КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Искусство индейцев Кроу
ВВЕДЕНИЕ
Объективное изучение искусства Кроу, или любого другого племени, может состояться лишь в том случае, если различные музеи Америки и Европы издадут иллюстрированные каталоги своих коллекций. Но даже если все свидетельства эстетического самовыражения примитивных племен были бы нам доступны, все же было бы трудно учитывать степень самостоятельности отдельных художников на фоне племенных стилей. На эту проблему часто обращал внимание профессор Боа, но его замечания до сих пор постоянно игнорировались.
Во время моих частых посещений резервации Кроу я собрал множество художественных экспонатов, сделал большое количество зарисовок, но все же я никак не мог определить особенности племенного стиля. Даже когда мои собрания были щедро дополнены другими материалами, главным образом из коллекций Teффи, Лендерс, Хейя и музея Американского Индейца, я все же понимал, что мои наблюдения пока не совсем объективны. В отношении характеристики племенных стилей остро чувствовалась нехватка экспонатов. Самые ранние экземпляры часто имели сомнительное происхождение, а другие, хотя и были точно приобретены в данном регионе, были изготовлены явно в другом месте.
Удовлетворительные результаты могут быть достигнуты только при наличии большого числа экспонатов всех племен, проживавших в этом регионе. Поскольку это условие пока невыполнимо, мои исследования можно считать предварительными, и они должны быть проверенны при появлении более полной информации. Этот предварительный анализ не бесполезен, поскольку более ранние исследования профессора Кребера, базировавшиеся на более скудной информации, полностью подтверждены при изучении большего количества экспонатов, доступных теперь. Для краткости и четкости я также постоянно использую термины, уже использовавшиеся Кребером и Уислером при изучении искусства индейцев Равнин.
Искусство Кроу, с точки зрения техники, можно подразделить на роспись по коже и вышивку; а с точки зрения использования - на декоративно-прикладное и художественное. В данном исследовании эта концепция заложена в основу классификации.
РАСКРАШИВАНИЕ
Один из осведомителей Кроу сообщил мне, что в старые дни для раскрашивания сыромятной кожи использовались те же самые цвета, что и теперь, за исключением того, что вместо темно-синего применялся более темный пигмент, почти черный. Был ли этот пигмент идентичен с темной грязью, известной под названием awso, не ясно. Уислер также отмечал, что Дакота не имели синего пигмента до контактов с торговцами, этот цвет они заменяли черным. Что касается используемых фигур, то полу-песочные часы, называемые у Кроу mticuce, чаще использовались в былые дни, чем сейчас.
ПАРФЛЕШИ Доктор Уислер сообщает, что у Дакота существовала традиция украшения парфлешей при помощи гравировки, без использования красителей. После того, как с бизоньей шкуры удалялась вся шерсть, рисунок создавался путем снятия одного или нескольких слоев кожи, что создавало эффекты объема и световых оттенков. В Полевом музее Чикаго я видел два таких парфлеша Кроу. На них имеется узор, состоящий из центрального ромба, помещенного между равнобедренными треугольниками, внутри которого находятся несколько ромбов поменьше.
Техника гравировки применялась также для украшения некоторых других объектов. Она найдена на двух экспонатах в Музее американского индейца, в собрании Хейе, - сыромятный крупер и чехол для сабли из того же материала. В обоих случаях доминирующий узор состоит из удлиненных равнобедренных треугольников.
Попытка создания классификации изделий индейцев Равнин, сделанных из сыромятной кожи, впервые была предпринята профессором Кребером. В его системе парфлеши разделены на три группы, отличающихся типом центрального узора. Для первой группы характерны только треугольники и ромбы, или фигуры в виде песочных часов, образованной двумя треугольниками; во второй группе треугольники частично заменены прямоугольниками; в третьей группе треугольники отсутствуют или являются в лучшем случае вспомогательными для прямоугольных фигур. Первый тип распространен повсеместно, наиболее характерен для Арапахо и Дакота, отсутствует у Шошонов. Второй тип достигает высшей точки развития у Шошонов, используется также у Юта, Черноногих и Ацина. Третий тип не характерен ни для одного племени, но спорадически появляется почти у всех.
