Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятийный аппарат когнитивного анализа социально-познавательной активности




 

Исходная ориентированность на познавательную активность предопределила и специфику концептуально-понятийного аппарата когнитивного подхода к психологической феноменологии. Во многом он определяется и понятием познания, представляемого как «активность, посредством которой перерабатывается информация. Этот процесс удобно представлять как оперирующий от начала до конца через множественные шаги, реализуемые между стимулами и реакциями. С информационно-процессуальной точки зрения когнитивный процесс является активностью познания: приобретение, организацию и применение знания. Средствами приобретения знаний выступают познавательные психические процессы. Познание представляет собой активность, порождающие объекты. В прямом смысле этого слова сам по себе объект не представляет собой нечто внешнее по отношению к организму. Считается что несмотря на весьма существенные различия между различными живыми организмами к ним могут быть применены единые принципы познания.

Когнитивный процесс рассматривается через призму основополагающих единиц познавательной активности, среди которых выделяются категоризация, прототипы, схемы, скрипты, эвристики, стереотипы и социальные репрезентации.

Исходным процессом познания выступает категоризация, посредством которой происходит упорядочивание и систематизация окружающего мира. Процесс категоризации с неизбежностью приводит к дискретизации и статизации потока информации, поступающей из окружающего мира. Он с неизбежностью приводит и к потере многих динамических свойств и качеств объектов этого мира. Но в данном случае можно говорить о том, что «цель оправдывает средства», т.к. без наличия стабильных и дискретных единиц познания становится невозможной ориентация в происходящем и прогнозирование развития событий.

Принадлежность объекта, свойства или качества категории носит скорее вероятностный характер с уклоном на репрезентативность или типичность – от менее типичного до более типичного или прототипичного. Это обстоятельство и обусловливает обсуждение в качестве второй познавательной единицы категории «прототипа». Категория прототипа обозначает наличие сходных элементов ряда категорий при одновременном присутствии и ряда существенных отличий. В целом прототип позволяет выделить класс категорий в совокупности их существенных признаков.

Включение в плоскость анализа познавательной активности процесса прототипизации позволяет ориентироваться в постижении новых объектов по аналогии или общей схематической модели свойств и качеств, представленных в прототипе. Тем не менее, абстрактность общей прототипизации в последующем уточнена посредством разработки экземплярного подхода (Leyens, Dardenne, 1996, c. 113), в соответствии с которым предполагается, что в процессе познания в памяти осуществляется поиск конкретных примеров или образцов, выступающих в качестве аналогов для последующего распознания нового объекта.

Рядом авторов отмечается качественное своеобразие познания социальных объектов. Люди в отличие от объектов неживой природы классифицируются в соответствии с социальными категориями: положения в обществе, этнической принадлежности, религии, национальности и т.п. Как показали исследования Росбарта (Rothbart) и Тейлора (Taylor) социальные категории обладают ядром и прототипом. «Ядро социальной категории, ее основополагающая сущность, направляет нас на поиск логического обоснования наиболее существенных качеств на основе внешних характеристик, проявляя тенденцию обращения с независимыми категориями как с взаимоисключающими и наполнения часто арбитражной по своему содержанию категоризации глубинными значениями» (1992, с. 12).

Еще одной познавательной единицей, активно обсуждаемой в последние годы в психологической литературе, является категория «схемы». Под схемой понимаются «когнитивные структуры, репрезентирующие знания о понятиях или типов стимулов, включающие их существенные атрибуты и взаимоотношения между атрибутами» [Fiske, Tailor, 1991, c. 98]. Они представляют ряд взаимосвязанных когниций (мыслей, представлений, аттитюдов), способствующих быстрому распознаванию объектов при наличии ограниченных ресурсов информации о них, «организуют репрезентации людей в отношении тех или иных аспектов окружения. Эта организация иерархична, имеет низший (воробей), базовый (птица) и высший (животные) уровни» (Leyens, Dardenne, 1996, c. 116). Наиболее продуктивным является базовый уровень, позволяющий совершать обобщения и заключения и на этом основании антиципировать не представленные непосредственно свойства и качества объекта.

Определяя роль схематизации в социальном познании, отмечается, что, во-первых, любой объект обладает ценностью. Во-вторых, схемы, объединяясь друг с другом, образуют семантические сети. Чем более они связаны друг с другом, тем больше вероятность их одновременной активации. В-третьих, отношения между атрибутами схем также могут выступать источниками широкого спектра заключений. Наконец, схемы высшего уровня могут быть выведены из схем низшего уровня.

Схематический подход к описанию и объяснению процесса социального познания показал свою несомненную продуктивность. Благодаря этому подходу становятся понятными многие особенности поведения людей в различных ситуациях жизни, проявляющиеся в достраивании познаваемых объектов окружающего мира, в том числе и неадекватным образом.

