Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СУМКИ СДЕ­ЛАН­НЫЕ ИЗ СЫ­РО­МЯТ­НОЙ КО­ЖИ 1 страница




 

 

Раз­лич­ные ко­роб­ки, сде­лан­ные из сы­ро­мят­ной ко­жи, най­ден­ные сре­ди племен Хи­дат­са, Са­ук и Фокс, ка­жет­ся, не из­го­тав­ли­ва­лись сре­ди Кроу. Но с дру­ги­ми пле­ме­на­ми Рав­нин их объ­е­ди­ня­ют сде­лан­ные из сы­ро­мят­ной ко­жи су­мки пря­мо­уголь­ной фор­мы в ви­де кон­вер­та и ци­лин­д­ри­че­ские фут­ля­ры. Есть так­же не­боль­шие кон­тей­не­ры, квад­рат­ные в ос­но­ва­нии и по бо­кам и во­гну­тые свер­ху.

 

Про­фес­сор Кре­бер вы­де­ля­ет че­ты­ре ти­па узоров, применявшихся для ук­ра­ше­ния ци­лин­д­ри­че­ских фут­ля­ров ин­дей­цев Рав­нин. По эк­зем­п­ля­рам из му­зея ста­но­вит­ся яс­но, что тре­тий тип сно­ва пре­об­ла­да­ет сре­ди Кроу, то есть, тот, что оха­рак­те­ри­зо­ван цен­траль­ным ромбом, которого ка­саю­тся цен­тро­ст­ре­ми­тель­ные рав­но­бед­рен­ные тре­уголь­ни­ки свер­ху и сни­зу.В од­ном слу­чае до­ми­ни­рую­щей фи­гу­рой яв­ля­ет­ся тон­кая фи­гу­ра X, но тре­уголь­ни­ки име­ют такой же раз­мер.

Дру­гие сти­ли узоров на футлярах Кроу поч­ти не по­яв­ля­ют­ся. С дру­гой сто­ро­ны, весь­ма ано­маль­ные спо­со­бы ху­до­же­ст­вен­но­го оформ­ле­ния Кроу мы мо­жем уви­деть на двух ци­лин­д­ри­че­ских фут­ля­рах в Му­зее аме­ри­кан­ско­го ин­дей­ца из со­б­ра­ния Хейе. На одном из них на­не­сен ряд па­рал­лель­ных зиг­за­го­об­раз­ных ли­ний вы­ше пря­мо­уголь­ных узоров (№ 9156); на дру­гом име­ет­ся ряд не­боль­ших кру­гов, фи­гу­ра X и не­боль­шие пе­соч­ные ча­сы (№ 2-330). В обо­их слу­ча­ях узор бо­лее сло­жен, чем на обыч­ных эк­зем­п­ля­рах.

 

 

Сде­лан­ные из сы­ро­мят­ной ко­жи сум­ки дру­гих форм слож­но от­не­сти к ка­ко­му-ли­бо от­ли­чи­тель­но­му сти­лю, по­сколь­ку они все очень разные.

 

Рас­смот­рим сна­ча­ла пря­мо­уголь­ные сум­ки из му­зея Хейе. На од­ной сум­ке для Кук­лы Тан­ца Солн­ца узор раз­де­лен на три час­ти, центральный ромб со­че­та­ет­ся с цен­тро­ст­ре­ми­тель­ны­ми тре­уголь­ни­ка­ми по бокам (2-9621). На дру­гом эк­зем­п­ля­ре узор так­же со­от­вет­ст­ву­ет схе­ме с тре­мя груп­па­ми, но име­ет по бо­кам зу­бцы с во­гну­ты­ми гра­ня­ми и пе­соч­ные ча­сы в се­ре­ди­не (8776).

Две сум­ки в этом со­б­ра­нии при­ме­ча­тель­ны де­ле­ни­ем узо­ра на две час­ти, что от­сут­ст­ву­ет на пар­фле­шах Кроу (8877, 5-773). По­доб­ное рас­по­ло­же­ние име­ет­ся на сум­ке в аме­ри­кан­ском Му­зее Ес­те­ст­во­зна­ния; в этом слу­чае об­ласть раз­де­ле­на по­по­лам уз­кой про­доль­ной по­ло­сой, а в ка­ж­дой из по­ло­вин есть ши­ро­кие ал­ма­зы. На дру­гом эк­зем­п­ля­ре ос­нов­ной узор на­по­ми­на­ет узор с сум­ки Тан­ца Солн­ца, но цен­траль­ный ал­маз за­кан­чи­ва­ет­ся ма­лень­ки­ми тре­уголь­ни­ка­ми. От­кид­ная створ­ка это­го эк­зем­п­ля­ра ук­ра­ше­на дву­мя тре­уголь­ни­ка­ми, от вер­шин ко­то­рых от­хо­дят по два кро­шеч­ных тре­уголь­ни­ка, ос­но­ва­ния­ми вниз. Из двух сде­лан­ных сум­ках для ма­ги­че­ских кам­ней, об­ласть раз­де­ле­на на раз­ные цвет­ные пря­мо­уголь­ни­ки. Еще один об­ра­зец име­ет цен­траль­ную фи­гу­ру в ви­де ал­ма­за, раз­де­лен­но­го по дли­не. Сум­ка об­ще­ст­ва Та­ба­ка с вер­ти­каль­ны­ми по­ло­са­ми, че­ре­дую­щи­ми­ся с ря­да­ми то­чек бы­ла описана в дру­гом мес­те.

Ма­лень­кая во­гну­тая сум­ка пред­став­лена един­ст­вен­ным эк­зем­п­ля­ром в Му­зее (рис. 4), но я ви­дел по­доб­ную форму в По­ле­вом Му­зее и в со­б­ра­нии Хе­йе.