Классификация узоров по их геометрическому характеру, предложенная профессором Кребером, получила должное развитие.
После сравнения изделий Кроу с тем или иным племенем,я пришел к заключению, что комбинация геометрических элементов в единицы более высокого порядка и метод расположения этих фигур в пределах одной декоративной области имеет значительно большее значение, чем использование простых геометрических абстракций, таких как прямоугольники и треугольники. Сам Кребер признает это, когда указывает, что третий тип реже используется народами с типом II, чем с типом I, а различие между этими двумя типами не столько в оригинальности фигур, сколько в расположении этих фигур относительно друг друга.
Используя классификацию Кребера, я буду применять его термины для обозначения фигур на парфлешах Кроу: поперечная крайняя полоса, боковые крайние полосы, центральные песочные часы, тупой треугольник, разделительная полоса, полу-песочные часы, центральный ромб (или «алмаз»), фигура «X» и центральный прямоугольник.
Возможно, самая отличительная черта парфлешей Кроу - продольное разделение декоративной области на три части, в которых фигуры расположены в определенной симметрии между собой (рис. 1). Из двадцати пяти экземпляров только три не подходят под эту схему; хотя два из этих исключения могли быть задуманы как простые варианты этого типа до появления поперечной полосы выше и ниже центральной фигуры. Продольная симметрия также характерна и для Арапахо, как отмечено Кребером, но у них трйное разделение встречается редко. Из многочисленных примеров видно, что Арапахо гораздо больше нравилось деление области на пять полос. Последствие этой особенности схемы Арапахо - большие не раскрашенные участки и меньший размер центральных фигур. Центральные фигуры на парфлешах Дакота также заметно меньше, чем у Кроу, но уже по другим причинам. Их художники целиком заполняют доступную область узорами, но широкие боковые полосы уменьшают ее, или эта область часто уменьшается, будучи разделенной надвое, а фигуры размещены попарно, как бы в зеркальном отражении.
На шести парфлешах Кроу центральное положение занимает большая фигура песочных часов, которая везде разделена на две части продольной полосой. Песочные часы могут простираться на всю длину декоративной области (рис. 1e), или занимать только середину центральной области, иногда с дополнительными «воронками» вверху и внизу (рис. 1 d, h). Продольная полоса поделена поперечными линиями на ряд узких прямоугольников, окрашенных в отличные цвета. На одной паре парфлешей полоса разделена не горизонтальными линиями, а параллельными наклонными линиями; образованная ими область окрашена в кирпично-красный цвет, а меньшие области - в апельсиновый цвет (рис. 1d). Каждая из боковых треугольных секций разделена на красный треугольник и желтый четырехугольник.
На одном экземпляре (рис. 1n) две поперечные линии разделяют все фигуры, а не желтое поля. В другом случае (рис. 1e) отделенные части выкрашены в синий цвет, но каждая содержит внутри маленький треугольник того же самого цвета, что и фон песочных часов. На нескольких экземплярах поперечную крайнюю полосу пересекают наклонные линии, образуя эстетически не очень приятный эффект. Но, по-моему, это достаточно редкий узор.
Песочные часы также появляются в других комбинациях. Большая центральная фигура X возможно использовалась как вариант песочных часов. Наиболее заметен подобный узор на паре следующих парфлешей (рис. 1б). Каждая треугольная половина фигуры имеет грани и основание, окрашенные в синий цвет, синие линии также делят оставшуюся область на четыре части. Область возле точки пересечения двух треугольников окрашена в зеленый цвет. В образовавшемся четырехугольнике симметричные боковые области окрашены в желтый цвет, центральный четырехугольник – в красный, а квадрат, который в него вписан, является синим.
На рис. 1c показана фигура X, занимающая центральную часть, но из-за крайних полос и двух больших тупых треугольников, ее размер менее внушителен. Вид дополнительных элементов ясен из иллюстрации.
