Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы межличностной аттракции




 

Относительно устойчивые эмпирические основания межличностной аттракции так же являются объектом многочисленных социально-психологических исследований и получили название факторов аттракции. В широком спектре исследований данной проблемной области было изучено достаточно большое количество факторов, на анализе наиболее существенных из которых мы и остановимся ниже.

Физическая привлекательность. Житейская эмпирия и результаты исследований (Hogg, Vaughan, 1995:409-410) подтверждают народную мудрость – по одежке встречают. Вполне очевидно, что особенно на этапе установления взаимоотношений влияние внешней привлекательности достаточно велико. Эмоционально положительный образ как бы начинает позитивно достраиваться. Внешне привлекательный человек, как это наглядно демонстрируют Линда Джексон (L. Jackson, 1992), а так же Рей и Рамсей (B. Ray, N. Rumsey, 1986), наделяется целым рядом положительный свойств и качеств – эмоциональностью, теплотой, счастьем, успешностью и т.п. Подтверждение этому может быть найдено и в народных сказках, в которых положительный герой всегда привлекателен или в конечном итоге становится таковым, а негативный персонаж наделен и не привлекательной внешностью, примером чему является Баба Яга. Другое дело, что в жизни часто все случается наоборот. Зафиксированное утверждение, конечно же, надо воспринимать как абстрактную констатацию, реальная интерпретация которой может быть опосредована личным эмпирическим опытом межличностных отношений конкретного человека, спецификой его интересов, ценностей, вкуса, привязанностей и т.п. Безусловным является лишь то, что для развития отношений необходимо, особенно на начальном этапе уделять внимание своей внешности, как усилителю продуктивности будущих взаимоотношений. При отсутствии должного внимания этому аспекту может сложиться ситуация, что при отсутствии соответствующей привлекательной формы мало у кого будет возникать интереса пусть и к богатейшему содержанию.

Пространственная близость или дистанция общения. Межличностная аттракция так же определяется и пространственной дистанцией между партнерами, как в буквальном, так и в переносном смысле. Исследования показывают, что с увеличением привлекательности изменяется и дистанция общения. Чем ближе друг к другу люди в личностном смысле, тем комфортнее они себя ощущают и в общении на пространственно более близкой дистанции. В данном случае не срабатывает эффект отрицательной реакции на вторжение в личностную зону. Любое же приближение человека не вызывающего положительных эмоций в эту зону может вызывать рост дискомфорта. В частности, данное явление связано и с полем контроля за партнером. Здесь наблюдается следующая закономерность - чем знакомее и приятнее партнер, тем меньше источников информации о нем человек удерживает в поле контроля (влюбленному достаточно фиксировать в поле внимания глаза партнерши) и, наоборот, чем менее позитивны отношения, тем больше источников информации необходимо контролировать на случай негативного развития взаимоотношений. Пространственная близость имеет значение и в самом непосредственном контексте - лишь пересекаясь с человеком в пространстве (мысленном или физическом) возникает возможность развития взаимоотношений с ним.

Знакомство. Знакомство с человеком так же может выступать в качестве фактора аттракции. Зайенс (Zajonc, 1968) показал, что повторное предъявление многих стимулов приводит к более положительному отношению к ним. Это же происходит и с фотографиями незнакомых людей при их повторном разглядывании. Данному факту может быть дано много объяснений. Одно из них заключается в том, что часто неопределенность прогноза в отношении объекта, человека или события повышает уровень тревожности, в то время как наличие информированности о них приводит к повышению ощущения контролируемости. В частности, во многих исследованиях был зафиксирован факт возникновения внутреннего напряжения при столкновении с объектами, которые не могут быть категоризированы в собственном эмпирическом опыте человека.

Доступность. Люди легко доступные и взаимоотношения с которыми не требуют сверхусилий воспринимаются более положительно. В частности на этом моменте часто строятся так называемые «выходы в народ» политических деятелей в период предвыборных компаний. Хотя в данном случае надо иметь в виду, что факт доступности начинает приобретать свою силу лишь после исходной недоступности, чем так же пользуются квалифицированные бюрократы, первоначально создавая массу искусственных преград, а потом милостиво снисходя к человеку. Постоянная же доступность, увы, с течением времени снижает привлекательность объекта.

Ожидание продолжения взаимодействия. В логике уже известной теории баланса Хейдера антиципация будущего развития позитивных взаимоотношений увеличивает привлекательность человека, конечно, при условии, что эти отношения носят позитивный характер.

