Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропогенез. Происхождение человека разумного




Введение

Культурология – наука о сущности и основных этапах развития культуры. Культура – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей; мир, созданный руками и головой человека; искусственная среда, отличная от природной среды. Главная функция культуры – обеспечить благоприятные условия для жизни человека. Эту функцию называют гуманистической, подчеркивая тем самым, что культура служит человеку.

В настоящем пособии рассмотрены наиболее важные проблемы становления и развитии мировой культуры с момента ее зарождения до эпохи эллинизма, до начала новой эры. Первая глава посвящена культуре первобытного общества. Глава начинается с рассмотрения проблемы антропогенеза – происхождения человека разумного. В этой связи автор приводит две основные существующие концепции: «творения» и эволюции. Показывает особенности их аргументации. В последующих разделах главы показано, что процесс становления человека был неразрывно связан с его трудовой деятельностью по созданию искусственной, т. е. культурной среды, которая и помогала ему лучше приспособиться к окружающему миру. Именно с такой точки зрения рассматриваются происхождение искусства, магии, религии, мифологии, родовой общины и парной семьи.

Во второй главе анализируются две древнейшие цивилизации Ближнего Востока – шумерская и египетская. На примере Шумера показан механизм становления основных признаков цивилизации (как этапа, более высокого по сравнению с первобытным обществом): городских поселений, государства, права, классового общества, письменности. Обращение к истории Египта позволяет показать высокий уровень развития культуры Древнего Востока.

Третья глава посвящена анализу развития культуры Древней Греции. Особое внимание уделяется проблеме возникновения нового политического строя (республики в форме полиса), а также новациям в области науки и художественной культуры (философия, театр, архитектура, скульптура).

Предложенные темы не исчерпывают всех важных проблем истории культуры Древнего мира. Так, за пределами пособия оказались сюжеты, связанные с историей Вавилона, Индии, Китая, Рима. Поэтому материалы пособия не заменяют лекционного курса. Однако они позволяют студентам более глубоко изучить, в том числе и самостоятельно, ключевые проблемы становления и развития культуры первобытного общества и древних цивилизаций.

ГЛАВА 1. Культура первобытного общества

Происхождение и становление культуры связаны с происхождением и становлением человека – антропогенезом. Антропогенез есть составная часть биогенеза – процесса происхождения жизни на Земле. Существует две основные точки зрения на проблему происхождения природы и человека.

Креационизм. Первая отражена в концепции креационизма или «творения», согласно которой человек и все живое на земле сотворены некой верховной силой, Богом или богами. Концепция «творения» прослеживается уже в самых древних мифах, созданных в Месопотамии и Египте в 3-м тыс. до н. э. Она отражена в книге «Генезис» («Бытие»), созданной древними иудеями в 1-м тыс. до н. э. и воспринятой христианами как составная часть Библии. В книге говорится о том, что Бог сотворил весь мир и человека за 6 дней. Скоротечность творения выявляет всемогущество Бога. Эту концепцию принял на вооружение и ислам, созданный в Аравии в VII в. н. э.

Поддержанная авторитетом ведущих мировых религий концепция «творения» долго безраздельно господствовала в мире, но в XIX–XX вв. ее позиции были потеснены в Европе, Северной Америке и ряде других стран. Тем не менее, многие люди в этих странах и сегодня привержены концепции «творения», принимая ее более современные версии. Так, например, библейская версия о сотворении мира в течение шести дней получает новый вариант интерпретации, согласно которому библейские «дни» надо понимать как целые эпохи и т. п. Сторонники традиционных взглядов отвергают такие модификации, полагая, что они подрывают версию о всемогуществе Бога. Традиционалисты отвергают саму необходимость аргументации концепции творения, заявляя, что она дается человеку божественным откровением.

Тем не менее, ученые уже в античном мире и в средние века искали рациональные аргументы в пользу концепции «творения». И главный аргумент видели в том, что без признания существования высшего существа, Бога–творца трудно объяснить всю сложность мироздания и мирового порядка. На вопрос, кто создал так сложно и разумно устроенный мир природы, легче всего дать такой ответ: все это создала вышестоящая могущественная сила, которая есть начало всех начал, первопричина всего. Однако при более глубоком рассмотрении, это объяснение порождает вопросы, которые остаются без убедительного ответа. Например: если Бог создал мир, то кто создал Бога? Где обитает Бог? И т. п. И у человека возникает выбор: либо просто верить в то, что Бог создал мир, либо искать какие-то другие объяснения.

