Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство индейцев Кроу




 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Объективное изучение искусства Кроу, или любого другого племени, может состояться лишь в том случае, если различные музеи Америки и Европы издадут иллюстрированные каталоги своих коллекций. Но даже если все свидетельства эстетического самовыражения примитивных племен были бы нам доступны, все же было бы трудно учитывать степень самостоятельности отдельных художников на фоне племенных стилей. На эту проблему часто обращал внимание профессор Боа, но его замечания до сих пор постоянно игнорировались.

 

Во время моих частых посещений резервации Кроу я собрал множество художественных экспонатов, сделал большое количество зарисовок, но все же я никак не мог определить особенности племенного стиля. Даже когда мои собрания были щедро дополнены другими материалами, главным образом из коллекций Teффи, Лендерс, Хейя и музея Американского Индейца, я все же понимал, что мои наблюдения пока не совсем объективны. В отношении характеристики племенных стилей остро чувствовалась нехватка экспонатов. Самые ранние экземпляры часто имели сомнительное происхождение, а другие, хотя и были точно приобретены в данном регионе, были изготовлены явно в другом месте.

 

Удовлетворительные результаты могут быть достигнуты только при наличии большого числа экспонатов всех племен, проживавших в этом регионе. Поскольку это условие пока невыполнимо, мои исследования можно считать предварительными, и они должны быть проверенны при появлении более полной информации. Этот предварительный анализ не бесполезен, поскольку более ранние исследования профессора Кребера, базировавшиеся на более скудной информации, полностью подтверждены при изучении большего количества экспонатов, доступных теперь. Для краткости и четкости я также постоянно использую термины, уже использовавшиеся Кребером и Уислером при изучении искусства индейцев Равнин.

 

Искусство Кроу, с точки зрения техники, можно подразделить на роспись по коже и вышивку; а с точки зрения использования - на декоративно-прикладное и художественное. В данном исследовании эта концепция заложена в основу классификации.

 

 

РАСКРАШИВАНИЕ

 

Один из осведомителей Кроу сообщил мне, что в старые дни для раскрашивания сыромятной кожи использовались те же самые цвета, что и теперь, за исключением того, что вместо темно-синего применялся более темный пигмент, почти черный. Был ли этот пигмент идентичен с темной грязью, известной под названием awso, не ясно. Уислер также отмечал, что Дакота не имели синего пигмента до контактов с торговцами, этот цвет они заменяли черным.

Что касается используемых фигур, то полу-песочные часы, называемые у Кроу mticuce, чаще использовались в былые дни, чем сейчас.

 

 

ПАРФЛЕШИ

Док­тор Уис­лер со­об­ща­ет, что у Да­ко­та су­ще­ст­во­ва­ла тра­ди­ция ук­ра­ше­ния пар­фле­шей при помощи гра­ви­ров­ки, без ис­поль­зо­ва­ния кра­си­те­лей. По­сле то­го, как с би­зонь­ей шку­ры уда­ля­лась вся шерсть, ри­су­нок соз­да­вал­ся пу­тем сня­тия одного или нескольких сло­ев ко­жи, что соз­да­ва­ло эф­фек­ты объ­е­ма и све­то­вых от­тен­ков. В По­ле­вом му­зее Чи­ка­го я ви­дел два та­ких пар­фле­ша Кроу. На них имеется узор, со­сто­ящий из цен­траль­но­го ром­ба, по­ме­щен­но­го ме­ж­ду рав­но­бед­рен­ными тре­уголь­ни­ками, внут­ри ко­торо­го на­хо­дят­ся не­сколь­ко ром­бов по­мень­ше.

 

Тех­ни­ка гравировки при­ме­ня­лась также для украшения некоторых дру­гих объ­ек­тов. Она най­де­на на двух экс­по­на­тах в Му­зее аме­ри­кан­ско­го ин­дей­ца, в со­б­ра­нии Хейе, - сы­ро­мят­ный круп­ер и че­хол для саб­ли из то­го же ма­те­риа­ла. В обо­их слу­ча­ях до­ми­ни­рую­щий узор состоит из уд­ли­нен­ных рав­но­бед­рен­ных тре­уголь­ни­ков.

