Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие автоматизированного рабочего места




Классификация экономических информационных систем

В зависимости от поставленных целей существует несколько подходов к классификации систем [7].

1. По принципу возникновения все системы можно разделить на искусственные, для которых существуют цели функционирования, и естественные, характеризующиеся законами развития, которые познаются человеком и используются для создания искусственных систем.

2. По числу элементов и связей между ними все искусственные системы делятся на большие и малые, по характеру поведения - на простые с детерминированным характером поведения и сложные, обладающие вероятностными характеристиками поведения.

3. По наличию связей управления можно выделить класс кибернетических и некибернетических систем.

4. По назначению искусственные системы можно разделить на классы, соответствующие видам человеческой деятельности: социальные, экономические, информационные, технические системы, медицинские и др.

5. По уровню управления, на котором находится экономическая система, можно выделить системы государственного уровня (например, Центральный банк РФ), министерского уровня, уровня объединений и корпораций и уровня конкретных предприятий и фирм.

6. По отраслям народного хозяйства экономические системы можно разделить: на системы, функционирующие в коммерческой сфере, сельскохозяйственные предприятия, предприятия промышленной и непромышленной сферы.

7. По территориальному разнесению подразделений, входящих в состав экономической системы, а следовательно, по технической реализации ЭИС и формам ее организационной структуры можно выделить централизованные и децентрализованные системы (с удаленной обработкой данных), локальные и распределенные системы, основными компонентами которых являются автоматизированные рабочие места;

ЭИС можно так же разделить на несколько классов по степени сложности или по масштабу.

· Однопользовательские настольные ИС (personal) - системы на одного специалиста, объединяющие на одном автоматизированном рабочем месте несколько управленческих функций или задач и располагающие локальной базой данных или совокупностью локальных файлов. Единицей обработки в таких системах является задача, а техническим обеспечением - отдельная ЭВМ.

· Многопользовательские информационные системы низкого уровня (low-end multiuser) - это системы для уровня отделов или подразделений экономических систем, соответствующие функциональной подсистеме, состоящей из нескольких автоматизированных рабочих мест, реализующих некоторую совокупность задач, имеющих общую базу данных и объединенных локальной вычислительной сетью с архитектурой «файл-сервер».

· Многопользовательские информационные системы среднего уровня (enterprise) - это системы масштаба предприятий, включающие в свой состав несколько функциональных подсистем, интегрированных на общей базе данных и объединенных локальной вычислительной сетью с архитектурой «клиент-сервер»;

· Межрегиональные распределенные ИС (wide area distributed), охватывающие подразделения предприятия, распределенные на большом расстоянии друг от друга, но имеющие общую базу данных и объединенные локальной и региональной вычислительной сетью;

· Очень большие и сверхбольшие межрегиональные распределенные ИС (very large и ultra large), охватывающие несколько предприятий, распределенных на нескольких континентах и на большом расстоянии друг от друга, но имеющие общую базу данных и объединенных глобальной вычислительной сетью со спутниковой связью.

Рациональное проектирование технологических процессов обработки данных в экономической информационной системе во многом определяет эффективность функционирования всей системы

 

Главный принцип выбора ИС для предприятия заключается в подборе наиболее подходящей информационной системы для управления объектами в конкретных условиях в соответствии с предъявляемыми к ней техническими и экономическими требованиями.

5.6 Принципы построения, жизненный цикл
и режимы эксплуатации информационных систем

Информационные системы могут функционировать с применением технических средств и без таковых. Выбор вида реализации зависит от экономической целесообразности. В неавтоматизированной ИС все действия, проводимые с информацией, и решения исходят от человека. Компьютерная или автоматизированная ИС подразумевает автоматизацию процессов обработки информации и частичную автоматизацию управленческих функций человека. Постоянное возрастание объемов информации в ИС организации, приводящих к потребности ускорения или усложнения способов ее обработки, совершенствование информационных технологий, деятельность конкурентов – все это наряду со многими другими факторами вызывает потребность в создании автоматизированных ИС. Основатель Microsoft Билл Гейтс основной целью автоматизации управления любой организации считает создание среды, автоматизирующей исполнение заранее намеченных действий и событий, планирование и учет, и своевременно реагирующей на незапланированные события и изменения ситуации, позволяя, тем самым, дать огромные преимущества в конкуренции и повышении эффективности работы. Подобную среду он называет электронной «нервной системой».

