Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов. Согласные [Ф] и [В] парные, щелевые, губно-зубные звуки




Согласные [Ф] и [В] парные, щелевые, губно-зубные звуки. Они редко подвергаются искажению. Следите, чтобы при произнесении звуков [Ф], [В] воздух не шел в щеки, надувая их.

 

При произнесении звуков [Ф] и [В] нижняя губа должна касаться передних верхних зубов, верхняя губа поднята, воздух проходит сквозь щель между зубами и губой и воспроизводит звуки [Ф] и [В]. При произнесении согласных [Ф') и [В'] стенка языка поднимается к твердому нёбу. Голосовые связки на звонких [В], [В'] сомкнуты и вибрируют, на глухих [Ф], [Ф'] не работают.

 

Для четкого различия между звонким и глухим согласным произнесите поочередно несколько раз звуки: ф-в, ф-в, ф-в, ф-в...

 

Произнесите на одном выдохе следующие упражнения, не забывая мысленно наполнять их содержанием.

 

Упражнение № 1. Фи, фэ, фа, фо, фу, фы, фе, фя, фё, фю.

 

Упражнение № 2. Ви, вэ, ва, во, ву, вы, ве, вя, вё, вю.

 

Упражнение № 3. Ви-ви, вэ-вэ, ва-ва, во-во, ву-ву, вы-вы...

 

Упражнение № 4. Ви-ви-ви, вэ-вэ-вэ, ва-ва-ва, во-во-во, ву-ву-ву, вы-вы-вы, ве-ве-ве- вя-вя-вя...

 

Упражнение № 5. Ви-ви-ви-ви, вэ-вэ-вэ-вэ, ва-ва-ва-ва, во-во-во-во, ву-ву-ву-ву, вы-вы-вы-вы...

 

Упражнение № 6. Виф, вэф, ваф, воф, вуф, выф, веф, вяф, вёф, вюф.

 

Упражнение № 7. Ви-виф, вэ-вэф, ва-ваф, во-воф, ву-вуф, вы-выф...

 

Упражнение № 8. Ви-ви-виф, вэ-вэ-вэф, ва-ва-ваф, во-во-воф, ву-ву-вуф, вы-вы-выф...

 

Упражнение № 9. Ви-ви-ви-виф, вэ-вэ-вэ-вэф, ва-ва-ва-ваф, во-во-во-воф, ву-ву-ву-вуф, вы-вы-вы-выф...

 

Упражнение № 10. Виффи, вэффэ, ваффа, воффо, вуффу, выффы...

 

Упражнение № 11. Фивви, фэввэ, фавва, фовво, фувву, фыввы...

 

Если 10 и 11 упражнения присоединить к упражнениям 2, 3, 4, 5, получите целый ряд новых тренировочных упражнений.

 

Произнесите слова: факел, факты, кефаль, философ, фара, винт, вилка, лавина, униформа, фикция, мифический, верфь.

 

Произнесите следующие слова: Ване — в ванне (вванне), ведро — в ведро (введро), фартуки — в фартуке (ффартуке); форме — в форме (фформе); форточке — в форточке (ффорточке).

 

Произнесите на выдохе каждую фразу, не забывайте обыгрывать их.

 

1. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

 

2. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

 

3. Водовоз вез воду из-под водопровода.

 

4. Век живи, век учись.

 

5. Ест Федька водку с редькой, ест редька с водкой Федьку.

 

6. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

 

7. Верзила Вавила весело ворочал вилами.

 

Орфоэпия. Произнесите по правилам орфоэпического произношения следующие слова и словосочетания: кровь — [кроф'], кров — [кроф], улов — [улоф], срыв — [срыф], морковь — [маркоф'], любовь — [любоф'], втаскивать — [фтаскъвът'], втягивать — [фтягъвът'], вся в шелках — (фся фшелках), выстрелить в фазана — (выстрелить ффазана), в февральские дни — (ффевральские дни).