 

Маленькая сыромятная сумка Кроу [50.1/ 3874]


ПЛА­ЩИ

В му­зее хра­нит­ся один плащ из те­лячь­ей(?) шку­ры (рис. 5). Об­щее впе­чат­ле­ние, так же как мно­гие де­та­ли, при­да­ют пла­щу сход­ст­во с пла­щом Да­ко­та, изо­бра­жен­ном док­то­ром Уис­ле­ром, с дву­мя пла­ща­ми Хи­дат­са из то­го же му­зея. Од­на­ко узо­ры не яв­ля­ют­ся пол­но­стью иден­тич­ны­ми с Да­ко­та, про­дол­го­ва­тая фи­гу­ра за­круг­ле­на по ко­рот­кой сто­ро­не, в отличие от кли­но­вид­ной двоя­ко­вы­пук­лые фигуры да­кот­ско­го пря­мо­уголь­ни­ка.

 

Раскрашенный плащ [50.1/ 710]

 


ВЫ­ШИВ­КА

Ин­фор­ма­тор объ­яс­нил мне, что, в от­ли­чие от Хи­дат­са и Да­ко­та, Кроу ни­ко­гда не применяли для вы­шив­ки пе­рья птиц, ис­поль­зуя вме­сто это­го ис­клю­чи­тель­но иг­лы ди­ко­бра­за (apari isuэ) и вы­шив­ку би­се­ром поз­же. Эта ра­бо­та, ко­неч­но, вы­пол­ня­лась жен­щи­на­ми. Не­ко­то­рые жен­щи­ны счи­та­лись экс­пер­та­ми, и дру­гие при­хо­ди­ли к ним по­со­ве­то­вать­ся по по­во­ду вы­бо­ра цве­то­вой гам­мы.

Стиль вы­шив­ки иг­ла­ми и би­се­ром зна­чи­тель­но из­ме­ня­ет­ся на раз­лич­ных ти­пах объ­ек­тов. Сле­до­ва­тель­но, это бу­дет рас­смат­ри­вать­ся в от­дель­ных пунк­тах.

 

 

ТРУ­БОЧ­НЫЕ СУМ­КИ

Тру­боч­ные сум­ки Кроу мо­гут со­сто­ять из че­ты­рех час­тей – про­стая ба­хро­ма из олень­ей ко­жи, па­нель из обер­ну­тых иг­ла­ми ди­ко­бра­за ко­жа­ных по­лос чуть вы­ше, главная пол­но­стью вы­ши­тая па­нель на сум­ке, и ос­нов­ная часть, ко­то­рая со­сто­ит глав­ным об­ра­зом из про­стой ко­жи, но обыч­но име­ет вы­ши­тые по­ло­сы по бо­кам и ино­гда не­боль­шие эле­мен­ты ук­ра­ше­ния над глав­ной де­ко­ра­тив­ной об­ла­стью. Вы­ши­тая сек­ция обыч­но раз­ли­ча­ет­ся по узо­ру и по цве­ту на двух сто­ро­нах сум­ки и зна­чи­тель­но от­ли­ча­ет­ся по раз­ме­ру на раз­лич­ных сум­ках. Ее ми­ни­маль­ная вы­со­та - 2 дюй­ма, мак­си­маль­ная - 10 дюй­мов, но ни в ка­ком слу­чае она не втор­га­ет­ся пол­но­стью на ос­нов­ную часть сум­ки, как в не­ко­то­рых слу­ча­ях у Да­ко­та и Шай­ен­нов, где вы­шив­ка про­сти­ра­ет­ся до са­мо­го верхнего края сум­ки. Вспо­мо­га­тель­ные де­ко­ра­тив­ные эле­мен­ты мо­гут со­сто­ять из оло­вян­ных ко­ну­сов с пря­дя­ми во­лос или перь­я­ми внут­ри, или из вы­ши­тых иг­ла­ми ди­ко­бра­за дис­ков.

Док­тор Уис­лер под­раз­де­ля­ет все тру­боч­ные сум­ки Рав­нин на две груп­пы: 1 – сум­ки с че­тырь­мя от­кид­ны­ми створ­ка­ми на­вер­ху и про­стой ба­хро­мой у ос­но­ва­ния; 2 - сум­ки без от­кид­ных ство­рок и с па­не­лью из обер­ну­тых иг­ла­ми ди­ко­бра­за ко­жа­ных по­лос, на­хо­дя­щей­ся ме­ж­ду сум­кой и про­стой ба­хро­мой.

 

Пер­вый тип ха­рак­те­рен для ин­дей­цев пле­мен Чер­но­но­гих и Сар­си. В По­ле­вом Му­зее я ко­гда-то ви­дел не­сколь­ко су­мок Кроу по­доб­ной фор­мы, но те­перь я не мо­гу на­звать их со­от­вет­ст­вую­щи­ми пле­мен­но­му сти­лю Кроу. Все сум­ки из му­зея (кро­ме од­ной) со­от­вет­ст­ву­ет сти­лю Чер­но­но­гих, вклю­чая ста­рую сум­ку, обо­зна­чен­ную в ка­та­ло­ге, как при­быв­шую с Се­ве­ро-за­пад­ных Тер­ри­то­рий, и дру­гой, при­об­ре­тен­ной Скин­не­ром в рай­оне Сак­са­че­ва­на. Вне этой куль­тур­ной об­лас­ти сум­ки с простой ба­хро­мой встре­ча­ют­ся толь­ко сре­ди Кри района залива Джейм­са и сре­ди Од­жиб­ве. Док­тор Год­дард со­брал не­сколь­ко по­доб­ных су­мок у Уи­чи­то, но это по­ка яв­ля­ет­ся ма­ло­объ­яс­ни­мым слу­ча­ем рас­про­стра­не­ния сти­ля.