Взаимность. Симпатия или антипатия к человеку во многих случаях подчиняется принципу взаимности, в соответствии с которым нам нравятся те люди, которым нравимся мы и, наоборот. Тем не менее, проявления этого фактора не носят универсального характера. Отнюдь не все люди, симпатизирующие нам, вызывают положительные эмоции. Точно так же, не все люди, которым не нравимся мы, вызывают исключительно негативные эмоции. Исследования показывают, что лица с высокой самооценкой более самодостаточны, в то время как лица с заниженной самооценкой более подвержены влиянию данного фактора. Влияние взаимности может быть детерминировано и природой конкретной ситуации. Если влияние взаимности основывается на величине поощрения, то результат будет во многом определен отношением к этому поощрению. Фактор взаимности обладает рядом контекстов, учет которых важен для понимания социально-психологической феноменологии. В частности, он может лежать в основе объяснения "рационально необъяснимой" тяги благополучного ребенка к бомжам, у которых он получает то, что ему не дают родители.

Сходство. Фактор сходства, проявляющийся в тенденции позитивного отношению к людям сходных взглядов, поступков, убеждений и т.п., в отличие от уже анализировавшихся является значительно более комплексным. В его рамках исследовалось много измерений, наиболее устоявшимися из которых являются сходство аттитюдов, ценностей и предпочтений в действиях. Не вызывает сомнений, что особенно для этапа установления межличностных отношений факт обнаружения сходства в партнере имеет едва ли не решающее значение. Даже для начала беседы с незнакомым попутчиком в транспорте необходимо найти общую тему диалога, нахождение которой способствует быстрому развитию взаимоотношений и формированию позитивного эмоционального фона. В качестве механизма, определяющего значимость сходства, как детерминанты аттракции различными исследователями определяется механизм валидизации собственной Я-концепции и мировоззрения. Как уже показывалось при рассмотрении теории самоверификации Свана, людям присуща необходимость в поддержании обратной связи с другими людьми в порядке уточнения верности собственных представлений. Получение подтверждений верности собственных построений как бы в знак благодарности увеличивает привлекательность людей, подтверждающих их. Другое объяснение предполагает, что аттрактивность сходных других связана с тем, что взаимоотношения с ними более комфортны. Однако этот же фактор лежит и в основе «ошибки репрезентативности», согласно которой, люди, находясь в состоянии сомнения по какому-либо вопросу, начинают обращаться за советом к значимым другим. При этом часто не учитывается, что эти значимые другие, как правило, придерживаются сходных взглядов и оценок, собственно говоря, почему они и выбираются в качестве значимых, и не отражают всего существующего спектра мнений. Изложенное вовсе не означает, что фактор сходства является универсальным в формировании аттракции. Скорее он более доминирующ на более ранних стадиях развития отношений. На более поздних стадиях в качестве доминирующих могут выступать и другие, например, взаимодополняемость.

Взаимодополняемость. В противовес теории сходства Винч (Winch, 1958) сформулировал теорию дополняемости потребностей. Он исходил из предположения, что мы в своих отношениях стремимся к поиску людей, способных содействовать удовлетворению наших актуальных потребностей. В пользу этой гипотезы свидетельствует определенная жизненная эмпирия, заключающаяся в том, что в межличностных взаимоотношениях люди часто проявляют склонность к установлению более тесных взаимоотношений с людьми, при посредстве которых они получают возможность стать более приспособленными к решению прагматических задач. Часто в подобного рода позитивной оценке имеет место и своеобразная компенсация каких-либо собственных недостатков (например, человек со слабым здоровьем идеализирует здоровых людей и т.п.).

Эмпатия. Особая роль в формировании аттракции играет эмпатия, представляющая собой сочувствие, сопереживание человеку. Розенфельд (Rosenfeld, 1966), объясняя эмпатийный аспект аттракции, указывал на его связь, прежде всего, с чувством защищенности, не одинокости человека. Наличие подобного рода отношений позволяют человеку уменьшить негативное эмоциональное напряжение, что и приводит к чувству благодарности их носителю. Но и эмпатия отнюдь не всегда выступает универсальным фактором аттрактивности. Как минимум она должна быть ожидаемой. В случае проявления эмпатии в ситуации, когда человек ее не ждет, эффект может быть противоположным.

Способствование достижению личностно значимых целей. Очевидно, что человек, способствующий достижению актуальной цели, обладает высоким потенциалом аттрактивности и, наоборот, люди, фрустрирующие ее достижению менее аттрактивны. Этот вывод находится в полном соответствии с предположением Мортона Дойча (M. Deutch, 1962) о том, что кооперативное взаимодействие или представления о нем, ведут к возрастанию межличностной аттракции. Достаточно очевидно, что если кто-либо, обладающий необходимым потенциалом, оказывает вам содействие в достижении значимой цели, то аттрактивность его будет высока. Тем не менее, данный фактор так же срабатывает не всегда. Исследователи установили своеобразную дифференциацию на симпатию и восхищение чьей-либо компетентностью и симпатию к социоэмоциональным качествам. В частности, эта дифференциация традиционно известна при дифференциации инструментального и социоэмоционального лидерства. Решающим условием аттракции определяется как раз синтез инструментальности и социоэмоциональности. Этим объясняется нежелание обращаться за помощью к человеку, не вызывающему положительного отношения.