 

 

Введение (занятие 9)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

Повторение: 1) «поза» и «маска» релаксации; 2) гигиенический и вибрационный массажи; 3) артикуляционные упражнения; 4) упражнения на речевое дыхание; 5) таблица гласных; 6) отработка согласных; 7) голосовые упражнения.

 

Голос. Не забывайте о необходимом условии тренировки голоса — полном расслаблении, что обеспечивает свободу фонационных (звуковых) путей. Повторите упражнение «стон» из предыдущего занятия, теперь можно перейти к следующему упражнению.

 

Упражнение № 3(г). Продолжая стонать на звуке [М], произнесите слитно, как одно слово, следующую фразу: «Мам, мёду нам». Слегка открывая рот на гласных, сейчас же мягко возвращайте рот в исходное положение на [М] — стон. Так как фраза произносится на «стоне», то сонорные согласные удваиваются: ммаммёду-ннамммаммёдунамм...

 

Стоните в разных тональностях: надоело стонать на одной ноте, стали то повышать, то слегка понижать тон голоса, увлекаясь услышанным разнообразием звучания. Ощутив свободу звучания на «стоне», надо сохранять эту свободу и в разговорной речи.

 

Упражнение № 4(г). «Доканючу». В этом упражнении будем чередовать полунапевный способ произнесения слов «на стоне» с речевым. На стоне произнести уже знакомую фразу: «Ммаммёдуннамм». И здесь же — речевое произнесение: Мам! Мёду! Нам!

 

Сделайте так несколько раз и следите, чтобы ничто не изменилось в речевом аппарате, чтобы не было чрезмерной активности при произнесении, чтобы сохранялась та же свобода и легкость, как при полунапевном «стоне».

 

Упражнение № 5(г). «Мимозы». Один товарищ сообщает: «Мимозы Мила маме купила». Другой переспрашивает, подвергая сомнению каждое слово товарища. Можно играть за обоих.

 

МИМОЗЫМиламамекупила?

МИМОЗЫМиламамекупила.

МимозыМИЛАмамекупила?

МимозыМИЛАмамекупила.

МимозыМилаМАМЕкупила?

МимозыМилаМАМЕкупила.

МимозыМиламамеКУПИЛА?

МимозыМиламамеКУПИЛА.

 

Дикция: упражнения на произнесение сочетания нескольких согласных (занятие 9)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

На этом занятии даются более сложные упражнения на произнесение сочетания нескольких согласных, на которых закрепляется пройденный материал. Произнесите каждое упражнение на одном выдохе.

 

Упражнение № 1. Гбди, гбдэ, гбда, гбдо, гбду, гбды, гбде, гбдя, гбдё, гбдю.

 

Упражнение № 2. Бдги, бдгэ, бдга, бдго, бдгу, бдгы, бдге, бдгя, бдгё, бдгю.

 

Упражнение № 3. Вгди, вгдэ, вгда, вгдо, вгду, вгды, вгде, вгдя, вгдё, вгдю.

 

Упражнение № 4. Вдги, вдгэ, вдга, вдго, вдгу, вдгы, вдге, вдгя, вдгё, вдгю.

 

Упражнение № 5. Кпти, кптэ, кпта, кпто, кпту, кпты, кпте, кптя, кптё, кптю.

 

Упражнение № 6. Птки, пткэ, птка, птко, птку, птке, пгкя, пткы, пткё, пткю.

 

Упражнение № 7. Фкти, фктэ, фкта, фкто, фкту, фкты, фкте, фктя, фкте, фктю.

 

Упражнение № 8. Фтки, фткэ, фтка, фтко, фтку, фткы, фтке, фткя, фткё, фткю.

 

 

Введение (занятие 10)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

Повторение: 1) «поза» и «маска» релаксации; 2) гигиенический и вибрационный массажи; 3) упражнения для шеи, рук, лица, рта, губ, языка; 4) упражнения на диафрагмально-реберное дыхание; 5) таблица гласных; 6) отработка согласных в сложных сочетаниях; 7) голосовые упражнения.

 

Голос. Повторите упражнения для голоса из предшествующих занятий и переходите к новым.