 

Вто­рой тип тру­боч­ных су­мок ха­рак­те­рен для Да­ко­та, Кроу и Шай­ен­нов. Сум­ки дру­гих пле­мен ме­нее изу­че­ны, и по пред­став­лен­ным в му­зе­ях еди­нич­ным эк­зем­п­ля­рам нель­зя оп­ре­де­лить их плен­ной стиль.

На­при­мер, сум­ки Ома­ха и Кай­о­ва, изо­бра­жен­ные мисс Фле­чер и мр. Лаф­ле­шем, пред­став­ля­ют со­бой ано­ма­лию, в ко­то­рой от­сут­ст­ву­ет па­нель из обер­ну­тых иг­ла­ми ди­ко­бра­за ко­жа­ных по­лос, вме­сто ко­то­рой есть па­ра косичек из полосок олень­ей ко­жи, сви­саю­щих от­дель­но, и яв­ляю­щих­ся бо­лее длин­ной ча­стью ба­хро­мы.

Од­на­ко, эта раз­но­вид­ность ни­ко­им об­ра­зом не от­но­сят­ся к сти­лю ин­дей­цев пле­ме­ни Чер­но­но­гих. Спра­вед­ли­вым бы­ло бы за­ме­тить, что кро­ме ано­ма­лии Уи­чи­то, стиль Да­ко­та яв­ля­ет­ся пре­об­ла­даю­щим на Рав­ни­нах, ус­ту­пая сти­лю Чер­но­но­гих толь­ко на край­нем се­ве­ро-за­па­де. Мож­но пред­по­ло­жить, что са­ми Чер­но­но­гие яв­ля­ют­ся по­сле­до­ва­те­ля­ми мас­те­ров пле­ме­ни Кри.

 

Об­ра­тив­шись к ме­то­ду ук­ра­ше­ния тру­боч­ных су­мок, мы на­хо­дим, что цве­точ­ные ор­на­мен­ты, обыч­но свя­зан­ные с ис­кус­ст­вом лес­ных пле­мен, часто по­яв­ля­ют­ся сре­ди Од­жиб­ве и Кри, но у них встречаются и дру­гие сти­ли. На сум­ках рав­нин­ных Кри ино­гда по­яв­ля­ют­ся ступенчатые тре­уголь­ни­ки, обыч­ные для ис­кус­ст­ва ин­дей­цев пле­ме­ни Чер­но­но­гих; один ме­шок от со­б­ра­ния Лен­дерс ук­ра­шен с обе­их сто­рон изображением оле­ней, ко­то­рые так­же встре­чаю­щие­ся на сум­ках пле­ме­ни Чер­но­но­гих. Ти­пич­ным ук­ра­ше­ни­ем су­мок Чер­но­но­гих, по мне­нию Уис­ле­ра, яв­ля­ет­ся ряд ступенчатых ал­ма­зов. По­доб­ный ор­на­мент так­же встре­ча­ет­ся на сум­ках Сар­си.

 

 

Ху­до­же­ст­вен­ное оформ­ле­ние тру­боч­ных су­мок Кроу от­ли­ча­ет­ся от вы­ше­упо­мя­ну­тых по мно­же­ст­ву су­ще­ст­вен­ных осо­бен­но­стей. Уис­лер ука­зы­ва­ет, что глав­ная де­ко­ра­тив­ная об­ласть на сум­ках Кроу яв­ля­ет­ся боль­шей чем у Чер­но­но­гих. Кро­ме то­го, узо­ры на сум­ках Кроу бо­лее слож­но­го ти­па, и в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев име­ют­ся вспо­мо­га­тель­ные де­ко­ра­тив­ные эле­мен­ты на глав­ной вы­ши­той час­ти, ко­то­рых нет на дру­гих фор­мах су­мок. Наи­бо­лее зна­чи­мой сре­ди до­пол­ни­тель­ных эле­мен­тов яв­ля­ет­ся бо­ко­вая по­ло­са, иду­щая вдоль ка­ж­до­го края сум­ки. Док­тор Спир и мисс Ве­йтз­нер по­ла­га­ют, что од­на из по­лос пред­на­зна­че­на для мас­ки­ров­ки бо­ко­во­го шва сум­ки, дру­гая, по-ви­ди­мо­му, де­ла­лась для сим­мет­рии. Ко­гда сум­ку дер­жа­ли в ру­ке, од­на по­ло­са бы­ла вид­на вла­дель­цу сум­ки, дру­гая – че­ло­ве­ку, стоя­ще­му пе­ред ним. Во мно­же­ст­ве слу­ча­ев бо­ко­вые по­ло­сы на­столь­ко ши­ро­ки, что они вид­ны од­но­вре­мен­но с обе­их сто­рон. Ор­на­мент на по­ло­сах обыч­но со­сто­ит из пря­мо­уголь­ни­ков и кре­стов. Я от­ме­тил эти кре­сты у Кроу, Шай­ен­нов, Да­ко­та, Ара­па­хо и Шо­шо­нов.

На обе­их сто­ро­нах шай­енн­ской сум­ки изо­бра­же­ны ла­пы мед­ве­дя, в до­пол­не­ние к бо­ко­вой по­ло­се сделаны цен­траль­ные по­ло­сы.

 

Дру­гой вспо­мо­га­тель­ный эле­мент ук­ра­ше­ния – не­боль­шие фи­гу­ры над глав­ной вы­шив­кой. Ча­ще все­го это сим­во­лы пе­ра, две или бо­лее фи­гу­ры пе­ре­вер­ну­тых «V», рав­но­бед­рен­ные тре­уголь­ни­ки, стоя­щие на вер­ши­нах, и ком­би­на­ци­ях этих про­стых фи­гур. На этом ти­пе тру­боч­ных су­мок так­же час­то при­сут­ст­ву­ет вы­ши­тая по­ло­са по краю от­вер­стия сум­ки.