Личностная гармония. Понимание сложной взаимообусловленности различных факторов друг с другом и исследования гармоничных супружеских пар привело к выдвижению Шульцем (Shultz, 1957) фактора личностной гармонии. Выдвинув в качестве ведущего основания гармоничных взаимоотношений потребности включенности, контроля и привязанности он предположил, что именно их гармоничное сочетание и приводит к высокой аттракции. При этом, под потребностью включенности понималось чувство собственной необходимости для других; под потребностью контроля – необходимость принятия участия в выработке и принятии значимых решений; и под потребностью привязанности - необходимость в аффилиативных, эмпатийных отношениях. Для диагностики индекса гармоничности Шульц разработал специальную шкалу фундаментальных межличностных отношений (FIRO), оценивающую один генеральный фактор – сходство и дополняемость приведенных потребностей и три дополнительных – взаимную совместимость, определяемую единством взглядов на поведение; инициативную совместимость – гармоничность стремлений к удовлетворению данных потребностей; и согласованность – согласие на возможность включения каждого из партнеров в любую совместную деятельность. В этой концепции, по моему мнению, впервые достаточно убедительно показана необходимость взаимных усилий партнеров в формировании аттракции. Отчасти пересекаясь с построениями теоретиков социального обмена, Шульц, показал, что если одна из сторон не прилагает усилий к развитию взаимоотношений, то с течением времени ее аттрактивность будет падать. Данный вывод особенно важен для практики подбора партнеров. Ориентация на нахождения гармонирующих факторов не дает гарантии в главном – в длительности взаимоотношений и развитии аттрактивности. Лишь наличие совместных усилий и их высокий потенциал инерции с некоторой степенью вероятности гарантирует позитивную динамику аттракции.

Перечисленные факторы, конечно же, отражают интересы и представления определенных исследователей. В последние годы становится очевидным, что их наиболее уязвимой характеристикой является излишняя статичность и претензии на универсальность в транскрипции авторов. Вместе с тем, очевидно, что данные факторы отражают важные аспекты развития аттракции и при определенном сочетании условий в определенном времени могут играть существенную роль. Столь же очевидно и то, что будущее развитие данной проблемной области связано, прежде всего, с привнесением аспектов динамики и процессуальности, сложной переплетенности детерминант межличностной аттракции друг с другом.


 

Глоссарий
Аттракция – формирование в процессе восприятия людьми друг друга положительного эмоционального отношения друг к другу. Самоверификация -- стратегия самопрезентирования, направленная на установление обратной связи с окружающими людьми в целях уточнения адекватности Я-концепции. Самомониторинг – процесс самоконтроля над впечатлением, производимым на окружающих. В контексте подхода Снайдера – способность личности адекватно контролировать впечатление, производимое на окружающих, внося коррективы при необходимости. Самопрезентация – процесс целенаправленного или стихийного, осознаваемого или несознаваемого, формирования определенного образа собственной личности в глазах окружающих, осуществляемый посредством предъявления аутентичных или неаутентичных качеств и особенностей поведения. Управление впечатлением -- стратегический процесс коммуникации, связанный с созданием у аудитории преследуемого образа. Причем, характерно рассмотрение этого процесса именно как взаимодействия, включающего особенности обеих участвующих сторон.
Вопросы для обсуждения
1. Каковы основные особенности эволюции социально-психологических представлений по проблеме восприятия и интерпретации человека человеком? 2. В чем заключаются основные сложности с адекватной интерпретацией личностных особенностей анализируемого человека? 3. Какие способы интерпетация личности другого человека наиболее распространены в практике реконструкции особенностей изучаемого человека? 4. Какие особенности присущи процессу самопрезентации и самоверификации? 5. Какие особенности присущи процессу управления впечатлением о человеке? 6. Какие теоретические подходы сложились в социальной психологии к проблеме аттракции и в чем заключаются их особенности и отличия? 7. Каковы основные тенденции развития исследований по проблеме межличностной аттракции в социальной психологии? 8. Каковы основные тенденции развития исследований по проблеме управления впечатлением в социальной психологии?
Для дополнительного чтения
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1996. 2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 3. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987. 4. Знаков В.В. Понимание и познание в общении. – М: ИПАН РАН, 1994. 5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Минск: Беларусь, 1990. 6. Крижанская, Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – Л.: ЛГУ, 1990. 7. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СП б.: Издательство «Питер», 2001. 8. Майерс Д. Социальная психология. – СП б: Питер, 1996. 9. Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. М.: Экономика, 1990. 10. Пайнс А., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СП б, Издательство «Питер», 2000. 11. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб: Питер, 2001. 12. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. – М.: Аспект Пресс, 1999.
Основной источник
1. Перспективы социальной психологии. / Пер. с англ. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.  

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.