Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие исследований малой группы в отечественной традиции




Эксперименталистский подход.

 

.

Совершенно иная картина характерна для развития исследований в отечественной традиции, определяемая господством «единственно верной» методологии – методологии марксистской.


 

О собственно социально-психологических исследованиях по проблематике малой группы в рамках советской психологической традиции можно говорить лишь начиная с 60-х годов. Часто совершаемые упоминания об исследованиях В.М. Бехтерева, А.С. Макаренко, А.С, Залужного являются натянутыми, т.к. они проводились отнюдь не в социально психологическом контексте. Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская (1991), опубликовавшие, по моему мнению, одну из самых серьезных работ по проблематике малой группы, изданных отечественными авторами, выделяют три периода в развитии исследований.

Первый этап (60-е годы) ознаменовался преимущественной эмпирической направленностью работ. Шло активное, правда, не всегда корректное, ознакомление с зарубежным опытом изучения малых групп, подвергался новому осмыслению предшествующий опыт исследований в области коллективообразования (А.С. Макаренко), начали формироваться исследовательские центры – первоначально в Ленинграде, а впоследствии в Москве, Минске и т.д. В эти годы зарождается белорусская школа в исследованиях малой группы, ассоциируемая, прежде всего, с работами Я.Л. Коломинского, ориентированная на развитие идей социометрического подхода Морено.

Второй этап в развитии исследований приходится на 70-е годы и ассоциируется, прежде всего, с двумя теоретическими конструкциями – стратометрической (Психологическая теория коллектива, 1979) и параметрической (Уманский, 1975) концепциями коллектива. Являя собой достаточно искусственные конструкции, эти концепции сопровождались большой эмпирической базой. В данный период появились разделы, связанные с управленческой деятельностью (Свенцицкий, 1975), межгрупповыми отношениями (Агеев, 1983), экологией группы (Леонов, Лебедев, 19755), социально-психологическим тренингом (Петровская, 1982), групповой сплоченностью (Немов, 1984) и психотерапией (Либих, 1974).

Третий период в развитии исследований по социально-психологической проблематике малой группы приходится на 90-е годы. Продолжая линию на одномерное использование марксистской методологии, исследования данного периода характеризуются и рядом публикаций по отдельным проблемам групповой психологии: руководству и лидерству (Кричевский, Рыжак, 1985), групповой интеграции (Донцов, 1984), социально-психологическому тренингу (Емельянов, 1985), психологическому климату (Бойко, Ковалев, Панферов, 1983), поведению личности в группе (Психология развивающейся личности, 1987), внутригрупповым (Гозман, 1987) и межгрупповым отношениям (Агеев, 1990). Причем адресат большого числа исследований малых групп этого периода – сфера промышленного производства с многообразием проблем, возникающих в деятельности первичных производственных коллективов (Свенцицкий, 1986). Другая значительная область приложения современных разработок отечественной групповой психологии – практика школьной жизни(Коломинский, 1984), включая и непосредственно процесс решения учебных задач (Рубцов, 1987). Правда, в последнем случае, имея в виду ситуацию учения, групповая деятельность рассматривается скорее в контексте проблем педагогической психологии.

Анализ многолетних исследований в области групповой психологии в нашей стране позволяет выделить ряд подходов к изучению феноменов социальной группы, сложившихся за истекшие десятилетия и в немалой степени влияющих на движение научной мысли. Причем следует отметить, что до сих пор работа такого рода в отечественной социальной психологии не; проводилась, поэтому называемые нами подходы кому-то могут, показаться спорными, кто-то, вероятно, внесет в предлагаемую нами классификацию определенные уточнения либо предложит свою, отличную от нашей. Как бы то ни было, мы считаем создание такой классификации вполне оправданным, принимая во внимание, как значительный объем имеющихся работ, так и вполне очевидную разнородность исходных авторских позиций, лежащих в основе многих из них. При этом мы, естественно отдаем себе отчет в известной условности подобной классификации, тем более что о том же свидетельствуют и приводившиеся выше зарубежные данные.

Итак, на сегодня в отечественной групповой психологии можно выделить как минимум четыре крупных исследовательских подхода: деятельностный подход, социометрическое направление, параметрическую концепцию и организационно-управленческий подход. Суть каждого из них состоит кратко в следующем.