 

Му­зей име­ет дос­та­точ­ное ко­ли­че­ст­во су­мок Да­ко­та, Кроу и Шай­ен­нов, что­бы мож­но бы­ло про­вес­ти не­ко­то­рый срав­ни­тель­ный ана­лиз. До­воль­но яс­но, что стиль ху­до­же­ст­вен­но­го оформ­ле­ния тру­боч­ных су­мок в этих пле­ме­нах имел об­щее про­ис­хо­ж­де­ние. Од­на­ко, соз­да­ет­ся впе­чат­ле­ние, что узо­ры Кроу и Да­ко­та на­мно­го бли­же друг к дру­гу, чем к дру­го­му пле­ме­ни, на­при­мер к Шай­ен­нам.

 

 
 

 

Сле­дую­щие за­ме­ча­ния ка­жут­ся мне при­ме­ча­тель­ны­ми в свя­зи с ос­мот­ром не­сколь­ких су­мок Шай­ен­нов. От­чет­ли­во за­мет­на мень­шая тя­га к бе­ло­му фо­ну, чем у Да­ко­та и Кроу. Вы­шив­ка в це­лом име­ет ме­нее слож­ный узор и мень­ший раз­мер. Еще од­на осо­бен­ность сумок Шай­ен­нов, ко­то­рая ни ра­зу не встре­ча­ет­ся у Да­ко­та, и ред­ко у Кроу, - цен­траль­ная вышитая по­ло­са, по­вто­ряю­щая бо­ко­вые по­ло­сы. В не­сколь­ких слу­ча­ях (на­при­мер, на эк­зем­п­ля­рах му­зея, 50.1-608, 50.1-601) де­ко­ра­тив­ная об­ласть раз­де­ле­на на три груп­пы, как на пар­фле­шах Кроу, хо­тя на тру­боч­ных сум­ках та­ко­го раз­де­ле­ния нет. На од­ной сум­ке Шай­ен­нов узор на бо­ко­вой по­ло­се сде­лан в ви­де бу­к­вы «К», как на рас­кра­шен­ных пар­фле­шах Кроу. На двух сум­ках с вы­шив­кой в сти­ле Да­ко­та-Кроу от­сут­ст­ву­ет ба­хро­ма.

 

Не­смот­ря на боль­шое раз­но­об­ра­зие сти­лей внут­ри од­но­го пле­ме­ни, сход­ст­во су­мок Да­ко­та и Кроу по­ра­зи­тель­но. Ос­нов­ной узор на сум­ках Да­ко­та со­от­вет­ст­ву­ет глав­ным об­ра­зом од­но­му из трех ви­дов. Пер­вый вид – на­ли­чие до­ми­ни­рую­ще­го цен­траль­но­го узо­ра, не­за­ви­си­мо от вто­ро­сте­пен­ных эле­мен­тов. Вто­рой вид - дуб­ли­ро­ва­ние узо­ра и раз­де­ле­ние об­лас­ти на две час­ти. В не­ко­то­рых слу­ча­ях к ос­нов­но­му узо­ру до­бав­ля­ет­ся мно­же­ст­во вто­ро­сте­пен­ных эле­мен­тов, ко­то­рые мо­гут быть на­столь­ко за­мет­ны­ми, что­ об­ра­зуют тре­тий вид узо­ра. Этот тре­тий вид не ха­рак­те­рен для Кроу в аб­со­лют­ной фор­ме, но дуб­ли­ро­ва­ние у них ино­гда со­про­во­ж­да­ет­ся про­ме­жу­точ­ны­ми фи­гу­ра­ми мень­шей зна­чи­мо­сти (рис. 6). В це­лом Кроу от­да­ва­ли пред­поч­те­ние до­ми­ни­рую­ще­му цен­траль­но­му узо­ру или ком­плек­су фи­гур (рис. 7a), един­ст­во ко­то­рых ино­гда на­ру­ше­но по­пе­реч­ной по­ло­сой, де­ля­щей об­ласть на две равные час­ти (рис. 6).

 

До­воль­но не­обыч­ный ва­ри­ант узо­ра по­ка­зан на рис. 8a. Се­ре­ди­на вы­шив­ки с обе­их сто­рон за­ня­та до­воль­но ти­пич­ным узо­ром Да­ко­та-Кроу, но фи­гу­ры раз­ме­ще­ны так, что вид­ны толь­ко на­по­ло­ви­ну. Что­бы уви­деть узор це­ли­ком, не­об­хо­ди­мо смот­реть на сум­ку сбо­ку. По­сколь­ку узор ви­ден все­гда толь­ко на­по­ло­ви­ну, этот ва­ри­ант оформ­ле­ния сле­ду­ет вы­вес­ти в от­дель­ную груп­пу. До на­стоя­ще­го вре­ме­ни из­вес­тен ва­ри­ант раз­ме­ще­ния че­ты­рех не­боль­ших оди­на­ко­вых фи­гур, ка­ж­дая из ко­то­рых на­хо­ди­лась на сво­ей час­ти по­ля (рис. 7e); на дру­гом эк­зем­п­ля­ре идея по­вто­ря­ет­ся, но узор из­ме­нил­ся - вме­сто ко­роб­ки изо­бра­же­на уг­ло­ватая под­ко­ва (экз. 50.1-697). По­доб­ный узор за­ме­че­н на сум­ках Да­ко­та, изо­бра­жен­ных Уис­ле­ром, и на не­ко­то­рых сум­ках Шай­ен­нов.