С фигурой X я связываю пару парфлешей на рис. 1а, хотя треугольники здесь разделены узкой поперечной полосой, общее впечатление не изменяется, и расположение тупых боковых треугольников, обрезанных в этом случае полосой, подтверждает родство с формами, описанными выше.
На четырех парфлешах, два из которых являются парными, доминирующей фигурой является большой ромб, разделенный на две части продольной полосой. На одном экземпляре (рис. 1о) есть центральная поперечная полоса, содержащая два треугольника; в другом случае подобная полоса пересечена двумя вертикальными линиями. На обоих парфлешах ромб касается поперечных границ, но вершины находящихся внутри него больших треугольников находятся ниже, в то время как основания треугольников совпадает с боковыми границами ромба.
На другом экземпляре есть комбинация треугольников и ромба, разделенного двумя вертикальными линиями (рис.1f). Разделение продольной полосы напоминает вариант, который обсуждался в связи с фигурами песочных часов.
Следующие парфлеши логически могли бы быть отнесены к «ромбической» категории, но в психологическом отношении это кажется недопустимым, по крайней мере, для мня.
На парфлеше 1L центральная секция, вместо того, чтобы составлять один большой ромб, разделена на два маленьких, один выше другого. Этот экземпляр, однако, как мне кажется, находятся ближе к стилю Кроу, чем третий (рис. 1i), имеющий шестиугольную фигуру в центральной группе. Его вертикальные стороны значительно длиннее, чем остальные, а область, ограниченная ими, содержит множество меньших фигур, выделенных различными цветами.
Еще один важный тип узора со сравнительной точки зрения представлен следующими четырьмя парфлешами Кроу. Узор на рис. 1p наиболее определенно связан с традицией Кроу по наличию некоего подобия трехстороннего разделения декоративной области. Центр композиции занят прямоугольником, к которому примыкает два боковых треугольника, задуманные как полуалмазы, отделенные продольной полосой. Окантовка поля служит основанием для равнобедренных треугольников, которые касаются краев центрального прямоугольника сверху и снизу.
На другой паре парфлешей (рис. lg) центральный прямоугольник ограничен широкими поперечными полосами сверху и снизу. Прямоугольник содержит в себе два ромба, один внутри другого, в меньшем находится поперечная полоса с маленьким треугольником.
После рассмотрения центральных узоров я теперь перейду к обсуждению крайних декоративных областей. На рис. 1с показаны необычно узкие продольные полосы, разделенные на прямоугольники.
Характерные для стиля Кроу боковые полосы представлены четырьмя следующими парфлешами. На них боковая группа разделена на три прямоугольника, центральный, являющийся наибольшим, содержит внутри себя тупой треугольник. Декоративная единица может быть также задумана как квадрат или прямоугольник, окруженный с боков треугольниками. С другой стороны, так как вершина треугольника не касается внутренней границы полосы, она образует фигуру «K», которая может иметь независимую декоративную ценность, поскольку обычно выделяется отличным цветом (рис. 1n).
Необычный центральный шестиугольник (рис.1i) своими длинными сторонами касается границ боковых полос, в которые помещены полупесочные часы.
Другой экземпляр (50.1-3866) имеет пару тупых треугольников в каждой боковой группе, но их вершины не касаются центральной фигуры. С другой стороны, большие тупые треугольники поперечных полос направлены к центру обычным способом и включают в себя меньшие треугольники.
Боковые элементы могут также напрямую согласовываться с центральными песочными часами или алмазом.
Тупые боковые треугольники без обозначения границ боковых полос видны на рис. lg. Внутри широких поперечных полос содержатся полупесочные часы, лежащие на боку и отделяющие область для тупого треугольника.