 

По­пыт­ка создания клас­си­фи­ка­ции из­де­лий ин­дей­цев Рав­нин, сде­лан­ных из сы­ро­мят­ной ко­жи, впер­вые бы­ла пред­при­ня­та про­фес­со­ром Кре­бе­ром. В его системе пар­фле­ши раз­де­ле­ны на три группы, отличающихся типом цен­траль­ного узора. Для пер­вой группы ха­рак­те­рны толь­ко тре­уголь­ни­ки и ром­бы, или фи­гу­ры в ви­де пе­соч­ных ча­сов, образованной двумя тре­уголь­ни­ками; во вто­рой группе тре­уголь­ни­ки час­тич­но за­ме­нены пря­мо­уголь­ни­ка­ми; в тре­тьей группе тре­уголь­ни­ки от­сут­ст­ву­ют или яв­ля­ют­ся в луч­шем слу­чае вспо­мо­га­тель­ны­ми для пря­мо­уголь­ных фи­гур. Пер­вый тип распространен повсеместно, наиболее ха­рак­те­рен для Ара­па­хо и Да­ко­та, отсутствует у Шо­шо­нов. Вто­рой тип дос­ти­га­ет выс­шей точ­ки раз­ви­тия у Шо­шо­нов, ис­поль­зу­ет­ся так­же у Юта, Чер­но­но­ги­х и Аци­на. Тре­тий тип не ха­рак­те­рен ни для од­но­го пле­ме­ни, но спо­ра­ди­че­ски по­яв­ля­ет­ся поч­ти у всех.

 

Клас­си­фи­ка­ция узоров по их гео­мет­ри­че­ско­му ха­рак­те­ру, предложенная профессором Кре­бе­ром, по­лу­чила долж­ное развитие.

 

По­сле срав­не­ния из­де­лий Кроу с тем или иным пле­ме­нем,я при­шел к за­клю­че­нию, что ком­би­на­ция гео­мет­ри­че­ских эле­мен­тов в еди­ни­цы бо­лее вы­со­ко­го по­ряд­ка и ме­тод рас­по­ло­же­ния этих фи­гур в пре­де­лах од­ной де­ко­ра­тив­ной об­лас­ти име­ет зна­чи­тель­но боль­шее зна­че­ние, чем ис­поль­зо­ва­ние простых гео­мет­ри­че­ских аб­ст­рак­ций, та­ких как пря­мо­уголь­ни­ки и тре­уголь­ни­ки. Сам Кре­бер при­зна­ет это, ко­гда ука­зы­ва­ет, что третий тип реже ис­поль­зу­ет­ся на­ро­да­ми с ти­пом II, чем с ти­пом I, а раз­ли­чие ме­ж­ду этими дву­мя ти­па­ми не столь­ко в ори­ги­наль­но­сти фигур, сколь­ко в рас­по­ло­же­нии этих фигур относительно друг друга.

 

Ис­поль­зуя клас­си­фи­ка­цию Кре­бе­ра, я буду при­ме­нять его тер­ми­ны для обозначения фигур на пар­фле­шах Кроу: по­пе­реч­ная край­няя по­ло­са, бо­ко­вые край­ние по­ло­сы, цен­траль­ные пе­соч­ные ча­сы, ту­пой тре­уголь­ник, раз­де­ли­тель­ная по­ло­са, по­лу-пе­соч­ные ча­сы, цен­траль­ный ромб (или «алмаз»), фи­гу­ра «X» и цен­траль­ный пря­мо­уголь­ник.

 

 

 

Воз­мож­но, са­мая от­ли­чи­тель­ная черта пар­фле­шей Кроу - про­доль­ное раз­де­ле­ние де­ко­ра­тив­ной об­лас­ти на три части, в ко­то­рых фи­гу­ры расположены в оп­ре­де­лен­ной сим­мет­рии ме­ж­ду со­бой (рис. 1). Из два­дца­ти пя­ти эк­зем­п­ля­ров толь­ко три не под­хо­дят под эту схе­му; хо­тя два из этих ис­клю­че­ния мог­ли быть за­ду­ма­ны как про­стые ва­ри­ан­ты это­го ти­па до по­яв­ле­ния по­пе­реч­ной по­ло­сы вы­ше и ни­же цен­траль­ной фи­гу­ры. Про­доль­ная сим­мет­рия также ха­рак­тер­на и для Ара­па­хо, как от­ме­че­но Кре­бе­ром, но у них трйное раз­де­ле­ние встре­ча­ет­ся ред­ко. Из мно­го­чис­лен­ных при­ме­ров вид­но, что Ара­па­хо го­раз­до боль­ше нра­ви­лось деление области на пять по­лос. По­след­ст­вие этой осо­бен­но­сти схемы Ара­па­хо - боль­шие не рас­кра­шен­ные уча­ст­ки и мень­ший раз­мер цен­траль­ных фи­гур. Центральные фи­гу­ры на парфлешах Да­ко­та так­же за­мет­но мень­ше, чем у Кроу, но уже по дру­гим при­чи­нам. Их ху­дож­ни­ки це­ли­ком за­пол­ня­ют доступную об­ласть узо­ра­ми, но ши­ро­кие бо­ко­вые по­ло­сы уменьшают ее, или эта об­ласть час­то умень­ша­ет­ся, бу­ду­чи раз­де­лен­ной на­двое, а фи­гу­ры раз­ме­ще­ны по­пар­но, как бы в зер­каль­ном от­ра­же­нии.

