Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-конструктивистский подход




 

Особую позицию в отношении рассмотрения проблематики соотношения личностной и социально-психологической проблематики занимают социальные конструктивисты, общая характеристика подхода которых уже давалась выше. С их точки зрения личность создается коллективно посредством социальных процессов и таким образом существует интерперсонально, а не интраперсонально. В наиболее радикальной форме социальный конструктивизм настаивает на существовании только лингвистической реальности приоритетной по отношению к актуальному поведению.

В менее радикальной форме социальные конструктивисты считают, что личность представляет собой социальную конструкцию, основанную на реальности (Hampson, 1999, c. 441). В соответствии с этим взглядом, личность включает три базовых элемента: действующего, наблюдателя и самонаблюдателя. Действующий представляет комбинацию наследственных и приобретенных факторов, включающих всю историю прошлых переживаний. Традиционно изучение личности представляет собой именно изучение личности как действующей. В качестве наблюдателя выступают другой человек или люди, присутствующие реально или воображаемо в процессе осуществления действий и оказывающие влияние на их осуществление. Это происходит, в том числе, за счет предоставления необходимой информации и поддержания обратной связи в отношении результативности реализуемого поведения, внешнего впечатления и возможностях. Самонаблюдение или способность к самоосведомленности отражает способность личности к самомониторингу, самоконтролю и рефлексии. Все три компонента функционируют в единстве, образуя или конструируя личность. Процесс конструирования личности усложняется тем, что действующий и наблюдатель находятся в постоянном процессе взаимообмена друг с другом и сопровождаются актами самонаблюдения. Совершая какое-либо действие, человек находится под наблюдением других людей, в том числе и представляя себя с их позиции. В то же время любое действие, как и оценка со стороны, подвергаются самоанализу. Соответственно процесс конструирования личности представляет собой продолжающийся процесс согласовывания позиций действующего и наблюдателя.

Одним из достоинств рассмотрения личности как социально конструируемой является то, что оно предоставляет возможность интеграции вопросов и аспектов традиционно изучаемых обособлено в рамках отдельных дисциплин и областей психологического знания. Например, как отмечает Хампсон (Hampson), традиционные для социальной психологии области изучения – социальная перцепция, атрибутирование, формирование впечатления – отражают особенности рассмотрения личности с позиции наблюдателя. В то же время такая фундаментальная область, как самость во всем многообразии ее аспектов, изучается с позиции самонаблюдения. Отсутствие какой либо интеграции между обозначенными элементами, в том числе и объединяющей категории, приводит к расчленению личности и обособлению социально-психологической проблематики.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.