Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федорова А. В




Информационные технологии управления: Учеб. пособие / ИЦМиЗ СФУ.- Красноярск, 2007. – с.

В учебном пособии изложены основные понятия информатики, информационных технологий. Приведены технические и программные средства информационных технологий. Пособие охватывает широкий круг вопросов, связанных с использованием информационных технологий на экономическом объекте. Особое внимание уделено процессу обработки информации, рассмотрены характеристики экономических информационных систем. Представлен обзор информационных технологий и программных продуктов интеллектуальной поддержки управленческих решений.

Пособие ориентировано на студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации», а также на студентов экономических специальностей и широкий круг читателей, связанных с использованием информационных технологий в организационном управлении.


Принятые сокращения

АРМ - автоматизированное рабочее место

БД - база данных

БнД - банк данных

ВС - вычислительная сеть

ВЯД - встроенный язык данных

ИСУ - информационная система управления

ИТ - информационные технологии

ИС - информационная система

ИСУП - интегрированная система управления предприятием

КИС - корпоративная информационная система

ЛВС - локальная вычислительная сеть

ЛПР - лицо принимающее решение

МБД - машины баз данных

ОС - операционная система

ПК - персональный компьютер

ПО - программное обеспечение

ППП - пакеты прикладных программ

ПЯД - прикладной язык данных

РБД - распределенная база данных

САДП - система автоматизации деловых процессов

СОД - система обработки данных

СППР - система поддержки принятия решений

СУБД - система управления базами данных

СУБМ - система управления базой моделей

СУЭД - система управления электронными документами

ХД - хранилище данных

ЭВМ - электронно-вычислительная машина

ЭД - электронный документ

ЭИС - экономическая информационная система

ЭС - экспертная система

ЭСУД -электронная система управления документооборотом

ЯМД - язык манипулирования данными

ЯОД - язык описания (обработки) данных

 


Введение

Управление современным предприятием в условиях рыночной экономики является сложным процессом, включающим выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий на текущих временных отрезках для решения стратегической задачи обеспечения его устойчивого финансового и социально-экономического развития.

Совершенствование форм и методов управления происходит на основе достижения научно-технического прогресса и все возрастающего развития информатики. Информационные технологии оказывают все большее влияние на различные стороны нашей жизни, в том числе на экономику. Достигшие в последнее десятилетие нового качественного уровня, информационные технологии расширяют возможности эффективного управления, предоставляя в распоряжение менеджеров, руководителей производства всех уровней новейшие методы обработки и анализа экономической информации, необходимой для принятия решений.

Понятие информационная технология возникло в последнее десятилетие ХХ века в процессе становления информатики. Особенность информационной технологии заключается в том, что в качестве предмета и продукта труда выступает информация, а орудия труда - средства вычислительной техники и связи. Возникновение информационной технологии, как науки о производстве информации стало возможным при рассмотрении информации, как вполне реального производственного ресурса наряду с другими материальными ресурсами.

Известно, что большая часть усилий людей, занятых в информационном секторе, имеет своей целью управление людьми и машинами в ходе трудового процесса, при этом усложнение трудового процесса вызывает трудности управления при обработке информации вручную. Основное же качество менеджера, управляющего - эффективно, с наименьшими потерями, реализовать поставленную цель. Менеджерам часто приходиться принимать решения в условиях большой неопределенности (инфляция, нестабильный курс валют, изменение налоговых и правовых условий работы и т.д.). В этом случае преимуществом вычислительной техники является быстрый просчет вариантов и выдача ответов на вопросы типа «что, если?». Компьютер все чаще выступает в роли консультанта, но принятие решений остается за руководителем.

Информационные технологии в управлении - это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию механизма принятия решений с помощью аппаратных и программных средств, с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления [11].

Стремительно развивающиеся и широко охватывающие сферы интересов менеджера информационные технологии помогают преодолевать пропасть между экономикой и математикой, являются наиболее эффективными носителями современных методов решения экономических задач, способствуют согласованию экономических процедур с международными требованиями и подключают к единому информационному пространству - экономическому и образовательному.

Применение современных информационных технологий в сфере управления обеспечивает повышение качества экономической информации, ее точности, объективности, оперативности и как результат - возможность принятия своевременных управленческих решений.


