Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сон и здоровье




Сноски

Жилище

Сноски

Одежда

Сноски

1. Соответствует облитеральному васкулиту нижних конечностей западной медицины.

2. «Инь» (3) и «Чоу» (2) — знаки «земных стволов» традиционного китайского календаря.

3. Есть выражение: «В дни Инь (3) стригут ногти на руках, в дни У (7) стригут ногти на ногах».

 

 

Человечество изобрело одежду для защиты от холода и для красоты. Поговорим об одной из функций одежды — защите от холода, что тесно связано со здоровьем человека.

Очень многие люди не уделяют должного внимания правильному ношению одежды, в результате может возникнуть нечто непредвиденное. В одной из древних книг описано, как наставник Юэ Фэя [1], обрадовавшись успехам ученика, несся на лошади, вспотел, снял одежду и стал обмахиваться веером, забыл вовремя одеться и в результате заболел. У пожилых людей наблюдается нехватка жизненной Ци, поэтому невнимательность к одежде может вызвать восприятие холода и болезнь. Очень часто с неправильным ношением одежды связаны и болезни молодых людей. Существует множество народных поговорок о важности правильного ношения одежды, например: «В июне имейте при себе теплую одежду». Эта поговорка предписывает людям, отправляющимся на прогулку летним днем, взять с собой немного больше одежды, чтобы не быть застигнутым врасплох внезапными изменениями погоды.

Итак, правда ли, что стоит лишь одевать побольше одежды и все будет в полном порядке? Нет. Если одежды слишком много, также могут возникнуть болезни. В традиционной китайской педиатрии есть наставление: «Если хотите, чтобы ребенок был спокоен, постоянно приучайте его к голоду и холоду». То есть ребенок не должен быть слишком изнеженным, питаться до отказа, быть как цветок, выращиваемый в теплой комнате, это может вызвать особую изнеженность и слабость. Выражение «приучайте к голоду и холоду» также напоминают людям, что не следует позволять детям переедать и одеваться слишком тепло, чтобы укрепить устойчивость ребенка к голоду и холоду. В «Повествовании о Ван Лане» из книги «Вэй чжи» (Хроника царства Вэй) говорится: «В детстве часто мучился из-за очень теплой постели». Чем же вредно излишнее тепло? В древности говорили: «Одежда не должна быть слишком теплой. Если она теплая, закрываются поры кожи; если закрываются поры кожи, нарушается циркуляция Ци». То есть при чрезмерном тепле поры кожи человека закрываются, что препятствует обмену с внешней средой, нарушается циркуляция Ци внутри организма.

Каковы же требования к одежде в традиционной китайской медицине? С древних времен считается, что правила ношения одежды зависят от времени года, окружающей среды и некоторых особых условий.

В книге «Хуанди ян шэнь цзин» (Канон Желтого императора об укреплении тела) говорится: «Есть до наступления голода, одеваться до наступления холода». В книге Гэ Хуна (283—343 гг.) «Баопу-цзы» (Мудрец, объемлющий первозданную пустоту) также говорится, что необходимо «одеваться прежде наступления холода, раздеваться прежде наступления тепла». То есть необходимо быть предусмотрительным, зная о наступлении холодной погоды, иметь при себе дополнительную одежду и при похолодании быстро одеться. Если же одеться после того, как холод уже ощущается, в действительности простуда уже начнется, возникнут тяжесть в голове и заложенность носа.

Почему же в народе говорят: «Весной прикрывайся, осенью мерзни»? Хотя весной и тепло, не следует торопиться со снятием одежды, «прикрыться», чтобы было немного теплее. При наступлении осенних холодов не помешает немного померзнуть. Смена времен года происходит постепенно, организму человека также требуется постепенная адаптация. В книге «Бэй цзи цянь цзинь яо фан» (Готовые на случай необходимости бесценные рецепты, VII в.) говорится: «Весной нельзя одевать легкую одежду, иначе человек простудится, возникнут острая рвота и понос, несварение желудка и головная боль». Известный врач Цю Чуцзи писал: «Весной… частые смены холода и тепла. Нельзя вдруг снимать зимнюю одежду. У пожилых людей Ци недостаточна, кости рыхлые, тело слабо, ветер и холод легко повреждают поры кожи… уменьшать одежду следует постепенно, нельзя сразу же снимать слишком много».