 

На шес­ти пар­фле­шах Кроу цен­траль­ное по­ло­же­ние за­ни­ма­ет боль­шая фи­гу­ра пе­соч­ных ча­сов, ко­то­рая везде раз­де­лена на две части про­доль­ной по­ло­сой. Пе­соч­ные ча­сы мо­гут про­сти­рать­ся на всю дли­ну де­ко­ра­тив­ной об­лас­ти (рис. 1e), или за­ни­мать толь­ко середину цен­траль­ной об­лас­ти, ино­гда с дополнительными «воронками» вверху и внизу (рис. 1 d, h). Про­доль­ная по­ло­са по­де­ле­на по­пе­реч­ны­ми ли­ния­ми на ряд уз­ких пря­мо­уголь­ни­ков, ок­ра­шен­ных в от­лич­ные цве­та. На од­ной па­ре пар­фле­шей по­ло­са раз­де­ле­на не го­ри­зон­таль­ны­ми ли­ния­ми, а па­рал­лель­ны­ми на­клон­ны­ми ли­ния­ми; об­ра­зо­ван­ная ими об­ласть ок­ра­ше­на в кир­пич­но-крас­ный цвет, а мень­шие об­лас­ти - в апель­си­но­вый цвет (рис. 1d). Каждая из боковых тре­уголь­ных сек­ций раз­де­ле­на на крас­ный тре­уголь­ни­к и желтый че­ты­рех­уголь­ни­к.

 

На од­ном эк­зем­п­ля­ре (рис. 1n) две по­пе­реч­ные ли­нии разделяют все фи­гу­ры, а не жел­тое поля. В дру­гом слу­чае (рис. 1e) отделен­ные час­ти вык­ра­ше­ны в си­ний цвет, но ка­ж­дая содержит внутри ма­лень­кий тре­уголь­ник то­го же са­мо­го цве­та, что и фон пе­соч­ных ча­сов. На не­сколь­ких эк­зем­п­ля­рах по­пе­реч­ную крайнюю по­ло­су пе­ре­се­ка­ют на­клон­ные ли­нии, об­ра­зуя эс­те­ти­че­ски не очень при­ят­ный эф­фект. Но, по-моему, это достаточно редкий узор.

 

Пе­соч­ные ча­сы также по­яв­ля­ют­ся в других ком­би­на­ци­ях. Боль­шая цен­траль­ная фи­гу­ра X воз­мож­но ис­поль­зо­ва­лась как ва­ри­ант пе­соч­ных ча­сов. Наи­бо­лее за­ме­тен по­доб­ный узор на па­ре сле­дую­щих пар­фле­шей (рис. 1б). Ка­ж­дая тре­уголь­ная по­ло­ви­на фи­гу­ры име­ет гра­ни и ос­но­ва­ние, ок­ра­шен­ные в си­ний цвет, си­ние ли­нии так­же де­лят ос­тав­шую­ся об­ласть на че­ты­ре час­ти. Об­ласть возле точ­ки пе­ре­се­че­ния двух тре­уголь­ни­ков ок­ра­ше­на в зе­ле­ный цвет. В об­ра­зовавшем­ся че­ты­рех­уголь­ни­ке сим­мет­рич­ные бо­ко­вые об­лас­ти ок­ра­ше­ны в жел­тый цвет, цен­траль­ный че­ты­рех­уголь­ник – в крас­ный, а квад­рат, ко­то­рый в не­го впи­сан, яв­ля­ет­ся си­ним.

 

На рис. 1c по­ка­за­на фи­гу­ра X, за­ни­маю­щая цен­траль­ную часть, но из-за край­них по­лос и двух боль­ших ту­пых тре­уголь­ни­ков, ее раз­мер ме­нее вну­ши­те­лен. Вид дополнительных эле­мен­тов яс­ен из ил­лю­ст­ра­ции.

 

С фигурой X я свя­зы­ваю па­ру пар­фле­шей на рис. 1а, хо­тя тре­уголь­ни­ки здесь раз­де­лены уз­кой по­пе­реч­ной по­ло­сой, об­щее впе­чат­ле­ние не из­ме­ня­ет­ся, и рас­по­ло­же­ние ту­пых бо­ко­вых тре­уголь­ни­ков, об­ре­зан­ных в этом слу­чае по­ло­сой, под­твер­жда­ет род­ст­во с фор­ма­ми, опи­сан­ны­ми вы­ше.