1 Общие сведения об информационных технологиях.
Понятие информации

Прогнозы ученых говорят о том, что большинство западно-европейских стран, и с некоторым отставанием и Россия, не позднее середины будущего столетия перейдут в информационное общество. Исчерпывающей характеристики информационного общества пока не существует, но предполагается, что в таком обществе будут полностью удовлетворены информационные потребности населения. В настоящее время эти потребности еще не до конца осознаны и в недостаточной степени сформированы. Считается, что в информационном обществе все развивающийся процесс компьютеризации даст людям доступ к источникам информации и, избавив их от рутинной работы, позволит перейти на более высокий уровень автоматизации обработки информации не только в производственной, но и в социальной сфере. В информационном обществе происходит сдвиг в направлении производства и потребления знаний и интеллекта, в отличии от производства и потребления товаров в индустриальном обществе.

Информационное общество по современным воззрениям - это такое общество, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом. Новые информационные и телекоммуникационные технологии и техника становятся базовыми технологиями и техникой, а информационная среда наряду с социальной и экологической является новой средой обитания человека [23].

Обычно начальный этап перехода к информационному обществу характеризуется массовым стихийным внедрением автономной вычислительной техники, несложного телекоммуникационного оборудования и автоматизацией простейших процессов. Фактически этот период можно охарактеризовать, как этап компьютеризации.

Следующий этап отличается созданием и использованием достаточно сложных общегородских, ведомственных и коммерческих информационных систем, баз данных, формированием единого информационного пространства с помощью телекоммуникационных сетей. Сложность работы и затраты на этом этапе информатизации значительно выше, чем на первом, и требуют соответствующего нормативно-правового и организационного обеспечения, многопрофильной кооперации и координации со стороны участников процесса.

Этот этап характеризуется компьютерным освоением информационного фонда, загрузкой его в базы данных, объединенные в локальные и корпоративные информационные сети. Свободный доступ к информации, хранящейся в таких базах, имеет только ограниченный круг пользователей. Происходит подключение этих сетей к глобальным и их последующая интеграция. Продолжается формирование информационной культуры населения. Второй этап формирования информационного общества может быть назван этапом персонализации информационного фонда и интеграции информационных сетей.

Третий этап формирования информационного общества характеризуется обеспечением свободного доступа ко всей информации, накопленной человечеством, возможностью не только пользоваться городским, общегосударственным и мировым информационными фондами, но и непосредственно пополнять их. Информационный фонд становится достоянием практически каждого жителя и превращается в основной ресурс развития города, поэтому третий этап можно назвать этапом социализации и актуализации информационного фонда

1.1 Понятие «информационной технологии»

Термин «технология» имеет множество толкований. В широком смысле под технологией принято понимать науку о законах производства материальных благ, вкладывая в нее три основные части: идеологию, т.е. принципы производства; орудия труда, т.е. станки, машины, агрегаты; кадры, владеющие профессиональными навыками. Это информационная, инструментальная и социальная составляющие технологии.

Информационные технологии (ИТ) обеспечивают переход от рутинных к промышленным методам и средствам работы с информацией в различных сферах человеческой деятельности, обеспечивая ее рациональное и эффективное использование.

Информационные технологии включают в себя не только компьютерные технологии, представленные оборудованием и программным обеспечением для обработки и хранения информации, важной составляющей информационной технологии являются телекоммуникации, обеспечивающие дистанционную передачу данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.

Управляющие ИТ обеспечивают управление доставкой прикладных ИТ к работникам, имеющим персональный компьютер на своем рабочем месте. Они включают управляющую речевую почту, электронную почту и программное обеспечение (ПО) рабочих групп, позволяющие работникам сообщать и разделять информацию с членами их рабочих команд или менеджерами, используя сетевые технологии. Управляющие ИТ также включают управление сетями, соединяющими работников различных регионов, и позволяют общаться с поставщиками и клиентами через Интернет.

Технологический процесс является частью информационного процесса, включающей физические, механические и др. действия по изменению состояния информации.

Несмотря на то, что информация всегда использовалась для управления, понятия «информация» и «информационные ресурсы» достаточно долго не рассматривались как экономические категории. Информационные ресурсы являются исходным «сырьем» для системы управления любой организационной структурой, конечный продукт представлен обоснованным на анализе ситуации, исходя из цели и разработанной для ее достижения программы принятым решением. Принятие решения в большинстве случаев осуществляется в условиях недостатка информации, поэтому степень использования информационных ресурсов во многом определяет эффективность работы организации.

Информационные ресурсы – имеющиеся факты, отдельные документы и массивы документов, данные и знания в информационных системах, отражающие реальное, изменяющееся во времени состояние общества [12, 23].

Факты - результат наблюдения за состоянием предметной области.

Документы - часть информации, определенным образом структурированная и занесенная на бумажный носитель.