 

Ес­ли бы не трех-сек­ци­он­ное раз­де­ле­ние узо­ра, то сход­ст­во вы­шив­ки Да­ко­та и Кроу мог­ло остаться незамеченным, но есть бо­лее кон­крет­ные доказательства их родства. Про­ана­ли­зи­ро­вав об­раз­цы тру­боч­ных су­мок Да­ко­та и Кроу, мы уви­дим, что они все­гда ис­поль­зо­ва­ли од­ни и те же фи­гу­ры - раз­ветв­ле­ние, фигуры со сту­п­енчатыми краями, ко­роб­ку, ал­маз и крест. Зуб­ча­тый узор, од­на­ко, встре­ча­ет­ся ча­ще сре­ди Да­ко­та. Это под­твер­жда­ет­ся ис­сле­до­ва­ния­ми Кре­бе­ра, ко­то­рый го­во­рил о том, что Да­ко­та и Ас­си­ни­бой­ны по­сто­ян­но ис­поль­зо­ва­ли этот узор в лю­бой вы­шив­ке би­се­ром.

 

Ком­би­ни­ро­ва­ние этих фи­гур в бо­лее слож­ные узо­ры ана­ло­гич­но по­ка­зы­ва­ют боль­шое сход­ст­во. Ино­гда цен­траль­ные фи­гу­ры до­пол­ня­лись сим­мет­рич­ным ор­на­мен­том свер­ху и сни­зу, ино­гда до­бав­ля­лось не­сколь­ко сим­мет­рич­ных про­ек­тов спра­ва и сле­ва от цен­траль­но­го узо­ра.

Узор Кроу на рис. 6c, на­при­мер, по­хож на узор Да­ко­тов с сум­ки 50-6284, где к цен­траль­но­му ал­ма­зу при­мы­ка­ют тре­уголь­ни­ки и пря­мо­уголь­ни­ки. Не­ко­то­рые вспо­мо­га­тель­ные эле­мен­ты под­чер­ки­ва­ют сход­ст­во двой­но­го рас­по­ло­же­ния ал­ма­зов и тре­уголь­ни­ков. На од­ной сум­ке Да­ко­та эту роль вы­пол­ня­ют раз­ветв­лен­ные узо­ры. На дру­гой сум­ке Да­ко­та эти эле­мен­ты от­сут­ст­ву­ют, но боль­шая цен­траль­ная фи­гу­ра на­по­ми­на­ет узор Кроу на рис. 8a. Она со­сто­ит из цен­траль­но­го ал­ма­за с раз­ветв­лен­ным узо­ром свер­ху и сни­зу. Ес­ли бы не цве­та, этот узор мож­но бы­ло бы с уве­рен­но­стью от­не­сти к Да­ко­та.

На двух сум­ках Да­ко­та цен­траль­ный ал­маз со­дер­жит пря­мо­уголь­ный крест, на од­ном из них свер­ху и сни­зу по­яв­ля­ют­ся кро­шеч­ные тре­уголь­ни­ки око­ло вер­шин раз­ветв­лен­ных узо­ров. Бо­лее слож­ный ва­ри­ант узо­ра был изо­бра­жен Уис­ле­ром, и об­щая по­пу­ляр­ность этой ком­би­на­ции фи­гур сре­ди Да­ко­та до­ка­за­на ее час­тым по­яв­ле­ни­ем на раз­лич­ных ти­пах объ­ек­тов, та­ких как лег­ги­ны и сум­ки. На лег­ги­нах рас­по­ло­же­ние пря­мо­уголь­но­го кре­ста ме­ж­ду цен­траль­ным ал­ма­зом и раз­ветв­ле­ни­ем за­слу­жи­ва­ет осо­бо­го вни­ма­ния, так как этот эле­мент до­бав­ля­ет сход­ст­ва с узо­ра­ми Кроу.

 

 

В дру­гих слу­ча­ях по­до­бие четко на­блю­да­ет­ся на отдельных экспонатах. Сим­мет­рич­ные узо­ры на экс­по­на­те № 50.1-702 поч­ти дуб­ли­ро­ва­ны с сум­ки Ог­ла­ла (50.1-446). Цен­траль­ный тре­уголь­ник с па­рой не­боль­ших тре­уголь­ни­ков по бо­кам сумки Кроу (рис. 6a), яс­но ви­ден на сум­ке Да­ко­та. Дру­гая сум­ка Кроу по­ка­зы­ва­ет сходство с тем же са­мым эк­зем­п­ляром Да­ко­та, но зуб­цы за­ме­не­ны не­боль­ши­ми цен­тро­беж­ны­ми тре­уголь­ни­ка­ми.

Ино­гда глав­ный узор на трубочных сумках Кроу име­ет очень про­стую фор­му, как про­ил­лю­ст­ри­ро­ва­но на рис. 7e. По­доб­ный узор встре­ча­ет­ся и у Да­ко­та, хо­тя де­та­ли и ок­ра­ска от­ли­ча­ют­ся. С дру­гой сто­ро­ны, из­ме­не­ния на сум­ке Кроу (рис. 7e) со­всем не ха­рак­тер­ны для Да­ко­та, вы­гля­дят ост­ро­ум­нее, дуб­ли­руя про­стой эле­мент в ви­де ко­роб­ки.

На дру­гом эк­зем­п­ля­ре Кроу (50.1-697) вме­сто ко­ро­бок изображены че­ты­ре уг­ло­ватых под­ко­вы. По­доб­ное оформ­ле­ние де­ко­ра­тив­ной об­лас­ти по­яв­ля­ет­ся на сум­ке Шай­ен­нов, на ко­то­рой рас­по­ло­же­но шесть пря­мо­уголь­ных кре­стов. На­сколь­ко я знаю, ряд та­ких ма­лень­ких и про­стых фи­гур обыч­но ис­поль­зу­ет­ся у Да­ко­та толь­ко как вспо­мо­га­тель­ное ху­до­же­ст­вен­ное оформ­ле­ние.