Почему же следует мерзнуть при осенней прохладе? Лето уходит, наступает осень, прохладный ветер еще легок, прохлада еще не превратилась в холод, а люди вполне могут вынести ее. В этом случае не помешает небольшая закалка. Это можно сравнить с «приручением к голоду и холоду» для детей. С усилением холодов количество одеваемой одежды можно увеличивать, так как со временем способность организма противостоять холоду постепенно уменьшается. Эта осенняя закалка является положительным способом поддержания здоровья, вовсе не противоречит профилактике простуды по принципу «одеваться до наступления холода».

Следует уделять серьезное внимание времени одевания и раздевания. Добавление или уменьшение количества одеваемой одежды всегда должно зависеть от погоды. В различных регионах Китая существуют разные подходы к этому вопросу. В книге «Со суй лу» (Записки по мелочам) изложены совершенно противоположные точки зрения о ношении одежды в северных и южных районах: «„Если хотите жить в полном благополучии, часто одевайтесь и часто раздевайтесь“, — так говорят на юге. „Если хотите жить в полном благополучии, не раздевайтесь и не одевайтесь“, — так говорят на севере». То есть, народная пословица на юге предписывает усердно и часто раздеваться и одеваться. Народная пословица на севере совершенно противоположна: не следует торопиться снимать или добавлять одежду. Кто же прав? Обе пословицы содержат совершенно правильные предписания. Все дело в различиях погодных условий в разных регионах. Что касается районов с необычными изменениями погоды или с ранними и поздними резкими перепадами температур, необходимо «часто раздеваться и часто одеваться». Относительно бытующего в Турфанской впадине Синьцзян-Уйгурского автономного района выражения: «Утром одевайте ватник, в полдень одевайте тонкую рубашку. Собирайтесь вокруг печки есть арбузы», необходимо поступать, как предписывает «южная» пословица. На юге много дождей, перед дождями и после — резкие перепады температур. Все знают, что в городе Куньмин провинции Юньнань «во все времена года не бывает холода и жары», однако не все знают продолжение этой фразы: «Как только пойдет дождь, становится зима». В этих условиях частое одевание и частое раздевание можно рассматривать как благоразумную стратегию сохранения здоровья.

На севере часто бывают холода, период жары сравнительно краток. Изменения погоды также не такие резкие, как на юге. Немного жарко, но жара не может стать невыносимой, немного холодно — но вполне терпимо. В провинции Цинхай и Тибетском автономном районе представители некоторых национальных меньшинств почти круглый год носят большую меховую шубу. Когда становится жарче, высвобождают одну руку из рукава шубы, рассеивается температура тела; когда становится холодно, снова одевают — и удобно, и спокойно. Это и есть пример принципа «не раздеваться и не одеваться».

Следует помнить, что древние наставления «не раздеваться, не одеваться» не совсем подходят для людей, живущих в отапливаемых зимой помещениях. Входя с улицы в помещение, надо сразу же снимать верхнюю одежду и шапку, а выходя на улицу, одеваться. В этом случае необходимо следовать принципу: «часто раздеваться и часто одеваться». В древности говорили: «Правило для зимы: ватная одежда и войлочная подстилка, внезапный холод — быстро одеваться, внезапное тепло — быстро раздеваться». Также есть поговорка: «Лучше быстро одеваться и быстро раздеваться, чем принимать лекарства».

Ношение одежды связано не только с местными особенностями, но и с различными частями человеческого тела. В народе говорят: «Для задницы не страшна жара, для лица не страшен холод». То есть различные части человеческого тела по разному устойчивы к холоду и теплу. Традиционная китайская медицина считает: «Голова — это скопление всей Ян». Все Ян-каналы собираются в голове. В области головы циркуляция Ян-Ци достаточна, поэтому часто встречаются люди, которые проводят зиму с непокрытой головой.