При построении и дальнейшем функционировании ИС необходимо учитывать ряд принципов. Принцип первого руководителя позволяетопределять право принятия окончательного решения и порядок ответственности на различных уровнях управления с целью исключения возможных конфликтных ситуаций в процессе разработки. Принцип системного подхода реализуется при проведении анализа объекта управления и системы управления им в процессе проектирования ИС для структуризации рассматриваемой системы и окружающей ее среды. В результате чего вырабатываются общие цели и критерии функционирования объекта в условиях его автоматизации. Принцип однократного ввода и многократного использования для повышения эффективности предусматривает однократный ввод информации в систему и многократное использование, единство информационной базы, комплексное программное обеспечение. Принцип надежности характеризует надежность работы ИС. Надежность можно обеспечить различными способами, например, дублированием структурных элементов системы или их избыточностью. Принцип непрерывного развития системы позволяет обеспечить возможность расширять систему без проведения серьезных организационных изменений. Принцип экономичности предполагает превышение доходов от внедрения ИС над расходами на нее создание и эксплуатацию. Принцип совместимости заключается в том, что проектируемая ИС должна учитывать организационную структуру предприятия, интересы и квалификацию работающих с ней специалистов.

ИС, как и любой продукт, имеет свой жизненный цикл или интервал времени от начала ее создания до прекращения эксплуатации. Поскольку организация не может существовать без ИС поэтому прекращение эксплуатации подразумевает моральное устаревание ИС в целом, либо ее отдельных подсистем и элементов. Моральный износ представляет собой прекращение соответствия ИС, предъявляемым к ней требованиям. В этом случае возможные модификации ИС являются экономически невыгодными или невозможными, что влечет за собой необходимость разработки новой информационной системы. Устаревание и замена новым — вполне естественный процесс для информационных технологий.

Жизненный цикл есть период создания и использования информационной системы, охватывающий ее различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данной информационной системе и заканчивая моментом ее полного выхода из эксплуатации [22].

В жизненном цикле автоматизированной информационной системы выделяют пять стадий [4].

1. Предпроектное обследование (планирование и анализ требований). На данной стадии проводится системный анализ существующей ИС, определяются требования к создаваемой ИС, оформляются технико-экономическое обоснование и техническое задание на разработку.

2. Проектирование. Осуществляется разработка состава автоматизируемых функций (функциональной архитектуры) и состава обеспечивающих подсистем (системной архитектуры) и оформление технического проекта ИС.

3. Разработка информационной системы подразумевает рабочее и физическое проектирование, программирование, разработку и настройку программ, наполнение базы данных, создание рабочей инструкции для персонала, оформление рабочего проекта.

4. Ввод информационной системы в эксплуатацию. На данном этапе проводится комплексная отладка подсистем ИС, тестирование, опытная эксплуатация, обучение персонала, поэтапное внедрение ИС в эксплуатацию по подразделениям экономического объекта и оформление акта о приемо-сдаточных испытаниях информационной системы.

5. Эксплуатация информационной системы: повседневная эксплуатация, сопровождение, модернизация, сбор рекламаций и статистики о функционировании ИС, исправление ошибок и недоработок, оформление требований к модернизации системы и ее выполнение.

Стадии 2 и 3 нередко объединятся в одну — так называемую стадию системного синтеза.

Жизненный цикл носит итеративный характер: реализованные этапы жизненного цикла, начиная с самых ранних, циклически повторяются в соответствии с новыми требованиями и изменениями внешних условий. На каждом этапе жизненного цикла формируется набор документов и технических решений, которые являются исходными для последующих решений. Моделью жизненного цикла информационной системы можно называть структуру, определяющую последовательность осуществления процессов, действий и задач, выполняемых на протяжении жизненного цикла информационной системы, а также взаимосвязи между этими процессами, действиями и задачами [19]. Наибольшее распространение получили три модели жизненного цикла информационной системы [3, 19, 22]:

- каскадная модель – предусматривает последовательную организацию работ, и переход на следующий этап происходит после полного окончания работ по предыдущему этапу (классический подход к разработке различных систем в любых прикладных областях;

- итерационная модель - поэтапная модель разработки информационной системы и информационных технологий с циклами обратных связей между этапами. Здесь межэтапные корректировки обеспечивают меньшую трудоемкость разработки по сравнению с каскадной моделью, но каждый из этапов растягивается на весь период разработки;

- спиральная (прототипная) модель - делается упор на начальные этапы жизненного цикла: анализ требований, проектирование спецификаций, предварительное и детальное проектирование. На этих этапах проверяется и обосновывается реализуемость технических решений путем создания прототипов. Каждый виток спирали соответствует поэтапной модели создания фрагмента информационной системы и информационной технологии, на нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество, планируются работы следующего витка спирали. Происходит последовательное углубление и конкретизация деталей проекта информационной системы, формируется его обоснованный вариант, который доводится до реализации.

При использовании спиральной модели более четко осуществляется накопление и повторное использование проектных решений, средств проектирования, моделей и прототипов информационной системы и информационной технологии и проводится анализ рисков и издержек в процессе проектирования систем и технологий.

