Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основоположения процессуального символического интеракционизма




 

Приведенное выше описание проблемных областей и подходов к ним различных представителей процессуального символического интеракционизма показывает относительную его целостность как направления. Однако, в виду отсутствие единства в трактовке, как категорий, так и анализируемой феноменологии создает сложности для нахождения точек соприкосновения между авторскими подходами и позициями, что, в свою очередь, обусловливает некоторые трудности для формулирования целостных обобщений. Тем не менее, с некоторыми оговорками, можно говорить о следующих основоположениях процессуального символического интеракционизма:

1. Отличительной особенностью социального поведения и взаимодействия является опосредованность символами и их значениями.

Это центральная идея символического интеракционизма. В соответствии с ней, человек в социальном взаимодействии не просто реагирует на воздействия других людей по стимульно-реактивной схеме, а реагирует на каждый стимул на основе собственных символических значений, формируемых в этом взаимодействии. Эти значения не являются внутренне присущими свойствами объектов, а являются результатом именно социального взаимодействия, направленного на уточнение значений объектов. Индивид действует на основе интерпретаций объектов, приобретая, таким образом, их значения для себя.

2. Индивид очеловечивается, т.е. социализируется или обретает социальную сущность, через взаимодействия с другими людьми.

Индивид не рождается социальной сущностью. Это означает, что от рождения он не обладает способностью очеловеченных действий. Именно через социальные ассоциации происходит его очеловечивание. Постепенно индивид обретает способность рассматривать значимые сигналы, используя символы и становясь объектом для самого себя. Именно взаимодействие с другими людьми способствует эмпатическому пониманию, осмысленному поведению и саморефлексии – уникально человеческим качествам как социальной сущности.

3. Человеческое общество наиболее полезно понимать как состоящее из людей, находящихся во взаимодействии друг с другом.

Это положение провозглашает процессуальную природу человеческого общества. Оно предполагает конструируемость социальной структуры, сохранение и изменение людей в социальном взаимодействии, а не автономность и самоуправляемость.

4. Человеческое бытие активно в формировании своего поведения.

Это положение иллюстрирует недетерминистский взгляд символического интеракционизма на человеческое поведение в том смысле, что человек активно участвует в конструировании своего поведения. Человек не «играет» социальные роли, отвечает на стимулы, подчиняется социальным нормам, а скорее отбирает стимулы, интерпретирует их, выбирая между альтернативными направлениями действий.

5. Сознание или мышление включают взаимодействие с самим собой.

Способность людей включаться во внутреннее рассмотрение, являясь отличительно человеческим качеством, означает, что индивид может становиться объектом для самого себя и выступать сигналами для самого себя. Взаимодействие с другими людьми дублируется по отношению к самому себе и обозначается как осмысленное поведение или мышление.

6. Человеческое бытие конструирует поведение и характер исполнения. Человеческое поведение обладает сущностной природой и не рассматривается как продукт предшествующего опыта, предустановленных значений. Наоборот, оно представляет функцию взаимодействия между индивидами, частично характеризующегося интерпретированием, выбором плана действий, избирательностью.

7. Понимание человеческого поведения требует исследования скрытого поведения действующего.

Так как человеческое поведение процессуально, символическое взаимодействие включает как видимую, так и невидимую деятельность. Более того, изучение поведения с позиций символического интеракционизма предполагает средства оценки значений, которыми оперирует действующий для объяснения своего поведения. Это означает, что к изучению человеческого поведения необходимо привлекать и симпатическую интроспекцию.

Теперь обратимся к другой разновидности символического интеракционизма – структурному символическому интеракционизму.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.