Какие же части человеческого тела наиболее восприимчивы к холоду? Во первых, — ступни, во вторых, — живот. «Драка начинается со ссоры, холод начинается снизу», нижние конечности больше всего восприимчивы к холоду. У многих людей, чей организм обладает свойствами холода типа недостатка, нижняя половина тела постоянно холодная, ноги под одеялом напоминают две палочки эскимо, человеку становится все труднее засыпать. При чрезмерном скоплении Инь-холода циркуляция в кровеносных сосудах ног замедляется, что со временем легко вызывает болезнь: в легких случаях — ознобление, в тяжелых — гангрену. Поэтому сохранение тепла ног чрезвычайно важно. Также необходимо мыть ноги вечером перед сном.

Второй частью тела, боящейся холода, является живот. Китайская медицина считает, что область живота — это «самая Инь среди Инь» [2], в которой наблюдается нехватка Ян-Ци, поэтому живот больше всего боится холода. Наиболее распространенными симптомами проникновения холода в область живота являются боль в животе, жидкий стул, рвота с выделением прозрачной жидкости, непрохождение пищи. Однако проникновение холода в живот не так часто встречается зимой, и очень часто — летом. Когда человек наслаждается прохладой летним вечером, живот первым «попадает под удар». Поэтому пожилые люди для защиты этого слабого места шьют детям набрюшники, очень часто летним вечером они прикрывают живот тонким покрывалом.

Кроме того, если не уделять внимания одежде при некоторых особых ситуациях, очень легко возникает болезнь. Древние врачи писали: «Когда человек пьян, выделяется пот, он снимает одежду, сапоги и носки, простужается и возникает бери-бери». При опьянении открываются потовые отверстия, по организму распространяется Ян-Ци, человек стремится к прохладе. Если снять одежду, патогенные холод и ветер, воспользовавшись образовавшейся пустотой, проникают в организм, могут возникнуть различные болезни. Это относится не только к состоянию опьянения. Во всех случаях, когда выделяется пот, не следует допускать проникновения холода в организм. В это время следует досуха вытереть пот, немного отдохнуть и вовремя одеться.

Итак, сколько же одежды следует одевать? Врожденные способности людей различны, устойчивость к холоду и жаре также различна. Тем не менее, в книге «Ши цзин» (Канон питания) выдвинут следующий стандарт: «Во всех случаях в питании и ношении одежды необходимо придерживаться оптимального холода и тепла: при холоде не замерзать, летом не потеть».

1. Юэ Фэй (1103—1142 гг.) — китайский полководец.

2. Спина относится к Ян, живот — к Инь; верх относится к Ян, низ — к Инь. Область живота относится к двум, поэтому можно сказать: «Самая Инь среди Инь».

 

 

Жить в мире и спокойствии — мечта всех людей. Но желание жить в спокойствии неизбежно затрагивает вопрос жилища, потому что хорошее жилище необходимо для здоровья человека.

Какое же жилище считается идеальным? В книге «Тянь Инь-цзы» говорится: «Что же подразумевается под спокойным жильем? Вовсе не роскошное и великолепное помещение, окруженное многочисленными постройками, а также с толстыми подстилками для сидения и матрацами, с широкими постелями». То есть в хорошем жилище должно быть оптимальное освещение и циркуляция воздуха.