Еще одной категорией, получившей широкое распространение в психологической литературе, посвященной социальному познанию стала категория «эвристика». Эвристики, по мнению Тверского (A. Tversky) и Канемана (D. Kahneman) [1974], представляют собой принятые неформальные руководства, рассматриваемые людьми как полезные при принятии ими решений и формировании прогнозов в отношении новых объектов или будущего развития событий. Эвристики достаточно распространены в социальном поведении. Люди выстраивают прогнозы в отношении поведения в различных ситуациях, а также в отношении объектов, опыт взаимодействия с которыми ограничен. Эти прогнозы или предвосхищения, нося вероятностный характер, тем не менее, в существенной степени определяют развитие взаимоотношений и взаимодействия. В том числе именно они являются основаниями и многочисленных ошибок, проявляющихся в приписывании тех характеристик, которые на самом деле не присутствуют.

Наиболее проработанной категорией социального познания является социальный стереотип, имеющий весьма продолжительную историю изучения.

От других разновидностей социального познания социальный стереотип отличается, прежде всего, тем, что информация, на которой он основывается, соотносится не с самим объектом, а с другими знаниями, которые, в свою очередь, могут оказаться ложными.

Основной причиной формирования социальных стереотипов является отсутствие у человека полной информации об объектах или событиях, давление, оказываемое традициями, нормами, ценностными ориентациями и правилами общественного поведения при наличии выраженной потребности в такого рода ориентирах.

Начиная с 1980 годов, происходит интенсивное развитие исследований познавательной активности в рамках теории социальных репрезентаций, разработанной Серджо Московичи (S. Moscovici, 1998). Представляя собой попытку исследования психологии здравого смысла или обыденного сознания, теория социальных репрезентаций наиболее продуктивно описывает процесс формирования представлений человека об окружающих событиях и явлениях социального бытия в его непосредственном переживании рядовым человеком. Продолжаю линию рассмотрения человека как «наивного ученого», разработанную Хейдером (1956), теория социальных репрезентаций идет значительно дальше и глубже, пытаясь дополнить традиционно рациональную схему рассмотрения процесса познания развиваемую в когнитивной традиции, элементами жизненных переживаний и иррациональности. Сами социальные репрезентации, в их понимании Московичи, представляют «ряд понятий, утверждений и объяснений, порождаемых в повседневной жизни в процессе интер-индивидуальной коммуникации. В обществе они эквивалентны системам представлений и мифов традиционных обществ; они являются современными восприятиями здравого смысла» (1981, c. 181).

В отличие от имплицитных теорий личности и схем, традиционно представленных в рамках когнитивного подхода, объекты социальных репрезентаций не имеют ограничений, включая «идеи, мысли, образы, а также знания, коллективно разделяемые членами сообщества» (Augoustinos, Innes, 1990, c. 215). Объектом изучения с позиций подхода социальных репрезентаций являются особенности трансформации знаний в здравый смысл, как незнакомое, неизвестное, странное становится знакомым [Moscovici, 1998].

Исследования в рамках подхода с позиций теории социальных репрезентаций представляют своеобразную «новую волну» в изучении социального познания. В то же время они же находятся в довольно жесткой контрадикции с классическим рационально-ориентированным когнитивизмом, продолжающим игнорировать «субъективизм» объяснений с позиции здравого смысла. Тем не менее, именно с подходом теории социальных репрезентаций многими исследователями связываются оптимистические надежды в разрешении одной из самых фундаментальных проблем современной социальной психологии и персонологии – их «оживления», т.е. приближения к адекватному описанию особенностей реального социального бытия личности и ее окружения.


 

Глоссарий
Категоризация – процесс расчленения информационного потока окружающего мира на значимые единицы, характеризующие свойства и качеств объектов, и обладающие относительной стабильностью в пространстве и времени Прототип – понятие, обозначающее наличие сходных элементов ряда категорий при одновременном присутствии и ряда существенных отличий. Как единица познавательной прототип позволяет выделить класс категорий в совокупности их существенных признаков. Социальные репрезентации – ряд понятий, утверждений и объяснений, порождаемых в повседневной жизни в процессе интер-индивидуальной коммуникации, характеризующих понимание объектов с позиции здравого смысла или обыденного сознания. Схемы -- когнитивные структуры, репрезентирующие знания о понятиях или типов стимулов, включающие их существенные атрибуты и взаимоотношения между атрибутами. Эвристики – принятые неформальные руководства, рассматриваемые людьми как полезные при принятии ими решений и формировании прогнозов в отношении новых объектов или будущего развития событий.
Вопросы для обсуждения
1. В чем своеобразие когнитивного подхода к анализу социально-психологической феноменологии? 2. Каковы основные особенности информационно-процессуального подхода к анализу социально-психологической феноменологии? 3. В чем отличия основных моделей рассмотрения социально-когнитивной активности человека? 4. Каковы основные тенденции развития современного когнитивизма в социальной психологии? 5. Почему когнитивисты концентрируются на информационно-процессуальном аспекте активности личности?  
Для дополнительного чтения
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект-Пресс, 1997. 2. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.  
Основной источник
1. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.  

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.