исполнительной власти общей компетенции (Правительство Российской Федерации, высшие должностные лица, правительства республик в составе Российской Федерации, администрация края, области, города федерального значения, округа и др.), так и специальные субъекты межотраслевого управления. К ним относятся Министерство финансов Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Государственный комитет РФ по делам молодежи, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная антимонопольная служба, Федеральное агентство по техническому регулированию и другие федеральные министерства и ведомства. В пределах республик в составе России и в пределах территорий краев, областей, округов, городов и районов надведомственные, межотраслевые функции осуществляют соответствующие органы исполнительной власти. Практически в системе органов исполнительной власти Российской Федерации, все федеральные министерства, службы и агентства осуществляют функции межотраслевой компетенции. К органам исполнительной власти отраслевой компетенции можно отнести незначительный круг субъектов государственного управления, как например, Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России), а так же находящихся в структуре Правительства РФ, правительств и администрации субъектов РФ и в составе федеральных министерств, служб и агентств структурных подразделений (комитетов, департаментов и др.). Отраслевыми органами исполнительной власти так же являются префектуры субъектов РФ, некоторые государственные комитеты Российской Федерации и ее субъектов, например Олимпийский комитет России и др..

В межотраслевом управлении Федеральным министерствам отводится наиболее важная роль. В составе министерств имеются государственные инспекции и другие контрольно-надзорные службы, осуществляющие надведомственные контрольно-надзорные функции, например, Государственная инспекция безопасности дорожного движения, состоящая в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации; Государственная противопожарная служба, состоящая в системе МЧС России. Указанные органы являются специальными субъектами межотраслевого управления. Они призваны обеспечивать должное единство в реализации функций социального прогнозирования и программирования, единое техническое регулирование и т.д.

Успешное решение задач государственного управления в различных отраслях социально-политической, социально-культурной и экономической деятельности во многом зависит от организации и осуществления межотраслевого управления.

Ответ3 (начало). Сущность межотраслевого управления составляют:

· определение основных направлений социальной политики государства, разработка целевых, комплексных и иных федеральных и региональных программ развития отраслей управления;

· объединение и координация отраслевых систем управления в реализации социальных межотраслевых программ и задач государственного управления;

· обеспечение организационного единства функционирования отраслевых систем управления;

· реализация программ и задач, выходящих за пределы той или иной отрасли государственного управления, а также решение вопросов, имеющих смежное или общегосударственное, межрегиональное и региональное значение.

Особенность межотраслевого управления состоит в том, что оно осуществляется по отношению к организационно неподчиненным объектам управления и непосредственно не касается их компетенции по самостоятельному управлению соответствующей отраслью.

Органы исполнительной власти, осуществляющие межотраслевое управление, занимают надведомственное положение и наделяются соответствующими полномочиями правотворческого, координационного, методического, контрольно-надзорного и лицензионного (разрешительного) характера.

Правотворческие полномочия надведомственных органов состоят в издании юридически обязательных актов по вопросам, относящимся к их компетенции.

Полномочия методического характера заключаются в даче разъяснений, инструктивных указаний и издании других актов по совершению отраслевыми органами действий, связанных с реализацией законодательства и актов соответствующего межотраслевого органа.

Координационные полномочия призваны обеспечивать согласованность деятельности различных отраслевых систем управления.

Контрольно-надзорные полномочия надведомственных межотраслевых органов заключаются в праве, производить проверку, осуществлять надзор и анализировать деятельность отраслевых систем управления с по вопросам законности осуществления ими своей деятельности, а так же целесообразности их действий по вопросам общей компетенции надведомственных органов.

Ответ2 (начало). С учетом изложенного межотраслевое государственное управление может быть определено как разновидность управления, осуществляемого органами исполнительной власти, обладающими надведомственными полномочиями по отношению к самостоятельным, не подчиненным им системам управления отраслями, в процессе которого обеспечивается единство их действий при разработке и реализации целевых комплексных программ общегосударственных, межрегиональных и региональных межотраслевых программ и задач управления. Определение 19.

Сферы межотраслевого управления предопределяются задачами и функциями государства, потребностями развития отраслей управления, необходимостью направления имеющихся ресурсов на решение наиболее важных и перспективных социальных задач государства.

К числу наиболее важных сфер межотраслевого управления относятся:

· прогнозирование, программирование и планирование в социально-экономической сфере;

· трудовые ресурсы;

· финансы;

· окружающая среда;

· техническое регулирование;

· статистика;

· безопасность и др.

Особой организационной задачей межотраслевого государственного управления является объединение усилий всех федеральных министерств, служб и агентств в формировании и реализации комплексных целевых программ, связанных с решением крупных социально-экономических, научно-технических и иных проблем. Такое межотраслевое объединение органов исполнительной власти, созданное на определенный период, позволяет сосредоточивать силы и ресурсы на решении главных задач, осуществлении программ развития отраслей экономики, социально-культурной деятельности государства и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.