 

Упражнение № 6(г). «Гудок». Сесть на стул, сохраняя «осанку» (см. упражнение № 1(г). На выдохе, без напряжения, губы в положении «хоботок», начинайте тянуть слитно, как гудок, гласный звук [У]: уууу... После этого сочетайте с таблицей гласных:

 

ууОууОууОууОууО...

ууАууАууАууАууАууА...

ууЭууЭууЭууЭууЭууЭ...

УуИууИууИууИууИууИ...

 

Главное — не артикулировать точно все гласные, а «затемнять» их, то есть все время держать губы в положении звука [У].

 

Упражнение № 7(г). «Эхо». Произнесите трижды:

 

ау-у — как будто зовете товарища;

 

ау-у — звучит как отдаленное эхо;

 

ау-у — товарищ энергично откликается на ваш зов.

 

Дикция: сонорные согласные [М] — [М'], [Н] — [Н'], [Л] — [Л'] и [Р] — [Р'] (занятие 10)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

Звуки [М] и [Н] — сравнительно благополучные звуки нашей речи. При произнесении звука [Н] следите, чтобы язык не выходил за зубы.

 

При произнесении звука [М], [М'] губы сомкнуты, мягкое нёбо опущено, и воздух выходит через нос, разрывая преграду. Голосовые связки вибрируют.

 

При произнесении звука [Н], [Н'] кончик языка упирается в верхние передние зубы, как при звуках [Д] и [Т], зубы открыты, выдыхаемый воздух выходит через нос, нёбная занавеска опущена. Связки вибрируют.

 

Повторите вслух на одном выдохе каждое следующее упражнение (Если строчка длинная, делайте добор воздуха):

 

Упражнение № 1. Ми, мэ, ма, мо, му, мы, ме, мя, мё, мю. Ни, нэ, на, но, ну, ны, не, ня, нё, ню.

 

Упражнение № 2. Мими-мимми, мэмэ-мэммэ, мама-мамма, момо-моммо, муму-мумму, мымы-мыммы, меме-мемме, мямя-мяммя, мёмё-мёммё, мюмю-мюммю.

 

Упражнение № 3. Нини-нинни, нэнэ-нэннэ, нана-нанна, ноно-нонно, нуну-нунну, ныны-нынны, нене-ненне, няня-няння, нёнё-нённё, нюню-нюнню.

 

Упражнение № 4. Мимимим, мэмэмэм, мамамам, момомом, мумумум, мымымым.

 

Упражнение № 5. Мимимимь, мемемемь, мямя-мямь, мёмёмёмь, мюмюмюмь.

 

Упражнение № 6. Нининин, нэнэнэн, нананан, нунунун, нононон, нынынын.

 

Упражнение № 7. Нинининь, нененень, нянянянь, нёнёнёнь, нюнюнюнь.

 

Произнесите слова: мина, мелочь, мастер, мята, молодость, мудрость, нить, нежность, панама, новость, стон, накануне, осень.

 

Звук [Л] труден для произношения и дефекты Л в речи встречаются часто. Здесь может быть и полное пропадание звука, например, вместо «лампа» произносится «ампа» и замена его другими звуками алфавита, например, вместо «ложка» — «вошка», вместо «лошадь» — «уошадь».

 

Это бывает в том случае, когда кончик языка не доходит до зубов или если этот звук произносится с почти закрытым ртом. Таким образом, причиной неправильного звучания [Л] является неверное положение и функционирование языка.

 

Для произнесения звука [Л] кончик языка прижимается к верхним передним зубам, зубы обнажены, нёбная занавеска поднята. Связки вибрируют. При произнесении смягченного [Л'] кончик и часть языка прижимаются к альвеолам верхних передних зубов, ближе к середине твердого нёба.

 

Упражнение № 1. Ли-лэ-ла-ло-лу-лы-ле-ля-лё-лю.

 

Упражнение № 2. Ли-ли, лэ-лэ, ла-ла, ло-ло, лу-лу, лы-лы, ле-ле, ля-ля, лё-лё, лю-лю.

