Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Области социально-психологических исследований




 

Именно со сравнительных исследований культуры начинается социальная психология в ее интерпретации Вильгельмом Вундтом. Вундт считал, что психология должна изучать те интеллектуальные продукты, которые создавались сообществом человеческих жизней и являются, таким образом, необъяснимыми в понятиях индивидуального сознания, т.к. предполагают взаимодействие многих людей. Основным социокультурными продуктами, порождаемыми этим взаимодействием, являются язык, мифы, обычаи, язык которых привлекает особое психологическое внимание, т.к. формирует высшие мыслительные функции, т.е. знания.

Другой областью исследовательских интересов, имеющей непосредственное отношение к проблематике социальной психологии, являлась область массовидных явлений, изучавшаяся такими исследователями как Густав Лебон, Вильям Макдауголл, В.М. Бехтерев и другими. Именно в массовидных явлениях, таких как поведение толпы, паника наглядно присутствовала качественно иная по сравнению с индивидуальной феноменология. Явления деиндивидуализации, эффекты поведения толпы вызывали пристальный интерес описательных психологов. Однако проблема описательности все время соседствует с проблемой научности, чрезвычайно важной для молодой, только становящейся отрасли науки, которой и являлась социальная психология. Как в исследовании продуктов культуры, так и в исследованиях массовидных явлений могли применяться только субъективные, интроспективные методы, предоставляющие данные, не могущие быть объективными и всегда несущие на себе отпечаток личности исследователя. Эта субъективность, как в интерпретации, так и в доказательстве ставила под сомнение научный статус социальной психологии и стимулировало попытки нахождения новых решений. Учитывая сложившееся к тому времени доминирование позитивистской методологии в научном доказательстве, обеспечивавшей необходимые критерии универсального доказательства научной объективности в социальной психологии резко активизировались попытки применения этой методологии к исследованиям.

Именно это обстоятельство послужило основанием для развития в рамках социальной психологии экспериментальной традиции первоначально инициированной Вильгельмом Вундтом и конституированной Меде в его известной работе «Экспериментальная психология толпы» (1920), в которой он попытался поставить на научные основания психологию народов Вундта. В этой работе в рассмотрение толпы вводится понятие группы и как считают многие исследователи именно с этого времени изучение группового поведения стало ведущей областью социально-психологических исследований.

Большое влияние на развитие социальной психологии как экспериментальной науки оказал Олпорт (Allport), рассматривавший ее как отрасль науки, занимающуюся изучением поведения индивидов в его стимулирующем влиянии на поведение других индивидов. Именно введение Олпортом экспериментирования в социальную психологию наряду с установлением измеряемости аттитюдов (социальных установок) послужило основанием для признания научности социально-психологического знания.

Категория «аттитюд» стала одной из ведущих в социально-психологическом исследовании. С ней были связаны достаточно большие надежды в плане изучения природы социальной активности человека. Предполагалось, что знание об устойчивых отношениях человека к объектам окружающего мира может послужить фундаментом, во-первых, для понимания специфики социального поведения, во-вторых, основанием для прогнозирования поведения, что являлось давней мечтой психологов. Первоначально эти ожидания вполне оправдывались хотя в последствии начали осознаваться и проблемы, связанные с надежностью и валидностью их измерения.

В 1930-е годы благодаря блестящим экспериментам Музафера Шерифа в социальную психологию входят такие понятия как «социальное восприятие», «нормативное поведение», «групповое давление» и другие. Куртом Левиным начинает изучаться атмосфера в группе и вводиться понятие групповой динамики, ставшим отправной точкой в экстенсивном развитии исследований малых групп.

В последующие годы под влиянием европейской иммиграции большее внимание начало уделяться изучению социально познавательной активности в рамках которой были разработаны теоретические подходы к изменению аттитюдов, подчинению, взаимозависимости, социальному обмену, социальному сравнению и т.д.

В 1950-е годы Фрицем Хейдером (Heider) инициируется изучение атрибутирования, т.е. причинного объяснения поведения. Это направление исследований сохраняет свою значимость и сегодня. Со времени когнитивной революции в психологии в 1970-е годы возобновляется интерес к изучению социально-познавательной активности, но уже под влиянием так называемой компьютерной метафоры и ассоциируемого с ней информациионо-процессуального подхода.

В современной социальной психологии произошел заметный переход от интраличностной и интерситуационной ориентации, характерной для этапа становления, к интерличностной и ситуационно-контекстуальной ориентации. Для первой наиболее характерными категориями выступали аттитюд, малая группа (в контексте стимула) и различные ее характеристики и связанные эффекты и т.п. Для второго этапа более характерными стали такие категории, как социальные репрезентации, социальное познание, социальное мышление, социальное взаимовлияние и т.п. Эти категории объемны по содержательным рамкам и позволяют охватить более широкий класс явлений при обеспечении достаточно тесной связи с прозаикой реального социального бытия.

Говоря об областях прикладных исследований, можно с определенными оговорками выделить: (1) проблематику личности в контексте формирования и проявления ее социальной сущности (самость; социализация, социальный опыт, социальная идентичность и т.д.); (2) проблематику социального познания (социальное восприятие, объяснение, мышление и т.д.); (3) проблематику личности в ее взаимодействии с непосредственным социальным окружением (социальное влияние и взаимовлияние; воздействие и взаимодействие и т.д.); (4) проблематика взаимоотношений личности с ее непосредственным окружением (малая группа; групповое влияние; групповая динамика и т.д.); (5) проблематика личности в опосредованном социальном окружении (субкультура, общество и т.д.); (6) массовидные явления (толпа, паника, мода и.д.). К числу специально обсуждаемых категорий, наделяемых самостоятельным статусом часто относят агрессивное, асоциальное и просоциальное поведение, предубеждения и т.п.

Оценивая перспективы развития социальной психологии можно с определенной доле уверенности говорить о том, что наряду с приобретением все большего статуса самостоятельности, внутренней интеграции, сближения с прозаикой реального социального бытия, для нее характерны и тенденции интеграции с пограничными областями знания и, прежде всего, с антропологией, этнографией, социологией, культурологией и т.д.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.