 

На че­ты­рех пар­фле­шах, два из ко­то­рых яв­ля­ют­ся пар­ны­ми, до­ми­ни­рую­щей фи­гу­рой яв­ля­ет­ся боль­шой ромб, раз­де­лен­ный на две части про­доль­ной по­ло­сой. На од­ном эк­зем­п­ля­ре (рис. 1о) есть цен­траль­ная по­пе­реч­ная по­ло­са, со­дер­жа­щая два тре­уголь­ни­ка; в дру­гом слу­чае по­доб­ная по­ло­са пе­ре­се­че­на дву­мя вер­ти­каль­ны­ми ли­ния­ми. На обо­их пар­фле­шах ромб ка­са­ет­ся по­пе­реч­ных гра­ниц, но вер­ши­ны на­хо­дя­щих­ся внут­ри не­го боль­ших тре­уголь­ни­ков на­хо­дят­ся ни­же, в то вре­мя как ос­но­ва­ния тре­уголь­ни­ков сов­па­да­ет с бо­ко­вы­ми гра­ни­ца­ми ром­ба.

 

На дру­гом эк­зем­п­ля­ре есть ком­би­на­ция тре­уголь­ни­ков и ром­ба, раз­де­ле­нного дву­мя вер­ти­каль­ны­ми ли­ния­ми (рис.1f). Раз­де­ле­ние про­доль­ной по­ло­сы на­по­ми­на­ет ва­ри­ант, ко­то­рый об­су­ж­дал­ся в свя­зи с фи­гу­ра­ми пе­соч­ных ча­сов.

 

Сле­дую­щие пар­фле­ши ло­ги­че­ски мог­ли бы быть от­не­се­ны к «ром­би­че­ской» ка­те­го­рии, но в пси­хо­ло­ги­че­ском от­но­ше­нии это ка­жет­ся не­до­пус­ти­мым, по край­ней ме­ре, для мня.

 

На пар­фле­ше 1L цен­траль­ная сек­ция, вме­сто то­го, что­бы со­став­лять один боль­шой ромб, раз­де­ле­на на два ма­лень­ких, один вы­ше дру­го­го. Этот эк­зем­п­ля­р, од­на­ко, как мне ка­жет­ся, на­хо­дят­ся бли­же к сти­лю Кроу, чем тре­тий (рис. 1i), имею­щий шес­ти­уголь­ную фи­гу­ру в цен­траль­ной груп­пе. Его вер­ти­каль­ные сто­ро­ны зна­чи­тель­но длин­нее, чем остальные, а об­ласть, ог­ра­ни­чен­ная ими, со­дер­жит мно­же­ст­во мень­ших фигур, вы­де­лен­ных раз­лич­ны­ми цве­та­ми.

 

Еще один важ­ный тип узо­ра со срав­ни­тель­ной точ­ки зре­ния пред­став­лен следующими че­ты­рьмя парфлешами Кроу. Узор на рис. 1p наи­бо­лее оп­ре­де­лен­но свя­зан с тра­ди­ци­ей Кроу по на­ли­чию некое­го по­до­бия трех­сто­рон­не­го раз­де­ле­ния де­ко­ра­тив­ной об­лас­ти. Центр композиции за­нят пря­мо­уголь­ни­ком, к ко­то­ро­му при­мы­ка­ет два боковых тре­уголь­ни­ка, за­ду­ман­ные как по­лу­ал­ма­зы, от­де­лен­ные про­доль­ной по­ло­сой. Окан­тов­ка по­ля слу­жит ос­но­ванием для рав­но­бед­рен­ных тре­уголь­ни­ков, ко­то­рые ка­са­ют­ся кра­ев цен­траль­но­го пря­мо­уголь­ни­ка сверху и снизу.

 

На дру­гой па­ре пар­фле­шей (рис. lg) цен­траль­ный пря­мо­уголь­ник ог­ра­ни­чен­ ши­ро­ки­ми по­пе­реч­ны­ми по­ло­са­ми свер­ху и сни­зу. Пря­мо­уголь­ник со­дер­жит в се­бе два ром­ба, один внут­ри другого, в меньшем на­хо­дит­ся по­пе­реч­ная по­ло­са с ма­лень­ким тре­уголь­ни­ком.

 

По­сле рас­смот­ре­ния цен­траль­ных узо­ров я те­перь пе­рей­ду к об­су­ж­де­нию край­них де­ко­ра­тив­ных об­лас­тей. На рис. 1с по­ка­за­ны не­обыч­но уз­кие про­доль­ные по­ло­сы, раз­де­лен­ные на пря­мо­уголь­ни­ки.