 

Упражнение № 3. Ли-ли-ли, лэ-лэ-лэ, ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы, ле-ле-ле, ля-ля-ля, лё-лё-лё, лю-лю-лю.

 

Упражнение № 4. Ли-ли-ли-лилл, ла-ла-ла-лалл, лэ-лэ-лэ-лэлл, ло-ло-ло-лолл, лу-лу-лу-лулл, лы-лы-лы-лылл.

Упражнение № 5. Ли-ли-ли-лилль, ле-ле-ле-лелль, ля-ля-ля-лялль, лё-лё-лё-лёлль, лю-лю-лю-люлль.

 

Упражнение № 6. Гли-глэ-гла-гло-глу-глы-гле-гля-глё-глю.

 

Упражнение № 7. Дли-тли, длэ-тлэ, дла-тла, дло-тло, длу-тлу.

 

Упражнение № 8. Л-ль, л-ль, л-ль, л-ль...

 

Произнесите слова: лист, лето, Лара, лом, луч, люлька, люстра, зал, соль, колокол. Повторите на выдохе медленно и четко следующие предложения (поставьте себе задачу осудить кого-то, похвалить, оправдаться или уговорить, меняйте темп произнесения):

 

1. Раз солгал — навек лгуном стал.

 

2. За сцену бала он получил три балла.

 

3. Ване удалось помыться в ванне.

 

4. Звону много, а толку мало.

 

5. У злой Натальи все люди канальи.

 

6. Мимозы Мила маме купила.

 

7. Он за нас, а мы — за ананас.

 

8. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

 

9. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

 

10. Не мил и вольный свет, коли милого нет.

 

11. Шел мимо, зашел, где мило.

 

12. Не красна изба углами, а красна пирогами.

 

Орфоэпия.

 

1. Произнесите в соответствии с орфоэпическими правилами следующие слова: коллектив — [къликтиф], коммутатор — [къмутатър], коллекционер — [кълъкцыанер].

 

2. Произнесите двойные согласные на стыке слов — слитно, четко произнося оба согласных: он настаивает — (оннастаивает), дом маленький — (доммаленький).

 

3. Перед [T], [Д], [С], [Ч'], [Щ'] согласный [Н] смягчается.

 

Произнесите слова: кандидат — (каньдидат), командир — (команьдир), пентюх — (пеньтюх), пенсия — (пеньсия), вакансия — (ваканьсия), кончать — (коньчать), блинчики — (блиньчики), бетонщик — (бетоньщик), сменщик — (сменьщик).

 

Введение (занятие 11)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

Повторение: 1) «поза» и «маска» релаксации; 2) гигиенический и вибрационный массажи; 3) упражнения для шеи, рук, лица, рта, губ, языка; 4) упражнения для тренировки речевого дыхания; 5) таблица гласных; 6) тренировка согласных звуков; 7) упражнения для голоса.

 

Голос. Хорошо поставленный голос звучит ровно и устойчиво. Развивать эти качества надо прежде всего на звуках среднего уровня высоты. Лучше всего брать для этой цели стихотворение с длинными строками, например, гекзаметр. При этом развивается продолжительный выдох. Прежде чем приступать к тренировке устойчивости звука, повторите голосовые упражнения № 1 и № 2, с помощью которых можно найти свой средний тон, а затем начинайте спокойно, ровно, отчетливо, без особого напряжения и резкости читать первую строку. В конце строки сделайте паузу для добора воздуха и снова на том же среднем тоне читайте вторую строку, затем добор и т.д. Каждую строку стихотворения читайте на выдохе, создавая при этом диафрагмой и подтягиванием нижних стенок живота опору звуку.

 

Упражнение № 8(г). Прочтите стихотворение А.В. Прянишникова «Правила чтения», в нем излагаются все правила дикции, дыхания и голоса, о которых мы уже вели речь на предшествующих практических занятиях, и рекомендации к данному упражнению.

 

Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи,

 

Следует клетку грудную расширить слегка и при этом

 

Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку.