В народе при строительстве домов придают большое значение тому, чтобы дом был обращен на юг, это позволяет избежать проникновения северного ветра и открыть доступ поступлению солнечных лучей, чтобы в комнате «Инь и Ян были умеренны, свет и мрак пополам». Солнечный свет в комнате не должен быть слишком ярким, но и не должно быть слишком мрачно. Необходимо, чтобы высота дома была оптимальной, основываться на мнении: «Дом не должен быть высоким. Если он высок, Ян обильна и много света. Дом не должен быть низким. Если он низок, Инь обильна и много мрака». Когда дом высок, — избыток света, «когда много света, повреждается земная душа». Когда дом низок, — избыток мрака, «когда много мрака, повреждается небесная душа». Повреждение «земной и небесной души» проявляется в психических симптомах — нарушении сна и беспокойстве души. Жизненный опыт также говорит нам: свет в доме должен быть умеренным. Если дом обращен на запад, летом очень жарко, температура в доме повышается, образуется «преобладание Ян», что легко вызывает тепловой удар, нарушения сна и питания. В народе говорят: «Когда в дом не проникает солнечный свет, врач тотчас же у порога». В древности дома народа в основном были одноэтажными, основную часть времени проводили в средней комнате [1]. Тянь Инь-цзы, живший во времена правления династии Тан (618—907 гг.), писал: «В месте, где я сижу, впереди занавеска, сзади ширма. Если слишком светло, опускаю занавеску, чтобы свет в комнате был гармоничен. Если слишком темно, сворачиваю занавеску, чтобы в комнату снаружи проник солнечный свет». Почему же следует поступать таким образом? В этом случае «внутри спокойно сердце, снаружи спокойны глаза. Когда сердце и глаза спокойны, спокойно и тело». Занавеской удобно регулировать освещение, но это касается лишь проникновения солнечного света. Если здание низкое, то освещение в комнатах тусклое и слабое. Когда же в доме еще и сыро, возникает явление, которое в китайской медицине называется «активность Инь», что очень вредно для нормального развития детей и здоровья обычных людей.

С давних времен китайцы имеют глубокие познания о воздействии воздуха. Одной из целей открывания окон в помещении является обеспечение достаточной циркуляция воздуха. Тянь Инь-цзы говорил: «В моем доме со всех сторон окна, при сильном ветре сразу же закрываю, при слабом ветерке сразу же открываю». Ветер — это явление циркуляции воздуха. Сильной циркуляции воздуха следует остерегаться, так как это часто вызывает болезни от воздействия внешних патогенных факторов. При слабом ветерке следует открывать все окна, чтобы обеспечить обмен воздуха внутри и снаружи помещения. В книге «Ян шэн сань яо» (Три требования для питания жизни) говорится, что утром «чистый и ясный воздух неба и земли очень радостен для души, весьма досадно лишиться его».

Вид современного и древнего жилища различен, но требования освещенности и циркуляции воздуха для них едины. Нельзя сравнивать многоэтажные здания со средней комнатой древнего жилища. Люди, живущие в комнатах, которые выходят на север, должны больше бывать на свежем воздухе и загорать.

В древних книгах по китайской медицине нет описаний солнечных ванн, однако древние люди понимали пользу солнечного света для здоровья. В древности при строительстве домов уделяли серьезное внимание обеспечению проникновения солнечного света в помещение. В народных пословицах также говорится о пользе солнечного света для здоровья. Более того, в учениях древних также указывается, что на этом свете солнце играет значительную роль, оказывает огромное влияние на рост и развитие всех живых существ. Возможность постоянно получать Ян-Ци — решающий фактор образования Ци и крови, сохранения здоровья.

В древности также считали, что загар вреден для кожи, легко вызывает некоторые болезни. В книге «Вай кэ ци сюань» (Раскрытие тайн хирургии) говорится, что солнечный загар может вызвать образование солнечных язв: «Во время трех декад максимальной летней жары футянь трудолюбивые люди, утомляясь в работе, не жалеют жизни, подвергаются мучительному солнечному загару. Сначала возникает боль, затем кожа трескается и образуются язвы». В настоящее время также имеются сообщения, что загар на солнце легко вызывает рак кожи.

Хорошая обстановка в комнате также способствует поддержанию здоровья. Если в комнате черный дым и горячий сырой воздух, легко повреждается здоровье. В медицинских книгах чаще всего встречаются указания не зажигать очаг в комнате, так как слишком жаркая Ци огня очень вредна. В особенности «Нельзя отдыхать, приблизив голову к печке, со временем образуется Ци огня, возникает тяжесть в голове и покраснение глаз, сухость в глазах и в носу». Если же комната не продувается, может произойти отравление угарным газом.

1. Традиционный китайский дом состоит из нескольких комнат в ряд.

 

 

Половину жизни человек проводит в движении, половину — в отдыхе. Днем — движение, ночью — сон.

