Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская философия: её особенности, этапы развития и основные направления..Основные направления русской философии XIX- нач. XX века




Русская философия первой половины XIX века предстает перед нами как история борьбы двух противоположных направлений: стремления организовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния. В результате возникли две идейные программы: западничество и славянофильство. Среди широкого круга тем, обсуждаемых западниками и славянофилами, особо выделяется антропологическая проблематика.

Основатели славянофильства А. С. Хомяков и И. В. Киреевский обосновали концепцию человека, в центре которой - истолкование духовно - нравственных ценностей с позиций православия. В своих богословских трудах Хомяков обратился к теме соборной Церкви, через которую только и может совершиться преображение человека. В отношении Церкви Хомяков определял соборность как “единство во множестве”. Если взять это понятие в контексте социальной философии, то можно определить соборность как общность людей, свободную от антагонизма, объединенных верой в православные ценности, гарантирующие цельность личности и соборность познания. Соборность - это примирения в христианской любви и свободы каждого и единства всех. Из учения о Церкви Хомяков выводит собственное учение о личности. “Отдельная личность есть совершенное бессилие и внутренний непримиримый разлад “ /Хомяков/. Лишь в Церкви, то есть свободном, проникнутом братской любовью к другим людям единении во имя Христа, - только здесь личность обретает все свои дары, всю полноту ее личного богатства. В антропологии Хомякова с особой силой выдвигается учение о целостности в человеке, под которой он понимает “иерархическую структуру души”: существуют “центральные силы нашего богообразного разума, вокруг которого должны располагаться все силы нашего духа”. Очевидно, что антропологические построения Хомякова перекликаются с учением И. В. Киреевского о целостности духа. Цельность духа - это вопрос о внутреннем устроении жизни, о постоянном поиске “того внутреннего корня разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума” /Киреевский/. В основу всего построения философ положил различие “внешнего” и “внутреннего” человека. Внутренний человек - это совокупность способностей человека: способности любви к богу, и помощи к ближнему; способность ощущать вину, стыд, сострадать, чувствовать красоту. Внешний человек - это, выражаясь языком современной социальной психологии, совокупность социальных ролей, которые весьма часто противоречат друг другу, вызывая самоотчуждение человека, расколотость и противоречивость внутренней и внешней жизни. Обретение цельности, то есть путь к господству в человеке “внутреннего средоточия”, - в “собирании сил души”. И задача эта достижима “для ищущего”, но нужен труд, нужна духовная работа над собой. Человеку необходимо проникнуться стремлением “собирать все отдельные части души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум, воля, и чувство, и совесть, прекрасное и истинное, удивительное и желаемое, справедливое и милосердное, и весь объем ума сливаются в одно живое единство, и таким образом восстанавливается существенная личность в ее первозданной неделимости”/Киреевский”/. Антропологические построения Хомякова и Киреевского восходят к христианскому видению цельного человека.

В противоположность этому исходным пунктом философских взглядов западников было рационально - аксиологическое понимание человеческой личности. В. Г. Белинский не создал собственной антропологии как стройной философской системы. Однако все его размышления так или иначе носят антропоцентрический характер. Эволюция взглядов в конечном итоге привела его к утверждению абсолютной ценности человеческой личности. Во имя личности, во имя ее полноценного развития и обеспечения “каждому” возможности этого развития, стоит Белинский за социалистические идеалы. Идейным вождем и ярким представителем материализма и радикализма этого периода был Н. Г. Чернышевский. В его основной философской статье “Антропологический принцип” в философии” учение о человеке преподнесено с позиций “новой” антропологии, базирующейся на материалистическом биологизме. “На человека надо смотреть, как на существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезать человеческую жизнь на разные половины, и рассматривать каждую сторону деятельности, как деятельность всего организма” /Чернышевский/. Защищая единство человека с “научной точки зрения”, Чернышевский подчиняет познание принципам, господствующим в сфере физико - химических процессов. Что вполне соответствовало позитивистским тенденциям эпохи. Позиции позитивизма, веры в науку разделяли и представители народничества, радикализма и социализма. Однако во второй половине XIX века на примере многих философских построений можно было наблюдать как “независимость и самобытность морального вдохновения полагают границы позитивистской установке ума” /Зеньковский/. И у Герцена, и у Чернышевского, и с особенной ясностью у П. Л. Лаврова на первое место выступает примат этики. Антропологизм Лаврова основывается на понятии “цельного человека”. “Человека есть единство бытия и идеала” /Лавров/, прочным основанием которого является “наличность морального сознания”. Моральное сознание, начиная с простого “желания”, создает идеал и движет творчеством человека, вырывает человека из потока бессознательного бытия, создает историческую действительность. Лавров суммирует свой антропологизм так: “человек есть источник природы /ибо из данных опыта человек воссоздает “природу”, источник истории /борется за свои идеалы, бросает семя в почву окружающего мира/, источник собственного сознания /перестраивает свой внутренний мир/”. Проблемы полноты и целостности, нераздельности человеческой личности, высокий этический пафос размышлений о человеке оказываются общими для всей русской философской антропологии XIX века. Но в разнородных идейных течениях эти проблемы получают различную аранжировку.