 

Ино­гда на тру­боч­ных сум­ках Кроу в вы­шив­ке по­яв­ля­ют­ся реа­ли­сти­че­ские мо­ти­вы, например вои­н в го­лов­ном убо­ре на ло­ша­ди (рис. 6a). По­доб­ные изо­бра­же­ния у Кроу не­сколь­ко при­ми­тив­нее, чем у Да­ко­та, но об­щий стиль оди­на­ков. Я не встре­чал су­мок Кроу с вы­ши­той фи­гу­рой оле­ня, в от­ли­чие от эк­зем­п­ля­ров Да­ко­та, Чер­но­но­гих и Сар­си, хра­ня­щих­ся в му­зее.

 

До это­го мо­мен­та я ог­ра­ни­чи­вал­ся опи­са­ни­ем тру­боч­ных су­мок, вы­ши­тых би­се­ром. В му­зее есть три сум­ки, ук­ра­шен­ные иг­ла­ми ди­ко­бра­за. Од­на из них име­ет крас­ный фон, на ко­то­ром вы­де­ля­ет­ся един­ст­вен­ная фи­гу­ра ко­роб­ки. На дру­гой сум­ке узор «крас­ной по­ло­сы» ском­би­ни­ро­ван с мно­же­ст­вом ма­лень­ких пря­мо­уголь­ни­ков из би­се­ра. На обе­их сто­ро­нах узор иден­ти­чен. То же са­мое от­но­сит­ся к треть­ему эк­зем­п­ля­ру (рис. 7d), где на раз­ных сто­ро­нах ро­зо­вая фи­гу­ра пе­соч­ных ча­сов сме­ня­ет­ся усе­чен­ным ром­бом, как на сум­ке Да­ко­та.

Узор на по­след­ней сум­ке мож­но срав­нить с сум­ка­ми дру­гих пле­мен, вы­ши­ты­ми иг­ла­ми ди­ко­бра­за. На сум­ке Хи­дат­са (рис. 7a) на од­ной сто­ро­не име­ет­ся сту­пен­ча­тый тре­уголь­ник, на­хо­дя­щий­ся ме­ж­ду сим­мет­рич­ных по­ло­ви­нок, рас­по­ло­жен­ных вер­ши­на­ми вниз. На дру­гой сто­ро­не сум­ки изо­бра­жен ал­маз, а бо­ко­вые фи­гу­ры вновь пред­став­ля­ют со­бой по­ло­ви­ну цен­траль­ной фи­гу­ры, раз­ме­щен­ные в ви­де пе­соч­ных ча­сов.

 

На од­ной ста­рой сум­ке, при­об­ре­тен­ной у Бан­но­ков, ко­то­рая в на­ших ка­та­ло­гах зна­чит­ся с до­пол­ни­тель­ной от­мет­кой, что она, воз­мож­но, при­над­ле­жа­ла Шай­ен­нам (рис. 8d), на обе­их сто­ро­нах изо­бра­же­но два цен­тро­ст­ре­ми­тель­ных сту­пен­ча­тых тре­уголь­ни­ка, от­де­лен­ных бру­ском. На дру­гой сум­ке не­из­вест­но­го про­ис­хо­ж­де­ния од­на сто­ро­на со­дер­жит цен­траль­ную фи­гу­ру в ви­де вер­ти­каль­ной ли­нии и че­тырь­мя по­пе­реч­ны­ми ли­ния­ми, пе­ре­се­каю­щи­ми ее, что про­из­во­дит эф­фект ря­да пря­мо­уголь­ных кре­стов (рис. 8о). На дру­гой сто­ро­не (рис. 8b) есть шесть сту­пен­ча­тых тре­уголь­ни­ков, рас­по­ло­жен­ных по три в ряд друг над дру­гом, с тре­мя не­боль­ши­ми пря­мо­уголь­ны­ми кре­ста­ми в центре. Од­на сум­ка Да­ко­та (рис. 7d) схо­жа с сум­кой Кроу (рис. 6d) по по­ло­са­то­му узо­ру. Две сум­ки Да­ко­та (экз. 50.1-1205, 50.1-7505) со­дер­жат ано­маль­ные фи­гу­ры, ко­то­рые не­сколь­ко бо­лее слож­ны, чем уже опи­сан­ные в этом па­ра­гра­фе, но в це­лом, мень­шей слож­но­сти и раз­ме­ра, по срав­не­нию с ук­ра­шен­ны­ми би­се­ром эк­зем­п­ля­ра­ми.

 

Ниж­няя па­нель, обер­ну­тая иг­ла­ми ди­ко­бра­за, час­то со­дер­жит по­пыт­ки де­ко­ра­тив­но­го оформ­ле­ния. Сту­пен­ча­тые тре­уголь­ни­ки, пря­мо­уголь­ные кре­сты и ко­роб­ки яв­ля­ют­ся ве­ро­ят­но наи­бо­лее распространенными не толь­ко на сум­ках Кроу, но и на всех сум­ках ин­дей­цев Рав­нин. На­при­мер, они за­ме­че­ны на сум­ках Ара­па­хо, Шо­шо­нов и Шай­ен­нов. С этой точ­ки зре­ния, по сти­лю ук­ра­ше­ния сво­их тру­боч­ных су­мок Кроу на­хо­дят­ся к Да­ко­та не бли­же, чем к дру­гим со­сед­ним пле­ме­нам.

 

 

МЯГ­КИЕ СУМ­КИ

Од­на из мяг­ких су­мок Кроу из Му­зея со­от­вет­ст­ву­ет эк­зем­п­ля­ру Ара­па­хо, изо­бра­жен­но­му Кре­бе­ром. Оформ­ле­ние по су­ще­ст­ву со­сто­ит из ря­да па­рал­лель­ных го­ри­зон­таль­ных ли­ний из игл ди­ко­бра­за, пе­ре­се­чен­ных че­рез не­ко­то­рое рас­стоя­ние пер­пен­ди­ку­ляр­ны­ми ли­ния­ми из пу­ха. От­кид­ная створ­ка и бо­ко­вые па­не­ли ук­ра­ше­ны вы­ши­ты­ми би­се­ром пря­мо­уголь­ни­ка­ми раз­лич­ных цве­тов. Этот тип ху­до­же­ст­вен­но­го оформ­ле­ния мяг­кой сум­ки, оче­вид­но, име­ет очень ши­ро­кое распространение сре­ди всех племен ин­дей­цев Рав­нин.

 

На од­ном эк­зем­п­ля­ре Кроу идея оформ­ле­ния та же, но уз­кие по­ло­сы из игл за­ме­не­ны вы­шив­кой би­се­ром свет­ло­- и тем­но-­си­не­го цве­та; от­кид­ная створ­ка в этом слу­чае име­ет уз­кую би­се­рную по­ло­су без спе­ци­аль­но­го узо­ра.

Тре­тья сум­ка зна­чи­тель­но от­ли­ча­ет­ся по оформ­ле­нию. Хо­тя ос­нов­ное ху­до­же­ст­вен­ное оформ­ле­ние все еще со­сто­ит из па­рал­лель­ных ли­ний из игл ди­ко­бра­за, к ним до­бав­ле­на об­шир­ная об­ласть вы­шив­ки иг­ла­ми, с че­тырь­мя цен­траль­ны­ми фи­гу­ра­ми и не­боль­ши­ми лан­це­то­вид­ны­ми форм­а­ми (рис. 9a). На­ко­нец, нуж­но от­ме­тить па­ру на­ряд­но ук­ра­шен­ных би­се­ром су­мок (рис. 9b). От­кид­ная створ­ка на­по­ми­на­ет вы­ше упо­мя­ну­тую сум­ку, и ее ана­лог у Ара­па­хо. Внеш­няя по­верх­ность пол­но­стью по­кры­та вы­шив­кой би­се­ром, где на бе­лом фо­не рас­по­ло­же­ны три слож­ных фи­гу­ры, при­чем бо­ко­вые яв­ля­ют­ся сим­мет­рич­ны­ми. Эти ком­би­на­ции раз­ветв­лен­но­го узо­ра не­ко­то­рые пле­ме­на Рав­нин на­зы­ва­ют сим­во­лом «Ти­пи». Цен­траль­ный узор не обы­чен для сти­ля Кроу. Пря­мо­уголь­ный крест в се­ре­ди­не это­го об­раз­ца бе­лый, и его го­ри­зон­таль­ные кры­лья по цвету идентичны с фо­ном.

 

КО­ЛЫ­БЕ­ЛИ

Ни од­на из ко­лы­бе­лей Кроу не име­ет та­кой слож­ной вы­шив­ки, как у дру­гих пле­мен, ти­па Да­ко­та, и у Кроу не из­вест­но ни од­ной ко­лы­бе­ли, вы­ши­той иг­ла­ми ди­ко­бра­за, как у Ара­па­хо. Что ка­са­ет­ся узо­ров, то они на­по­ми­на­ют стиль Чер­но­но­гих. На од­ной из фо­то­гра­фий Кер­ти­са, верх­няя часть ко­лы­бе­ли Кроу име­ет до­воль­но слож­ный цве­точ­ный ор­на­мент, но этот эк­зем­п­ляр име­ет более позд­нее про­ис­хо­ж­де­ние. Бо­ко­вые рем­ни ук­ра­ше­ны ря­да­ми тре­уголь­ни­ков, на ос­но­ва­нии так­же име­ет­ся три не­боль­ших тре­уголь­ни­ка.

 

Две ко­лы­бе­ли в му­зее име­ют весь­ма про­стое ху­до­же­ст­вен­ное оформ­ле­ние на бо­ко­вых рем­нях. Верх­няя и ниж­няя часть ко­лы­бе­ли так­же ук­ра­ше­ны би­се­ром. Стиль ук­ра­ше­ния про­ил­лю­ст­ри­ро­ван на рис.10. Тре­уголь­ни­ки со стре­мя­щи­ми­ся друг к дру­гу вер­ши­на­ми, от­де­лен­ные го­ри­зон­таль­ным бру­ском, фор­ми­ру­ют ха­рак­тер­ный узор, ко­то­рый час­то встре­ча­ет­ся на дру­гих объ­ек­тах.

 


 

 

 
 

ОДЕ­Ж­ДА

 