Эволюционная теория. Наряду с концепцией «творения» издавна существовала идея становления человека в результате постепенной и долгой эволюции природы. Философы Древнего мира обращали внимание на то, что различные формы жизни на земле проходят постоянно повторяющиеся циклы: рождаются, развиваются и умирают. Это порождало мысль о том, что природа бесконечна и ее развитие идет по единым всеобщим законам. Кроме того, было видно, что природа постоянно создает какие-то новые формы жизни, и развитие идет от простого к сложному. Эти наблюдения вели к возникновению точки зрения, согласно которой человек является результатом длительной эволюции природы, в ходе которой возникли сначала простые формы живых организмов, а затем они становились все более и более сложными.

Некоторые ученые древности удивительно прозорливо наметили основные этапы и последовательность эволюции. Так, древнегреческий философ Анаксимандр (VI в. до н. э.) полагал, что растения, а затем животные, и, наконец, человек возникли из тины на формирующейся Земле. Китайский мудрец Конфуций (VI–V вв. до н. э.) считал, что жизнь возникла из одного источника при помощи постепенного развертывания и разветвления.

В Новое время эти блестящие догадки древних ученых получили развитие и обоснование в рамках эволюционной теории, которая выступает какальтернатива концепции «творения». Вначале ученые не стремились полностью рвать с концепцией Бога–творца и искали компромиссные варианты. Так, в XVII в. французский ученый Декарт признавал роль Бога как творца материи и первопричину ее развития, но далее обосновывал тезис о естественном возникновении Вселенной и ее развитии по законам, присущим самой материи. Нидерландский философ Б. Спиноза отождествил Бога с природой, которую рассматривал как вечную систему, развивающуюся по своим собственным законам (пантеизм). В XVIII в. Эразм Дарвин (1731–1802) высказал идею о том, что жизнь возникла из одной нити, созданной Богом, а затем эта нить постепенно развивалась вплоть до возникновения человека под влиянием изменяющейся среды в результате наследования приобретенных признаков.

В начале XIX века ведущим представителем эволюционизма был французский зоолог Ж. Б. Ламарк, который объяснял сходные черты, присущие определенной группе животных (например, львам, тиграм и другим представителям породы кошачьих) тем, что они имеют общего предка. Возникшие различия между ними Ламарк объяснял разными условиями жизни. Особая роль в создании эволюционной теории принадлежит Чарльзу Дарвину (1809–1882), автору учения о происхождении различных видов живых существ в результате естественного отбора в ходе борьбы за выживание: те организмы, которые сумели лучше приспособиться к изменяющейся природной среде, имеют больше шансов на выживание и размножение. Менее приспособленные вымирают. Таким образом, Дарвин более четко, чем его предшественники, показал общий механизм биологической эволюции. Вначале Ч. Дарвин также не решался полностью порвать с концепцией Бога–творца, но затем сделал это.

К проблеме происхождения человека первым применил теорию эволюции американский ученый Л. Г. Морган, который в ходе изучения жизни американских индейцев создал концепцию, согласно которой человек прошел три стадии развития: «дикости», «варварства» и «цивилизации». Моргана считают родоначальником антропологии как современной науки.

В ХХ в. ученые проделали огромную работу по обнаружению и изучению древних останков растений, животных и человека. В ходе изучения четко прослеживалась закономерность: в нижних, самых древних, слоях земной коры находятся наиболее примитивные организмы, в верхних слоях появляются все более сложные. Эти свидетельства очень длительного восхождения от простых форм жизни к сложным – главный аргумент в пользу теории эволюции. В результате создана достаточно стройная картина эволюционного биогенеза и антропогенеза, которая выглядит так.

Возраст Земли определяется учеными примерно в 5 млрд. лет. Первые живые организмы (одноклеточные) появились примерно 3 млрд. лет назад. Развитие примитивных организмов привело к появлению растительного, а затем и животного мира (700 млн. лет тому назад). Примерно 200 млн. лет назад появились млекопитающие – класс позвоночных животных, который вскармливал своих детенышей молоком. Примерно 60 млн. лет назад в этом классе сформировался отряд приматов – пятипалых, с большим пальцем, сильно противостоящим остальным (результат жизни на деревьях). Примерно 8 млн. лет назад высшие приматы (дриопитеки), обитавшие в лесах Восточной Африки, дали три ветви, которые привели к появлению шимпанзе, гориллы и человека (Homo).