 

Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.

 

Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи.

 

И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,

 

Так как при выдохе движется только одна диафрагма.

 

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

 

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

 

Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем.

 

Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

 

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:

 

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;

 

Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;

 

Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком —

 

Голос и в тихом звучаньи должен хранить металличность.

 

Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,

 

Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

 

Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,

 

Выдох веди экономно — с расчетом на целую строчку.

 

Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность —

 

Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.

 

Дикция: отработка произношения согласного [Р], [Р'] (занятие 11)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

Это самый трудный звук в устной речи, и потому особенно часто подвергается разнообразным искажениям.

 

При произнесении звука [Р] кончик языка лежит у альвеол верхних передних зубов. При выдохе кончик языка под воздействием сильной струи воздуха то отскакивает от нёба, то снова касается его, вибрирует. Вибрация происходит около передней части твердого нёба. Края языка прижаты к боковым зубам.

 

При произнесении мягкого [Р'] вибрация происходит еще ближе к передним верхним зубам и в силу своей мягкости требует большего количества и частоты вибрации, чем при [Р], следовательно, и более сильной струи и напора выдыхаемого воздуха.

 

При картавом [Р] следует путем постепенного развития гибкости и послушности кончика языка заставить его вибрировать. Одним из упражнений, помогающим картавящему добиться вибрации кончика языка, является четкое напористое и довольно быстрое чередование звуков [ЗЗЗ] и [ЖЖЖ] на одном непрерывном выдохе. Непрерывное произнесение этих звуков дает постепенно ощущение легкой вибрации кончика языка.

 

Упражнение № 1. Зжд, зжд, зжди, зждэ, зжда, зждо, зжду, зжды.

 

Упражнение № 2. Зждр, зждрр, зждррр... зждри, зждрэ, зждра, зждро, зждру, зждры.

 

Упражнение № 3. Тд-тд-тд-трри, тд-тд-тд-тррэ, тд-тд-тд-трра, тд-тд-тд-трро, тд-тд-тд-трру...

Упражнение № 4. Дрри, дррэ, дрра, дрро, дрру, дрры...

Упражнение № 5. Дрирр, дрэрр, драрр, дрорр, друрр, дрырр...

 

Упражнение № 6. Ри, рэ, ра, ро, ру, ры, ре, ря, рё, рю.

 

Упражнение № 7. Ри-ри, рэ-рэ, ра-ра, ро-ро, ру-ру, ры-ры, ре-ре, ря-ря, рё-рё, рю-рю.

 

Упражнение № 8. Ри-ри-рирр, рэ-рэ-рэрр, ра-ра-рарр, ро-ро-рорр, ру-ру-рурр, ры-ры-рырр.

Упражнение № 9. Ри-ри-риррь, ре-ре-реррь, ря-ря-ряррь, рё-рё-рёррь, рю-рю-рюррь, ри-ри-риррь.

 

Упражнение № 10. Рири-рирри, рэрэ-рэррэ, рара-рарра, роро-рорро, руру-рурру, рыры-рырры.

 

Упражнение № 11. Рири-рирри, рере-рерре, ряря-рярря, рёрё-рёррё, рюрю-рюррю.

 

Произнесите следующие слова: бомбардир, секретарь, вратарь, прибор, лаборатория, отрегулировали, парламентарий, переиллюстрировать, рояль, ряженка, царица.

 

Повторите вслух на выдохе, не напрягая голоса, медленно и четко следующие фразы (не забудьте поставить к ним задачи, например, посплетничать, договориться о свидании):

 

1. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

 

2. Клара-краля кралась к Ларе.

 

3. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

 

4. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

 

5. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

 

6. Курьера курьер обгоняет в карьер.

 

7. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал — не мелел Байкал.

 

8. Ловко лавируя в ларингологии, лекарь ларинголог легко излечивал ларингиты.

 

9. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

 

10. Раз солгал — навек лгуном стал.

 

11. На словах, что на гуслях, а на деле, что на балалайке.

 

Введение (занятие 12)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.143 сек.