Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции теории




Для понимания специфики и роли научной теории, в том числе и в социальной психологии, является полезным знакомство с ее функциями. В существующем многообразии подходов к определению функций теории одной из самых удачных, по нашему мнению, систематизаций является предложенная Стефаном Литтлджоном (S. Littlejohn, 1994, с. 28-29). Он выделяет девять функций научной теории.

Функция организации и обобщения знаний. В нашем восприятии мир не представлен как некий набор единиц информации. Существующее многообразие данных о нем обусловливает необходимость систематизации, организации и синтезирования мира. Необходимость ориентации в окружающем мире порождает построение различных моделей, установления связей между событиями и фактами, предоставления объяснений происходящего. Один из возможных путей подобного рода организации и представлен в теории. Другим полезным аспектом конструирования теории является аккумуляция знания. Студент, практик или исследователь при наличии разработанной теории теряют необходимость начинать исследование с нулевой точки. Представленная им область теорий позволяет сориентироваться в существующем на данный момент времени знании, познакомиться с выводами предшествующих исследователей и внести в них, при необходимости, коррективы, увидеть те пробелы, ликвидация которых может составить новую исследовательскую область.

Функция фокусирования. Кроме организации данных теории фокусируют внимание на значимых переменных и взаимоотношениях между ними подобно географической карте, ориентирующей на местности. Карта предоставляет возможность нахождения конкретных целей, стоящих перед исследователем, конкретных пунктов, интересующих его. Такую же ориентировку в области “местности” науки дает и теория.

Функция прояснения наблюдаемого. Прояснение наблюдаемого не только помогает исследователю разобраться в анализируемых проблемах, но и интерпретировать конкретные события. В этом смысле социально-психологические теории представляют своеобразный путеводитель для интерпретации, объяснения и понимания сложности человеческих взаимоотношений.

Функция организации наблюдения. Теория предоставляет возможность не только в ориентации в том, что следует наблюдать при изучении интересующего явления, но и как осуществлять наблюдение. Это характерно особенно для тех теорий, которые выдвигают операциональные определения, представляющие наиболее точные индикаторы того, что означает то или иное понятие. Получая подобное направление, исследователь получает возможность выявлять детали, тщательно прорисованные в теории.

Функция предсказания. Предсказательный потенциал теории является одним из наиболее дискутируемых в последние годы в науке вопросов. Многие теории принуждают исследователя делать предсказания о возможных результатах и эффектах данных. Предсказательные возможности теории особенно значимы в прикладных науках и конкретных областях, например, таких как изменение аттитюдов, психотерапии и т.д. Вместе с тем во многих подходах вопросы предсказательных возможностей теории соотносятся с объективными ограничениями. В частности целый комплекс таких ограничений присутствует в прогнозировании человеческого поведения в силу наличия огромного спектра ситуативных и личностных детерминант, обладающих потенциалом влияния и сложных производных их взаимодействия друг с другом. Другую сложность представляет отсутствие у исследователя объективной возможности учета всех внутренних детерминант поведения, которые зачастую не осознаются и самим субъектом.

Эвристическая функция. Хорошая теория обладает высоким потенциалом генерирования исследований, предоставляя своеобразное руководство о возможных направлениях исследований, аспектах, требующих уточнения и развития. Эвристическая функция теории, выражающаяся в оказании помощи в совершении открытий, является жизненно необходимой для развития знания.

Коммуникативная функция. Опубликование теории позволяет исследователю сделать ее достоянием других заинтересованных лиц, что, в свою очередь, создает дополнительные возможности для развития, как самой теории, так и исследователя. Через коммуникацию различных теоретических построений, объяснительных моделей изучаемого феномена становится возможным изучение, сравнение и развитие теории.

Функция контроля. Эта функция связана с ценностными ориентирами исследователя в области возможных этических последствий развиваемого теоретического подхода. Такие теории часто обозначаются как нормативные. Т.к. стремятся к установлению определенных норм исполнения. Большинство же теорий просто не доходят до этого состояния, оставаясь на чисто описательном уровне.

Генеративная функция. Эта функция в большей степени относится к интерпретационной и критической традициям так называемой альтернативной парадигмы. По существу, она предполагает использование теории в целях изменения существующей жизненной культуры и создания нового образа жизни. Другими словами, речь идет о достижении при помощи теории изменении в жизни. По определению Кеннета Гергена, «способность изменять руководящие основоположения культуры, ставить фундаментальные вопросы рассмотрения современной социальной жизни, ускорения пересмотра того, что имеется и на этой основе генерирования новых альтернатив для социальных действий» (Gergen, 1982, с. 109).

Представленный перечень функций, выполняемых теорией, наглядно демонстрирует ее потенциал. Тем не менее, понимание сущности теории не возможно без анализа ее общетеоретических оснований, представленных на уровне метатеории являющейся объектов философии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.