Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духи-покровители и духи-помощники 4 страница




Главным свидетелем всех "перипетий" блуждания двойника больного был он сам. Хотя будущий шаман находился в бессознательном состоянии, он "видел" все, что с ним делали духи. О том, что у него искали лишнюю кость, будущий шаман рассказывал после "особенно продолжительного приступа" [Сатлаев, 1974, с. 155].

Тубалары. Поверья тубаларов о том, кто может стать шаманом или шаманкой, почти не изучались. Лишь А. В. Анохин включил в свою работу три родословные тубаларских шаманов. У шаманки Саа-та из рода кюзен духи-покровители имелись как по линии отца, так и по линии матери [Анохин, 1924, с. 114]. Также духами-покровителями из обоих родов обладал 25-летний шаман Сюртэш из рода кюзен. Он начал камлать с четырех лет. Один бубен Сюртэш "получил" от предка Чоркой по линии матери. Главным покровителем Сюртэша являлся дух шамана Пылас из рода его отца (с. 131-132). Шаману Баланди из тубаларского рода ярык принадлежали духи, служившие отцу и бабушке по матери, т. е. тоже из двух разных родов (с. 142).

Челканцы. По их представлениям, дар шаманства якобы переходит по наследству. Они считали, что если в роду был шаман, то в этом же роду должен появиться новый. Человек, который должен стать шаманом, сходил с ума, начинал сам непроизвольно камлать. Болезнь могла начаться в любом возрасте, даже когда ребенку было всего три года (по сообщению Кайдака Торгочоковича Пустогачева, 1906 г. рождения, с. Бийка Турочакского района Горно-Алтайской АО, 1979 г.). Шаманка Матрена Пустогачева нормально жила с мужем 20 лет, а потом заболела и "превратилась" в шаманку (умерла до 1917 г.) (по сообщению челканца Байрама Ивановича Пустогачева, 1897 г. рождения, с. Бийка Турочакского района Горно-Алтайской АО). Дед информатора К. Т. Пустогачева тоже поздно получил дар шаманства. Припадки у него появились лишь в 40 лет. Во время приступов болезни он забирался под сугроб, но не замерзал. Потом стал камлать (по сообщению К. Т. Пустогачева).

Человек, заболевший "шаманской" болезнью, обращался у челканцев к старому шаману, который определял духа, причинившего болезнь, указывал срок начала камлания и количество бубнов будущего шамана (по сообщению челканки Дарьи Сакешевны Курускановой, 1888 г. рождения, с. Бийка Турочакского района Горно-Алтайской АО, 1979 г.). Когда умирал шаман, челканцы принимали меры для "ускорения" появления нового. В этих целях они снимали с бубна умершего шамана какую-нибудь из железных подвесок и засовывали "ее в щель в темном углу амбара, не разрешая никому до нее дотрагиваться" [Хлопина, 1978, с. 78]. Видимо, в этом случае духи-покровители шамана легче "находили" свою родню и быстрее вселялись в будущего шамана. Таким образом, религиозные поверья северных алтайцев о страданиях и избранничестве шаманов в основном совпадали с южно-алтайскими.

Хакасы. Качинцы. По хакасским верованиям, будущий шаман тоже болел. Так, по материалам П. Островских, "один молодой ка-чинец сделался совершенно ненормальным и нигде не мог найти себе покоя: он видел страшные сны, с ним бывали припадки. Старуха-мать обратилась к знаменитому каму, и тот посоветовал ее сыну изучать шаманское искусство. Инородец послушался; камское занятие пришлось ему по душе, и он избавился от болезней". Отец же качин ского шамана Одежкина объяснял, что сын "держит одежу (шаманский костюм,- Н. А.) для себя... хворает, а как наденет ее, так ему и легче станет" [Островских, 1895, С. 344]. Качинский шаман Ти-ников заболел нервной болезнью, когда ему было уже около 30 лет. Духи, причинившие недуг, будто бы предупредили его, что если он не станет шаманом, то умрет [Суховский, 1901, с. 148].