На рис. 1f полупесочные часы разделены поперечными линиями на три части, крайние части содержат маленькие треугольники. Большинство других боковых узоров этой категории состоят из двух больших центростремительных тупых треугольников, которые можно считать характерными для стиля Кроу. В одном случае, стороны треугольников являются продолжением сторон центрального ромба. Такое согласование также характерно для парфлешей с двумя центральными ромбами, но здесь боковая фигура состоит из тупого треугольника с меньшим треугольником внутри себя. Боковой треугольник может содержать в себе не только треугольники, но и некоторые другие фигуры. Например, узкая полоса внутри треугольника может содержать несколько четырехугольников, образованных горизонтальными линиями (рис. 1h). В другом случае (рис. le) треугольник содержит в себе квадрат, располагающийся между прямоугольных треугольников сверху и снизу.
Сравнение узоров позволяет нам сделать некоторые выводы. Если при исследовании других аспектов культуры Кроу можно было сравнить с Арапахо, то в этой области сходства не наблюдается. Фигуры Арапахо по расположению и размеру отличаются от Кроу, а использование таких характерных элементов украшения, как ряды точек и следов медведя у Кроу полностью отсутствуют.
Есть небольшое подобие в художественном оформления парфлешей Кроу и Дакота. Но Дакота любили делать широкую окантовку вокруг всей декоративной области, и присоединять пару брусков к вершинам центрального ромба, что является весьма чуждым для Кроу.
Было бы естественно увидеть сходство между стилями Кроу и Хидатса, но результаты сравнения оказались прямо-противоположными. Ни один из парфлешей Хидатса не похож на парфлеши Кроу: построение орнамента и размеры фигур полностью отличаются. В музее имеется семь парфлешей Хидатса, и я могу сравнить их лишь с парфлешами Манданов. В шести случаях способ построения узоров соответствуют стилю Дакота: область разделена на две группы, каждая из которых - во власти одной фигуры (рис. 1к). Эти фигуры, естественно, намного меньше по размеру, чем центральная фигура Кроу. В одном случае есть что-то, отдаленно напоминающее стиль Кроу (рис. 1m), но это подобие оказывается, в конце концов, поверхностным. Боковые группы заполнены не одним связанным комплексом элементов, а двумя отделенными проектами, делая продольное разделение не на три части, а на пять. Другой особенностью, обычной для Хидатса, но почти полностью отсутствующей у Кроу, является использование изогнутых линий. Например, равнобедренные треугольники рядом с песочными часами имеют криволинейные стороны. Кроме того, различные дополнительные фигуры также не находят никакой параллели в искусстве Кроу: вертикальный ряд точек на разделяющей полосе, штриховка на песочных часах, и толстая окантовка вокруг главной декоративной области. В общем, на основании доступного мне материала я, не смущаясь, могу заявить, что никакие два стиля парфлешей не отличаются так сильно, как парфлеши Хидатса и Кроу.
Однажды я уже описывал четыре парфлеша Ассинибойнов. Они имели довольно широкую окантовку, продольная полоса образовывала две равные области, которые были украшенными симметрическими узорами. Узоры располагались по схеме, известной у Дакота и Хидатса. Сами фигуры показывают значительное разнообразие, но с малым количеством экспонатов невозможно определить закономерности их расположения для Ассинибойнов.
Профессор Кребер, предлагает объединить под общим стилем парфлеши Кроу и Ацина, но описанные им экспонаты показывают не более чем умеренное подобие. Экземпляр, проиллюстрированный на рис. 3, является самым близким по стилю к Кроу, но он, по мнению Кребера, выполнен в стиле Шошонов.
Описанию парфлешей двух очень важных для нашей цели племен – Кайова и Шайеннов - я обязан профессору Боа. Три парфлеша Кайова имеют трехстороннее разделение Кроу, и все же это не может быть доказательством близкой связи. Ни центральный, ни боковые узоры не соответствуют стилю Кроу. Окантовка, простирающаяся на экземплярах Кайова вокруг всей декоративной области, находит только единственную параллель у Кроу. Центральная фигура - не знакомые большие песочные часы или алмаз Кроу. В одном случае это довольно маленькие песочные часы (не простирающиеся до границ области) с вогнутыми сторонами и тремя зубцами выше и ниже. Боковые узоры могли быть задуманы как центростремительные тупые треугольники, но они являются более узкими, чем у Кроу, и существенно отличаются по наличию вогнутых сторон, помимо добавления второстепенных элементов. Два других парфлеша Кайова близко напоминают друг друга, не будучи «дублерами». Оба имеют область, разделенную пополам продольной полосой, которая, однако, не разрушает ощущение единства области, а делит ее на две симметричные половины. Легче будет описать этот полу-проэкт.