 

Ха­рак­тер­ные для стиля Кроу бо­ко­вые по­ло­сы пред­став­ле­ны че­ты­рьмя следующими пар­фле­шами. На них бо­ко­вая груп­па раз­де­ле­на на три пря­мо­уголь­ни­ка, цен­траль­ный, яв­ляю­щий­ся наи­боль­шим, со­дер­жит внутри себя ту­пой тре­уголь­ник. Де­ко­ра­тив­ная еди­ни­ца мо­жет быть так­же за­ду­ма­на как квад­рат или пря­мо­уголь­ник, ок­ру­жен­ный с бо­ков тре­уголь­ни­ка­ми. С дру­гой сто­ро­ны, так как вер­ши­на тре­уголь­ни­ка не ка­са­ет­ся внут­рен­ней гра­ни­цы полосы, она об­ра­зу­ет фи­гу­ру «K», ко­то­рая мо­жет иметь не­за­ви­си­мую де­ко­ра­тив­ную цен­ность, по­сколь­ку обыч­но вы­де­ля­ет­ся от­лич­ным цве­том (рис. 1n).

 

Не­обыч­ный цен­траль­ный шес­ти­уголь­ник (рис.1i) свои­ми длин­ны­ми сто­ро­на­ми ка­са­ет­ся гра­ниц бо­ко­вых по­лос, в ко­то­рые по­ме­ще­ны по­лу­пе­соч­ные ча­сы.

 

Дру­гой эк­зем­п­ляр (50.1-3866) име­ет па­ру ту­пых тре­уголь­ни­ков в ка­ж­дой бо­ко­вой груп­пе, но их вер­ши­ны не касаются цен­траль­ной фи­гу­ры. С дру­гой сто­ро­ны, боль­шие ту­пые тре­уголь­ни­ки по­пе­реч­ных по­лос на­прав­ле­ны к цен­тру обыч­ным спо­со­бом и вклю­ча­ют в се­бя мень­шие тре­уголь­ни­ки.

 

Бо­ко­вые элементы могут также напрямую согласовываться с цен­траль­ны­ми пе­соч­ны­ми ча­са­ми или ал­маз­ом.

 

Ту­пые боковые тре­уголь­ники без обо­зна­че­ния гра­ниц бо­ко­вых по­лос ви­дны на рис. lg. Внутри ши­ро­ких по­пе­реч­ных по­ло­с со­дер­жат­ся по­лу­пе­соч­ные ча­сы, ле­жа­щие на бо­ку и от­де­ляю­щие об­ласть для ту­по­го тре­уголь­ни­ка.

 

На рис. 1f по­лу­пе­соч­ные ча­сы раз­де­ле­ны по­пе­реч­ны­ми ли­ния­ми на три час­ти, край­ние час­ти со­дер­жат ма­лень­кие тре­уголь­ни­ки. Боль­шин­ст­во дру­гих бо­ко­вых узо­ров этой ка­те­го­рии со­сто­ят из двух боль­ших цен­тро­ст­ре­ми­тель­ных ту­пых тре­уголь­ни­ков, ко­то­рые мож­но счи­тать ха­рак­тер­ны­ми для сти­ля Кроу. В од­ном слу­чае, сто­ро­ны тре­уголь­ни­ков яв­ля­ют­ся про­дол­же­ни­ем сто­рон цен­траль­но­го ром­ба. Та­кое со­гла­со­ва­ние так­же ха­рак­тер­но для пар­фле­шей с дву­мя цен­траль­ны­ми ром­ба­ми, но здесь бо­ко­вая фи­гу­ра со­сто­ит из ту­по­го тре­уголь­ни­ка с мень­шим тре­уголь­ни­ком внут­ри се­бя. Бо­ко­вой тре­уголь­ник мо­жет со­дер­жать в се­бе не толь­ко тре­уголь­ни­ки, но и не­ко­то­рые дру­гие фи­гу­ры. На­при­мер, уз­кая по­ло­са внут­ри тре­уголь­ни­ка мо­жет со­дер­жать не­сколь­ко че­ты­рех­уголь­ни­ков, об­ра­зо­ван­ных го­ри­зон­таль­ны­ми ли­ния­ми (рис. 1h). В дру­гом слу­чае (рис. le) тре­уголь­ник со­дер­жит в се­бе квад­рат, рас­по­ла­гаю­щий­ся ме­ж­ду пря­мо­уголь­ных тре­уголь­ни­ков свер­ху и сни­зу.

 

Срав­не­ние узо­ров по­зво­ля­ет нам сде­лать не­ко­то­рые вы­во­ды. Ес­ли при ис­сле­до­ва­нии дру­гих ас­пек­тов куль­ту­ры Кроу мож­но бы­ло срав­нить с Ара­па­хо, то в этой об­лас­ти сход­ст­ва не на­блю­да­ет­ся. Фигуры Ара­па­хо по расположению и раз­ме­ру отличаются от Кроу, а ис­поль­зо­ва­ние таких ха­рак­тер­ных эле­мен­тов ук­ра­ше­ния, как ряды точ­ек и сле­дов мед­ве­дя у Кроу пол­но­стью от­сут­ст­ву­ют.