Какую же пользу приносит сон? Известный врач Ли Юй писал: «Сон может восстанавливать квинтэссенцию Цзин, сон может восполнять Ци, сон может укрепить селезенку и содействовать желудку, сон может укрепить кости и мышцы». И наоборот, при плохом сне несколько ночей подряд глаза вваливаются, в голове тяжесть, пища теряет вкус, истощается квинтэссенция Цзин, нарушается психическое состояние, цвет лица становится бледным и застойным, что очень напоминает возникновение болезни. Если больные люди недостаточно отдыхают, сила болезни возрастает. Поэтому сон — одно из условий поддержания здоровья. Для некоторых больных достаточный и хороший сон очень важен. Народная пословица гласит: «Не лучше ли одну ночь поспать в одиночестве, чем принимать лекарства».

Итак, правда ли, что чем больше спать, тем лучше? Нет, сон должен иметь меру, так как, если много спать, происходит помутнение души. Известный врач Лян Чжанцзюй полагал: «Многие люди считают, что питание досыта и спокойный сон — это радостное дело и не знают, что, если много есть, происходит застой Ци, если много спать, происходит помутнение души. Врачи, занимающиеся вопросами сохранения здоровья, запрещают поступать так». При обильном питании возникает застой Ци желудка, нарушается ее свободная циркуляция. При чрезмерном сне происходит помутнение души. По существу сон служит для восстановления физических сил, накопления квинтэссенции Цзин, кроме того, благоприятствует деятельности человека на следующий день. При сочетании движения и покоя Ци и кровь циркулируют свободно и не утрачиваются. При чрезмерном сне циркуляция Ци и крови замедляется, возникает чувство лени во всем теле. В древности говорили: «Нельзя спать до окоченения». Если во сне достигается степень «окоченения», это непременно отрицательно отразится на здоровье. В древности жил некий чиновник по имени Хуан Цзотянь. Ежедневно он вставал очень рано и занимался служебными делами. Ночами же ему было достаточно поспать чуть больше четырех часов. Впоследствии, выйдя на пенсию, он каждый день утром спал допоздна. Состояние его здоровья резко ухудшилось, стало мутнеть в глазах. Современные исследования также показывают, что смертность от сердечных болезней вдвое выше у людей, которые спят по 10 часов, чем у людей, которые спят по 7 часов. Этот вывод был сделан в результате 20-летних обследований нескольких сотен тысяч людей. Специалисты пришли к заключению, что вероятность внезапных сердечных приступов и апоплексии со смертельным исходом увеличивается с ростом продолжительности сна. Выдвинута гипотеза, что причиной этого является замедление циркуляции крови во время сна, что увеличивает опасность застоя крови в сердце или мозге.

Подходящую продолжительность сна необходимо устанавливать на основании различного возраста и состояния здоровья человека. Молодым людям обычно достаточно спать по 8 часов. В среднем возрасте продолжительность сна должна постепенно сокращаться. В Китае пожилые люди в большинстве случаев придерживаются привычки рано ложиться и рано вставать, ранним утром они начинают двигаться — совершают прогулки, занимаются тайцзицюань и цигуном, что способствует циркуляции Ци и крови. Если же с возрастом продолжительность сна не сокращается, тело неизбежно становится разбухшим, возникают помутнение и рябь в глазах.

Недостаточно лишь придерживаться принципа спать мало. В первую очередь необходимо спать хорошо, только тогда можно спать мало. Если, встав с постели, человек ощущает туманность, когда кажется, что и не спал, или когда вечером трудно заснуть, в этом случае необходимо раньше вставать. Полноценный сон может обеспечить только умеренная продолжительность сна. Каким же образом можно достичь полноценного сна? Сунь Сымяо (581—682 гг.) в своей книге рецептов писал: «Во рту мало речей, в сердце мало дел, в животе мало пищи, само собой будет мало сна. Следование этим трем „мало“ — секрет святых».

