Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Репертуарные решетки




 

В отдельную группу мы выделяем специфические методы, имеющие собственную специфику. Это репертуарные решетки Kelly, проективные методы и дискурсный анализ.

Очень похож на описанный выше метод семантического дифференциала тест репертуарных решеток был разработан Джорджем Келли (G. Kelly). Если в методе Осгуда испытуемому предъявляется готовый список прилагательных, то в репертуарном тесте испытуемый формулирует их сам. Причем, поКелли, это не только биполярные прилагательные, это противоположные отношения или способы действия, и более того, это конструкты, созданные и используемые индивидуально каждым человеком для оценки окружающего мира. Конструкт – это не просто дискретная оппозиция, как правило, это более или менее дробная шкала. Конструкты выполняют две функции: установление сходства и противопоставления. Конструкты – это не изолированные образования. Они взаимодействуют друг с другом, образуя систему конструктов, обладающую свойствами, которых нет у отдельных конструктов. Так как Келли предполагает, что личностные процессы реализуются теми же способами, которыми человек прогнозирует и оценивает окружающий мир, то предполагается, что при помощи репертуарного теста мы можем охарактеризовать личность испытуемого. Опишем процедуру проведения репертуарного теста, и тогда легче будет понять, что предположил Келли.

Вначале необходимо выявить элементы, для которых впоследствии испытуемых будет формулировать конструкты. Чаще всего они задаются в виде ролей, к которым исследуемый подбирает реальных людей. Если исследуются межличностные отношения, то необходимо сформулировать роли таким образом, чтобы они описали все возможные отношения. В качестве элементов могут выступать не только люди, но и объекты окружающего мира. После того, как сформулированы конструкты, можно перейти к выявлению конструктов. Существует множество методов для выявления конструктов, но самым распространенным является метод триад или метод минимального контекста. Элементы предъявляются тройками, и испытуемому необходимо ответить, чем два из них сходны между собой. После этого испытуемого просят указать, чем третий отличается от них. Здесь не просто подбирается, антоним к уже указанному признаку. По теории Келли у каждого испытуемого свой взгляд на противоположности, поэтому и необходимо выявлять конструкты в два этапа. Если конструкты не ясны или повторяются необходимо задать дополнительные вопросы. Далее данные заносятся в таблицу.

 

конструкты элементы
          ...     n
                 
                 
                 
...                
N                

 

Дальше возможны различные варианты заполнения репертуарной решетки. Наиболее распространенной является ранговая решетка, когда испытуемого просят проранжировать все объекты, в зависимости от того, насколько выражен данный конструкт у элементов.

Оценочная решетка, предусматривает оценку каждого элемента по определенной шкале, например от 1 до 5. Более сложными видами репертуарных решеток являются импликативная решетка и решетка, измеряющая сопротивление изменениям.

После того как решетка заполнена, для ее анализа используются статистические методы, в большинстве случаев факторный и кластерный анализ матриц интеркорреляций между конструктами.

На основании полученных данных делается качественный анализ данных. Исследуется целостная система конструктов, схожая с семантическим пространством, описаны Осгудом. Основное отличие, что оно является индивидуальным и специфическим для каждого испытуемого. В этом пространстве можно выделить общие конструкты, включающие целые системы конструктов. Их называют субординантными конструктами. Кроме того, можно оценить связь между конструктами и посмотреть является ли система монолитной, или в ней выделяются отдельные подсистемы: связанные или раздробленные. Можно выделить конструкты не жестко связанные с друг другом, допускающие в зависимости от контекста множество вариантов конкретных связей. Кроме того, можно оценить когнитивную сложность каждого человека, т.е. насколько дифференцированно он описывает окружающий мир.

В социальной психологии используют репертуарные конструкты, когда изучают взаимоотношения в группе. В качестве примера можно привести исследование конформности у детей. Для этого среди конструктов ввели конструкт – «Идеальное Я». Если корреляция между конструктами «Идеальное Я» и «упрямый» высока, то это расценивалось как конформизм по отношению к сверстникам. Если корреляция между «Идеальным Я» и «послушный» то конформизм по отношению к взрослым. При исследовании групп для всех составляют одинаковые элементы и конструкты, затем сравнивают матрицы между собой. Системы конструктов друзей сходны, кроме того, наблюдается переоценка похожести.

Тест личностных конструктов позволяет диагностировать организацию и содержание субъективного семантического пространства на материале собственного словаря. Однако с указанным достоинством методики личностных конструктов связан и его недостаток. Процедура формулирования конструктов требует достаточно высокого уровня развития вербального интеллекта и способности испытуемого подвергать свой опыт взаимодействия с объектами интроспективному анализу. Указанные недостатки снимаются, если используются большие списки прилагательных, составленных на основе тезаурусов – семантических словарей для определенных областей лексики. Достоинством является возможность проверить достоверность, если включить элемент «Я-концепции».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.