В процессе становления человека выделяют три главных звена, которые образуют так называемую гоминидную триаду. Первым звеном становления человека стало прямохождение. Изменение климата привело к вытеснению в ряде районов лесов саваннами, и поэтому часть высших приматов встали на задние конечности. Прямохождение освободило передние конечности для разносторонней деятельности и привело к формированию второго звена триады – кисти руки, способной к тонкому манипулированию. Это позволило заниматься более сложной работой и, в свою очередь, вело к развитию третьего звена– мозга – центрального отдела нервной системы животного, что в частности проявилось в нарастании объема черепа. Развитие мозга породило способность к целенаправленной заранее спланированной, т. е. сознательной, деятельности. Эта способность нашла свое выражение в изготовлении орудий труда – орудийной деятельности. Орудийная деятельность отличает человека от других животных. Обезьяна может использовать палки и камни, но не делает из них более удобные орудия труда для повседневного применения, не занимается их постоянным совершенствованием.

Развитие сознания сделало человека способным к абстрактному мышлению: мышлению при помощи образов, закрепленных в языке. Человек оперирует абстрактными понятиями (символами), которыми он обозначает различные предметы и явления. Языкчеловека отличен от языка животных. Последний есть система сигналов, передающих звуковую реакцию на какой-либо непосредственный внешний раздражитель. Например, уловив запах врага, животные подают сигнал тревоги. Речь человека есть инструмент передачи очень сложной информации, которая может быть и не обусловленной непосредственными внешними раздражителями. Язык и мышление неразрывно связаны. Наряду с орудийной деятельностью они отделяют человека от животных. Таким образом, удачное сочетание ряда факторов позволило человеку в процессе борьбы за выживание подняться на самую высокую ступеньку эволюции.

Этапы становления человека (род Homo). В рамках наиболее распространенной классификации непосредственным предшественникомрода Homo считают австралопитека («южная обезьяна»), жившего в южной и восточной Африке IV–V млн. лет тому назад. Строение тазобедренных костей и стопы австралопитеков, характер сочленения позвоночника и головы показывают, что они были прямоходящими. Объем мозга у австралопитека доходил до 500 куб. см.

Первыми представителями рода Homo являются так называемые архантропы – « древнейшие люди». Некоторые ученые полагают, что они появились уже 4 млн. лет назад, но достоверным считается срок 2 млн. лет. Помимо прямохождения главная отличительная особенность архантропов – орудийная деятельность. В число архантропов входят:

1) Хомо хабилис – «человек умелый». Он жил 2 млн. лет назад в Африке в районе озера Танганьика (Танзания), где найдена искусственно обработанная галька. Объем мозга – 500–700 куб. см.

2) Homo erectus – «человек выпрямленный». Он появился в тропической зоне Африки 1,5–2 млн. лет назад. Объем мозга – 800 – 1000 куб. см. Ему принадлежат более совершенные орудия труда – рубила, обточенные с двух сторон камни миндалевидной формы. Из Африки homo erectus перешел в Азию и Европу. Наиболее известные представители:

– питекантроп – обезьяночеловек, найденный на острове Ява в Индонезии;

– синантроп – китайский человек, найден недалеко от Пекина;

– гейдельбергский человек, найденный в Германии.

3)Homo ergaster – «человек ремесленный», который появился 1,5 млн. лет назад и морфологически был ближе к современному человеку.

Новая ступень развития человека – палеоантропы (древние люди). Период расцвета – 200–40 тыс. лет до новой эры. Наиболее известные представители названы неандертальцами по имени первой находки в долине Неандерталь в Германии. Мозг – до 1500 куб. см. Неандертальцев считают первыми представителями «хомо сапиенс» – человека разумного, но, скорее всего, неандерталец – это боковая тупиковая ветвь эволюции.

Последняя ступень антропогенеза – неоантропы (новые люди)– хомо сапиенс сапиенс. Наиболее ранние датировки появления неоантропов – 100 тыс. лет. Появились в Африке. Вероятно, это линия идет от Homo ergaster. Наиболее известный неоантроп – кроманьонец, найденный в гроте Кро–Маньон во Франции. Время появления – 35 тыс. лет. Мозг – 1400 куб. см. С биологической точки зрения кроманьонец однотипен современному человеку. В ходе дальнейшей эволюции до 10-го тыс. идет складывание основных рас, но расы – это географические популяции одного и того же биологического вида неоантропа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.