Когда много говорят, повреждаются Ци и душа. Из-за того, что во время разговоров состояние духа человека изменяется, особенно у страдающих высоким кровяным давлением, может подняться давление. Поэтому умеренные разговоры способствуют устойчивому состоянию духа, являются одним из условий, способствующих засыпанию. Когда «в сердце много дел», это также не способствует хорошему сну. Если, закрыв глаза, думать о делах, ворочаться с боку на бок, разве можно уснуть? В древности говорили: «Сначала засыпает сердце, затем засыпают глаза». То есть сначала надо успокоить сердце, подготовить его к засыпанию, лишь после этого можно закрыть глаза и спокойно уснуть. Почему же так легко засыпают дети? В древности полагали: «Мальчики и девочки младше 14—15 лет лишь склонятся к подушке, тотчас же засыпают. Это происходит из-за того, что у них нет стремлений». То есть мысли детей просты, поэтому они сразу же засыпают. В древности также говорили: «Днем тело утомляется, ночью оно должно отдыхать; пусть успокоится сердце, сделается ровным дыхание, нельзя предаваться пустым мыслям». Слова «в животе мало пищи» указывают на то, что перед сном нельзя переедать. Переедание повреждает желудок. Когда желудок не находится в состоянии гармонии, сон становится неспокойным. Также следует отметить, что для получения эффективного отдыха при недолгой продолжительности сна необходимо контролировать свои действия днем. Ежедневные изменения состояния духа, мышления, питания и т. д. взаимно связаны со сном ночью. Это означает, что, если сон человека ночью плохой, он необходим днем.

Конечно, если хотят спать мало, вовсе недостаточно придерживаться описанных выше «трех мало». В обществе существуют многочисленные способы лечения бессонницы, разные для разных людей. Как же лечили эту болезнь в древности? Очень эффективны цигун и цзинцзо [1], однако содержание этих методов не входит в ключевые пункты этой книги. Достичь нормального сна можно, как правило, и путем упорядочения привычек в повседневной жизни. В древности был предложен следующий секрет сна: «Немного выпив, ночевать в одиночку; мягкая подушка, тепло укрыты ноги; уметь успокоить сердце, сами закроются глаза». То есть для сна необходима уютная среда, а также спокойное состояние духа. Кроме того, некоторые люди посредством соответствующей дозы спиртного могут помочь себе крепко уснуть. Однако этот метод для непьющих, потребляющих крепкие напитки, а также для неспособных контролировать себя людей скорее всего принесет больше вреда, чем пользы.

В древности при упоминании о сне приводился пример о двух хорошо спящих людях: «Сюаньюань [2] заканчивал плавать, прислонялся к стене и крепко засыпал; Фу Вэн [3] отходил от служебных дел и, едва достигнув постели, сразу же издавал храп». Фу Вэн после отхождения от служебных дел засыпал крепким сном, потому что освобождался от перегрузки делами, достигал успокоения сердца и умиротворения Ци. «Сюаньюань заканчивал плавать», затем прислонялся к стене и засыпал. Можно видеть, что движения с применением физической силы полезны для сна. Конечно, для плавания необходимы определенные условия. Несколько проще перед сном купаться в теплой воде, после чего человек во сне чувствует себя чрезвычайно уютно. Еще проще помыть в теплой воде ноги, что также способствует более быстрому засыпанию. Существуют народные изречения: «Холод начинается снизу», «нельзя, чтобы холод был внизу, потому что, когда холод, — нет жизненных сил», то есть возникает нехватка жизненной Ци. Основываясь на выражении «мойте ноги и ложитесь спать, не будет болезни похолодания конечностей», можно сделать вывод, что мытье ног перед сном не только способствует засыпанию. У людей с изначальным недостатком Ян (особенно у женщин) ноги как лед, эти люди не могут согреться, им трудно уснуть. В этом случае необходимо помыть ноги в горячей воде, помассировать их руками и лечь под одеяло.

Также необходимо придерживаться правила рано вставать и рано ложиться. Если человек не хочет спать долго и вставать на рассвете, тогда само собой надо рано ложиться. Традиционной жизненной привычкой в Китае является «рано ложиться и рано вставать». У поэта Су Дунпо (1036—1101 гг.) есть такие строки: «Когда нет хлопот, — это и есть самое дорогое; рано ложиться спать — это и есть богатство; спокойная ходьба — это и есть повозка».