Славянофилы: Хомяков, Киреевский, Аксаков

Западники: Бакунин, Бердяев, Герцен

19 - нач. 20 в. Философская мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой философии. Однако специфика Российской философии во многом складывалась под влиянием социально културных процессов, происходивших на Руси. Христианизация России сыграла огромную роль в становлении русской фил мысли. Первым российским мыслителем мирового уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). - гениальный ученый-энциклопедист.

А. Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалистические философские позиции. Впервые в русской мысли сиситематически разрабатывал проблему человека. Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был П. Я. Чаодаев (1794-1856). Его общефилософская концепция - дуалистическая. Человек есть объективное единство 2 миров - физического и духовного, как существо свободное, которое в своем историческом бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и свободы во многом строится и концепция философии истории Чаадаева, связанная, прежде всего, с заботой о судьбе России. Здесь его взгляды эволюционировали. В начальный период он считал необходимым тотальное единство рода человеческого (применительно к России - единение России с другими народами) Затем взгляды Чаадаева в отношении судеб России изменились. Он стал рассматривать оторванность России от мирового исторического процесса как преимущество, которое позволит быстро овладеть достижениями западной цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков.

Одним из выдающихся р фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). На его взгляды большое влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового мистицизма, немецкой классической философии и отчасти славянофилов. Общественно-историческая задача философии - спасение человека и человечества. Необходимо подготовить человека к восприятию христианских ценностей. Центральная идея учения - идея положительного всеединства или “всеединого сущего”. Это всеединство являет собой совершенный синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсолютного, божественного - обладает признаками безусловности и всецелости. Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютго-сущего., посредник между ними - София (мудрость божия). Материальный мир находится в хаотическом состоянии. Человек является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя природы. Человечество - посредник между природой и божеством. Человек должен изменять природу до ее одухотворения. Отсюда цель мир истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связным звеном между божественными и природными мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, личный образ всеединства. В обществе идея “всеединства” раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеединства является объединение католической и православной церквей. В истории российского философского идеализма Соловьев оказал большое влияние на целую плеяду религиозно философских мыслителей (Н. А. Бердяев, Е. С. и С. Н. трубецкие, П. А. Флоренский, С. Л. Франк...) которые составили течение богоискательства со свойственным ему иррационализмом, персонализмом и мистическим пониманием свободы и творчества. является основой изменений в духовном творчестве, культуре, искусстве, философии и т. д.

 

Философская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философии. Однако, специфика Российской философии во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов, происходивших на Руси. Христианизация России сыграла огромную роль в становлении русской философской мысли. Поиски рус философской мысли (16-18в) проходили в противоборстве 2-х тенденций:

1)акцентировала внимание на самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни

2) выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры, представители считали, что поскольку Россия встала на путь культурного развития позже других стран, то она должна учиться у запада и пройти тот же исторический путь. Своеобразным направлением в Российской философии явились воззрения славянофилов:

Хомякова (1804-1860) и Киреевского (1806-1856). В центре их внимаия находятся судьбы России и ее роль в мир историческом процессе. В самобытности истории прошлого они видели залог всечеловеческого призвания России, тем более, что по их мнению, западная культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты.(революция) Славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе. Хомяков - учение об иерархической структуре души и ее “центральных силах”. Гносеология (источник знания –«соборность»(совокупность мышлений, связанных любовью)) и онтология (основа всего «волящий разум») Хомякова связаны с учением о церкви. Под Церковью он понимал рождённую даром благодати духовную связь, «соборно» объединяющую множество верующих в «любви и истине» Киреевский - “внутреннее средоточие духа”. Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни они видели в идее общины, духовная основа которой - церковь. Первоначало всего сущего - бог. Исторический прогресс связан с отысканием “духовного смысла”. Сущность мира может быть познана лишь синтезом всех духовных функций человека, так называемой “Разумной Зрячестью” или “живознанием”, исходное начало которого - религия.

Материалисты Белинский (1811-1848) Герцен (1812-1870), Чернышевский (1828-1889), Добролюбов (1836-1861), Писарев (1840-1868). Они являлись не только философскими теоретиками, но и идеологами российской революции демократии. Русские философы прошли поучительную школу немецкой классической философии и Французского просвещения. После глубокого увлечения гегельянством российская философия повернулась в сторону материализма (не без помощи Феербаха), стремясь, однако, сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность материи по отношению к сознанию, идею о том, что сознание есть свойство не всей, а только высокоорганизованной материи – мозга. В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь разнооформленная материя с разнородными качествами, в результате столкновения которых и начинается жизнь природы. Обосновали принцип постоянной эволюции общественной истории.

Герцен: природа и человеческая история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прелив, движение, причем движение происходит посредством борьбы двух противоположных тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся.