 

Есть не­боль­шое по­до­бие в ху­до­же­ст­вен­ном оформ­ле­ния парфлешей Кроу и Да­ко­та. Но Да­ко­та лю­би­ли делать широкую окан­то­вку вокруг всей де­ко­ра­тив­ной об­ласти, и при­сое­ди­нять па­ру бру­сков к вершинам цен­траль­но­го ром­ба, что яв­ля­ет­ся весь­ма чу­ж­дым для Кроу.

 

Бы­ло бы ес­те­ст­вен­но уви­деть сход­ст­во ме­ж­ду сти­ля­ми Кроу и Хи­дат­са, но ре­зуль­та­ты срав­не­ния ока­за­лись пря­мо-про­ти­во­по­лож­ны­ми. Ни один из пар­фле­шей Хи­дат­са не похож на пар­фле­ши Кроу: по­строе­ние ор­на­мен­та и раз­ме­ры фи­гур пол­но­стью от­ли­ча­ют­ся. В му­зее име­ет­ся семь пар­фле­шей Хи­дат­са, и я мо­гу срав­нить их лишь с пар­фле­ша­ми Ман­да­нов. В шес­ти слу­ча­ях спо­соб по­строе­ния узо­ров со­от­вет­ст­ву­ют сти­лю Да­ко­та: об­ласть раз­де­ле­на на две груп­пы, ка­ж­дая из ко­то­рых - во вла­сти од­ной фи­гу­ры (рис. 1к). Эти фи­гу­ры, ес­те­ст­вен­но, на­мно­го мень­ше по раз­ме­ру, чем цен­траль­ная фи­гу­ра Кроу. В од­ном слу­чае есть что-то, от­да­лен­но на­по­ми­наю­щее стиль Кроу (рис. 1m), но это по­до­бие ока­зы­ва­ет­ся, в кон­це кон­цов, по­верх­но­ст­ным. Бо­ко­вые груп­пы за­пол­не­ны не од­ним свя­зан­ным ком­плек­сом эле­мен­тов, а дву­мя от­де­лен­ны­ми про­ек­та­ми, де­лая про­доль­ное раз­де­ле­ние не на три час­ти, а на пять. Дру­гой особенностью, обыч­ной для Хи­дат­са, но поч­ти пол­но­стью от­сут­ст­вую­щей у Кроу, яв­ля­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние изо­гну­тых ли­ний. На­при­мер, рав­но­бед­рен­ные тре­уголь­ни­ки рядом с пе­соч­ными ча­сами име­ют кри­во­ли­ней­ные сто­ро­ны. Кро­ме то­го, раз­лич­ные до­пол­ни­тель­ные фи­гу­ры так­же не на­хо­дят ни­ка­кой па­рал­ле­ли в ис­кус­ст­ве Кроу: вер­ти­каль­ный ряд то­чек на раз­де­ляю­щей по­ло­се, штри­хов­ка на пе­соч­ных ча­сах, и тол­стая окан­тов­ка во­круг глав­ной де­ко­ра­тив­ной об­лас­ти. В общем, на ос­но­вании дос­туп­но­го мне ма­те­риа­ла я, не сму­ща­ясь, мо­гу зая­вить, что ни­ка­кие два сти­ля пар­фле­шей не от­ли­ча­ют­ся так силь­но, как пар­фле­ши Хи­дат­са и Кроу.

 

Од­на­ж­ды я уже опи­сы­вал че­ты­ре пар­фле­ша Ас­си­ни­бой­нов. Они име­ли до­воль­но ши­ро­кую окан­тов­ку, про­доль­ная по­ло­са об­ра­зо­вы­ва­ла две рав­ные об­лас­ти, ко­то­рые бы­ли ук­ра­шен­ны­ми сим­мет­ри­че­ски­ми узо­ра­ми. Узо­ры располагались по схеме, известной у Да­ко­та и Хи­дат­са. Са­ми фи­гу­ры по­ка­зы­ва­ют зна­чи­тель­ное раз­но­об­ра­зие, но с малым ко­ли­че­ст­вом экс­по­на­тов не­воз­мож­но определить закономерности их расположения для Ассинибойнов.

 

Про­фес­сор Кре­бер, пред­ла­га­ет объ­е­ди­нить под об­щим сти­лем пар­фле­ши Кроу и Аци­на, но опи­сан­ные им экс­по­на­ты по­ка­зы­ва­ют не бо­лее чем уме­рен­ное по­до­бие. Эк­зем­п­ляр, про­ил­лю­ст­ри­ро­ван­ный на рис. 3, яв­ля­ет­ся са­мым близ­ким по сти­лю к Кроу, но он, по мнению Кребера, вы­пол­нен в сти­ле Шо­шо­нов.

 

Опи­са­нию пар­фле­шей двух очень важ­ных для на­шей це­ли пле­мен – Кай­о­ва и Шай­ен­нов - я обя­зан про­фес­со­ру Боа. Три пар­фле­ша Кай­о­ва име­ют трех­сто­рон­нее раз­де­ле­ние Кроу, и все же это не мо­жет быть до­ка­за­тель­ст­вом близ­кой свя­зи. Ни цен­траль­ный, ни бо­ко­вые узо­ры не со­от­вет­ст­ву­ют сти­лю Кроу. Окан­тов­ка, про­сти­раю­щая­ся на эк­зем­п­ля­рах Кай­о­ва во­круг всей де­ко­ра­тив­ной об­лас­ти, на­хо­дит толь­ко един­ст­вен­ную па­рал­лель у Кроу. Цен­траль­ная фи­гу­ра - не зна­ко­мые боль­шие пе­соч­ные ча­сы или ал­маз Кроу. В од­ном слу­чае это до­воль­но ма­лень­кие пе­соч­ные ча­сы (не про­сти­раю­щие­ся до гра­ниц об­лас­ти) с во­гну­ты­ми сто­ро­на­ми и тре­мя зуб­ца­ми вы­ше и ни­же. Бо­ко­вые узоры мог­ли быть за­ду­ма­ны как цен­тро­ст­ре­ми­тель­ные ту­пые тре­уголь­ни­ки, но они яв­ля­ют­ся бо­лее уз­ки­ми, чем у Кроу, и су­ще­ст­вен­но от­ли­ча­ют­ся по на­ли­чию во­гну­тых сто­рон, по­ми­мо до­бав­ле­ния вто­ро­сте­пен­ных эле­мен­тов. Два дру­гих пар­фле­ша Кай­о­ва близ­ко на­по­ми­на­ют друг дру­га, не бу­ду­чи «дуб­ле­ра­ми». Оба име­ют об­ласть, раз­де­лен­ную по­по­лам про­доль­ной по­ло­сой, ко­то­рая, од­на­ко, не разрушает ощу­ще­ние един­ст­ва об­лас­ти, а де­лит ее на две сим­мет­рич­ные по­ло­ви­ны. Лег­че бу­дет опи­сать этот по­лу-­проэкт.

 

На од­ном пар­фле­ше он со­сто­ит из очень ма­лень­кой цен­траль­ной фи­гу­ры по­лу­пе­соч­ных ча­сов с во­гну­тыми гранями, и эта фи­гу­ра ка­са­ет­ся углами уз­ких пря­мо­уголь­ных тре­уголь­ни­ков, ос­но­ва­ние ко­то­рых сов­па­да­ет с внут­рен­ней ли­ни­ей окан­тов­ки. Эти две по­ло­ви­ны, та­ким об­ра­зом, фор­ми­ру­ют цен­траль­ные пе­соч­ные ча­сы, низ­кие и от­но­си­тель­но ши­ро­кие, свер­ху и сни­зу окан­чи­ваю­щие­ся тру­бой.

 

Дру­гой пар­флеш име­ет бо­лее низ­кие и от­но­си­тель­но бо­лее ши­ро­кие цен­траль­ные пе­соч­ные ча­сы, ко­то­рые, од­на­ко, име­ют не изо­гну­тые сто­ро­ны, а рас­хо­дят­ся под уг­лом де­вя­но­сто гра­ду­сов на­ле­во и пря­мо от вер­ти­каль­ной оси. В то вре­мя, как пе­соч­ные ча­сы имеют прямые грани, у пря­мо­уголь­ных тре­уголь­ни­ков ги­по­те­ну­за изо­гну­та.

 

Бо­ко­вые узо­ры на этих пар­фле­шах так­же име­ют сход­ст­во. В обоих слу­чаях ма­лень­кий цен­тро­ст­ре­ми­тель­ный рав­но­бед­рен­ный тре­уголь­ник на­хо­дит­ся ме­ж­ду двух пря­мо­уголь­ных треугольников с ги­по­те­ну­зой, вдав­лен­ной к цен­тру узора. На од­ном эк­зем­п­ля­ре эти тре­уголь­ни­ки ка­са­ют­ся центрального тре­уголь­ни­ка своими вершинами, в дру­гом слу­чае они со­еди­ня­ют­ся ко­рот­ки­ми от­рез­ка­ми.

 

На шес­ти пар­фле­шах Шай­еннов, зарисованных про­фес­со­ром Эа­сом, в от­ли­чие от прак­ти­ки Кроу имеется од­но­род­ная окан­тов­ка; эта осо­бен­ность показана на рис. lj, где эф­фект окан­тов­ки име­ет от­чет­ли­вое сход­ст­во с пар­фле­ша­ми Хи­дат­са. Ни один из пар­фле­шей Шай­ен­нов не име­ет чет­ко­го сход­ст­ва с Кроу. Мое впе­чат­ле­ние сов­па­да­ет с про­фес­со­ром Кре­бе­ром, счи­таю­щим, что Шай­ен­ны от­но­сят­ся к стилистической группе Ара­па­хо и Дакота, хо­тя их от­но­ше­ния с пер­вы­ми ка­жут­ся очень близкими. Про­доль­ная со­гла­со­ван­ность узо­ра с тен­ден­ци­ей к пя­ти­крат­но­му раз­де­ле­нию об­лас­ти, изо­гну­тость границ фигур, ис­поль­зо­ва­ние та­ких узо­ров, как "след мед­ве­дя" и ря­ды то­чек - все это сбли­жа­ет их с Ара­па­хо.

 

Стиль ин­дей­цев пле­ме­ни Чер­но­но­гих был подробно опи­сан про­фес­со­ром Кре­бе­ром, и я по­втор­но ис­сле­до­вал дос­туп­ные экс­по­на­ты. Ре­зуль­тат - сно­ва от­ри­ца­тель­ный, что ка­са­ет­ся лю­бой близ­кой свя­зи с Кроу. Окан­тов­ка де­ко­ра­тив­ной об­лас­ти, раз­де­ле­ние по­ля на две по­ло­ви­ны и ис­поль­зо­ва­ние изо­гну­тых ли­ний от­де­ля­ют ин­дей­цев Чер­но­но­гих от сти­ля Кроу. Фак­ти­че­ски, я мо­гу най­ти толь­ко два слу­чая, в ко­то­рых бы­ло от­ме­чено по­до­бие с пар­фле­ша­ми Кроу. Эк­зем­п­ляр 50-4469 с цен­траль­ным пря­мо­уголь­ни­ком сильно на­по­ми­на­ет пар­флеш Кроу 50-1774; и 50.1-1087 име­ет сход­ст­во со сти­лем Кроу из-за сво­их уз­ких бо­ко­вых по­лос и боль­ших цен­траль­ных пе­соч­ных ча­сов.

 

Парфлеш Кроу [50 / 1774]

 

 

На­сколь­ко я понимаю, са­мы­ми близ­ки­ми по сти­лю яв­ля­ют­ся пар­фле­ши Шо­шо­нов и Кроу. Это мое за­клю­че­ние под­твер­жде­но впе­чат­ле­ния­ми про­фес­со­ров Боа и Кре­бе­ра, ко­то­рые, ко­гда я по­ка­зал им не­ко­то­рые эк­зем­п­ля­ры Кроу, бы­ли сра­зу по­ра­же­ны с их сход­ст­вом со сти­лем Кроу. Край­няя поперечная по­ло­са, ко­то­рая име­ет­ся на мно­же­ст­ве эк­зем­п­ля­ров Кроу - чрез­вы­чай­но ха­рак­те­рна для Шо­шо­нов. Я об­на­ру­жил ее в ше­ст­на­дца­ти слу­чаях из два­дца­ти двух. Цен­траль­ный пря­мо­уголь­ник так­же ти­пи­чен для Шо­шо­нов, од­на­ко он на­мно­го ши­ре, чем у Кроу. Еще бо­лее важ­ная осо­бен­ность, по мо­ему мне­нию - об­щая со­гла­со­ван­ность узо­ров. Трех­сто­рон­няя схе­ма с ис­поль­зо­ва­ни­ем двух про­доль­ных крайних по­лос с цен­траль­ны­ми фи­гу­ра­ми боль­шой ве­ли­чи­ны ха­рак­тер­ны для обо­их пле­мен.

Та­кая ано­ма­лия Кроу, как ма­лень­кий па­рал­ле­ло­грамм с дву­мя на­клон­ны­ми сто­ро­на­ми внутри про­доль­ной раз­де­ли­тель­ной по­ло­сы (рис. Id), так­же най­ден сре­ди Шо­шо­нов. Ко­неч­но, есть и раз­ли­чия: край­няя по­ло­са и цен­траль­ный пря­мо­уголь­ник бо­лее рас­про­стра­не­ны в ис­кус­ст­ве Шо­шо­нов.

 

Су­дя по дос­туп­ным экс­по­на­там, я могу за­клю­чить, что в практике ук­ра­ше­ния пар­фле­шей из всех пле­мен Рав­нин Шо­шо­ны и Кроу наи­бо­лее близ­ки друг к другу по сти­лю. По эс­ки­зам про­фес­со­ра Боа­ и опи­са­нию Кре­бе­ра мож­но также заметить, что в не­ко­то­ром от­но­ше­нии к сти­лю Кроу и Шо­шо­нов наи­бо­лее близ­ки пар­фле­ши Са­хап­ти­нов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.