Впрочем, в разные времена года следует по-разному ложиться и вставать, именно об этом говорил знаменитый ученый, врач и фармацевт Гэ Хун (283—343 гг.): «Время пробуждения и засыпания связано с временами года». О конкретном времени пробуждения и засыпания записи в древних книгах имеют расхождения, однако обычно придерживаются мнения, что весной и летом надо ложиться немного позже и вставать пораньше. С похолоданием следует ложиться раньше. Осенью надо ложиться немного раньше, а зимой еще раньше. Зимой вставать рано не следует, осенью же — немного раньше, чем зимой. Таким образом, весной и летом спать надо меньше, осенью и зимой — больше. По представлениям традиционной китайской медицины, осенью и зимой Ян-Ци «прячется» внутри тела человека, душевная Ци также скрывается внутри, особенно необходимо уделять внимание сохранению Ян-Ци, укреплению квинтэссенции Цзин. Осенью и зимой с наступлением ночи активизируется Инь-холод, для поддержки Ян надо больше спать, нет необходимости поздно ложиться и рано вставать, опрометчиво подвергаясь воздействию ветра-холода. В одной древней медицинской книге говорится: «Во время трех зимних месяцев все сущее укрывается… рано ложитесь и поздно вставайте. Ждите лучей солнца. Пока иней и смерзшийся снег не растаяли, нельзя подставляться. Холод уйдет, станет теплее, пейте вино и ешьте имбирь». Смысл заключается и в том, чтобы стараться избежать восприятия патогенного холода.

Весной и летом время сна короче, как же получить достаточный для тела отдых? Необходим полуденный сон. Как правило, особенно клонит ко сну после обеда, чаще всего непреодолимое желание вздремнуть возникает летом. В полдень долгого летнего дня можно ненадолго оставить дела и отдохнуть, что благоприятно для работы во второй половине дня. Этот метод существовал еще в древности.

Время пробуждения различно для разных людей и времен года. Согласно древним китайским правилам, следует вставать на рассвете. Однако, «хотя и говорят рано вставать, не надо раньше криков петухов; хотя и говорят поздно вставать, не надо позже восхода солнца». Во время пения петухов рассвет только-только забрезжил, в это время надо встать с постели и подвигаться, это называется «услышав пение петухов, встать и танцевать», тогда душевные силы человека удвоятся.

Некоторые люди любят спать, высоко подкладывая подушку. Происхождение этой привычки имеет давнюю историю. В книге «Чу цы» (Чуские строфы, IV—III вв. до н. э.) говорится о легендарных императорах Древнего Китая — Яо и Шуне, которые с удовольствием спали только на высоких подушках, удобно и свободно.

Однако все имеет предел. Если подушка слишком высока, это может нанести вред. Недавно врачи больницы челюстно-лицевой хирургии Пекинского медицинского университета опубликовали статью о сне и внешности человека. В ней, в частности, говорится, что очень высокая подушка может послужить причиной недостаточного развития нижней челюсти. Конечно, слишком низкая подушка также может привести к тому, что вся нижняя часть лица будет казаться удлиненной. Какая же высота подушки оптимальна? Для взрослых — 10—15 см, для детей — 7—8 см (для разных людей возможны незначительные отклонения от указанных норм).

Теперь поговорим о типах положения тела во сне. В древности полагали: «Нельзя спать лицом вниз, словно припав к земле; нельзя спать лицом вверх, словно труп». То есть не следует спать лицом вниз, лежа на животе, также не надо лежать лицом вверх, выпрямившись, как окоченелый труп. Какая же поза является оптимальной? Сунь Сымяо (581—682 гг.) писал: «Спать надо с согнутыми коленями, это увеличивает силы человека, лучше, чем на спине или на животе. Из-за того, что Конфуций не спал как труп, поэтому говорил, что сон был спокоен, а пробуждение легким». То есть спать следует на боку с согнутыми коленями, это может придать человеку сил. Это лучше, чем спать на спине или животе. Конфуций был против того, чтобы спать на спине, как окоченелый труп. В книге «Ли цзи» (Записки о благопристойности) говорится: «Спать не как труп», то есть, нельзя спать на спине, как труп. Поэтому во время сна следует согнуть тело и конечности и расслабиться, после пробуждения, конечно же, сделать расправляющие движения.