Самобытным российским мыслителем был Лев Толстой. Подвергая критике общественно-политическое устройство России, уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании чел. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле жизни, ответ на которые должна дать созданная им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. “Царство божие внутри нас” - он неприемлил обычное религиозное понимание бога. Всякая власть - насилие — отрицание государствава. Так как он отвергал борьбу то упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей.

Достоевский. В своих общественно-политических исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связь с усвоением религиозно-нравственных идей. Исповедывал идеи почвеничества, для которых характерно религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. Вся история человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Русский народ - миссия, носитель высшей дух истины.

Религиозная философия: Соловьев Картина мира: божественный мир в трех главных сферах: субстанционный, умственный и чувственные миры. Субстанционный мир - мир находится в единстве с богом. Умственный мир - умственно-идеальная сфера. Чувственный мир - мир людей. Существа в мире связаны не только с богом, но и друг с другом. Задача человечества - воссоединиться с Богом: идея всеединства – всё едино в Боге. Соловьев вводит термин: "софия" - идеальное человечество, достигаемое через соединения чувственной сферы действует не только воля бога, но и воля умов. Человек раздираем внутренними противоречиями между безусловным и условным (божественным и человеческим). Метод их преодоления: обращение к религии и через действия и помощь государства. Работы: "Теократическая философия", "Чтения о бого-человеке".

Основное место в философии Соловьева занимает идея всеединства, которая реализуется в его онтологии, гносеологии, антропологии. Соловьев рассматривал действительность, жизнь как единый универсальный организм, в который объеди­нены Бог и человечество, человечество и космос, истина, добро и красота. Картина мировоззрения осно­вана на идее Бога как абсолютного идеал-го начала. Наиболее полно идеал всеединства обосновывается в онтологии. Источником бытия природы и общества, материального и духовного является Абсолют, или всеобщее первоначало многооб­разия мира. Первенство бытия принадлежит Богу.

Таким образом система философии Соловьева строится как гигантский цикл, начинающийся с Абсолюта и в нем же находя­щий свое будущее завершение. Гносеологический аспект всеединства выражается в концепции “цельного знания”. Соловьев критически отзывался о традиционных формах познания, в которых отсутствовала эффективная мето­дология, способная охватить мышлением все мировоззрение в его целостно­сти. Он полагал, что начала мироздания не может быть описаны в кате­гориях философии или науки, так как они отражают отдельные стороны сущего, имеют тен­денцию к обособле­нию.

 

Бердяев. Бог и свобода – два онтологических центра в его религиозной философии. Человек обладает свободой воли, противопоставленной необходимости и Богу. Свобода существует в двух вариантах:1. иррациональная (первоначальое ничто, хаос и мука)-царство природы 2. рациональная (в Боге)-царство духа. Бог создал человека по своему подобию, но не смог победить потенциизм, то есть трагедия человека в том, что он не может выйти за пределы царства природы. Преодоление его - в воссоединении с Богом через религиозные общества. Бердяев говорит о неизбежности революции в истории. Работы: "Философия свободного духа", "Самопознание.

Бердяев (1874-1948) был поглощен экзистенциаль­ным интересом к человеку. Экзистенциализмм — философияя существующаяя пыта­ется возродить онтологию.

1-ая книга Бердяева “Смысл творчества”(1916),где выражены его религиозные филосовствования. Личность для него - предельная реализация в человеке образа Божия, и законы ее существования должны быть взяты из Божественного плана, а не из несовершенства эмпи­рической действительности. Личность реализуется только в свободе, не в своеволии, что на деле — бессиль­ный протест против природной необходимости. Бердяев утверждает примат свободы как совершенства. Она старается преобразить клоня­щийся к закату мир, сделать его истинно и прочно существующим, сущим как Бог.

Бердяев называет человека “экзистенциальным центром” мира, наде­ленным свободой, который существует до бытия, она вкоренена в ничто, в небытие. Человек по Бердяеву—“дитя Божие и дитя мэона-несотворенной свободы”. Мэоническая свобода согласилась на акт творения, небытие свободно стало бытием. Поэтому Бог-творец всесилен над бытием, но не обла­дает никакой властью над небытием. Эта бездна первичной свободы, изначально предшествовала Богу, являлась источником зла. Бердяев отделил свободу от Бога и человека, чтобы тем самым погрузить зло в добы­тийный хаос, что открывало путь к гармониза­ции бытия, которое осуществлялось с помощью творчества.

Но так как творчество проистекает из свободы, то противоборство зла и творчества составляет сущность новой религиозной эпохи “3-го откровения”. Итак, первична добытийная свобода, источником развития является творчество, исхо­дящее из свободы и пребывающее в ней. Но творчество действует не само по себе, а через субъекта — Бога и человека. В основе онтологии Бердяева лежит дуалистиче­ское представление о двухслойной действительности, разделенной на мир подлинный(выражающийся в актах творческой новизны) и неподлинный(мир объектов, внешняя необходимость, которые преодолеваются божественным и человеческим Творчеством).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 1642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.