По качинским поверьям признавалось, что предназначенность в шаманы можно узнать уже сразу после рождения ребенка. Так, когда его клали в зыбку, он перевертывался сам - голова оказывалась там, где находились ноги. Будущий шаман иногда во сне пел и бывал вообще очень пуглив (нервен) (записано от качинки Ирины Егоровны Курбижековой, около 60 лет, пенсионерка, с. Устинкино Орджоникидзевского района Хакасской АО, 1977 г.). Человек, способный вступать в контакт со сверхъестественными существами, самовольно не мог приступить к совершению мистерии: сначала его должны были "найти" дети духа Каратага. Они начинали поиски кандидата только в случае смертельной болезни какого-нибудь шамана. Найдя подходящего человека, дети Каратага причиняли ему особую болезнь [Потапов, 1981, с. 128]. Если заболевшего избранника не посвятить в шаманы, он мог якобы превратиться в идиота (записано от качинпа Семена Федоровича Кангашова, род ах-сохы, учитель истории, 1927 г. рождения, с. Аршаново Алтайского района Хакасской АО, 1977 г.).
Кызыльцы. Верующие из этой этнической группы интерпретировали шаманский недуг так же, как и качинцы. Они полагали, что шаманом человек становился лишь после болезни, которая наступала по решению духов гор или воды (записано от кызыльпа Степана Евгеньевича Саможникова, род кызылох (?), 1903 г. рождения, с. Устинкино Орджоникидзевского района Хакасской АО, 1977 г.).

Сагайцы. По их верованиям, дар шаманства передавался от бывшего духа-предка или от духов-хозяев гор и духа-хозяина оспы [АИЭ АН СССР (ЛО), ф..К-V, оп. 1, д. 475, л. 1, 4-5]. Шаманы, получившие свой дар от предков, бывших шаманами, точно перечисляли их. Так, Е. М. Кызласов из рода горных харга (информатор В. Диосеги) рассказал, что прародителем его рода являлся Пур, сын которого "Стук был шаманом. От Стука родился Хызынях. От Хызыняха родились два сына. Старший из них не был шаманом. А младший - Хызылас - был шаманом. От Хызыласа родился единственный сын Торях. От Торяха - Паятай. От Паятая родился Очи, от Очи - Мамай. Я, Егор, родился от Мамая и стал шаманом" [АИЭ АН СССР (ЛО), ф. K-V, оп. 1, д. 475, л. 14]. Сагайды считали, что человек страдал шаманским недугом со дня рождения, но припадки начинались тогда, когда приближался срок посвящения в шаманы [АИЭ АН СССР (ЛО), ф. K-V, оп. 1, д. 475, л. I]. Это происходило после смерти какого-нибудь шамана в его роде (по сообщению сагайпа Ивана Семеновича Сылтрекова, 1911 г. рождения, с. Чиланы Таштыпского района Хакасской АО, 1977 г.). Болезнь могла начинаться у людей в различном возрасте. Так, Д. А. Клеменц опубликовал сообщение о том, что "у сагайцев мальчик 14 лет, которого духи призывали служить им, все время хворал, по ночам часто кричал или уходил и пропадал до утра. Вернувшись, не помнил, где был. С детьми не играл и чуждался людей. Когда его мучили духи, лежал часами без памяти" [Дыренкова, 1930, с. 270]. Е. Г. Кызласов рассказал, что он заболел в 23 года и страдал в течение семи лет. Стал шаманом в 30 лет [АИЭ АН СССР (ЛО), ф. K-V, оп. 1, д. 475, л. 14].

Во время припадков и во сне больные у сагайцев "видели", как их водят духи по разным местам, разрезают тело и пересчитывают кости. Например, шаману М. Боргоякову из сагайского рода хобый во время припадка казалось, что его увели два черных человека. Они привели его к какой-то скале и вошли в нее через дверь, затем прошли еще одну дверь. Между дверями им "встретились" волки и медведи, которые его чуть не "съели". В этой скале Боргоякову духи "сообщили", что настал его срок стать шаманом [АИЭ АН СССР (ЛО), ф. К-V, оп. 1, д. 475, л. 22]. Люди, заболевшие "шаманской" болезнью, во время приступов будто бы посещали своего шамана-предка, который подвергал их различным испытаниям, например, требовал пройти по аркану над котлом с кипящей смолой [АИЭ АН СССР (ЛО), ф. K-V, оп. 1, д. 475, л. 4]. Главным же в испытаниях считалось разрезание духами тела будущего шамана. Это он "видел" сам. Духи разделили его тело на части, а потом сварили. После этого искали у него лишнюю кость. По словам Е. М. Кызласова, у него "около ребра нашли маленькую круглую с отверстием посередине кость. Это есть лишняя (артых) кость. Люди становятся шаманами только после того, когда у него найдут такую кость". Шаман через дыру в лишней кости мог будто бы наблюдать за действиями невидимых сверхъестественных существ, блуждающих среди людей [АИЭ АН СССР (ЛО), ф. К-V, оп. 1, д. 475, л. 15]. После установления пригодности человека быть шаманом духи показывали ему различные атрибуты шаманства, и он должен был найти свой бубен, колотушку и т. п. [АИЭ АН СССР (ЛО), ф. K-V, оп. 1, д. 475, л. 23].

Бельтиры. У бельтиров было записано лишь сообщение о том" что человек перед тем, как стать шаманом, хворал. В это время он "знакомился с духом, причинившим ему шаманскую болезнь" [Ка-танов, 1897, с. 55].

Шорцы. У шорцев, как у кумандинцев, человек становился шаманом по воле Улъгена. Он имел "отметку", так называемую артык суок, т. е. лишнюю кость. Иногда за нее принимали бугорок на пальце руки или ноги, в мочке уха и т. п. [Хлопина, 1978, с. 77]. Родители редко обращали внимание на эти приметы. Их обычно обнаруживали старики, и, узнав от них, родители обращались за советом к шаману. "Кам камлает и узнает у одного из духов-помощников, обычно у главного для этого края, у духа-хозяина горы Пустаг, будет ли ребенок камом. Дух, как правило "подтверждает" это, и ребенку с детства внушают, что он будущий шаман" (с. 77). Под влиянием окружающих он, видимо, полагал, что может сноситься с духами, подражал шаманам и мог искусственно доводить себя до галлюцинаций, больше был подготовлен к внушению, каждый необычный случай воспринимал как действие духа-предка. Ребенку и. "лишней" костью иногда шаман при приближении своей смерти "передавал" "своих духов" (с. 78).

Отыскав подходящего кандидата, духи-помощники сообщали о нем Эрлику, который посылал к избранному духа причинить "шаманскую" болезнь [Хлопина 1978, с. 78; АИЭ АН СССР (ЛО), ф. 3, оп. 2, д. 61, л. 4]. В роли этого духа выступали иногда духи-хозяева гор или воды или дух-небожитель. Они якобы мучили человека до его согласия стать шаманом [Дыренкова, 1930, с. 269]. Он болел, пока не "осознавал", что должен начать камлания. "Тогда к нему приходят его тёс. Если он не догадывается сам о своем назначении быть камом и зовет к себе для лечения другого кама, то последний после камлания сообщает ему о его назначении и отказывается лечить" [Хлопина 1978, с. 78]. Считалось, что "спорить и противиться духам, "наступающим" на больного, опасно как для заболевшего, так и для врача-шамана. Особенно опасно сопротивление для последнего в том случае, если духи, которых он должен отогнать от больного, принадлежат к его собственному роду.

Рассерженные духи могут задавить и заболевшего, и шамана" [Дыренкова, 1930, с. 269].
"Шаманская" болезнь продолжалась от года до трех лет и проходила мучительно. Дар шаманства считался тяжким наследством [АИЭ АН СССР (ЛО), ф. 3, оп. 2, д. 61, л. 4]. Во время болезни в бредовых снах больные будто бы начинали общаться с духами. "Настоящий кам навещает его и учит камлать. Если у больного появляется желание говорить с духами, значит, дело пошло на поправку" [Хлопина, 1978, с. 78].

Отдельные роды шорцев пытались иногда, после смерти шамана, отказаться от его преемника. В этих случаях "стараются ничего не оставлять от шаманских принадлежностей умершего, и бубен его вешают на то дерево, которое долго не сохнет, чтобы не было нового кама" [АИЭ АН СССР (ЛО), ф. 3, оп. 2, д. 61, л. 3].

Генеалогия шаманов шорского рода побои Алексея и Митрита 1

1 Составлена Н. А. Алексеевым на основе записей Н, П. Дыренковой [АИЭ АН СССР (ЛО), ф. 3, оп. 2, д. 61, л. З]. Применена методика записи генеалогии А. В. Анохина. Темными кружками обозначены шаманы.

2 Имя отца Сандея и Карака не записано.

3 Иван третий - сын Сандея.

4 Таймак - отец Митрита, унаследовавшего дар шаманства от Апецека, видимо, брат Апецека, так как Митрит был троюродным племянником шамана в Омске.

5 Шаман Алексей - двоюродный внук шамана Омске и двоюродный правнук шамана Чайбана (точнее, прапраправнук Чайбана).


Тувинцы. У тувинцев способность общаться со сверхъестественными существами переходила по наследству "в той семье, где уже прежде они имелись" [Дьяконова, 19816, с. 132], или появлялась в результате "удара" концом радуги [Кон, 1934, с. 25; Дьяконова, 19816, с. 133]. Признаки "избранности" у наследственных шаманов обнаруживались уже в раннем детстве. У него случались припадки с обмороками или было что-нибудь необычное в поведении или развитии: очень большой вес, привычка спать лицом вниз и т. п. Встревоженные родители приглашали шамана и тот "устанавливал", что ребенок станет шаманом. Это, по поверьям, происходило не ранее наступления половой зрелости [Потапов, 1969а, с. 348]. По полевым данным В. П. Дьяконовой, "шаманская" болезнь проявлялась в возрасте от 10 до 37 лет и заключалась в том, что "избранники теряли сознание, падали в обморок, им досаждали яркие, запоминающиеся сновидения" [Дьяконова, 19816, с. 132].

У людей, ставших шаманами, в результате "падения" на них радуги болезнь начиналась именно с этого чуда. Ее ход совпадало процессом болезни наследственных шаманов [Кон, 1934, с. 24; Дьяконова, 19816, с. 133]. Приступы болезни будто бы прекращались "с того момента, когда избраннику готовили в семье шаманские атрибуты" [Дьяконова, 19816, с. 132]. Человек, заболевший этим недугом, не мог отказаться от шаманства под угрозой возможной смерти. У тувинцев к тому же "считалось, что стать шаманом дело неплохое, выгодное, и в семье всячески стимулировали и подготавливали ребенка к подобной деятельности... Семейная обстановка и традиции, столь определенно хранившиеся и культивировавшиеся в семьях, где были шаманы, решительно воздействовали на ориентацию подростков к занятию в будущем шаманством". Обобщая материалы о "шаманской" болезни у тувинцев, В. П. Дьяконова попыталась найти ответ на вопрос: почему шаманы при плохом состоянии здоровья жили долго и всю жизнь совершали изнурительные камлания?" По ее мнению, "здесь необходимо учесть, что наследственный характер избранничества отбирал и культивировал издревле круг лиц, которым был свойствен определенный тип нервной системы" [Дьяконова, 19816, с. 1-35]. Вывод, видимо, в общем верный. Вместе с тем следует помнить, что не все шаманы жили долго, а их болезнь, очевидно, относилась к хроническим, затяжным формам нервных болезней. Сами шаманы регулярно "разряжались", т. е. их камлания были сеансами управляемого психического припадка [Алексеев, 1975, с. 169].

Тувинцы-тоджинцы. Интерпретация становления шаманов у тоджинцев совпадала с общетюркскими представлениями. Они тоже считали, что дар шаманства переходит по наследству и избранник предварительно страдал "шаманской" болезнью.

Мужчины, "избранные" духами на "служение" им, обычно хворали в 20-25 лет, женщины-в 13-18 лет [Вайнштейн, 1961, с. 176]. Иногда "шаманской" болезнью страдали в детском возрасте или достигнув среднего. С бывшими шаманами, "болевшими" в детстве и в среднем возрасте, встречался и беседовал С. И. Вайнштейн. Один из них, тоджинец Бараан Чилопсан из рода соян, сообщил, что он "заболел" в 40-летнем возрасте. "Родители мои,- рассказал Чилопсан,- не были шаманами. Я болел три месяца, себя не помнил. Не помню, что выкрикивал, что пел, что делал. Родители пригласили шамана, из рода демчи по имени Пушгу. Он сказал, что, когда я был в тайге, в меня вселился дух шамана, умершего раньше, у которого не было детей. Пушгу сказал, что болезнь будет продолжаться до тех пор, пока я не стану шаманом. Родственники сделали мне шаманские принадлежности, я стал шаманом. С тех пор болезнь прекратилась" (с. 176-177).

По верованиям тоджинцев, совершенно случайно мог заболеть и стать шаманом юноша или взрослый человек, нашедший в тайге на дереве нож или бубенчик от оленя (записано от тувинцев-тоджинцев Каштай Хуртужековича Ак, род дан тожузу, 1903 г. рождения и Мопгурга Чачаковича Ак, род улуг-даг, 1906 г. рождения, совхоз "Первое мая" Тоджинского района Тувинской AGCP, 1977 г.).

Тофалары. Сведений об избранничестве, существовании шаманской хвори у тофаларов в литературе нет. Только Н. Ф. Катанов записал, что у них шаманами становятся и молодые и старые люди. Шаманами могут быть и дети шаманов, и дети людей, которые не являются шаманами [Катанов, 1891, с. 17].

Таким образом, у тюркоязычных народов Сибири будущий шаман переносил психический недуг. Считалось, что эта болезнь передавалась из поколения в поколение. Она появлялась у потомков, как по линии отца, так и по линии матери. Мучения якобы проходили, если человек начинал камлать. Однако у якутов, алтайцев и качинцев исследователями отмечены случаи, когда шаманы продолжали оставаться в том же состоянии и после их посвящения. Фактически шаманами, как отметили И. С. Гурвич и И.Ф. Беленкин, становились лица, страдавшие психическими расстройствами. У них "нервные реакции не подавлялись, а, напротив, культивировались и согласно уже установившимся ритуалам направлялись в определенное русло... Камлание являлось для самого шамана определенной психоневротической разрядкой, позволявшей ему облегчать свой недуг. Характерно, что некоторые шаманы камлали не только для окружающих, по их просьбам, но и для себя" [Гурвич, Беленкин, 1978, с. 120].

Мучения лиц, "обреченных" стать шаманами, интерпретировались тюрками Сибири по-разному. Якуты считали, что человек сходил с ума потому, что духами похищена его кут для "воспитания". По алтайским, хакасским, шорским и тувинским верованиям, безумные поступки будущего шамана объяснялись действием духов, старающихся замучить человека и заставить его начать камлать. У тувинцев лица, становящиеся шаманами, сходили с ума якобы потому, что в них "вселялся" дух умершего шамана.

Идея "избранничества" шаманов, свойственная всем тюркам Сибири, по мнению С. И. Вайнштейна, "если говорить о его общественной сущности, очевидно, преследовала цель, во-первых, убедить окружающих в том, что шаманом можно стать только сверхъестественным путем, во-вторых, установить пригодность того или иного лица выполнять шаманские функции (наличие "шаманской болезни" устанавливал шаман!)" [1961, с. 177].

Самостоятельное происхождение, видимо, имела вера тувинцев в получение шаманского дара в результате "падения" на человека радуги.

Анализ данных о болезни шаманов показывает характер приспособления шаманизма к ранним формам религии. Якуты считали, что духи верхнего и нижнего миров принимали участие в "воспитании" кут шамана. Кумандинцы и шорцы верили в то, что шаманов "назначал" сам Улъген. У хакасов и шорцев были шаманы, "получившие" свой дар от духов гор.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.