Вы­шив­ка би­се­ром или иг­ла­ми ди­ко­бра­за на оде­ж­де обыч­но присутствовала в ви­де от­но­си­тель­но длин­ных и уз­ких по­лос. В ста­рые вре­ме­на вы­ши­тая иг­ла­ми ро­зет­ка бы­ла очень по­пу­ляр­на на се­вер­ных Рав­ни­нах, как вид­но из ат­ла­са прин­ца Мак­си­ми­лиа­на. Этот эле­мент мог при­ме­нять­ся в от­дель­но­сти, или в ком­би­на­ции с вы­ши­той иг­ла­ми по­ло­сой. В ат­ла­се мы мо­жем уви­деть ру­ба­ху Кроу с боль­шой ро­зет­кой на гру­ди. В обо­их слу­ча­ях в кру­ге на­хо­дилась фигура маль­тий­ского креста. На ру­ба­хе так­же име­ет­ся дру­гой ха­рак­тер­ный эле­мент - де­ко­ра­тив­ные по­ло­сы на ру­ка­вах, на ко­то­рых име­ют­ся пря­мо­уголь­ные кре­сты. Вы­ши­тая иг­ла­ми ру­ба­ха (эк­зем­п­ляр 50.1-655) в со­б­ра­нии му­зея име­ет от­кид­ную U-об­раз­ную створ­ку, со­дер­жа­щую пря­мо­уголь­ные кре­сты, и есть па­ра по­лос на гру­ди и ру­ка­вах, на ко­то­рых име­ет­ся узор, обыч­ный для об­лас­ти Рав­нин. Он со­сто­ит из трой­ки уд­ли­нен­ных рав­но­бед­рен­ных тре­уголь­ни­ков, от­де­лен­ных уз­кой по­ло­сой от ря­да та­кой же трой­ки, пе­ре­вер­ну­той на­обо­рот. Ис­поль­зо­ва­ние уд­ли­нен­ных тре­уголь­ни­ков в вы­шив­ке иг­ла­ми, ка­жет­ся, бы­ло ши­ро­ко рас­про­стра­не­но; они най­де­ны на рубахах Ас­си­ни­бой­нов, Хи­дат­са и Пау­ни.

 

Дру­гая ру­ба­ха Кроу име­ет квад­рат­ную от­кид­ную створ­ку с бе­лы­ми па­рал­лель­ны­ми по­ло­са­ми из би­се­ра и не­сколь­ки­ми не­боль­ши­ми тре­уголь­ни­ка­ми си­не­го цве­та. На ру­ба­хе так­же име­ет­ся па­ра вы­ши­тых би­се­ром по­лос на ру­ка­вах и на гру­ди. Узор по­лос со­сто­ит из пря­мо­уголь­ни­ков раз­но­го цве­та без до­пол­ни­тель­ных эле­мен­тов.

 

На дру­гом эк­зем­п­ля­ре (50.1-1249) от­кид­ные створ­ки ук­ра­ше­ны по­доб­ным об­ра­зом, но без тре­уголь­ни­ков. По­ло­сы на гру­ди и ру­ка­вах име­ют оди­на­ко­вый узор, по­нят­ный из ил­лю­ст­ра­ции.

 

На фо­то­гра­фии ввер­ху по­ка­за­но ху­до­же­ст­вен­ное оформ­ле­ние от­кид­ных ство­рок и на­груд­ной по­ло­сы. На по­след­ней име­ет­ся цен­траль­ный ал­маз с цен­тро­ст­ре­ми­тель­ным рав­но­бед­рен­ным тре­уголь­ни­ком свер­ху и сни­зу. От­кид­ная створ­ка опять име­ет не­сколь­ко ли­ний, про­сти­раю­щих­ся по­пе­рек фо­на, ме­ж­ду ко­то­ры­ми про­хо­дят два вер­ти­каль­ных ря­да бру­сков.

 

Муж­ские лег­ги­ны Кроу ино­гда име­ют ук­ра­шен­ную би­се­ром или иг­ла­ми по­ло­су. На вы­ши­том иг­ла­ми эк­зем­п­ляре из со­б­ра­ния му­зея виден ряд сту­пен­ча­тых тре­уголь­ни­ков на од­но­род­ном фо­не. На ук­ра­шен­ной би­се­ром час­ти эта фи­гу­ра мо­жет че­ре­до­вать­ся с па­ра­ми сим­во­лов пе­ра.

 

       
   

 

 

Муж­ские лег­ги­ны Кроу [50.1/ 660 A], [50.1/ 657 AB]

 

 


 

Головные уьоры Кроу [50.1/ 689], [50.1/ 690]

 
 

 

 

Го­лов­ные убо­ры Кроу име­ют уз­кую би­сер­ную по­ло­су вни­зу лоб­ной час­ти. Обыч­но на них изо­бра­жен ряд сту­пен­ча­тых тре­уголь­ни­ков, ино­гда че­ре­дую­щие­ся с пря­мо­уголь­ны­ми кре­ста­ми. По­доб­ные узо­ры по­яв­ля­ют­ся на не­ко­то­рых фо­то­гра­фи­ях Кер­ти­са.

 

Жен­ские пла­тья Кроу ук­ра­ша­лись би­се­ром в мень­шем объ­е­ме, чем у дру­гих пле­мен. Док­тор Уис­лер изо­бра­зил ти­пич­ное пла­тье Кроу и про­ти­во­пос­та­вил его скуд­ное ук­ра­ше­ние би­се­ром слож­но­му ук­ра­ше­нию Яки­ма и пред­ме­там оде­ж­ды ин­дей­цев пле­ме­ни Чрно­но­гих. Как он счи­та­ет, изо­гну­тая фор­ма би­сер­ной ли­нии про­сто по­вто­ря­ет кон­ту­ры швов на пла­тье. Я мо­гу до­ба­вить, что уз­кая па­нель воз­ле шеи име­ет не­боль­шие ту­пые рав­но­бед­рен­ные тре­уголь­ни­ки на бе­лом фо­не. На дру­гом эк­зем­п­ля­ре (1-5391) иг­ла­ми ди­ко­бра­за вы­ши­ты ро­зет­ки на ка­ж­дом пле­че и по­ло­сы на ру­ка­вах, имею­щие узор типа «чокер» (шахматная доска).

 

 
Женское платье [50.1/ 654]

 

 

Скре­п­лен­ные пряж­кой ко­жа­ные поя­са Кроу, при­об­ре­тен­ные у тор­гов­цев, ук­ра­ша­лись би­се­ром в ви­де раз­лич­ных пря­мо­уголь­ни­ков, тре­уголь­ни­ков, или их ком­би­на­ци­ей.

 

 

 
Пояс [50.1/ 713]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.