На одном парфлеше он состоит из очень маленькой центральной фигуры полупесочных часов с вогнутыми гранями, и эта фигура касается углами узких прямоугольных треугольников, основание которых совпадает с внутренней линией окантовки. Эти две половины, таким образом, формируют центральные песочные часы, низкие и относительно широкие, сверху и снизу оканчивающиеся трубой.
Другой парфлеш имеет более низкие и относительно более широкие центральные песочные часы, которые, однако, имеют не изогнутые стороны, а расходятся под углом девяносто градусов налево и прямо от вертикальной оси. В то время, как песочные часы имеют прямые грани, у прямоугольных треугольников гипотенуза изогнута.
Боковые узоры на этих парфлешах также имеют сходство. В обоих случаях маленький центростремительный равнобедренный треугольник находится между двух прямоугольных треугольников с гипотенузой, вдавленной к центру узора. На одном экземпляре эти треугольники касаются центрального треугольника своими вершинами, в другом случае они соединяются короткими отрезками.
На шести парфлешах Шайеннов, зарисованных профессором Эасом, в отличие от практики Кроу имеется однородная окантовка; эта особенность показана на рис. lj, где эффект окантовки имеет отчетливое сходство с парфлешами Хидатса. Ни один из парфлешей Шайеннов не имеет четкого сходства с Кроу. Мое впечатление совпадает с профессором Кребером, считающим, что Шайенны относятся к стилистической группе Арапахо и Дакота, хотя их отношения с первыми кажутся очень близкими. Продольная согласованность узора с тенденцией к пятикратному разделению области, изогнутость границ фигур, использование таких узоров, как "след медведя" и ряды точек - все это сближает их с Арапахо.
Стиль индейцев племени Черноногих был подробно описан профессором Кребером, и я повторно исследовал доступные экспонаты. Результат - снова отрицательный, что касается любой близкой связи с Кроу. Окантовка декоративной области, разделение поля на две половины и использование изогнутых линий отделяют индейцев Черноногих от стиля Кроу. Фактически, я могу найти только два случая, в которых было отмечено подобие с парфлешами Кроу. Экземпляр 50-4469 с центральным прямоугольником сильно напоминает парфлеш Кроу 50-1774; и 50.1-1087 имеет сходство со стилем Кроу из-за своих узких боковых полос и больших центральных песочных часов.
Насколько я понимаю, самыми близкими по стилю являются парфлеши Шошонов и Кроу. Это мое заключение подтверждено впечатлениями профессоров Боа и Кребера, которые, когда я показал им некоторые экземпляры Кроу, были сразу поражены с их сходством со стилем Кроу. Крайняя поперечная полоса, которая имеется на множестве экземпляров Кроу - чрезвычайно характерна для Шошонов. Я обнаружил ее в шестнадцати случаях из двадцати двух. Центральный прямоугольник также типичен для Шошонов, однако он намного шире, чем у Кроу. Еще более важная особенность, по моему мнению - общая согласованность узоров. Трехсторонняя схема с использованием двух продольных крайних полос с центральными фигурами большой величины характерны для обоих племен. Такая аномалия Кроу, как маленький параллелограмм с двумя наклонными сторонами внутри продольной разделительной полосы (рис. Id), также найден среди Шошонов. Конечно, есть и различия: крайняя полоса и центральный прямоугольник более распространены в искусстве Шошонов.
Судя по доступным экспонатам, я могу заключить, что в практике украшения парфлешей из всех племен Равнин Шошоны и Кроу наиболее близки друг к другу по стилю. По эскизам профессора Боа и описанию Кребера можно также заметить, что в некотором отношении к стилю Кроу и Шошонов наиболее близки парфлеши Сахаптинов.
Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |