Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Онтология как философское учение о бытии. Проблема единства мира




Метафизика – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Метафизические проблемы есть во всех областях человеческой деят-ти, т.к. везде ч-к сталкивается с тем, что выходит за границы опыта. Например, принцип причинности означает, что все в мире связано причинно-следственными связями, но последовательность причин уходит в бесконечность и предполагает какую-то первопричину, о к-рой ч-к не может ничего сказать в рамках рационального описания.

Онтология – учение о бытии как таковом. Иногда онтологию отождествляют с метафизикой (домарксисткая ф-фия), но чаще (новое время) онтология рассматривается как ее основополагающая часть, как метафизика бытия. Впервые этот термин употребил нем.ф-ф Вольф (предшественник Канта).

Еще в античности различают бытие и сущее. Сущее – совокупность окружающих вещей (совокупность многообразия проявлений бытия). Но в многообразии вещей есть признак общий для всех – то, что они вообще существуют. Это выражено в понятии бытия. Бытие – сущее как таковое, независимо от ч-ка и его сознания. Бытие – это чистое существование, не имеющее причины, оно – причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое.

Первым поставил проблему бытия Парменид (до него предметом ф-фии были реальные, конкретные вещи, а не сущее как таковое). Согласно ему, бытие – причина всего и ни от чего не зависит, оно существует всегда; оно неделимо – либо оно есть все целиком, либо его нет. Оно не развивается, т.к. оно в любой момент самодостаточно. Оно завершено, сущ-ет в строгих границах и похоже на совершенно круглый шар, любая точка на к-ром ровно отстоит от центра. Центр его везде, а периферия нигде.

Итак, под онтологией. стали понимать особую часть метафизики, учение о сверхчувственной нематериальной структуре всего существующего. Противоположная тенденция выступала в материалистических учениях Гоббса (мир - совокупность тел, подчиненных законам механического движения; духовная жизнь — также движение и усилие; вера в бога есть плод воображения), Спинозы, Локка, поскольку содержание их учений объективно подрывало идею онтологии как философской дисциплины высшего ранга, изолированной от гносеологии и логики. Критика О. представителей немецкого классического идеализма была двойственна: с одной стороны О. объявляли бессодержательной и тавтологичной, с другой стороны эта критика заканчивалась требованием создать новую более совершенную О. (метафизику), заменить ее трансцендентальным идеализмом (Кант, Шеллинг), логикой (Гегель).

В западной философии 20в. в результате реакции на распространение субъективно идеалистических течений (неокантианство - воспроизводит идеалистические и метафизические элементы философии Канта, игнорируя ее материальные и диалектические элементы; позитивизм - истинным источником знаний являются конкретные науки) предпринимаются попытки построить на объективно-идеалистической основе. В новых онтологических учениях под О. понимается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверчувствственной и сверхрациональной интуиции.

Мир сущ-ет как непреходящее единство вне и независимо от воли и сознания ч-ка. Проблема заключается в том, что люди, практически действуя в окружающем мире, должны раскрыть для себя эти отношения единства в многообразии.

Человек в повседневной жизни склонен к поиску своего единства с природой, с другими людьми, с обществом. В то же время ему очевидны существенные различия между вещным и духовным, природой и обществом, собой и другими людьми. И все же ч-ку важно найти общее между различными целостностями окружающего мира. Тем более что в нем слиты неразрывно единство и дух, природное и общественное.

По этим причинам подход к миру как к единству многообразного родился в человеческой практике. В философии был поставлен вопрос о всеобщем — общем для всего. Отвечая на него, философы пришли к выводу: предметы природы и идеальные продукты (мысли, идеи), природа и общество, различные индивиды сходны в том, что они «есть», существуют. Но философское открытие проблемы бытия – это лишь предпосылка единства мира. Энгельс: «Действительное единство мира состоит в его материальности» (спор с Дюрингом). Единство истории закладывается в самой реальной жизни, в способе ее материального обеспечения с помощью трудовой деятельности и используемых ею материальных средств труда. Материальная основа исторического процесса есть одновременно и основа его единства. Если различные культуры и цивилизации развиваются как самостоятельные и внутренне замкнутые образования, то никаких общих законов, исторических закономерностей быть не может. Формы проявления единства исторического процесса: установление многообразных связей между странами: экономических, культурных => рост городов, консолидация народностей. В этом взаимосвязанном мире соц. значимые события сразу становятся достоянием всех, интересы и судьбы народов тесно переплетаются. Таким образом, в ходе истории меняются формы выражения ее внутреннего единства, старые форм накладываются на новые, но то, что история - единый процесс развития человечества, становится еще более очевидным.

История человечества - это история множества народов и государств, стран регионов, культур и цивилизаций, история различных эпох и их смены, истории борьбы различных классов и государств, войн и революций, короче - наполнена массой уникальных событий жизнь человеческая. О. Шпенглер и А. Тойнби признавали существования единой истории человечества, разрывали ее на множество самостоятельных потоков, а в качестве исходных посылок истории принимал духовные ценности или религиозные системы. О. Шпенглер: каждая культура живет, подчиняясь особым, только ей присущим принципам и ценностям, и проходит период возникновения, расцвета, старения и гибели, а история в целом представляет собой сосуществование и смену различных культур. А. Тойнби: обнаружил в истории множество локальных цивилизаций, каждая из которых создается творчески меньшинством и также проходит ряд этапов своего жизненного цикла вплоть до дезинтеграции; в будущем возможно достижение единства человечества, но лишь сфере духа, на основе религии. Эпоха становления капиталистических отношений, обнаружив пестрое многообразие истории, стимулировала вместе с тем поиск скрытого за многообразием единства. К этому побуждало, прежде всего, развитие экономических связей, процесс, связанный с построением единого капиталистического рынка. Идеалистическая трактовка единства истории. На признании единства истории были построены философско-исторические концепции Гегеля, Фурье, Спенсера.

Гегель: единство истории придавал "мировой дух, «который воплощался в духе различных народов; Фурье: идея единства истории служила обоснованию новой высшей цивилизации, которая придет на смену существующей; Спенсер: идея единства истории была элементом его общей теории эволюции.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.