Данные - вид информации, отличающийся высокой степенью форматированности в отличие от более свободных структур, характерных для речевой, текстовой и визуальной информации.

Знания - результат теоретической и практической деятельности человека, отражающий накопление предыдущего опыта и отличающийся высокой степенью структурированности.

Информацию как вид ресурса можно создавать, передавать, искать, принимать, копировать, обрабатывать, уничтожать. Информационные образы могут создаваться в самых разнообразных формах: в форме световых, звуковых или радиоволн, электрического тока или напряжения, магнитных полей, знаков на бумажных носителях.

Таким образом, информационную технологию можно рассматривать как совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение ее состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах пользователей.

Информационная технология базируется на реализации разнообразных информационных процессов, среди которых выделяют базовые, характерные для любой информационной технологии. Базовый технологический процесс основан на использовании стандартных моделей и инструментальных средств и может быть использован в качестве составной части информационной технологии. К числу базовых технологических процессов можно отнести: операции извлечения, транспортировки, хранения, обработки и представления информации.

Процесс извлечения информации связан с переходом от реального представления предметной области к его описанию в формальном виде и в виде данных, которые отражают это представление.

В процессе транспортирования осуществляют передачу информации на расстояние для ускоренного обмена и организации быстрого доступа к ней, используя различные способы преобразования.

Процесс обработки информации состоит в получении одних «информационных объектов» из других «информационных объектов», путем выполнения некоторых алгоритмов. Обработка является одной из основных операций, выполняемых над информацией и главным средством увеличения ее объема и разнообразия.

Процесс хранения связан с необходимостью накопления и долговременного хранения данных, поддерживая их актуальность, и обеспечивая целостность, безопасность и доступность.

Процесс представления и использования информации направлен на решение задачи доступа к информации в удобной для пользователя форме.

Базовые ИТ строятся на основе базовых технологических операций, но дополнительно включают ряд специфических моделей и инструментальных средств. Этот вид технологий ориентирован на решение определенного класса задач и используется в конкретных технологиях в качестве отдельной компоненты. Это мультимедиа-технологии, геоинформационные технологии, технологии защиты информации; CASE-технологии, телекоммуникационные технологии, технологии искусственного интеллекта.

Специфика конкретной предметной области находит отражение в специализированных информационных технологиях, например, организационное управление, управление технологическими процессами, автоматизированное проектирование, обучение и др. Наиболее развитыми в настоящее время являются информационные технологии организационного управления (корпоративные информационные технологии), в промышленности и экономике, в образовании, ИТ автоматизированного проектирования.


В целом объем мирового рынка информационных технологий ежегодно возрастает на 6%, что свидетельствует в пользу приближения эры информационного общества. Преобразования в области информационных технологий в целом позитивно воспринимаются обществом, но эффективность их использования тормозит отставание основных технологий, в частности в области управления. Процесс информатизации, с одной стороны, характеризуется резким возрастанием информационных потоков, чему способствуют активно развивающиеся технические и программные возможности извлечения, транспортирования, хранения, обработки и представления информации. С другой стороны, представляемые объемы информации в основном являются устаревшими и не отражают в полной мере текущее реальное состояние предметной области и, тем более, не предоставляют возможностей прогнозирования [23]. Возникшие противоречия между новыми информационными и устаревшими управленческими технологиями показаны на рисунке 1 [23].

Устранение этих противоречий возможно несколькими путями:

• актуализацией представляемой информации;

• обеспечением совместимости старых и новых технологий за счет использования новых экономико-математических моделей, разработки и внедрения новых стандартов на методы, модели и средства;

• систематизацией информации, представляемой для принятия решений, использованием новых форм представления, в частности визуальной (три четверти информации об окружающем мире пользователи получают визуально, а деловая информация в основном представляется в текстовом виде).

 
 

Важным аспектом при сближении информационных и управленческих технологий является активное использование знаний. Жизненный цикл информации (рис. 2) включает данные, информацию, знания, накопленный опыт.

Данные являются основой для производства информации, осуществляемой в результате сбора, обогащения и передачи данных. Переход от информации к знаниям происходит на основе обработки информации и использования искусственного интеллекта. Знания позволяют естественным путем сократить огромные информационные потоки. Поэтому важнейшей задачей является развитие процесса управления знаниями, включающего их извлечение из накопленного опыта и правильное применение для решения конкретных задач. Современные информационные системы - сложные интегрированные комплексы, представляющие собой набор механизмов, методов и алгоритмов, направленных на поддержку жизненного цикла информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.