Деятельностный подход. Он основывается на одном из фундаментальнейших принципов марксистской психологии – принципе деятельности, успешность реализации которого в общепсихологических исследованиях и в ряде частных психологических дисциплин, включая социальную психологию, общеизвестна. Вероятно, поэтому некоторые авторы небезосновательно называют его в качестве «'конституирующего и объяснительного принципа построения социальной психологии как науки» (Андреева, 1980, с. 6).

Приложение принципа деятельности к исследованию социальной группы весьма плодотворно сказалось на построении ряда теорий групповой активности. Среди них, прежде всего, следует отметить уже упоминавшуюся выше стратометрическую концепцию групповой активности А. В. Петровского (1979), наиболее разработанную на сегодня в отечественной социальной психологии модель группового процесса, получившую недавно дальнейшее развитие в системно-деятельностном анализе поведения личности в группе (Семенов, 1983). Из числа других теоретических конструкций этого направления назовем предложенный М. Г. Ярошевским программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива (1978) и разрабатываемую Г. М. Андреевой модель социально-перцептивных процессов в совместной деятельности (1980). Кроме того, идеи деятельностного подхода воплотились в изучении отдельных феноменов социальной группы: ее интеграции Донцов, 1984) и эффективности (Немов, 1984), руководства и лидерства (Кричевский, Дубовская, 1991), межгрупповых отношений (Агеев, 1990).

Социометрическое направление. Как и в зарубежной групповой психологии, немалое число отечественных исследований: малых групп может быть отнесено к так называемому социометрическому направлению. Основанием для подобного отнесения является использование специалистами в конкретной эмпирической работе в качестве основных методических средств тех или иных вариантов социометрического теста. В советской социальной психологии большой вклад в развитие этого направления внес Я.Л. Коломинский, не только много сделавший в плане конструирования различных социометрических процедур, но, что весьма существенно, включивший эмпирический метод в содержательный теоретический контекст (1976). Заметим, что последнее не имеет аналогов в западной социальной психологии, где применение социометрии как метода изучения межличностных отношений, по мнению самих зарубежных авторов (Shaw, 1971), давно уже «отвязано» от какой-либо серьезной теории.

Параметрическая концепция. Создателем этого исследовательского подхода является Л. И. Уманский, в 1960–70-е годы; разработавший оригинальную концепцию групповой активности: (1980). Основная идея подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие малой (контактной, по Л. И. Уманскому); группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров (см. 1975). Наиболее значительные исследования, выполненные в рамках этой концепции, касаются организационных, эмоциональных и динамических характеристик группы.

Организационно-управленческий подход. В основу данного подхода положены разрабатываемые в советской обществоведческой, в том числе социологической и социально-психологической, науке представления о социальной организации и управленческой деятельности (Китов, 1984). Относящиеся к рассматриваемому направлению (у его истоков стоят психологи ленинградской школы и прежде всего Е.С. Кузьмин) многочисленные исследования групп и коллективов носят выраженный прикладной характер и в большинстве своем ориентированы на решение конкретных управленческих задач

 

Глоссарий
Малая группа – относительно устойчивая, локализованная в пространстве и во времени общность людей, межличностные взаимоотношения в которой регулируются разделяемыми большинством ценностями и нормами регулирования взаимоотношений и поведения.
Вопросы для обсуждения
1. Как трактуется малая группа в современной социальной психологии? 2. Какие разновидности малых групп выделяются и в чем различие существующих подходов к их классификации? 3. Каковы основные этапы развития исследований малых групп и в чем их специфика? 4. Каковы основные подходы к исследованию малых групп за рубежом и в чем их особенности? 5. Какие методологические принципы лежат в основе анализа малой группы? 6. Какие эмпирические методы исследования малых групп Вам известны и в чем заключается их специфика?
Для дополнительного чтения
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1996. 3. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М.: Аспект Пресс, 1999. 4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. – М.: Изд-во МГУ, 1991. 5. Майерс Д. Социальная психология. – СП б: Питер, 1996. 6. Пайнс А., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СП б, Издательство «Питер», 2000. 7. Перспективы социальной психологии. / Пер. с англ. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СП б: ЗАО «Изд-во «Питер», 1999. 9. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. – М.: Аспект Пресс, 1999. 10. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 11. Социальная психология: учебное пособие / Отв. Ред. А.Л. Журавлев. – М.: ПЕРСЭ, 2002. 12. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. – М: Академический проект, ИПАН РАН, Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
Основной источник
1. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.  




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.