Существует народная поговорка о положениях тела во время сна: «На боку — дракон, на животе — тигр, на спине — распростертый труп». Спящие на боку подобны дракону — это самая лучшая поза для сна; затем — лежащие на животе, подобные тигру; спящие на спине сравниваются с «распростертым трупом».

В книге «Шань цзюй сы яо» (Четыре основы жизни в уединении) также изложены требования к положению тела во время сна: «Спать надо согнувшись на боку… Пожилые люди, страдающие ревматизмом, бери-бери, болью в пояснице, должны ночевать на теплой печке-лежанке „кан“; после ходьбы, уставшие, с болью в костях, должны спать на теплой печке-лежанке „кан“».

На каком же боку лучше всего спать? Сунь Сымяо (581—682 гг.) полагал: «За ночь во сне человек переворачивается пять раз, повороты совершаются в каждую ночную стражу [4] ». Эти повороты служат для изменения положения тела, способствуют циркуляции Ци и крови, также могут служить для избежания несимметричности развития лица в результате длительного сна на одном боку.

Есть люди, которые любят спать, укрывшись с головой. Это очень плохая привычка. В древних книгах по китайской медицине содержится множество записей, направленных против укрывания с головой. В книге «Бэй цзи цянь цзинь яо фан» (Готовые на случай необходимости бесценные рецепты) говорится: «Зимней ночью нельзя укрываться с головой, приобретете долголетие». По сути дела, во все времена года не следует спать, укрывшись с головой, просто в другие времена года людей, которые спят, укрывшись с головой, меньше.

В древности сон с непокрытой головой считался очень важным. В период Троецарствия (220—265 гг.) Ин Цюй написал стихотворение, в котором поведал следующую историю:

«Прежде жил человек, который однажды в пути
На тропинке в поле повстречал трех старцев,
Возраст каждого был больше ста лет,
Все они мотыгами пололи сорняки.
Остановив повозку, спросил трех старцев:
Как же достигли такого долголетия?
Первый старец выступил вперед и сказал:
Моя жена уродлива.
Второй старец выступил и сказал:
Мой живот получает в меру.
Третий старец выступил и сказал:
Во сне не укрываюсь с головой.
Поэтому и смогли прожить долго»
.

Каковы же секреты долголетия трех столетних старцев? Жена первого была некрасива, поэтому интерес к половой жизни возникал у него редко. Второй был умерен в питании. Третий же во сне не укрывался с головой. В данном случае указываются простые способы поддержания здоровья.

Во время сна с покрытой головой не поступает свежий воздух для дыхания, как же можно отдохнуть и восстановить силы? Во время сна также надо стараться всегда открывать окна и двери.

На какие вопросы, касающиеся сна, следует обратить внимание?

В книге Гэ Хуна (283—343 гг.) «Баопу-цзы» (Мудрец, объемлющий первозданную пустоту) говорится: «Нельзя, чтобы у спящего были видны плечи», то есть следует хорошо укрыться одеялом. Голова должна быть открытой, но плечи укрыты, в противном случае легко может произойти восприятие патогенного ветра и возникнуть боль в плече. «Не спите на свежем воздухе под звездами». Особенно это касается южных районов, где летними ночами очень душно, люди стремятся к прохладе и выносят кровати на улицу, веет свежий ветерок и они крепко засыпают, однако не подозревают, что «холодная роса увлажняет тело, утренняя прохлада проникает в кости», в результате возникают боль в животе и понос, ломота в костях и суставах всего тела.

Кроме этого, сон после обильной пищи, сухость и жар при опьянении, сон под ветром, слишком толстое или слишком тонкое одеяло, недостаточное вытирание после мытья головы или купания, сон с широко открытым ртом, громкое пение перед сном и т. д. — все это неблагоприятно для сна или может вызвать болезнь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.