Режимы эксплуатации ИС во многом связаны с повышением эффективности работы пользователей. Режимы работы в основном определяют эффективность работы вычислительной сети (ВС). Эффективность работы ВС зачастую характеризуется ее производительностью. Большое влияние на производительность оказывает возможность совмещения в системе работы устройств ввода-вывода и центрального процессора. Такую возможность обеспечивает использование в системе многопрограммного режима работы. Наличие нескольких процессоров также влияет на повышение производительности. Такой режим работы системы именуется многопроцессорным.

Режим пакетной обработки (off-line) - это объединение нескольких ПП в группу, называемую пакетом. Для данного режима характерно минимальное вмешательство оператора, высокая эффективность работы вычислительной системы, но большие затраты времени на ожидание результата. Ускорение выдачи результата возможно с использованием режима работы системы, называемого параллельной обработкой или квантованием времени для пакетной обработки. То есть каждой прикладной программе из группы выделяется квант времени, по истечении которого управление передается следующей программе. Это позволяет получить результаты по коротким программам до окончания обработки всего пакета.

Еще больше увеличивает скорость ответа системы пользователю возможность непосредственного доступа, осуществляемого в оперативном режиме обработки (on-line). При многопрограммном режиме работы ЭВМ с использованием квантования времени и режима непосредственного доступа получается режим, называемый разделением времени (time-sharing) [7].

Задачи, решаемые в автоматизированных системах управления можно подразделить на задачи, которые требуют немедленного ответа, и задачи, допускающие определенную задержку ответа. Для задач с немедленным ответом предназначен режим реального времени. Он характеризуется дистанционной обработкой информации, или телеобработкой. Телеобработка применима и для других режимов (например, для пакетного), позволяет передавать пакеты на обработку ЭВМ и получать результаты пользователям, находящимся на значительном расстоянии от нее. Для передачи данных часто используются каналы связи. Выбор того или иного режима эксплуатации вычислительной системы определяется параметрами решаемых задач. Когда пользователь имеет доступ к какому-либо терминалу и в обработке участвует небольшой объем данных (что характерно для информационного поиска и обработки сообщений), целесообразно использовать непосредственный доступ с немедленной обработкой. Для больших объемов информации и некритичности времени обработки характерен пакетный режим. Он сочетается с телеобработкой, что обеспечивает более быструю доставку результатов пользователю.

Организационно функциональные подсистемы (модули) ИС состоят из некоторого числа автоматизированных рабочих мест (АРМ). Создание автоматизированных рабочих мест предполагает, выполнение основных операций по накоплению, хранению и переработке информации вычислительной техникой, специалист же выполняет определенную часть ручных операций и операций, требующих творческого подхода при подготовке управленческих решений. Вычислительная техника работает в тесном взаимодействии с пользователем, который контролирует ее действия, меняет значения отдельных параметров в ходе решения задачи и вводит исходные данные для решения задач и функций управления.

Автоматизированное рабочее место - это совокупность математических, программных, информационных, технических и методических средств, предназначенных для автоматизации решения задач и функций управления на определенном рабочем месте конкретным пользователем.

Структура АРМ включает в свой состав: комплекс задач, решаемых в рамках какой-либо функциональной подсистемы (бухгалтерские, финансовые, плановые, маркетинговые, учета кадров, юридические и пр.), объединенных общей информационной базой, и обеспечивающую часть (программное, информационное, техническое, лингвистическое и технологическое обеспечение). Содержание АРМ зависит от специфики алгоритмов решаемых задач, используемых программных, информационных и технических средств, т. е. от типов используемых информационных технологий. На одном АРМ может быть объединено несколько информационных технологий.

С точки зрения используемых информационных технологий в ИС можно выделить классы АРМ, связанные с автоматизацией следующих видов деятельности [7]:

· операторной деятельности (например, в подсистемах бухгалтерского учета, планирования, управления кадрами, управления материально-техническим снабжением и сбытом и т. д.), где используются разнообразные средства составления документов (например, текстовые и табличные процессоры), программные средства обработки первичных данных, СУБД;

· анализа информации в реальном времени;

· эвристической деятельности (в подсистемах стратегического планирования и маркетинга), на основе применения систем поддержки принятия решений - DSS (Decision Support System), экспертных систем, информационных хранилищ данных (Data Warehouse). Работа таких систем основывается на утверждении, что для принятия решения важнейшим фактором является наличие опыта действий в подобных ситуациях (личного и опыта других людей). Информацию об этом и предоставляют системы автоматизации эвристической деятельности, обеспечивая своим пользователям возможность принятия наиболее обоснованного решения самостоятельно;

· хранения, поиска документов и организации электронного документооборота в экономической системе (электронная система управления документооборотом).

Автоматизированные рабочие места широко используются в современных информационных технологиях и для каждой группы работников управления их функции регламентируются должностными инструкциями, положениями, законодательными актами и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.